СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зачем творить добро" (ОРКиСЭ)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. На данном уроке обучающиеся учатся отвечать на важный вопрос: "Зачем творить добро?"

Просмотр содержимого документа
«"Зачем творить добро" (ОРКиСЭ)»

~ 2 ~


МБОУ «Ломоносовская СОШ им. М. В. Ломоносова»

Разработка урока по теме: «Зачем творить добро»

(открытое, в п. Белогорский, 27.02.2015)

В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Цели и задачи:

*введение детей в проблему добра и зла;

*воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

*мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния;

*формирование умений согласовывать свои действия с коллективом;

*создание мотивации для дальнейшей работы по данной теме.

Оборудование:

Иллюстрация деревьев, раздаточный материал, цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Владимировна. Работаю в Ломоносовской средней школе. У меня такие же 4-шки, как вы. Надеюсь, что мы найдём общий язык.

  1. Введение в тему (создание проблемной ситуации).

*Учащиеся проводят сравнительный анализ двух деревьев. Начнём разговор с рассматривания иллюстраций (слайд). Пробуем ответить на вопрос: Что олицетворяет одно дерево и другое? Были ли деревья одинаковыми первоначально? Что случилось со вторым деревом и почему?

*Послушайте стихотворение, а после определите тему урока.

Из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой

«Творите, люди, на Земле добро»

Гласит легенда…
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?



Учитель: Так, о чем же мы будем сегодня беседовать? Уч. стр. 68, сверимся, правильно ли думаем. Как звучит тема?

  1. Работа над новой темой.

  1. Вводная беседа о правилах и законах, включая нравственные, по которым мы живем.

Учитель: Поговорим о добре и зле в нашей жизни. Назовите правила и законы, по которым мы живем изо дня в день.

(дети называют правила поведения в музее, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов, правила, действующие в школе (показ сборника правил безопасности) показываю

Учитель: Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?

Учитель: А, ещё есть внутренний закон в человеке. Вы его знаете? (совесть, Совесть, как внутренний закон Божий, присуща всем людям.)

Учитель (словарь) Совестью называется внутренняя духовная сила в человеке, или проявление духа в человеке. Совесть есть внутренний голос, который говорит нам, что есть добро и что есть зло. Голос совести обязывает нас делать добро и уклоняться от зла. За все доброе совесть награждает нас внутренним миром и спокойствием, а за все недоброе и злое осуждает и наказывает угрызением.

  1. Связь с литературными произведениями.

Давайте вспомним сказку Константина Паустовского «Тёплый хлеб». В чём была жестокость Филькиного поступка? Какие чувства испытывал Филька, когда понял, что наказал всю деревню? А Нина Карнаухова в произведении А.П.Гайдара «Совесть»? (И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.)

Какие ещё литературные примеры вы можете привести? (Мишка из рассказа Ю. Яковлева «Полосатая палка», Алёша из сказки А. Погореловского «Сказка о чёрной курице», Оля и Яло из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал».) уч. стр. 68 (золотое правило этики)

  1. Человек бросает свои корни на Земле, что дерево. Какие плоды могут расти на дереве «Добро»? А на дереве «Зло»?

Коллективная работа (ф - разминка) с карточками у доски…. (дети прикрепляют карточки к деревьям) Возможные слова: тепло, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе. Слова прикрепляются на деревья.

Закройте глаза, подумайте, как бы хотели прожить и что посеять на Земле, чем украсить своё дерево. (дети закрыли глаза, учитель кладёт им картинки на парты)

Творческая работа. Раскрась дерево, подпиши плоды на своём дереве. (2 мин)

Что написали на своих деревьях? Какими цветами пользовались? Как себя чувствуете, глядя на свои деревца? Уч. стр. 69, внизу, прочтите, найдите вывод, зачем творить добро?

*Притча Светланы Копыловой (обсуждение) Брошенный камень

Мог он проехать мимо?

О чём он не хотел забывать больше никогда? (о добросердечии)

Мимо пройти… беду распространить, увеличить

Из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой

ТВОРИТЕ МИР!

