Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Аннинский аграрно-промышленный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия по профессиональному модулю (ПМ.02):
«Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»
Зачет по профессиональной компетенции (ПК 2.4) «Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации» в форме деловой игры
Подготовила и провела: Грибанова
Елена Ивановна
Анна, 2016
Тема: Зачет по профессиональной компетенции (ПК 2.4) «Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации»
Цель занятия:
1) проверить и закрепить теоретические знания по проведению
инвентаризации финансовых обязательств организации и оформлению результатов инвентаризации
2) Воспитать чувство ответственности за порученное дело,
исполнительности, добросовестности; воспитывать аккуратность при оформлении документации;
3) развить: логическое мышление, память, умение и навыки по
проведению и оформлению результатов инвентаризации.
Тип урока: деловая игра
Метод проведения: проблемно-поисковый.
Оснащение урока:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. № 402-ФЗ
«План счетов бухгалтерского отчета» от 31.10. 2000г. №94н
Налоговый кодекс Российской Федерации №166-Ф.З.- от 29.12.2000г.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49;
Первичные документы: унифицированные бланки учета результатов
инвентаризации: ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-3, ИНВ-15, ИНВ-16. ИНВ-17, ИНВ-18,
ИНВ-19, ИНВ-22, ИНВ-23.
Междисциплинарные связи:
ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» - тема «Учет расчетов»;
Деловая игра по теме: «Инвентаризации финансовых обязательств организации» рассчитана на 2 часа. Эта игра должна способствовать воспитанию у студентов производственных навыков и чувства ответственности за организацию и проведение инвентаризации.
Деловая игра нацелена на усвоение теоретического курса по МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации», предназначена для выработки практических навыков у студентов по учету и порядку оформления результатов инвентаризации финансовых обязательств организации и направлена на формирование следующих компетенций:
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Положительные стороны такого учебного занятия в приближении студентов к производственной деятельности на предприятии, в тесной связи теоретического материала с их будущей практической работой. Применение игр позволяет приблизить студентов к реальным условиям производства, способствует выработки у них определенных организационных навыков.
Порядок проведения игры:
Деловая игра состоит из 3 этапов. На первом этапе студенты моделируют процесс проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности, используя данные
экономического субъекта. Исходные данные приведены в хронологической
последовательности, что позволяет соблюсти поэтапную процедуру проведения
годовой инвентаризации организации: от создания приказа (форма ИНВ-22) до
обобщения результатов инвентаризации в ведомости учета результатов,
выявленных инвентаризацией: студенты заполняют унифицированные бланки учета результатов инвентаризации: ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-3, ИНВ-15, ИНВ-16. ИНВ- 17, ИНВ-18, ИНВ-19, ИНВ-22, ИНВ-23.
На втором этапе деловой игры студентам предлагается решить задачи по
инвентаризации отдельных видов оценочных обязательств и оценочных
резервов. При инвентаризации проверяется правильность и обоснованность
созданных оценочных резервов и оценочных обязательств. Поэтому сначала
студенты осуществляют расчеты по формированию этих объектов учета в
бухгалтерском и налоговом учете. Потом в ходе обсуждения принимают
решение о привлечении к работе в инвентаризационной комиссии
специалистов соответствующих структурных подразделений экономического
субъекта. Определяют круг документов, на основании которых проверяется
правильность и обоснованность формирования и использования резервов
предстоящих расходов и оценочных обязательств.
На третьем этапе студентам предлагаются задачи, позволяющие закрепить
практические навыки в обобщении и отражении в бухгалтерском учете
расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского
учета, выявленные при инвентаризации.
Первый этап деловой игры:
1. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих
студентов, запись в журнале, проверка готовности группы к занятию;
2. Целевая установка: объявление темы, плана и цели практического
занятия.
