СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Забота о здоровье учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы вопросы здоровьесбережения являются основной стратегической линией нашего образовательного учреждения. Формирование успешной личности, обладающей ключевыми компетентностями, в условиях сохранения и развития физического, психического и нравственного здоровья, способной адаптироваться к изменяющейся социально-экономической ситуации – является моим педагогическим кредо. Эту проблему я решаю с помощью создания и поддержки благоприятного психологического климата в процессе формирования у учащихся мотивации на овладение знаниями и активной жизненной позиции, укрепления и развития психологической связи между учениками и учителем, родителями за счет развития коммуникативных компетентностей и навыков, примером этому является применение технологии обучения в сотрудничестве.

Просмотр содержимого документа
«Забота о здоровье учащихся начальной школы»

Юсупова А.Э.


Забота о здоровье учащихся начальных классов


Россия, Самарская обл., г. Самара,

МБОУ СОШ №34

e-mail: [email protected]



В последние годы вопросы здоровьесбережения являются основной стратегической линией нашего образовательного учреждения.

Формирование успешной личности, обладающей ключевыми компетентностями, в условиях сохранения и развития физического, психического и нравственного здоровья, способной адаптироваться к изменяющейся социально-экономической ситуации – является моим педагогическим кредо.

Эту проблему я решаю с помощью создания и поддержки благоприятного психологического климата в процессе формирования у учащихся мотивации на овладение знаниями и активной жизненной позиции, укрепления и развития психологической связи между учениками и учителем, родителями за счет развития коммуникативных компетентностей и навыков, примером этому является применение технологии обучения в сотрудничестве.

Программа «Здоровейка» помогает мне сделать класс вторым домом для ребёнка, домом здоровья, в котором каждый ребёнок должен чувствовать тепло и заботу не только о его успеваемости, но и о его здоровье и безопасности. Основная задача моей здоровьесберегающей системы – не только физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, но и воспитание у них потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важный труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы Я стараюсь, чтобы каждый элемент среды, создаваемый в классе, был направлен на снятие утомления от интеллектуальной нагрузки, стабилизацию эмоционально-волевой сферы и как следствие – на формирование дружного детского коллектива.

Знакомство с детьми я начинаю со знакомства с их семьями, доверительного общения с родителями, которое позволяет получить большой объём информации о ребёнке. В объективе моих наблюдений за первоклашками – нравственная направленность личности каждого ученика, его здоровье, умственная и физическая работоспособность, развитие памяти, внимания, мышления и воображения учащихся. По мере взросления детей предметом моего изучения становится сформированность навыков учебной деятельности моих воспитанников, самооценка, социометрический статус, состояние эмоционально – психологических и деловых отношений в классе. Результат этой работы – составленная мною педагогическая карта каждого ребёнка, в которой предложена программа, определяющая траекторию развития личности ребёнка, определены адекватные способы его педагогической поддержки и необходимость коррекции. Для решения основных задач моей здоровьесберегающей системы в школьное расписание моих воспитанников включены различные мероприятия: ежедневные занятия ЛФК, уроки здоровья, ароматерапия, прогулки на свежем воздухе, а также регулярные встречи с врачами детской поликлиники. Результатом такой работы является отсутствие пропусков учащихся по причине простудных заболеваний, победы в спортивных соревнованиях. Общепризнанно, что развитию личности младшего школьника способствует формирование самоуправленческих начал в жизни класса. С этой целью в нашем классном коллективе создано детское объединение «Здоровейка», которое является центром моей воспитательной системы. Организация деятельности детей через объединение «Здоровейка» начинается с общего сбора родителей и детей, на котором совместно составляется план мероприятий на год. Основу этого плана составляет годовой перечень традиционных дел. Все мероприятия проходят ежегодно в одни и те же сроки, но всегда отличаются формами, содержанием. Кроме того, ребята сами придумывают мероприятия, организуют экскурсии, посещение музеев, театров. Устав детского объединения «Здоровейка» предусматривает чередование коллективных творческих поручений, что позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию в построении жизнедеятельности детского сообщества, положительно влияет на формирование его организаторских способностей, умение управлять своим «Я», раскрывать и развивать его потенциальные и реальные возможности.

Каждому ребёнку создаются условия для проявления его творческой индивидуальности. Загоревшись идеей того или иного мероприятия, и я, и дети, и родители проделываем огромную творческую работу, изготовляя декорации и костюмы, разрабатывая сценарии, придумывая и разучивая танцы и упражнения. Важно понять, что в психологическом плане социализация ребенка происходит в его взаимодействии как индивида с сообществом взрослых (в лице прежде всего родителей и педагогов) и с детским сообществом (с детьми в школе и вне школы). Между тем, в силу своих познавательных и личностных особенностей, ребенок может оказаться не включённым в систему межличностных отношений ни в детском сообществе, ни во взрослом сообществе. Вследствие чего ребенок оказывается лишенным той социальной среды, которая необходима для его индивидуальной социализации. Наша школа активно занимается вопросами построения гуманно-личностного пространства, суть которого в том, чтобы процесс обучения для каждого ребёнка был радостным, чтобы были созданы максимально благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей обучающихся. Ведь, процесс развития общего образования подразумевает его доступность для всех, его приспособление к нуждам каждого ребёнка, в том числе и детей с инвалидностью. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители пользуются правом выбора и всё чаще определяют детей с инвалидностью в общеобразовательную школу. В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в п.27 говорится: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

В мой класс пришёл Нестеров Владислав – инвалид детства. И для меня стало главным, чтобы помимо учебных знаний, у Влада формировались умения адаптироваться в окружающем мире, социальные навыки, способность самореализации в сложном гражданском обществе. С учащимися были проведены соответствующие мероприятия с целью корректировки сферы межличностных отношений. Владу необходима обычная детская среда, участие в жизни школы, ведь подлинное образование можно осуществить только в контексте реальных взаимоотношений. В соответствии со ФГОСами целью образования становится не просто накапливание знаний, умений и навыков, а формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, предполагающее общекультурное, личностное и познавательное развитие. Насколько овладеет этой компетенцией ребёнок-инвалид, настолько он сможет преодолеть искажение своей психики. Для этого были намечены следующие направления в работе:

- создание благожелательной и спокойной атмосферы в классном коллективе;

- установление эмоционального контакта с ребёнком;

- установление неформальных контактов со сверстниками на переменках.

С первого дня велась кропотливая ненавязчивая работа с детским коллективом, направленная на принятие Влада таким, какой он есть. Да, он «другой», но он добрый, честный, беззлобный, наивный и с огромным желанием иметь друзей. В классе сложилось доброжелательное отношение к Владиславу. Одноклассники всё чаще проявляют желание помочь ему. Да и сам Владик с удовольствием участвует в жизни класса и школы.

Успехи Влада – результат совместной работы учителя и родителей, школьного психолога и, конечно, детского классного коллектива. Все вместе они научились главному – быть внимательными и чуткими к ребёнку – инвалиду. Дети,здоровые нравственно – здоровы физически.

Здоровьесберегающая система моего класса – максимально открытая система. Я стремлюсь обогатить внутренний мир классного сообщества духовными ценностями школьной среды и окружающего социума. Учащиеся класса активно участвуют в общешкольных делах, конкурсах, смотрах, тем самым возрастают возможности воспитательного влияния на личность ребёнка. Я стараюсь максимально использовать социокультурный центр города Самары для развития своих учащихся. Дети знакомятся с культурно-историческими достопримечательностями города и родного посёлка Зубчаниновка. Большинство учащихся занимаются в кружках, секциях, где проявляются и развиваются их индивидуальные способности. Десять учащихся моего класса посещают воскресную школу при храме Александра Невского в посёлке Зубчаниновка. Они приглашают одноклассников на церковные праздники, и мы с ребятами (с разрешения родителей) с удовольствием бываем в храме.

Мы выпускаем Альманах, в котором ребята печатают свои истории на тему «Здоровье». Вот, например, история о том, как сова следила за непослушными маленькими зайчатами, медвежатами, лисятами, которые не слушались своих родителей и в результате заболевали. Ребята читают истории и в их головах рождаются новые рассказы о том, как нужно относиться к своему здоровью.

Я убеждена в том, что разработанная мною система делает школьную жизнь ребят, родителей, а также мою интересной, увлекательной и разносторонней и, что самое главное, способствует физическому и нравственному здоровью учащихся моего класса.

Одна из главных задач школы на сегодняшний день – обеспечить условия для безопасной организации учебного процесса и сохранить здоровье учащихся. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современного ребёнка и напрямую зависит от того, насколько здоровый образ жизни он ведёт. Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье, формирование установки на использование здорового питания, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, как пример для подражания, использование оптимальных двигательных режимов для детей, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены – всё это приведёт к физическому развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья, воспитанию у них потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.


Список литературы:


1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.

2.Канаева И.Ю. Растить ученика здоровым.// Начальная школа – 2001. - №6.

3.Похова А.И. Укреплять здоровье. //Начальная школа - 1990. - № 6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!