СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачетная работа по итогам курсовой подготовки " Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная зачетная работа поможет учителям начальных классов правильно построить свои занятия по математике.

Просмотр содержимого документа
«Зачетная работа по итогам курсовой подготовки " Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе".»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

394043, г. Воронеж, ул. Березовая Роща, 54.



КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО

И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ





Зачётная работа учителя начальных классов МБОУ СОШ №2

г. Воронеж

Демидовой Светланы Викторовны

по итогам курсовой подготовки

с.06.10.2016 г. по 18.11.2016 г.

на тему : «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .»











Содержание: 1.Введение. 3-4 2.Цели и задачи, которые мы стремимся решить, организуя проектно- исследовательскую деятельность на уроках математики в начальной школе. 5-6 3.Проект, как метод обучения. 7-9 4. Типы проектов. 9-10 5. Исследование, как метод обучения. 11-12 6. Методы исследования. 13-15 7. Роль учителя в проектной деятельности. 16-17 8. Роль ученика в проектной деятельности. 18

9. Роль родителей в проектной деятельности. 19-20

10 .Формы организации проектно-исследовательской работы на уроках математики в начальной школе. 21-26 11. Этапы работы над проектом. 27-29 12.Формирование универсальных учебных действий. 30 -32 13. Формы представления результатов проектно-исследовательской деятельности. 33 14. Рефлексия. 34

15.Проектная работа на тему: Математика в нашей жизни». 35-46



16. Литература. 46 1.Введение.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов 
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в 
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе.

А для современного общества характерна сложность социальных, культурных, экономических условий, поэтому оно острого нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными.

Таким образом, сегодня школа должна решить непростые вопросы: какой должна быть новая модель образования и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и что очень важно, сделать привлекательной эту модель для самих учащихся.

Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.

Осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет

ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.



2.Цели и задачи, которые мы стремимся решить, организуя проектно-исследовательскую деятельность на уроках математики в начальной школе.      

 Использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончанию школы, но помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность и в России за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

      Тема данной работы: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе»        

       Цель: подготовка младших школьников к решению проблем, овладению навыками проектной деятельности.

       Задачи: развитие познавательных потребностей младших школьников; обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

        В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Таким образом, метод проекта предполагает: связь обучения с жизнью; развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе; развития умения адаптироваться к действительности; умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

     Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире

информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний,

рационально подходить к процессу познания,т.е.учит учиться.



3. Проект, как метод обучения.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности».

Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектовВ ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности:

  • наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы;

  • вещественной формой конечного результата;

  • необходимостью реализации проекта;

  • возможностью массового использования и результатами проектирования.

В центре проектной  деятельности  находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является  углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.  Темы проектов должны относиться  к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

С помощью метода проектов возможно научить учащихся:

  • выявлять и формулировать проблемы;

  • проводить их анализ;

  • находить пути их решения;

  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в      средствах массовой информации.

Метод учебного проекта характеризуется как:

- личностно ориентированный;

- деятельностный;

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной и волевой сферах;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

- здоровьесберегающий.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год (сборники стихов) ; от мини-проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.





4. Типы проектов.

Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).

Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.

Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.

Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).











5. Исследование, как метод обучения.

Исследование – это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации о каком- либо объекте (явлении), изучение определенных проблем на основе фиксации целей, путей и средств познания, выбора специальных стандартизированных методов с целью применения полученных новых знаний в теории и на практике.

Исследованиеэто вид деятельности с более богатым содержанием, чем скажем, анализ, проектирование, т.к. включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности ребенка.



6. Методы исследования.

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования  нужно указать:
— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
— желательно пояснить  выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования:

  • наблюдение

  • интервью

  • анкетирование

  • опрос

  • собеседование

  • тестирование

  • фотографирование

  • счет

  • измерение

  • сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент

  • лабораторный опыт

  • анализ

  • моделирование

  • исторический

  • логический

  • синтез

  • индукция

  • дедукция

  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение

  • абстрагирование

  • идеализация

  • формализация

  • анализ и синтез

  • индукция и дедукция

  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

На уроках математики при решении практически любой задачи проводится так называемое мини-исследование, где используются основные мыслительные операции - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация;

-при решении задач различными способами

-при решении задач с параметрами также используется исследовательская деятельность: ставится вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться в зависимости от значения параметра.