3. Основная часть
Актуализация опорных знаний (Фронтальный опрос)
1.Что относится к объектам инвентаризации расчетов и финансовых
обязательств организации;
2.Последовательность проведения инвентаризации расчетов и финансовых
обязательств;
3.Документальное оформление результатов инвентаризации;
4.Порядок составления сличительной ведомости результатов инвентаризации
расчетов и финансовых обязательств;
5.Отражение результатов инвентаризации расчетов и финансовых
обязательств в бухгалтерском учете.
Актуализация опорных знаний (Индивидуальный опрос в форме теста)
1.К акту инвентаризации расчетов по указанным видам дебиторской и кредиторской задолженности прикладывается: а) справка; б) протокол; в) акт сверки; г) заключение инвентаризационной комиссии.
2. Проверка фактического наличия имущества и сопоставление с данными текущего учета в целях контроля его сохранности называется: а) калькуляция; б) инвентаризация; в) оценка; г) сортировка.
3. Основные цели инвентаризации: а) выявление фактического наличия имущества;
б) сопоставление фактического наличия имущества с данными
бухгалтерского учета; в) проверка полноты отражения в учете обязательств; г) все перечисленное.
4. Основная задача плановой инвентаризации: а) выявление фактического наличия имущества организации, б) сопоставление данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета, в) проверка полноты отражения в учете всех обязательств
предприятия; г) выявление фактов хищения, обвесов, обмеров со стороны
ответственных лиц, а также разработка мероприятий по недопущению в
будущем таких нарушений.
5. Натуральная инвентаризация заключается: а) в проверке наличия и правильности оформления документов, подтверждающих наличие имущества или обязательства;
б) в проведении проверки непосредственного наличия объектов,
путем проведения процедур подсчета, взвешивания или обмера.
6. В процессе инвентаризации имущества проводятся следующие
мероприятия:
а) организуется контроль за соблюдением требований в деятельности
материально ответственных лиц по сохранности ресурсов;
б) выявляется соблюдение правил расчетов с физическими лицами;
в) оценивается работа по выявлению и предотвращению потерь от
несвоевременного взыскания дебиторской задолженности всех видов, пропуска
сроков исковой давности.
7. Проведение инвентаризаций обязательно:
а) при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже,
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене
материально-ответственных лиц, при установлении фактов хищений или
злоупотреблений, а также порчи ценностей;
б) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других
чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при
ликвидации (реорганизации) организации, при смене руководителя
организации;
в) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене
главного бухгалтера, при установлении фактов хищений или злоупотреблений,
а также порчи ценностей.
8. Сплошная инвентаризация предусматривает: а) Проверку всех, без исключения, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, прочих финансовых активов, кредиторской задолженности, банковских кредитов, займов, резервов;
б) Проверку только какой-либо части имущества или обязательства
организации; в) Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
9. Членами рабочей инвентаризационной комиссии могут быть: а) представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, инженеры; б) работники бухгалтерской службы; в) представители администрации организации, инженеры,
экономисты, техники.
10. Исправление ошибок в инвентаризационных описях производится: а) корректурным способом; б) способом дополнительной записи; в) всеми перечисленными способами.
11. Исправление ошибок в инвентаризационных описях: а) производится во всех экземплярах; б) в одном экземпляре, остающемся у материально-ответственного
лица; в) в одном экземпляре, передаваемом инвентаризационном комиссией
в бухгалтерию.
12. Инвентаризационные описи подписывают: а) все члены инвентаризационной комиссии; б) материально-ответственные лица; в) все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица.
13. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче
имущества: а) определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из
рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба;
б) определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из
рыночных цен, действующих в данной местности на день приобретения
имущества.
14. До составления сличительных ведомостей и определения результатов
инвентаризации бухгалтерия организации должна: а) заполнить инвентаризационную опись; б) тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в
инвентаризационных описях; в) взять расписку с материально ответственного лица.
15. Выявленные при инвентаризации излишки имущества: а) приходуются по фактической стоимости; б) приходуются по первоначальной стоимости; в) приходуются по рыночной стоимости.
