СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачем человек приходит в картинную галерею?

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из сборника: "Об искусстве ТЭТ-А-ТЭТ"

Просмотр содержимого документа
«Зачем человек приходит в картинную галерею?»

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ?



( дети 9-10 лет ).



Работая много лет в картинной галерее, мне всегда интересно наблюдать за тем, как посетители смотрят на картины. И всегда это происходит по-разному. Одни, по залам проходят быстро, смотрят бегло, как будто куда-то торопятся. Другие, наоборот – смотрят подолгу, не спеша, внимательно. Каждый ищет что-то своё, ведь каждый зачем-то приходит, каждому, что-то надо от искусства. Но если бы вы спросили меня – Зачем? – то, мне кажется, что у меня есть свой ответ на этот вопрос.

Человек приходит в картинную галерею для того, чтобы стать зрителем. Даже если он и не думал об этом, то всё равно, вольно или невольно, приходя в художественный музей, человек становится зрителем. Ведь он пришёл и смотрит, значит, он - уже зритель. Вот только какой? Вы можете подумать - Странный вопрос, а какой может быть зритель - обыкновенный, смотрящий. Что ещё зрителю надо – смотри себе, да смотри, какая уж тут сложность?

Думающий, так, не совсем прав. Человек становится зрителем в художественном музее, только при определённых условиях. То есть, что-то очень нужно и необходимо знать, чтобы человек из просто, смотрящего на картину, превратился в зрителя. Но, ЧТО? – вопрос непростой. Вот в нём и попробуем разобраться.

Итак, человек пришёл в картинную галерею и, войдя в зал, остановился перед картиной. Он видит изображение, обрамлённое рамой. Он понимает, что перед ним картина и на неё надо смотреть. Правильно, на картину надо смотреть и смотреть именно так, как надо. Извините меня за игру слов, но она здесь уместна. Потому что на картину действительно надо смотреть так, как надо. Потому что картина, это произведение изобразительного искусства, это особый организм, особое проявление творческих способностей человека. Картина несёт в себе особый заряд, особую энергетику её создателя и самое главное – картина создавалась по определённым знаниям, определённой технологии, определённым законам. Ведь художник, это человек, обладающий такими знаниями и умениями, которые обычному человеку, не связанному с изобразительным искусством, не известны. А значит, чтобы понимать художника, понимать его творческие поиски, его художественные мысли, необходимо хотя бы немного знать законы художественного творчества. Что же это за законы такие и где они прописаны? Они не прописаны нигде, но они складывались веками, тысячелетиями из того огромного опыта, который накапливал ЧЕЛОВЕК, пока в течение большого периода времени создавал тот или иной вид искусства. И раз уж картина принадлежит изобразительному искусству, то, наверное надо попытаться поразмышлять о том, по каким законам живёт и существует оно. Но с чего начать? Да с самого главного, с того, что мы всегда должны помнить о том, что изобразительное искусство, в той части, к которой принадлежит картина, графическое произведение – это всегда ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ. Это фундамент и основа всего «здания». А раз так, то какие же из этого можно сделать выводы? Первый – мы с вами никогда не должны забывать, что картина это изображение на плоскости и что эта плоскость является частью самой картины. Даже если она всегда скрыта за изображением, она никогда никуда не девается и об этом всегда надо помнить. Почему? Да потому, что от этого очень много зависит и это очень важно. Именно плоскость напоминает нам, что перед нами всего лишь навсего – ИЗОБРАЖЕНИЕ. Изображение созданное художником с помощью красок. Оно может нравиться или не нравиться, оно может быть похожим

- 2 -


или не похожим, понятным или не понятным – оно может быть самым разным – но оно всегда изображение. Оно НИКОГДА, не может заменить того, ЧТО, изобразил художник на картине. Оно – всего лишь ОБРАЗ этого. Образ того, что мы видим. Оно самостоятельно само по-себе, как ИЗОБРАЖЕНИЕ и не более чем. А значит и относится к нему, надо соответственно. Это как? А вот как. Надо внимательно, спокойно и неспеша, его рассматривать. Надо размышлять о нём, пытаться понять, что и как делал художник. Надо учиться понимать его ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ. Ведь какое бы явление не изображал художник, на картине оно будет иметь только один смысл – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Потому, что его придумал, сочинил – художник. Даже если это портрет хорошо знакомого вам человека, то всё равно, на картине, его изображение – ХУДОЖЕСТВЕННО. А по-другому и не может быть. Потому что изобразительное искусство основано на способности человека ВИДЕТЬ. Художник видит глазами, его мозг конструирует в своём сознании изображение и помогает рукам с помощью кистей и красок создавать изображение на плоскости. И это будет уже другая реальность. У неё будет другая природа, другие корни. Своим появлением, она будет иметь отношение только к художнику – своему создателю. И для того, чтобы стать настоящим зрителем, нам с вами надо научится понимать эту реальность, знать о способах её появления.

Вывод второй – любое ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ – это всегда не только автор, но и время, страна, эпоха. А значит, чтобы его оценивать, надо хотя бы немного знать историю этого времени, его характер, его особенности. Надо иметь представление о его культуре, известных мастерах и художественных памятниках. То есть, посещение картинной галереи, требует определённых специфических знаний, которые помогут стать зрителем. Есть такой предмет, такая наука, которая содержит эти знания. Это – ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Но о ней, разговор отдельный.

Теперь ещё одно, очень важное, на мой взгляд, замечание. Так как мы говорили о том, что картины очень разные, то это значит, что каждый художник творит по-своему – как умеет, как может и как хочет. Поэтому мы с вами должны привыкнуть к тому, что в залах художественного музея нам встретиться большое количество самых разных картин. На них будут самые разные изображения. Они будут вызывать вопросы, нравиться или не нравиться, они будут понятны или не понятны, но мы всегда должны помнить, что каждая картина – это труд ХУДОЖНИКА и поэтому к ней надо относиться с УВАЖЕНИЕМ, независимо от того – нравится вам она или нет. Художник не виноват, если мы его не поняли. Он творил и не мог думать о нас, он думал о КАРТИНЕ. Наша задача – стать грамотным, думающим зрителем, научиться понимать и чувствовать картину, прежде всего – как ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Вот за этим человек и приходит в картинную галерею.





В. Пискурёв. 2006г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!