В своей практике я стараюсь прививать ученикам интерес к исследованию, тем самым вооружаю их методами научно-исследовательской деятельности. Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные позиции:

•  анализ ситуации, принимая во внимание все решения или предположения;

•  осознание затруднения и формулировка проблемы, которую надо решить;

•  использование предположения как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;

•  приведение аргументации и приведение в порядок обнаруженных фактов;

•  проведение практической или воображаемой проверки правильности выдвинутых гипотез.

Урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит следующие учебные элементы:

•  ситуация успеха. Ученикам предлагается задачи, которые каждый ученик решает без особых затруднений;

•  ситуация затруднения (ощущения проблемы). Ученикам предлагается задача, похожая на предыдущую. Но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний;

•  постановка учебной проблемы. Учащиеся, осознав проблему, проговаривают ее, говорят, каких знаний им не хватает, для того чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи;

•  решение учебной проблемы. Если предложено несколько путей решения проблемы, то возможно деление на группы. Организует деятельность групп лидер, тот ученик, который предложил путь решения незнакомой задачи;

Обобщая систему своей работы по теме исследования, констатирую, что в 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:

-  проблемное, частично-поисковая обучение под руководством учителя;

-  урок - исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

-  кратковременные исследования-наблюдения с описанием (под руководством учителя).

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1.  Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2.  Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

3.  Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4.  На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5.  На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множество предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

6.  Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

7. Роль учителя в проектной деятельности.

В проектной деятельности коренным образом изменяется характер взаимоотношений как между школьниками, так и между учениками и учителем: школьники меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Учитель становится организатором учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.

Необходимые особенности педагогической позиции учителя:

  1. Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).

  2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.

  3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.

  4. Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом, представлены на следующей схеме:

Координирует процесс


Является источником информации

Поддерживает и поощряет

участников

Осуществляет консультативную помощь

Обеспечивает непрерывность работы над проектом

Подготавливает необходимое оборудование

Поведение учителя в процессе работы подчинено инициативе проектантов. Им дана полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Учитель оказывает помощь только тогда , когда это необходимо. На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность учитель разрабатывает инструкционные карты, т.е. алгоритм, последовательность действий, а в дальнейшем не вмешивается в творческую деятельность учеником. Они сами определяют последовательность  своей деятельности, работают самостоятельно.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интересное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учит:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию деятельности;

  • самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и резул-ти решения  проблемы проекта);

  •    презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме,

используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

  • поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из инф-го поля;

  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги: какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности.


8. Роль ученика в проектной деятельности.

Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, развивается творческое воображение, выполнения различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий "фонд информации", в который каждым учеником приносится своя часть и которым пользуются все вместе. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т.д.

Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат  этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.



9.Роль родителей в проектной деятельности.

Мои дети и родители – активные участники проектной деятельности. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период, то целесообразно привлечь родителей. Предварительно на родительском собрании, я разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, познакомила с этапами работы над проектом, роли и формах участия родителей по мере взросления детей. Приготовила памятки для детей и родителей по организации работы над проектом. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или иформационно- поикового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта. Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями. Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.

10.Формы организации проектно-исследовательской работы на уроках математики в начальной школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Этим обусловлено введение в образовательный процесс общеобразовательных учреждений методов и технологий на основе учебной исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования. Исходя, из актуальности я определила цель работы — выстроить систему работы по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики. В соответствии с целью решались следующие задачи: -       выявить формы организации учебной исследовательской деятельности при изучении математики в начальных классах; -   подобрать задания исследовательского характера по математике, рассчитанные на младших школьников. Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. Гипотеза: систематическое использование в процессе обучения математике различных видов заданий исследовательского характера способствуют повышению уровня сформированности исследовательских умений младших школьников. Методы исследования: -  изучение методической литературы по проблеме исследования; -  анализ учебников по математике для начальной школы.

1.Психолого-педагогические и методические аспекты организации учебной исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.

1.1. Понятие учебной исследовательской деятельности.

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. При классификации по организации выделим три формы работы: фронтальная, работа в группах и индивидуальная.

1.2. Исследовательские умения и условия их формирования.