16. Для устранения расхождений между фактическими данными и
сведениями о стоимости имущества и обязательств организации, отраженными
в бухгалтерском учете: а) проводится подсчет фактической стоимости имущества;
б) проводится периодическая проверка их в натуральной форме (для
имущества) и сверка расчетов (по обязательствам);
в) проводится формирование резервов по сомнительным долгам и по
предстоящим в будущем расходов и платежей.
17. Отсутствие хотя бы одного члена рабочей инвентаризационной комиссии
при проведении инвентаризации: а) служит основанием для смены всех членов инвентаризационной комиссии; б) служит основанием для признания результатов инвентаризации не действительными; в) приводит к невозможности проведения инвентаризации.
18. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в
бухгалтерском учете: а) составляется общая инвентаризационная опись; б) составляется акт инвентаризации; в) составляются отдельные сличительные ведомости.
19. Инвентаризационные описи могут быть заполнены: а) с использованием средств вычислительной и другой организационной техники; б) ручным способом; в) как с использованием средств вычислительной и другой
организационной техники, так и ручным способом; г) все варианты верны.
20. Замена членов рабочих инвентаризационных комиссий: а) производятся только на основании приказа руководителя организации; б) письменного согласия членов инвентаризационной комиссии; в) все выше перечисленное.
На втором этапе деловой игры студентам предлагается провести игру «Инвентаризация финансовых обязательств организации». Данная игра имитирует
процесс проведения подготовки к проведению инвентаризации финансовых обязательств организации и непосредственно проведение инвентаризации финансовых обязательств организации. Функции руководителя организации: создание инвентаризационных
комиссий, подписание приказа о проведении инвентаризации (приложение 1)
Функции бухгалтерии: подготовка инвентаризационных описей
(приложение 3), оформление результатов проведенной инвентаризации
(приложение 2, 4). Функции материально-ответственного лица: подготовка документации,
составление отчетов на дату проведения инвентаризации и передача их с
первичной документацией в бухгалтерию. Функции членов инвентаризационной комиссии: непосредственное проведение инвентаризации имущества колледжа: проверка фактического наличия основных средств и сверка их с данными бухгалтерского учета. Задание 1. Проведена инвентаризация расчетов с покупателями и поставщиками и установлено следующее:
Поставщик ООО «Аларм» - сумма подтвержденной документами дебиторской задолженности 680000 руб.( платежное поручение №156 от 1 марта 2009 г., оплата подшипников 228 л,180609);
Поставщик ЗАО «Торгмет»- сумма не подтвержденной актом сверки дебиторской задолженности 100000 руб. (платежное поручение №92 от 11 февраля 2008 года, оплата светильников ПСХ-60 на 80000 руб., платежное поручение № 28 от 5 января 2006 г., оплата бумаги А0 на 20000 руб);
Поставщик ЗАО «Гранит»- сумма подтвержденной документами кредиторской задолженности 274000 руб.(накладная № 12454(форма №1-Т) от 21 марта 2009г. на вентиль 25х240 иж);
Поставщик ООО «ПК Сплав»- сумма не подтвержденной актом сверки кредиторской задолженности 231000 руб. (накладная № 34 (форма №ТОРГ- 12) от 18 июля 2006 на комплект обвязки к ПНА на 220000 руб., накладная №22936(форма №1-т) от 1 апреля 2005 г. на вентиль 25х120 иж на 11000 руб);
Покупатель ООО « Союз ЛТД» - сумма подтвержденной актом сверки кредиторской задолженности 440000 руб.( накладная №11/07(форма №1-Т) от 16 июля 2007 года на лист оцинкованный 0,61250х2000 и сумма не подтвержденной актом сверки кредиторской задолженности 18000 руб.(накладная №14/03(форма №1-Т) от 12 марта 2008 г. на лист оцинкованный 0,6 1250х2000).;
Покупатель ООО «Привод-Лит» - накладная №14/01(форма 1-Т) от 16 января 2005г. на лист оцинкованный 0,,6 1250х2000 на 59000 руб.;
Покупатель ОАО «Ремп» сумма подтвержденной актом кредиторской задолженности 40000 руб. (платежное поручение №234 от 14 декабря 2008 г., оплата листа оцинкованного 0,6 1250х2000) и платежное поручение №42 от10 апреля 2008 г., оплата листа оцинкованного 0,6 1250х2000 на 8000 руб.;
Покупатель ЗАО «Фасолит» - платежное поручение №12056 от 211 апреля 2004 г., за лист оцинкованный 0,6 1250х2000 на 110 000 руб.
