СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зачем человеку небо?" (Путь исканий князя Андрея В романе Л.Н.Толстого "Война и мир") 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговор о классике неисчерпаем, потому что классика – это жизнь.  Однако «обыкновенное, бесхитростное чтение не открывает всех глубин. Непременно нужна тема, непременно нужен вопрос, на который бы хотелось получить ответ» (Ильин Е.). Таким вопросом стал: «Зачем человеку небо?» 

Просмотр содержимого документа
«"Зачем человеку небо?" (Путь исканий князя Андрея В романе Л.Н.Толстого "Война и мир") 10 класс»

МКОУ СОШ № 2

г. Нефтекумска Ставропольского края


Конспект урока философского осмысления жизни (литература)




«Зачем человеку небо?»

(По роману Л.Н.Толстого

«Война и мир»: путь исканий князя Анрея)



10 класс

Любой УМК




Учитель русского языка и литературы

Голышева Галина Эриевна



2015 – 2016



Разговор о классике неисчерпаем, потому что классика – это жизнь, а познать жизнь невозможно. Но приблизиться к постижению тайны бытия, задуматься над вечными вопросами, заглянуть в себя – это ли не цель уроков литературы? Однако «обыкновенное, бесхитростное чтение не открывает всех глубин. Непременно нужна тема, непременно нужен вопрос, на который бы хотелось получить ответ».1

При осмыслении традиционной темы «Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского» таким вопросом стал: «Зачем человеку небо?»

По мнению В. А. Ковалёва, «в художественной прозе Л.Толстого содержатся три типа пейзажных описаний: философско – публицистические, символико – психологические и лирические». Если философско – публицистические пейзажные описания непосредственно отражают важнейшие черты мировоззрения автора, а лирические – авторское любование природой в её повседневных проявлениях, то символико – психологические пейзажные картины раскрывают внутренний мир героев и передают воззрения художника опосредованно2.

На наш взгляд, образ неба в романе «Война и мир» отражает внутренний мир главных героев книги, и взаимоотношения их с небом различны. С одной стороны, сияющее, слепящее солнце, а с другой – туман, дым в батальных сценах; «тёмное звёздное небо» с огромной яркой кометой 1812-го года, радостно увиденное «мокрыми от слёз глазами» наивным Пьером; чёрное и скучное святочное небо, на которое «не хотелось смотреть» рассудительному, приземлённому Николаю Ростову; вызывающее беспредельный восторг и желание полететь, воспарить над землёй небо Наташи.

Из сотен героев книги к гармонии с небом стремятся только трое: Наташа, Пьер и князь Андрей. Но только один из них вступает с небом в своеобразный диалог, видит в нём собеседника, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни.

Поразительно, в начале романа князь Андрей, удивлявший Пьера «способностью спокойного обращения со всякого рода людьми», что синонимично безучастию к ним, уходит из жизни с «блаженным чувством любить ближних, любить врагов своих», ибо «божеская любовь... есть сущность души». От равнодушия к состраданию: какой духовный путь! Но он невозможен без идеала. И таким идеалом для князя Андрея стало небо.

Рассматривая образ неба, следует отталкиваться от ситуации и мыслей героя. В романе три встречи с небом для князя Андрея стали этапными. Обозначим их как

  • небо Аустерлица

  • небо Богучарова

  • небо Отрадного.

  • Эпизод «Небо Аустерлица»

Художественный образ неба в данном эпизоде строится на основе антитезы, так как дан дважды: до сражения (ночью) и после него (днём), а также противопоставлен земле (суете, обыденности). Как же связаны герой и небо?

Князь Андрей перед Аустерлицким сражением.

«Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далёких и самых задушевных, восстал в его воображении ... и он в нервично- размягчённом и взволнованном состоянии вышел из избы... и стал ходить перед домом.

Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра!- думал он.- ...И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему... И как ни дороги, ни милы мне многие люди... я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей...»

«И всё-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»

Узнав от Кутузова, что сражение будет проиграно, князь Андрей решает, что для него настал момент истины: он спасает русскую армию от поражения и тем самым исполняет своё высокое жизненное предназначение. Минута славы, то есть спасение армии, а значит, и отчизны, и семьи, и офицерской чести для героя – это ли не достойная цель жизни? За это люди не могут его не любить. Но ошибочность рассуждений героя в том, что, имея такую благородную цель, князь Андрей испытывает любовь к себе, торжество над кем-то, фактически уравнивая эти чувства.