Один из компонентов учебной исследовательской деятельности — исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных и практических умений, необходимых для самостоятельного проведения исследования. Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников. Критерий/ Уровни: Практичность в реализации исследования. Мотивированность исследовательской деятельности .Проявление креативности в исследовательской деятельности. Самостоятельность в осуществлении исследовательской деятельности. Исходный нет знаний и конкретных умений .Низкая действия по аналогии .Только под руководством первоначальные знания и элементарные умения, преобладают внешние процессы коллективное творчество. Частичная индивидуальная самостоятельность. Продуктивный :умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования Внешние и внутренние мотивы к исследованию. Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результаты .Некоторые этапы учебного исследования может осуществлять самостоятельно. Креативный: умения, связанные с определением темы, цели, задач учебного исследования, использованием доступных методов, поиском информации в библиотеке и Интернете, приемами ее фиксации и обработки, составлением графиков, схем, рисунков, представлением результата исследования, его анализом и оценкой .Устойчивые внутренние познавательные мотивы. Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм представления результата, высказывать много идей для решения проблем, смотреть на проблему с новой позиции. Практически все этапы учебного исследования может реализовать самостоятельно.

1.3. Задания исследовательского характера- как основная форма организации учебной исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.

Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Наиболее полно приемы умственной деятельности такие, как сравнение, обобщение, абстрагирование, проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи. Проанализируем математические задачи программы начальной школы и произведем следующее условное разделение их на два типа, взаимно дополняющих друг друга.

1 тип — стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т. п.)

2 тип — задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений: Наличие задач второго типа в учебниках по математике начальной школы как раз и способствует формированию научного стиля мышления. Кроме того, задачи второго типа способствуют формированию исследовательских умений в ходе обучения математике в начальной школе. Приведем примеры таких задач. (2 класс) «Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными»:

120–90: 15 _ 2 + 1 = 5;

120–90: 15 _ 2 + 1 = 118;

120–90: 15 _ 2 + 1 = 112;

120–90: 15 _ 2 + 1 = 107;

120–90: 15 _ 2 + 1 = 2;

120–90: 15 _ 2 + 1 = 6;

120–90: 15 _ 2 + 1 = 229.

Занимательные здания исследовательского характера развивают учащихся в перечисленных выше направлениях, а также способствуют более осмысленному выполнению арифметических действий, их обоснованию изученными теоретическими знаниями.

Пример 1. (1 класс). " Увеличивай число 23 на 1 десяток, на 2 десятка, 3 десятка, 4 десятка. Наблюдай, какая цифра будет изменяться. Запиши числовые равенства».

Пример 2. (3 класс). «Вычисли значения выражений. По какому признаку выражения разбили на две группы? 64:4 98:7 91:13 80:16 72:6 42:3 72:18 75:25 Учащиеся могут выделить следующие признаки: по величине делителя (однозначное или двузначное число); по величине частного (двузначное или однозначное число).

3. Не менее важны и задачи, формирующие умения обобщать факты, обнаруживать общие правила, т. е. подводящие к задачам на формирование обобщенного способа действий.

Пример 3. (3 класс). «Разгадай правило, по которому записан каждый ряд чисел, и продолжи его: 1.      123, 246, 492, 984, … 2.      15, 75, 375, 1875,… 3.      3020, 3220, 3420, 3620,… "

Пример 4. (3 класс). " Какую закономерность ты заметил в построении ряда чисел: 3545, 3550, 3555, 3560, 3565,…? Продолжи ряд по тому же правилу. Можно ли утверждать, что каждое число этого ряда делится на 5?"

4. К задачам, формирующим исследовательские умения, мы отнесли и задания на конструирование математических объектов: новых фигур, уравнений, неравенств, сюжетных задач, схем к сюжетным задачам. Пример 5. (1класс). «Придумай выражения, в которых уменьшаемое равно 9, и найди их значения».

Пример 6. (1класс). " В одном альбоме 48 марок, в другом 37. Поставь вопросы к данному условию. Запиши решение каждой задачи выражением. Вычисли значения этих выражений .

1.4. Методика организации учебной исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках математики Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: 1.      Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2.      Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. 3.      Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования. 4.      Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи. 5.      Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования. 6.      Определение последовательности проведения исследования. 7.      Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. 8.      Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы. 9.      Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования. 10.  Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. 11.  Обсуждение итогов завершенной работы. К числу заданий исследовательского характера могут быть отнесены: -  фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел; -    задания с занимательными рамками и магическими квадратами; -    софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5); - игры типа «Кто первым получит 50" и т. п. Исследовательский характер этих заданий относится к разгадыванию способа выполнения фокуса или к выработке выигрышной стратегии игры.

2. Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики, как средства развития учебно-исследовательской деятельности 2.1 Из личного опыта работы по использованию заданий исследовательского характера В процессе работы по образовательной программе «Школа 2100», на уроках математики мною были определены следующие задачи: 1)  определить причины трудностей, которые испытывают дети, при выполнении заданий исследовательского характера; 2)  систематизировать задания исследовательского характера и апробировать их в самостоятельной практической деятельности. Так, например, в структуру урока я включаю небольшие по объему работы, которые предлагаю отдельным группам учеников. Исследовательские задания на уроке математики могут выполняться на любом этапе урока, а так же задаваться на дом, например на этапе актуализация опорных знаний можно использовать эвристические задачи, такие как, задачи на установление сходства и соответствия, задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные», задачи на комбинаторные действия. На этапе открытия новых знаний я часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, учащиеся сами должны найти поиск решения задания, а также предлагаются для поиска решения алгоритмические схемы, блоки и задания. На этапе закрепления материала я использую логические задачи, задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений, а так же решение магических квадратов, треугольников и прохождение по магическим лабиринтам, определение множеств, заполнение таблиц, работа с линейными и столбчатыми диаграммами, решение задач с помощью «дерева выбора», определение истинности и ложности высказываний и т. д. Часто на уроках я использую опережающие задания поискового характера для группы сильных учащихся. Так, например, предлагаю не только решить неравенства, состоящие из двух примеров, но и самим придумать такие задания, а также решение задач, в которых нужно подобрать значения переменных. Так на этапе актуализация опорных знаний для устного счета используются подготовительные упражнения — задачи на развитие логики, алгебраического и математического мышления, а так же на задачи на смекалку. Такие как: 1.      Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое? 2.      Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать? (На дубе сливы не растут.) 3.      По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы.) 4.      На поляну, где росло 4 мухомора и 7 подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улитках хватит грибов, если они не хотят иметь соседей? (Не всем.) Данный этап урока назывался «математическая разминка». Использование подобных задач на уроках способствует развитию логики, мышления, памяти, внимания. А это необходимые факторы, без которых исследовательская деятельность не имеет место быть. На этапе открытие новых знаний учащимся сначала предлагается выполнить задание по новой теме, затем задаются следующие вопросы: -    Справился ли ты с этим заданием? -       Умеешь ли ты выполнять данные действия? -       Что нового в вычислениях? -       Какие затруднения возникли при выполнение данного задания? Учащиеся объясняют, удалось ли им выполнить данные задания, как они это сделали, какие трудности возникли. Тем самым они сами находят поиск решения данной проблемы. Использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы: 1)      исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера; 2)      при исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности. Заключение :Таким образом, организационно- педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Особенность профессиональной подготовки учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, найти факторы, пути и средства научного анализа и т. д.).



11. Этапы работы над проектом.

1-й этап. Подготовительный.

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то получится новое, а именно...» и т. д.

2-й этап. Планирование работы.

На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.

3-й этап. Поисково-информационная деятельность.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.

4-й этап. Обработка и оформление результатов

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.

В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить:

— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектами, и способами их преодоления;

— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;

— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.

Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.

5-й этап. Защита проекта (презентация)

Ребята представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.















12.Формирование универсальных учебных действий.





Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса математики в начальной школе.

       

Личностные универсальные учебные действия:

       У обучающегося будут сформированы:

      - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

      -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

      -понимание причин успеха в учебной деятельности;

      -умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;

      -представление об основных моральных нормах

      Обучающийся получит возможность для формирования:

     - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

     - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

     - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

    - осознанного  понимания чувств других людей и сопереживать им

     Регулятивные универсальные учебные действия:

     Обучающийся научится:

    принимать и сохранять учебную задачу;

    - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

    - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

    - анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

    - различать способы и результат действия;

    - адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

    Обучающийся получит возможность научиться:

   - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

   - проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
  - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
 

 Познавательные  универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать  объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;

- находить  сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания    объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и        формулировать названия полученных групп.

- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

     Обучающийся получит возможность научиться:

строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;

   - выбирать рациональный способ на основе анализа различных         вариантов решения задачи;

   - строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;

   - различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 - самостоятельно находить способы решения проблем    творческого и поискового характера.