По данным бухгалтерского учета на начало инвентаризации числилась задолженность:
- счет 60-1 «Расчеты с поставщиками», субсчет «ТМЦ полученные», ЗАО «Гранит» -274000 руб., ООО «ПК Сплав» - 231000 руб.;
- счет 60-2 «Расчеты с поставщиками», субсчет « Авансы выданные», ООО «Аларм»-680000 руб., ЗАО «Торгмет» - 100000 руб.;
- счет 62-1 «Расчеты с покупателями», субсчет «Реализованная продукция», ЗАО «Гранит» - 274000 руб., ООО «ПК Сплав» - 231000 руб.;
- счет 62-2 «Расчеты с покупателями», субсчет « Авансы полученные»,ОАО «Ремп» - 40000 руб.,,кроме того, сумма НДС 7200 руб., уплачена в бюджет, ЗАО «Фасолит»- 92500 руб., кроме того, сумма НДС 16650 руб. уплачена в бюджет.
Задание:
Заполните бланки акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17.
Отразите выявленные отклонения с помощью соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.
Задание 2: На основании исходных данных решить практические ситуации:
По проведению выверки финансовых обязательств и проведению инвентаризации расчетов;
По проведению инвентаризации расчетов и отразить результаты инвентаризации в «Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17 (приложение 1) и в «Справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17п (приложение 2).
По определению реального состояния расчетов, используя теоретический материал конспекта по освоению модуля ПМ 02
Исходные данные
В организации ООО «Олимп» имеются следующие данные о наличии дебиторской и кредиторской задолженности на день инвентаризации 1 декабря текущего года:
По дебиторской задолженности:
Таблица 1- Наличие дебиторской задолженности в ООО «Аннинский элеватор» на день инвентаризации
Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора | Номер счета | Сумма по балансу, руб. коп. |
всего | в том числе задолженность |
подтвержденная дебиторами | не подтвержденная дебиторами | с истекшим сроком исковой давности |
Расчеты с покупателями и заказчиками с СХА «Заря» | 62.1 | 62 015,50 | 50 000,00 | 12015,50 | - |
Расчеты с разными дебиторами с ООО «Дружба» | 76.1 | 7183,80 | 7183,80 | - | - |
Расчеты с подотчетными лицами – гл.инженер СХА «Заря» Попов А.В. | 71 | 3500,00 | 3500,00 | - | |
Расчеты по авансам выданным поставщикам и подрядчикам с ЗАО «Николаевка» | 60.2 | 12 589,40 | 8400,20 | 3189,20 | 1189,20 |
| Итого | ? | ? | ? | ? |
По кредиторской задолженности
Таблица 2- Наличие кредиторской задолженности в ООО «Аннинский элеватор» на день инвентаризации
Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора | Номер счета | Сумма по балансу, руб. коп. |
всего | в том числе задолженность |
подтвержденная кредиторами | не подтвержденная кредиторами | с истекшим сроком исковой давности |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками с ООО «Садовский сахарный завод» | 60.1 | 402 502,50 | 402 502,50 | - | - |
Расчеты с разными кредиторами с ЗАО «им. Ленина» | 76.2 | 10 250,00 | 10 000,00 | - | 250,00 |
Расчеты по авансам полученным от покупателей и заказчиков с АО «Путь Ленина» | 62.2 | 102 510,00 | 102 000,00 | 510,00 | - |
Расчеты по НДС с МИ № 10 ФНС России | 68.4 | 4200,00 | - | 4200,00 | - |
Расчеты с ПФР по обязательному страхованию на выплату страховой части трудовой пенсии | 69.1 | 8510,20 | 8510,20 | - | - |
Расчеты с персоналом по оплате труда СХА «Заря» | 70 | 42551,00 | 42551,00 | - | - |
| Итого | ? | ? | ? | ? |
На основании данных, отраженных в таблицах по наличию дебиторской и кредиторской задолженности составить справку к Акту инвентаризации расчетов, используя данные следующей таблицы:
Таблица 3-Данные для составления справки к Акту инвентаризации расчетов
№ | Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора | Числится задолженность | Сумма задолженности, руб. коп. | Документ, подтверждающий задолженность |
за что | дата начала | ДЗ | КЗ | наименование | № | дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | СХА «Заря» | За проданные товары | 10.10 | 62 015,50 | | Товарная накладная | 415 | 10.10 |
2 | ООО «Дружба» | За выполненные услуги | 01.11 | 7183,80 | | Акт выполненных работ | 115 | 01.11 |
3 | Попов А.В. | Подотчетные суммы | 10.11 | 3500,00 | | Авансовый отчет | 10 | 10.11 |
4 | ЗАО «Николаевка» | За выполненные работы | 15.10 | 12 589,40 | | Акт выполненных работ | 87 | 15.10 |
5 | ООО «Садовский сахарный завод» | За полученные товары | 20.11 | | 402 502,50 | Товарная накладная | 213 | 20.11 |
6 | ЗАО «им.Ленина» | За выполненные работы | 05.11 | | 10 000,00 | Акт выполненных работ | 56 | 05.11 |
7 | ООО АО «Путь Ленина» | За полученные авансы | 05.11 | | 102 510,00 | Выписка банка, платежное поручение | 79 | 05.11 |
8 | МИ № 10 ФНС России | Задолженность по НДС | 20.10 | | 4200,00 | Налоговая декларация | - | 20.10 |
9 | ПФ России | Задолженность по обязательному страхованию на выплату страховой части трудовой пенсии | 15.11 | | 8510,20 | Бухгалтерская справка | 11 | 15.11 |
10 | Расчеты с персоналом по оплате труда СХА «Заря» | Задолженность по выплате заработной платы | 20.11 | | 42551,00 | Платежная ведомость на выплату зарплаты | 10 | 20.11 |
| Итого: | | | ? | ? | | | |
На третьем этапе студентам предлагаются задачи, позволяющие закрепить
практические навыки в обобщении и отражении в бухгалтерском учете
расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского
учета, выявленные при инвентаризации.
Задание 1. Отразите в учете результаты переоценки огурцов.
Цена до переоценки – 45 руб., в том числе торговая надбавка – 20%. Цена после переоценки – 30 руб. Количество товара – З кг. Причина уценки: при реализации отсортировались мелкие, нестандартные огурцы.
Организация является плательщик единого налога на вмененный доход.
Переоценку отразить в Акте переоценки.
Результат переоценки отразить в бухгалтерском учета в следующей таблице:
Таблица 4 - Бухгалтерские проводки по результатам переоценки товаров
№ | Содержание операции | Сумма в руб. | Проводки |
Дебет | Кредит |
| | | | |
| | | | |
Задание 2. Отразите в учете результаты переоценки апельсинов. Цена до переоценки – 53 руб., в том числе торговая надбавка – 25%.
Цена: после переоценки – 56 руб. Количество товара – 40 кг. Причина дооценки: повышение рыночных цен. Организация является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Переоценку отразить в Акте переоценки.
Результат переоценки отразить в бухгалтерском учета в следующей таблице:
Таблица 5 - Бухгалтерские проводки по результатам переоценки товаров
№ | Содержание операции | Сумма в руб. | Проводки |
Дебет | Кредит |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 3: На основании исходных данных решить ситуации по формированию бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Исходные данные:
При инвентаризации в магазине в отделе «Мясопродукты» выявлено следующее фактическое наличие товаров на 10 сентября 200_ г.:
По учетным данным остатки на 10 сентября 20__ г. составляют 131 000 руб.