Смерть ему представляется романтической, так, на глазах у всех, красиво, погибают книжные герои. На это указывает эпитет нервично-размягчённое (состояние), то есть, с одной стороны, взволнованное, напряжённое, а с другой – умилённое, герой любуется собой со стороны. Свою оценку нравственных заблуждений князя Андрея Л.Н.Толстой выражает через пейзаж.

Ночь, когда ничего не видно, усиленная двойным повтором туман, туманный, символизирует ошибочность жизненной цели героя. Говоря о функции повтора, следует отметить, что он «уточняет и проясняет ход рассуждений, рельефнее выставляет нужное, служит опорой – своеобразным контрапунктом и «интегратором» мысли и чувства автора. В повествовании он настолько естественен и органичен, что ... практически мало заметен»3. Лунный свет, как свет истины, пытается пробиться (синонимы к биться – сражаться, драться, воевать), но настоящая битва, перелом в мировоззрении между тем, что было ночью при мысли о смерти, и тем, что будет утром на грани между жизнью и смертью, произойдёт в момент ранения князя Андрея на поле Аустерлица.

Следовательно, небо перед Аустерлицким сражением символизирует ложность жизненной цели героя, его духовные заблуждения.

Князь Андрей на поле Аустерлица.

1) «Вот оно!» – думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль...

Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное неприятно...

«Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются»,– подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза... но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей, - не так как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его...»

2) Он видел над собой далёкое, высокое и вечное небо. В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками.

На смену романтическим честолюбивым мечтам приходит страшная реальность, в которой беспрестанно справа и слева охают и падают солдаты, у людей (без деления на русских и французов), видимо, не понимавших того, что они делали, растерянное и вместе с тем озлобленное выражение лиц, и смерть не романтично- героическая, а когда как бы со всего размаха крепкою палкой бьют по голове, ноги подкашиваются, это больно и неприятно...

Оказавшись между жизнью и смертью, князь Андрей понимает, что ошибался, мечтая о минуте славы, ради которой готов был пожертвовать самыми дорогими ему людьми. Это нравственное прозрение дарит ему ощущение счастья, несмотря на ранение. Меняется отношение героя к людям: на смену торжеству, отчуждённости, то есть спокойному отношению, приходит желание ценить жизнь, быть ближе к людям (Он желал только, чтоб люди помогли ему и возвратили бы его к жизни).

Антитеза человек – небо синонимична противопоставлению ложь – правда: в земной, обыденной жизни много суеты, лжи, которым недоступна неизмеримая высота вечного в своей истинности неба. Именно близость реальной, страшной по сути смерти помогла князю Андрею переоценить жизненные идеалы: не тщеславие и гордыня, а любовь, ценность жизни как таковой важны теперь для героя.

Небо вечное, как правда. Оно символизирует истинные жизненные идеалы, среди которых нет места фальши. Основным средством создания образа неба служит эпитет, который «закрепляет в образе его основные, постоянные признаки. В этом главная задача толстовского эпитета. Эпитет в этой функции особенно близок к постоянному эпитету древнего эпоса»4.

Эпитет высокое, повторяющийся 6 раз, воспринимается в значении истинное, очень значительное, важное. Таким важным философским открытием для героя становится отвержение ложной жизненной цели: всё пустое, всё обман (слава, карьера, отторжение людей). Рассудочность, ум уступают место чувствам, душе.

Прозрение даётся герою тяжело: он страдает не только физически, так как ранен, но и духовно, потому что разочарован. Такое состояние определяет реалистичность цветописи: не ясное, с серыми облаками небо. Антитеза я, мы – небо, глаголы – антонимы бежали, кричали, дрались – ползут указывают на отказ Андрея от разума как единственного способа восприятия жизни: надо жить душой! Духовное преображение героя подчёркнуто динамикой причастий в описании облаков: тихо ползущие – бегущие.

Таким образом, анализируя эпизод «Небо Аустерлица», приходим к выводу, что речь идёт о духовном перерождении князя Андрея. «Толстой считает, что заложенное в человеке «нравственное чувство» развивается под влиянием природы».4

  • Эпизод «Небо Богучарова»

Пьер и Андрей... всё ещё стояли на пароме и говорили.

Надо жить, надо любить, надо верить,- говорил Пьер,- что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо)...

Да коли бы это так было! – сказал он... и, выходя с парома, он поглядел на небо, на которое ему указал Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе.

Князь Андрей взволнован услышанным и полностью с этим согласен. Более того, он сам желает вновь жить, любить и верить.

Особенность пейзажа в эпизоде в том, что описана река и линия горизонта. Вроде бы взгляд героя приземлён, хотя ярких красок достаточно: красный отблеск солнца по синеющему отливу. Но это то, что герой воспринимает глазами. И тут же на смену видимому, реальному приходит внутреннее, духовное зрение, о котором Экзюпери писал: «Зорко одно лишь сердце».