Мир и Любовь!
Добро и Чистоту!
Покой и Свет!
Улыбку и Участье
Хочу я видеть
В каждом существе
И знаю: в этом мое счастье.
Когда тепло сердец,
Их нежность ощущаю,
С надеждой я
К Всевышнему взываю
И, как молитву,
Я твержу одно:
"Творите, люди,
На Земле добро!"

Учитель: Как вы думаете, откуда взялось зло в мире? И вообще, что такое зло?

Учитель: Некоторые считают, что зло было в мире всегда. А значит, будет всегда. Зло, по их мнению, естественное явление в мире природы и в человеческом обществе.

В Библии излагается иной взгляд на возникновение зла.

Во-первых, Библия утверждает, что зло не всегда было в человеческом мире и мире природы.

Во-вторых, Библия указывает на причину возникновения зла в мире. Эта причина грех. Что такое грех? (предполагаемый ответ: грех – это нарушение человеком Божиих заповедей) уч. стр. 69 от слов: Некий дикарь….

Вся многовековая история человечества построена на примерах борьбы двух противоположностей внутри человека – Добра и Зла. А проявления его последствия могут быть разные: обман, воровство, убийство и т. д. Даже природные бедствия могут возникать по причине человеческих грехов, как в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».

В-третьих, в Библии говорится, что от зла можно спастись.

В-четвертых, указывается путь спасения.

Учитель: Как человеку это можно сделать? (человеку следует не прятаться от Бога, а попросить прощения, и никогда больше не нарушать Его заповедей)

Из притчи «Жил мудрый старец»

Мой друг, хочу совет тебе дать дельный, 
Да и себе, конечно, что ж скрывать: 
В молитве перед Богом на коленях 
Не бойся об изъянах рассказать. 

О том, что много лет тебя терзает, 
Излей пред Богом, голову склоня. 
Отец о всех тревогах, тайнах знает, 
И где бы ни был ты, хранит тебя. 

А добрые дела твори в смиреньи, 
Не выставляй их людям напоказ. 
Имей в себе любовь, храни терпенье, 
И Бог, увидев тайное, воздаст!

Из сборника стихов С.П. Хисамутдиновой «Творите, люди, на Земле добро»

Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще,
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!

  1. Физминутка. Мне очень хочется, чтобы вы почувствовали тот маленький родничок добра… (в круг встаём, берём слова). «Дорогою добра» - песня. 

Приятно ли было петь эту песню? Какие слова особенно понравились?

  1. Закрепление. Работа в группах со слайдами.

  • Как вы понимаете слова?

  • Работа с пословицами.

Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета – черный, золотой или черный с золотом. Учитель складывает камни к подножию дерева добра или зла. Зло- беда, боль, трещина, горе. Добро- лучик солнца, который может согреть. Вот в годы войны…было тяжело, но ведь люи смогли преодолеть зло и теперь небо чистое, солнышко ясное.

Пословицы.

* Худо тому, кто добра не делает никому. (Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. (Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. (Про добро).

*Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. (Про добро).

* Добро творить – себя веселить. (Про добро).

* Злоба лишает человека силы. (Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

* Злой плачет от зависти, добрый - от радости. (Про добро и зло).

Инга Дмитриева

Что есть Добро? -
Нет Худа без Добра...
Его мы познаём в сравнении.
Два полюса - Добро и Зло -
Скрещение мечей, Теней сражение.
Извечная борьба Добра со Злом...
Бой между ними уж давно разыгран.
И остаётся только лишь одно -
Чью сторону принять? -
И сделать ВЫБОР.

  1. Итог.

Скажите, ребята, от кого зависит, добро или зло творит человек?

Зачем творить добро? У. стр. 69, внизу вывод

Ну что ж, наше занятие подошло к концу! Будьте добрее, терпимее друг к другу! Идите по жизни только дорогой Добра.

* Спасибо, что вы были внимательны и добры ко мне, окружающим, внимали словам.

Если будет время, то… Хочется такое занятие окончить словами прекрасной песни «Дорогою добра» (поём вместе)

Песня

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!




тепло война смерть веселье мама слёзы семья ласка разруха отзывчивость горе



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!