Предыдущая инвентаризация была проведена 5 июля 20__ г.:
естественная убыль по остаткам товаров на 5 июля 20__ г. – 1183 руб.;
естественная убыль по товарам, поступившим с 5 июля 20__ г. – 5271руб. 90 коп.;
естественная убыль по документированному расходу товаров за инвентаризационный период – 9б руб. 50 коп.
Естественную убыль по остаткам товаров на 10 сентября 200_ г. определите при помощи следующей таблицы:
Таблица 6 - Нормы естественной убыли по варено-копченым колбасам
№ п/п | Наименование товара | Срок хранения, сутки | Нормы естественной убыли, % |
1 | Колбасы варёно-копчёные | 1 | 0,05 |
2 | 0,07 |
3 | 0,08 |
4 - 30 | Нормы увеличиваются за каждые последующие сутки на 0,006 |
Средний процент торговой надбавки — 23%.
Предприятие является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Задание: Определите сумму естественной убыли по реализованным товарам и отразите в учете результат инвентаризации в следующей таблице:
Таблица 7 - Бухгалтерские проводки по результатам недостачи, ее списание и возмещение в соответствии с правилами списания товарных потерь
№ | Содержание операции | Сумма в руб. | Проводки |
Дебет | Кредит |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 4. По результатам инвентаризации в бакалейном отделе выявлена недостача товаров на сумму 730 руб. по продажным ценам с НДС – 10%.
Сумма естественной убыли согласно расчету составила 520 руб. Средний процент торговой надбавки – 21,34%.
Задание: Отразите в учете результаты инвентаризации товаров в следующей таблице:
Таблица 8 - Бухгалтерские проводки по результатам недостачи, ее списание и возмещение в соответствии с правилами списания товарных потерь
№ | Содержание операции | Сумма в руб. | Проводки |
Дебет | Кредит |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 5.
При проведении в конце 2012 г. инвентаризации на складе организации обнаружен излишек автомобильных шин в количестве 20 штук. Рыночная стоимость подобных шин на момент обнаружения недостачи составляет 10 000 руб. за 1 штуку. Организация должна отразить операции по оприходованию выявленных излишков в конце 2012 г. проводкой:
Задание 6: На основании исходных данных выполнить следующие операции:
Составить инвентаризационную опись по форме ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств»;
Составить сличительную ведомость по форме ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств».
Установить соответствие данных о фактическом наличии основных средств данным бухгалтерского учета;
Оформить результаты инвентаризации бухгалтерскими проводками.
Таблица 9 - Исходные данные о наличии основных средств в ООО «Олимп» на день инвентаризации, в руб.
№ | Наименование основных средств | Первоначальная стоимость за единицу | Остаточная стоимость за единицу | Количество, шт. |
Фактически | По данным бухгалтерского учета |
1 | Весовое оборудование складов | 300 000 | 150 000 | 7 | 8 |
2 | Тара - оборудование | 200 000 | 105 000 | 9 | 10 |
3 | Металлические стеллажи | 200 000 | 105 000 | 11 | 10 |
4 | Офисная мебель | 300 000 | 150 000 | 10 | 12 |
5 | Компьютерная и оргтехника | 200 000 | 100 000 | 5 | 5 |
| Итого: | 1200 000 | 610 000 | 42 | 45 |
Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации основных средств составить в следующей таблице:
Таблица 10 - Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации основных средств в ООО «Олимп»
№ | Содержание операции | Сумма в руб. | Проводки |
Дебет | Кредит |
| | | | |
| | | | |
Задание 7: На основании исходных данных выполнить следующие операции:
Составить инвентаризационную опись по форме ИНВ-1а «Инвентаризационная нематериальных активов»;
Составить сличительную ведомость по форме ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств».
Установить соответствие данных о фактическом наличии нематериальных активов данным бухгалтерского учета;
Оформить результаты инвентаризации бухгалтерскими проводками, используя теоретический материал из рабочей тетради.