Минуло два года, и, конечно, небо не может быть таким, каким было над Аустерлицем. Но к князю Андрею вернулось ощущение счастья от вновь обретённой верной жизненной цели. Отсюда и поэтичность в описании пейзажа, созданная удвоением эпитетов высокое, вечное – заснувшее, лучшее – радостно и молодо, метафорой что-то давно заснувшее проснулось в его душе, повтором что-то. Данное изображение неба носит психологический характер, рождая чувство радости, надежды.

Горе и разочарование, постигшие героя после возвращения домой, уступают место вере, надежде и любви в его душе. Он, поначалу замкнувшись в узком кругу семьи, опять стремится к людям, к общественному служению. Итак, герой духовно возрождается.

  • Эпизод «Небо Отрадного»

1) Вечером... он долго не мог заснуть. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика... на себя за то, что остался.

Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату... Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд постриженных дерев, чёрных с одной и серебристо-освещённых с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за чёрными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвёздном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе.

2) Всё затихло и окаменело, как и луна и её свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться...

«И дела нет до моего существования! ... И опять она! И как нарочно!» - думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе своё состояние, тотчас же заснул.

Три восклицательных предложения говорят о взволнованности героя, что подтверждает главенство в его жизни чувств, эмоций, а не холодного ума. Поэтому князь Андрей мгновенно засыпает, как человек, обретший духовную гармонию, успокоение. Он верит, что однажды возрождённое чувство единения с людьми, пробуждённая жизнь души теперь его никогда не покинут. Жизненная цель – любовь, может быть, до конца не осознанная ещё самим героем, дарит ему счастье.

Кольцевая композиция передаёт движение от света в природе к свету в душе. Эта мысль выражена и при помощи метафоры лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. А ведь когда-то такой же лунный свет не мог пробиться сквозь туман то ли в ночи, то ли в мыслях героя. На смену удвоению приходит утроение эпитетов, связанных бессоюзной связью, которая придаёт мелодичность фразе. Эта же мелодика рождается благодаря аллитерации свЕтлОм, пОчтИ бЕззвЁзднОм вЕсЕннЕм нЕбЕ и лексическим повторам светлая, серебристый.

Детализация пейзажа в данной ситуации необходима, потому что именно так, до мельчайших подробностей запоминается увиденное в очень значимый для человека момент жизни. «При известной степени детализации протокольный перечень явлений перерастает у Толстого в живую картину. Одновременно с этим описываемые детали начинают приобретать обобщающее значение, за фактом раскрывается второй план – и в речи возникает образ».6

Всё затихло и окаменело, как и луна и её свет и тени. Через столетие Б.Л.Пастернак так поэтически скажет о таком же миге счастья гармонии:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Цветопись (от чёрного к светлому, серебристому, ярко – белому, блестящему) и движение взгляда (от земли к небу) означают душевное просветление, обретение веры, которая приведёт героя к божеской любви и с мечтою о которой он покинет земной мир.

Следовательно, небо Отрадного отражает рождение веры и любви как жизненной цели в душе князя Андрея.

Больше этапных встреч с небом в жизни героя не будет. Раненный на Бородинском поле, князь Андрей упадёт на грудь, лицом в траву, любя жизнь, эту траву, землю, воздух...

Итак, начинался путь исканий Андрея Болконского со страстного желания любви людей к себе и торжества над этими же людьми, а закончился обретением блаженного чувства любить ближних, любить врагов своих. И высветить основные этапы духовного развития героя помог образ неба: 1) небо Аустерлица – перерождение, 2) небо Богучарова – возрождение, 3) небо Отрадного – вера и любовь.

Небо научило героя любить в широком, философском понимании этого слова: жалеть, прощать, сострадать, не делить людей на плохих и хороших. Вот как ответил Лев Николаевич Толстой на вопрос: «Зачем человеку небо?»



Примечания

1 Ильин Е.Н. Лев Толстой в зеркале «Войны и мира». М., 2000. С. 3.

2 Ковалёв Вл. А. Поэтика Льва Толстого. МГУ, 1983. С. 76 – 84.

3 Язык Л.Н.Толстого. Пособие по истории русского литературного языка. Под редакцией А.Н.Кожина. М., 1979. С. 215.

4 Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. МГУ, 1959. С. 581.

5 Ковалёв Вл. А. Указ. соч. С. 23.

6 Сабуров А.А. Указ. соч. С. 579.

11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!