    Коммуникативные  универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

    принимать участие в совместной работе коллектива;

    - вести диалог, работая в парах, группах;            

    - допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;

    - координировать свои действия с действиями партнёров;

    - корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

    - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

    - осуществлять взаимный контроль совместных действий;

    - совершенствовать математическую речь;

    - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;

     Обучающийся получит возможность научиться:

     -критически относиться к своему и чужому мнению;

     - уметь самостоятельно и совместно планировать  деятельность и сотрудничество;

     - принимать самостоятельно решения;

     - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.



13. Формы представления результатов проектно-исследовательской деятельности.





14. Рефлексия.


Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

15.Проектная работа на тему: «Математика в нашей жизни». Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь».



Тема работы «Математика в нашей жизни».



Творческая группа:

Мишина Алина ,

Серова Елена,

Татаринцева Алина.







МБОУ СОШ №2, 2в класс, г. Воронеж





Научный руководитель:

ДемидоваС.В., учитель начальных классов



Г. Воронеж

2016 г.

Актуальность: В школе очень большое внимание уделяется математике. У нас в классе многим нравится этот урок. Мы тоже любим математику. Любим устно считать, решать задачи, особенно на смекалку. Как здорово оказаться победителем в математическом КВНе! Но некоторые ребята опасаются трудных задач, больших вычислений. Может быть, они не любят математику? Или не понимают, зачем она нужна? Нам захотелось им помочь, раскрыть им глаза, научить любить эту науку, показать важность математики. Поэтому наша творческая группа взялась за исследование.

Тема исследования: «Математика в нашей жизни».

Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни? Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше, заинтересовать их.

Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в различных профессиях. Математика служит во благо человеку.

Цель и задачи: Исследовать литературу о математиках и математике. Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в различных жизненных ситуациях, в различных профессиях.

План исследования.

  1. Начало.

  1. Какое значение имеет математика в нашей жизни? 2. Что говорят известные люди о математике.

II. Основная часть.

  1. Математика в кулинарии. Беседа с шеф-поваром школьной столовой.

  2. Математика в торговле. Беседа с продавцом магазина.

  3. Математика в раскрое одежды. Беседа с мамой.

  4. Математика в строительстве. Наблюдения на стройке и чтение книг.

III. Заключительная часть. Выводы.

  1. Математика в пословицах и поговорках.

  2. Стихотворение о математике.

Методы исследования:

    • Изучение литературы по теме

    • Беседы со специалистами, с родителями

    • Наблюдения

    • Практические работы по составлению задачника и т. д.

«Математику уже затем
 изучать следует, что она ум в
порядок приводит»
М.В. Ломоносов

С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю," - говорил Архимед.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследуем, как используются математические знания в кулинарии, торговле, в раскрое одежды и в строительстве.

Шаг 1. Математика в кулинарии. Беседа со шеф-поваром школьной столовой:

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика. Наша одноклассница Гаврилова Таня рассказала: « Для того, чтобы приготовить овощную икру для нашей семьи из 4 человек, мы используем следующие расчёты: репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4:4. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде».

Шаг 2. Математика в торговле. Беседа с продавцом магазина «Медуница» Татаринцевой Маргаритой, мамой нашей одноклассницы Татаринцевой Алины:

Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Шаг 3. Математика в раскрое одежды. Беседа Воробьёвой Маши со своей мамой Татьяной Владиславовной:

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды.

Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Шаг 4. Математика в строительстве. Наблюдения на стройке и чтение книг.

В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: Надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.

Выводы: Мы надеемся, что наши примеры помогут еще раз понять: Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В наших примерах показана роль математики в повседневной жизни людей и ее связь с различными областями знаний, с различными профессиями. Мы узнали много пословиц и поговорок, где имеются числа. Математика в пословицах и поговорках.

Число 0.

  • Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.

  • Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле. 

  • Сводить к нулю, свести к нулю. Лишать всякого смысла, значения. ("сводить на нет").

Число 1.

  • Одна пчела немного меду натаскает.

  • Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

  • Один в поле не воин.

  • Один пашет, а семеро руками машут.

  • Одна голова на плечах.

  • Одна нога тут, другая - там.

  • Одна мудрая голова ста голов стоит.

  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Число 2.

  • Два сапога - пара.

  • Как две капли воды.

  • Кто скоро помог, тот дважды помог.

  • Лентяй дважды работает.

