Зачет по разделу "Эволюционное учение" 9 класс

Категория: Биология

зачет составлен в формате тестовых заданий, содержит различные типы тестов, будет полезен не только при проверке знаний по разделу "Эволюционное учение", также и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Зачет по разделу "Эволюционное учение" 9 класс»

Зачет по теме «Эволюционное учение» 9 класс 1 вариант

Задание 1. Установите соответствие между характеристиками и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

Пути эволюции

А)формирование крупных таксонов

Б)исчезновение ряда органов

В)появление полового процесса

Г)переход к паразитическому образу жизни

Д)появление новых систем органов

Е)переход к сидячему образу жизни

1)ароморфоз

2)общая дегенерация

Задание 2.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса вида в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Вид широко распространен на Земле. (2)Вид относят к группе эндемиков. (3)Численность особей большая за счет высокой плодовитости особей. (4)Внутри вида имеется разнообразная пищевая специализация. (5)Вид занесен в Красную книгу. (6)Эволюция вида характеризуется уменьшением ареала.

Задание 3. Установите соответствие между признаками и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Признаки

Критерии вида

А)питание животной пищей

Б)голова вытянута в рыло

В)неравнолопастной хвостовой плавник

Г)обитание в холодной воде

Д)рот расположен на нижней стороне головы

1)морфологический

2)экологический

Задание 4. Проанализируйте таблицу «Формы эволюции». Заполните пустые ячейки, использую термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из списка.

Название формы

Характеристика

Пример органов

Дивергенция

А

Разные клювы у вьюрков

Б

Развитие сходных признаков у неродственных групп организмов

Крылья бабочек и летучих мышей

Параллелизм

Развитие сходных признаков у родственных групп

В

Термины:1)конвергенция 2)аналогичные органы 3)атавизмы 4)ласты у кита и дельфина 5)расхождение признаков у особей в популяции 6)схождение признаков у особей, обитающих в одной среде 7)естественный отбор 8)рудименты

Задание 5.Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора.

Характеристики

Формы отбора

А)проявляется в постоянных условиях жизни

Б)оказывает давление особей с новыми признаками

В)увеличивает число особей с новыми мутациями

Г)освоение новой экологической ниши

Д)выживание особей с исходной нормой реакции

1)стабилизирующий

2)движущий

Задание 6. Установите соответствие между примерами и механизмами эволюции

Примеры

Механизмы эволюции

А)косточки среднего уха

Б)крыло птиц и насекомых

В)ласты кита и рука человека

Г)глаз осьминога и человека

Д)передние конечности летучей мыши и лягушки

1)дивергенция

2)конвергенция


Задание 7.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Тополь серебристый.

(1)Растут тополя очень быстро и уже в возрасте сорока лет приобретают окончательную высоту. (2)Высота тополиных деревьев колеблется от 30 до 60 метров. (3)Живет растение недолго, в основном до 80 лет. (4)Корни тополя толстые, сильные, у многих видов расположены поверхностно. (5)Клетки почек образуют клейкое смолистое вещество. (6)Древесина дерева мягкая и очень легкая, ствол прямой, крона может иметь самую разнообразную форму.

Задание 8.Объясните, в чем проявляется приспособленность пингвинов к жизни в условиях низких температур. Укажите не менее трех признаков.

Зачет по теме «Эволюционное учение» 9 класс 2 вариант

Задание 1. Установите соответствие между характеристиками и путями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

Пути эволюции

А)ослабление зрения у почвенных грызунов

Б)исчезновение ряда органов у бычьего цепня

В)прыгательные конечности у зайца

Г)грызущий ротовой аппарат у жуков

Д)исчезновение головы у двустворчатых моллюсков

Е)переход к сидячему образу жизни

1)идиоадаптация

2)общая дегенерация

Задание 2. Проанализируйте таблицу «Сравнительно-анатомические доказательства эволюции». Заполните пустые ячейки, использую термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из списка.

Группы органов

Характеристика

Наличие у животных

А

Имеют различное происхождение, но выполняют сходные функции

Крылья у птицы и бабочки

Гомологичные

Имеют сходное происхождение, но выполняют разные функции

Б

В

Утратили свое значение в ходе эволюции

Третье веко у человека

Список терминов: 1)аналогичные 2)атавизмы 3)рудименты 4)регуляторные 5)конечности у лягушки и летучей мыши 6)молоточек, наковальня и стремечко 7)дивергенция 8)конвергенция

Задание 3. Установите соответствие между признаками и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Признаки

Критерии вида

А)зимнее оцепенение

Б)длина тела 25-28 см

В)тело веретеновидной формы

Г)различие в окраске самцов и самок

Д)обитание на опушках лесов, в оврагах и садах

Е)питание насекомыми

1)морфологический

2)экологический

Задание 4.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического регресса в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1)Вид имеет узкую пищевую специализацию. (2)Путем ароморфоза исходная группа особей освоила среду с резко изменчивыми условиями жизни. (3)Ареал большой. (4)Резко сокращается численность особей в популяциях. (5)Происходит вымирание группы организмов. (6)Примером регресса служит распространение насекомых по разным экосистемам.

Задание 5. Установите соответствие между примерами организмов и формами борьбы за существование

Примеры организмов

Формы борьбы за существование

А)сосны в сосновом лесу

Б)мицелии грибов пенициллов

В)лягушки и цапли

Г)ежи и соколы

Д)растения кислицы в нижнем ярусе леса

1)межвидовая

2)внутривидовая


Задание 6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2.В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3.Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4.В результате ароморфоза произошел выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6.Они имеют уплощенную форму тела и окраску под цвет грунта.

Задание 7. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны характеристики морфологического критерия вида Береза пушистая.

(1)Молодые однолетние саженцы этого вида имеют густые опушенные побеги. (2)Кора дерева в этом возрасте имеет красно-коричневый оттенок и кожистую структуру. (3)У молодых деревьев диаметр кроны небольшой, все ветви направлены строго вверх. (4)Плодоносить береза пушистая начинает на 15 год жизни. (5)В природе деревья этого вида могут образовывать лесные экосистемы. (6)Деревья этого вида встречаются на всей территории Европы, в Западной и Восточной Сибири и Центральной Азии.

Задание 8.Объясните, в чем приспособленность кактусов к жизни в условиях засухи. Приведите не менее трех доказательств.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей