СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачетная работа: Учебный проект «Физические явления в произведениях писателей родного края»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачетная работа:

Учебный проект

«Физические явления в произведениях писателей  родного края»

Просмотр содержимого документа
«Зачетная работа: Учебный проект «Физические явления в произведениях писателей родного края»»

Зачетная работа:

Учебный проект

«Физические явления в произведениях писателей родного края»

Цели урока:

обучающая:

сформировать у учащихся целостную картину мира;

вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

формирование информационной компетентности учащихся.

формирование у учащихся представлений о связи физики с литературой, историей родного края.

развивающие:

развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширить кругозор;

развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

воспитательные:

- воспитание уважения к историко-культурному наследию своего народа, края, города;

-воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и

творчества людей;

-формирование гражданской позиции юного гражданина, реализация им

своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своим близким, родному краю, Отечеству.

Педагогические задачи:

Формирование:

  • личностных УУД – в обеспечении ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • регулятивных УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • общеучебных УУД - создание условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ожидаемые результаты

- совершенствование личности и раскрытие ее творческого потенциала;

- развитие личностных качеств: эстетического отношения к миру, к

природе;

- развитие у обучающихся активность в пополнении и совершенствовании знаний о жизни и быте народов Крайнего Севера;

- понимание и осознание огромной значимости сохранения уникальной культуры народов Крайнего Севера.

Этапы работы над проектом

1.Запуск проекта.
2. Планирование работы.
3. Определение уровня готовности к поисковой работе.
4. Сбор информации.
5. Структурирование информации.
6. Расширение информации.
7. Оформление результатов работы.
8. Презентация проекта.
9. Подведение итогов, рефлекс


Богатство России Сибирью прирастать будет

В.М.Ломоносов.

1. Запуск проекта

Детям предлагается тема проекта «Физические явления в произведениях писателей родного края», формулируется проблема проекта, которая обуславливает мотив деятельности. Обсуждается актуальность вопроса: как вы понимаете слова В.М.Ломоносова? Предлагается список произведений писателей родного края.

  • Пантелеймон Чейметов (Еврин). Первый мансийский рассказ «Два охотника»

  • Еремей Данилович Айпин. Модель мира в романе «Ханты или Звезда Утренней Зари».

  • Екатерина Владимировна Володина (Шарохина). Поэтический сборник «Свободное дыхание»

  • Александра Петровна Дарьина (Тараненко). «Такого неба нет нигде» - стихи и проза А.П. Дарьиной.

  • Людмила Алексеевна Кошиль. Книга «Люськины рассказы».

  • Альбина Михайловна Кошкарева. «Одолень – трава. Стихи разных лет».

  • Владимир Алексеевич Мазин. Книга стихов «Бубен и скрипка».

  • Людмила Евгеньевна Манчинова (Ковалева). Поэтический сборник «Песочные часы».

  • Роза Арслановна Салах. «По утренней росе» - сборник повестей о детях ВОВ, воспитанников детских садов.

  • Николай Иванович Коняев. Дыхание новой тюменской прозы. «Я вижу мир иным…».


Айпин Еремей Данилович.

Родился 27 июня 1948 года на реке Аган близ поселка Варьеган в стойбище Айпиных .Окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище (1971) и Литературный институт имени Горького в Москве (1976). Собрал богатейшую фонотеку фольклора ханты. Организовывал экспедиции по сбору коллекций национальных музыкальных инструментов, орнаментов, одежды, предметов быта. Инициатор и организатор создания этнокультурного музея-заповедника под открытым небом «Торум-Маа» в столице округа Ханты-Мансийске.

За большой вклад в становление демократии и общественную деятельность Еремей Данилович был удостоен Благодарности Президента Российской Федерации. (1996г.).

Володина (Шарохина) Екатерина Владимировна

Родилась 15 ноября 1973 года в селе Кондинском Тюменской области. Окончила медицинское училище, Санкт-Петербургскую академию психологии. В настоящее время работает в филиале Тюменского государственного университета и в Нижневартовском социально-гуманитарном колледже заведующей здравпунктом.

Писать начала с детства. В одиннадцать лет в газете Тюменского Дома пионеров появились первые публикации ее стихов и рассказов. (1985г.). Приехала в Нижневартовск в 1996 году, сразу же стала активным членом литературного объединения «Замысел».

Дарьина (Тараненко) Александра Петровна

Родилась 13 сентября 1939 года в селе Бражниково Московской области. В Нижневартовске проживает с 1969 года. Двадцать три года отработала в нефтяной промышленности.Стихи начала писать в 51 год, после выхода на пенсию. Тогда же она пришла в литературное объединение «Замысел». Первая публикация появилась в газете «Местное время» в 1998 году.

Кошиль Людмила Алексеевна

Родилась 5 марта 1950 года в деревне Больше – Тархово Нижневартовского района Тюменской области. Окончила авиатехникум в г. Омске, отделение «Авиадвигатели», получив специальность техник – механик (1969). Была первой и единственной в Советском Союзе женщиной-бортмеханником на вертолетах. Человек с активной жизненной позицией, Л.А. Кошиль всегда в центре общественной жизни города и округа: депутат окружного Совета Ханты-Мансийского автономного округа, член Комитета по делам коренных малочисленных народов Севера, депутат городской Думы Нижневартовска. Рассказы Кошиль публикуются в местной и региональной печати, переведены на хантыйский язык, важную часть в ее творчестве занимает публицистика


Шаблон проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество


Номер и название школы


Город, область


Описание проекта

Название проекта

Предмет(ы)

Краеведение, литература, физика

Классы

7

Приблизительная продолжительность проекта

2 месяца

Аспекты, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос

Как вы понимаете слова В.М.Ломоносова? - «Богатство России Сибирью прирастать будет».