Таблица 11 - Исходные данные о наличии нематериальных активов в ООО «Олимп» на день инвентаризации, в руб.
№ | Наименование нематериальных активов | Первоначальная стоимость за единицу | Остаточная стоимость за единицу | Количество, шт. |
Фактически | По данным бухгалтерского учета |
1 | Товарный знак фирмы | 40 000 | 30 000 | 1 | 1 |
2 | Программа для ЭВМ для учета товаров на оптовых складах | 40 000 | 20 000 | 1 | 2 |
| Итого: | 80 000 | 50 000 | 2 | 3 |
Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации нематериальных активов составить в следующей таблице:
Таблица 12 - Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации нематериальных активов в ООО «Олимп»
№ | Содержание операции | Сумма в руб. | Проводки |
Дебет | Кредит |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Задание 8: На основании исходных данных решить задачи:
По определению норм естественной убыли товаров и отражение ее и недостачи сверх норм естественной убыли на счетах бухгалтерского учета;
Провести переоценку товаров и отразить ее в учете.
Исходные данные:
На склад оптовой базы, расположенной во второй зоне, куда входит и Волгоградская область 3 июля 20__ года потупила партия мармелада в количестве 12000 кг. Хранение его на складе осуществляется партионным способом. Партия была полностью реализована 15 августа 20__ года.
Недостача массы нетто по сравнению с оприходованным количеством мармелада составила 28 кг.
В партионной карточке сделаны следующие отметки по отгрузке мармелада:
-5 июля – 2800 кг;
-14 июля – 3000 кг;
-20 июля – 2500 кг;
-26 июля – 3100 кг;
-15 августа – 572 кг.
Нормы естественной убыли согласно Справочнику норм естественной убыли по мармеладу за 1-ый месяц хранения составляет 0,15 %, за 2-ой – 0,17 %.
Учетная покупная стоимость мармелада составляет 60 рублей за 1 кг, оптовая надбавка – 20 %
Задание:
Определить естественную убыль за весь срок хранения и сравнить ее с фактической недостачей;
Отразить в учете результат недостачи, ее списание и возмещение в соответствии с правилами списания товарных потерь.
Задание выполнить в следующих таблицах.
Таблица 13 - Определение естественной убыли мармелада за весь срок хранения и сравнение ее с фактической недостачей
Расчет естественной убыли по количеству и сумме | Фактическая недостача | Результат |
По количеству | По сумме | По количеству | По сумме |
| | | | |
Таблица 14 - Бухгалтерские проводки по результатам недостачи, ее списание и возмещение в соответствии с правилами списания товарных потерь
№ | Содержание операции | Сумма в руб. | Проводки |
Дебет | Кредит |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Заключительная часть
Оценка работы всех участников деловой игры производится по окончании деловой игры.
С целью объективной оценки работы каждого участника деловой игры
необходимо вести учет ошибок: 1) правильности оформления приказа о проведении инвентаризации; 2) правильности оформления инвентаризационных описей и актов
инвентаризации отдельных видов имущества организации; 3) правильности оформления акта инвентаризации и сличительных ведомостей. Ошибки обсуждаются преподавателем и участниками деловой игры и выставляются оценки по бальной системе.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 22.11.2011 №402- ФЗ
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МФ РФ от 29.07.98 № 34 н (в ред. приказов Минфина РФ от 25.10.2010 № 132н и от 24.12.2010 №186н).
3. Приказ Минфина России от 13.06.1995г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
4. Бородина В.В. «Инвентаризация в бухгалтерском учете: Учебно- практическое пособие», М: ОАО Издательский дом «Городец»,2013 - 320 с.
5. Интернет ресурсы
6. www.buhgalteria.ru
7. www.garant.spb.ru
8. www.gaap.ru
9. www.kadis.ru/ipb/
10. www.consulting.ru
11. www.buh.ru
12. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
13. Гарант
14. Консультант