СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Забота как психолого-педагогическое явление в аспекте помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование феномена заботы как психолого-педагогического явления в аспекте помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Забота как психолого-педагогическое явление в аспекте помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»

Краснокутская А.С

Научный руководитель: Лапп Е.А.,

к. п. н., доцент, ВГСПУ, г. Волгоград


ЗАБОТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В АСПЕКТЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Феномен заботы, рассматриваемый учеными-исследователями с разноаспектных позиций, является недостаточно изученным по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети этой категории нуждаются в получении особой специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении (Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, НД. Шматко и др.). Образовательное учреждение, родители, педагоги обязаны всецело проявлять заботу о ребенке с ограниченными возможностями здоровья для всесторонней и успешной его социализации, для формирования у него способности жить самостоятельно (Н.Н Малофеев, С. А. Козлова, А.В Мудрик, Н.Г Филонов и др.).

Многие авторы пишут о роли заботы в развитии человека на разных этапах онтогенеза (А.Я. Варга, В.С. Мухина, Э. Эриксон, В.Д. Винникот, Д. Боулби и др.). Это понятие так же употребляется в контексте этического и психологического исследования таких явлений как любовь (Лоуэн, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.), дружба (И.С. Кон), проблемы материнства и отцовства (Г.Г. Филиппова, М. Мид, И.С. Кон, Р.В. Овчарова и др.). Также термин «забота» встречается и в научных трудах педагогической психологии (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов), психологии семьи (С. Минухин, В. Сатир, Д. Браун, Д. Кристенсен и др.), психотерапии (В.Тэкхэ, О.Кернберг, С. Раевский) [1] .


Целью нашего исследования является обоснование феномена заботы как психолого-педагогического явления в аспекте помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1.Представить точки зрения разных авторов по проблеме заботы.

2.Описать условия проявления заботы к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика выполненного исследования заключается в том, что психолого-педагогический аспект заботы о ребенке с ограниченными возможностями здоровья освещается впервые, этот феномен на современном этапе развития специальной педагогики и психологии специально не рассматривался.

Забота необходима человеку на протяжении всей его жизни, так как время от времени или по каким-то причинам он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои потребности, добиться целей и т.п. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья забота помогает стать более уверенным, способным сотрудничать и уважать других. Забота создает необходимую опору для решения ребенком задач в выполнении определенных действий, связанных, например, с различным удовлетворением личных потребностей при самостоятельной жизни.

Забота имеет непосредственную связь с удовлетворением потребностей. В психологической литературе мы находим этому подтверждение. Так, А.Маслоу указывает, что забота родителей - это обеспечение безопасности и защиты для своего ребенка. Роль семьи в процессе становления личности ребенка с особыми образовательными потребностями огромна, так как необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка [3].

Г. В. Бурменская рассматривает заботу наряду с зависимостью, ответственностью, руководством, поддержкой, эмоциональным принятием ребенка как характеристику родительской позиции, которую А.С. Спиваковская определяет как интегративную характеристику, отражающую совокупность эмоционального отношения родителя к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. Родительскую позицию Г.В.Бурменская характеризует исходя из ее функций (уход, создание необходимых условий для развития ребенка и т. д.). Под заботой автор понимает удовлетворение потребностей ребенка, обеспечивающее уровень нормального физического, психического, социального развития ребенка (ее уровень определяется количеством сил, времени, внимания, уделяемых ребенку) [4].

Забота о ребенке с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание условий для реализации разного уровня потребностей. Важно отметить, что, психологический комфорт, благополучие, выступающие как цели заботы, не являются тождественными. Понятие благополучия наилучшим образом обобщает то, на что направлена забота о ребенке с особыми образовательными потребностями, и наиболее полно отражает позитивные аспекты функционирования личности.

Важно учитывать тот факт, что забота о ребенке направлена не только на максимальное удовлетворение его потребностей, так как достижение полного благополучия только за счет этого невозможно. Многие педагоги и психологи (А.А. Афанасьев, А.Ю. Гордин, Р.Кэмпбелл, А. С. Макаренко) пишут о том, что не только похвала, подбадривание, поощрение, приносит пользу человеку, напротив, наказание или лишение поддержки обеспечивает его благополучие, заставляя осмыслить происходящее, проявить самостоятельность. Г. В. Бурменская рассматривает заботу наряду с зависимостью, ответственностью, руководством, поддержкой, эмоциональным принятием ребенка как характеристику родительской позиции. Под заботой автор понимает удовлетворение потребностей ребенка, обеспечивающее уровень нормального физического, психического, социального развития ребенка (ее уровень определяется количеством сил, времени, внимания, уделяемых ребенку) [2].

Развитие самостоятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается не только в том, чтобы научить его обслуживать себя и убирать за собой. Важно уделять внимание формированию собственного мнения, уверенности в собственных силах. Взрослым следует создавать условия, в которых бы ребенок учился принимать решения, не боялся последствий собственных действий и желания проявлять инициативу, умел достигать своих целей и не боялся совершать ошибки. Самостоятельность так же способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.

Таким образом, забота о ребенке с ограниченными возможностями совершается во имя его благополучия, предполагающего личностный рост в определенных видах деятельности, стремление к самостоятельности. Средством достижения благополучия ребенка с особыми образовательными потребностями может являться удовлетворение его потребностей. Забота родителей, создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка с особыми образовательными потребностями и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.


Список литературы

1. Андреева М.В., Баранов А.А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты: Учеб. пособие – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 88 с.

2. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби. - М.: Академ. проект, 2014. - 237 с.

3. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд- во Института Психотерапии, 2012. - 240 с.

4. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - Спб: Речь, 2013. - 415 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!