Учебные задачи

1. Познакомиться с фактами жизни и творчества изучаемых писателей

2. Использовать сведения по истории при истолковании и оценке изученного художественного произведения.

3.Прочитать художественные произведения, предназначенные для работы над проектом.

4. Найти физические явления, описанные в тексте.

5. Заполнить таблицу (см. пример).

7.Привести примеры из других источников, доказывающие слова Ломоносова.

6. Подготовить презентацию для выступления.

Краткое содержание проекта

В проекте на основе обзора произведений учащиеся устанавливают взаимосвязь литературы и физики, истории и жизни. В предложенных произведениях писателей – земляков обучающиеся стремятся вдуматься в сущность предмета, выделяют физические явления, пытаются объяснить закономерности, по которым они происходят, а также обращают внимание, как описываются несметные природные богатства, которые хранятся в кладовой Севера. Книги писателей-земляков формируют в их душах гордое чувство Родины, которая начинается именно там, где жили наши деды, где растут сегодняшние ученики, откуда продолжают они свои первые тропинки в большую жизнь. У учащихся формируется уважения к историко-культурному наследию своего народа, края, города.


Пример работы с текстом литературного произведения.

Обобщенная формулировка задачи – найти в литературных строчках информацию о физических явлениях, скрывающийся за необычным описанием.

Сборник «Шлю привет с Хантынской вотчины православною рукой» В.А. Мазин.

***

Ценю тебя, сибирская река,

За вечное, красивое занятье:

Тепло бурлить и плыть издалека

В ледовые холодные объятья.

Легко играешь падшею листвой,

Привет осенний унося к зимовью...

Родством души, родимая, я твой,

Но с берегом соединен любовью.


Отрывок из произведения «Ханты или Звезда Утренней Зари»

Е. Д. Айпин.

Олени подняли первую нарту аргиша, подняли вторую, подняли третью… Они свободно катились по прозрачной равнине неба, словно по легкой пороше. Но вдруг все нарты резко дернулись — женщина оглянулась. Последняя нарта, в которую были впряжены два крепких быка, не могла оторваться от земли. Рванулись быки. Натянулись их поводки от передней нарты — и теперь их подтягивал весь караван. Они еще раз рванулись изо всех сил — и наконец оторвали нарту от снега. Изогнув мощные спины, быки делали отчаянные прыжки. Медленно, тяжело, но они все же поднимали нарту в небо. Скачок. Еще один скачок — и лопнули постромки-ремни. И нарта с небесной высоты врезалась в мерзлую землю. Врезалась и до середины ушла в окаменевший песок бора.Небо не могло принять нарту с лишними и нечистыми вещами. И люди ушли в небо без последней в аргише нарты.

Заполни таблицу по тексту.

Физический аспект данной ситуации

Объяснение происшествия с точки зрения физики

Нравственный аспект текста

В чем истинное богатство человека и нашего родного края







Итоговое оценивание

Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов проекта (для этого используется презентация учителя).

Уточняется план работы в рамках проекта (оценивание плана работы группы)

Далее осуществляется поиск информации (в помощь учащимся предлагается памятка по осуществлению подборки литературы по выполняемому исследованию)

На следующем этапе учащиеся включаются в итоговое обсуждение по группам и выполнение презентации, буклетов, докладов – отчетов о проделанной исследовательской работе. Оценивание ведется с помощью оценочных листов (оценочные листы для самооценки и групповой работы).

В завершении работы над проектом идет подготовка к итоговой конференции, на которой происходит выступление учащихся с итогами своей работы (при выступлении оценивается умение задавать и отвечать на вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход).

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие чувства возникали при работе над проектом.

Средства для дифференцированного обучение

Возможности для учеников

Каждая группа работает над выбранным произведением, которое ей наиболее интересно, поэтому здесь есть возможность выбора:

- работа с литературным текстом, поиск физических явлений в тексте;

-использование своих знаний и приобретение новых для объяснен6ий этих явлений;

- обработка литературных и Интернет – ресурсов;

- компьютерная обработка и анализ результатов;

- организация собственных выступлений;

Одаренные ученики

Возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта.

Список литературы

1.Айпин Е. Д.Ханты, или Звезда Утренней Зари.-Литература Югры. 1930-2000. – М., 2012.- Ч. 2. Проза.

2.Акимов В. Ю. День Победы: сб. стихов. – Нижневартовск: Северный город, 2011.

3.Андреев В. П. Знамя Победы: стихи. – Нижневартовск: Приобье,2012.

4.Володина Е. В.Свободное дыхание: стихи / худож. Л. Серегина; редкол.: М. Борисенко и др.; техн. Ред. Н. Ю. Мокшина; МУ «БИС», Лит. Об-ние «Замысел». – Нижневартовск: ЦГБ , 2011.

5.Дарьина А. П.Такого неба нет нигде: стихи и проза / худож. Ю. И. Шеин, Е. Чуркина. – Нижневартовск: Ред. газ. «Нефтяник», 2011

6.Кошиль Л. А. Чудо природы: Люськины рассказы / худож. И. Быкова и др. – Нижневартовск: Нижневартовская типография, 2010.

7.Кошкарева А. М. Одолень-трава: стихи разных лет. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 2013.

8.Мазин В. А.Бубен и скрипка: избранная лирика / предисл.Л. В. Ханбеков; рис. Ю. Бычков и др.- М.: Московский Парнас, 2010

Интернет-ресурсы

1. http://fulltext.mubis.ru/fulltext/buben/text/buben_text.pdf

2. http://www.litmir.net/bd/?b=109465

3. http://www.mubis.ru/kraevedcheskie-resursy



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!