  • Между двух огней.

  • Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

Число 3.

  • Хвастуну цена - три копейки.

  • Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

  • Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

  • Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

  • Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.

Число 4.

  • Без четырех углов изба не рубится.

  • Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

  • На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).

  • Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.

Число 5.

  • Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.

  • Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

Число 7.

  • Один с сошкой - семеро с ложкой.

  • Лук от семи недуг.

  • За семью морями.

  • Сам не дерусь, семерых не боюсь.

  • До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.

  • На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.

  • Семь бед - один ответ.

  • У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора.

Число 8.

  • Весна да осень – на дню погод восемь.

  • Восьмое чудо света.



Стихи о математике.

В. Шефнер

Чтоб водить корабли,

Чтоб в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо многое уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

Ма-те-ма-ти-ка!


Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась

Ма-те-ма-ти-ка!

Практическая значимость. Мы составили «Математический задачник для 2 класса» . Теперь на уроках математики предлагаем решить наши задачи своим одноклассникам. Им нравится, они с удовольствием работают над ними. №1. С огорода собрали урожай огурцов: 5 корзин по 12 кг огурцов в каждой. Засолили 28 кг огурцов, а остальные оставили для маринования. Сколько килограммов огурцов замаринуют? №2. Арбуз весит 12 кг, он в 2 раза тяжелее дыни. Какова масса арбуза и дыни?

3. Бабуля собралась печь булочки. Для этого она использовала 1000г муки, 20г соли, сахара взяла на 20г больше, чем соли, маргарина она положила на 160г больше, чем сахара, а также 200г сметаны и соды на 190г меньше, чем сметаны. Сколько всего граммов продуктов понадобилось на булочки?

4.Бабушка сделала блины на 720г, а мама в 3 раза меньше. Сколько граммов блинов у них вместе? №5. Для того, чтобы испечь блины, надо взять 320г муки, сахара в 8 раз меньше, чем муки. А соли на 2г меньше, чем сахара. Масла – 250г. сколько граммов ингредиентов надо, чтобы испечь блины? На сколько граммов муки больше, чем масла? №6. Пять буханок хлеба стоят 70 рублей. Сколько стоят девять таких же буханок?

7. С четырёх яблонь собрали 3т яблок. С 1 яблони собрали 360кг , со 2 яблони – в 2 раза больше, чем с первой, а с 3 яблони собрали на 36кг яблок больше, чем с первой. Сколько килограммов яблок собрали с 4 яблони?

8. Ко дню 8 марта цветочный магазин продал 218 роз по 100 рублей, 360 гвоздик по 50 рублей. Сколько рублей выручки получил магазин в праздничный день?

9. В магазине было 8 мешка картофеля по 40кг в каждом. Часть картофеля продали. Осталось 3 мешка. Сколько денег выручили за проданный картофель, если 1кг картофеля стоил 9р. ? №10. У Маши было 58 рублей, а у Саши в 9 раз больше, чем у маши. Маша купила 1 мороженое по 40 рублей, а Саша 2 мороженых по 20 рублей. Сколько всего денег у них осталось? №11. На пошив 7 платьев идёт 21м ткани. Сколько метров ткани надо, чтобы сшить 5 таких же платьев? №12. Из рулона ткани закройщица раскроила в первый день 15 сарафанов, израсходовав по 2 метра на каждый. Во второй день раскроила на 2 сарафана больше. Сколько метров ткани всего израсходовала закройщица?

13. Кате и Яне сшили платья. На это израсходовали всего 3 м ткани. На Катино платье ушло на 50см меньше, чем на платье для Яны. Сколько ткани ушло на платье для каждой девочки? №14. Ширина девятиэтажного дома 12м, длина больше ширины на 18м. высота одного этажа 3м. Чему равен объём всего дома? №15. Построили дом. Площадь его крыши 150 кв.м. На сколько метров длина больше ширины, если ширина равна 10м? №16. Площадь дома 960 кв.м. Длина дома равна 80 м. Найди периметр дома.

Литературный обзор.

1.Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика. 2. Волина В.В. Учимся играя. 3.Лопатина А. М.Скребцова. Как подружиться с математикой.

16. Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

3.Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой / Ивашова, О. А. / «Культ-Информ-Пресс», 2003.

4.Современные педагогические технологии. Основная школа. Даутова О.Б.,

Иваньшина Е.В., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. КАРО 2013г.      





24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!