СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачёт № 1 по литературе в 5 классе Тема: «Устное народное творчество», «Из Древнерусской литературы», «Из литературы XVIII - ХIХ веков»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы, включенные в зачёт, составлены в соответствии с требованиями контрольных измерительных материалов.  Разработаны задания с кратким ответом, а также задания с развернутым ответом ограниченного объема и подробным развернутым ответом на проблемный вопрос. Пособие предназначено для проведения текущего и промежуточного контроля знаний и умений учащихся 5 класса по литературе.  

Просмотр содержимого документа
«Зачёт № 1 по литературе в 5 классе Тема: «Устное народное творчество», «Из Древнерусской литературы», «Из литературы XVIII - ХIХ веков»»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

зачётной работы № 1 по литературе в 5 классе

Тема: «Устное народное творчество», «Из Древнерусской литературы», «Из литературы XVIII - ХIХ веков»

1.Назначение работы

Оценить достижение обучающимися планируемых предметных результатов по темам

«Устное народное творчество», «Из Древнерусской литературы», «Из литературы XVIII - ХIХ веков»

с целью их промежуточной аттестации по литературе.

2. Подходы к отбору содержания, разработке зачёта

Содержание зачёта определяется на основании следующих документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644, 31 декабря 2015г. №1577).

  2. Основной образовательной программы основного общего образования КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)».

3. Программы основного общего образования. Литература 7-9 классы. Авторы: Т.Ф. Курдюмова

Москва, 2011г.

Зачёт №1 включает в себя контролируемые элементы содержания следующих темам «Устное народное творчество», «Из Древнерусской литературы», «Из литературы XVIII - ХIХ веков».

В зачёте соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе.

3. Структура зачета

Каждый вариант зачета №1 по литературе для 5 класса состоит из 3 частей и содержит 18 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа

Часть 2 Задания №1,3,5 на установление соответствия позиций

(ответ должен быть представлен в виде набора буквы и цифры).

В задании № 2,4 требуется дать краткий ответ. Задание оценивается в 1 балл.

Часть 3 В задании № 1 необходимо дать развернутый ответ (написать сочинение - миниатюру).

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Количество заданий

Максимальный балл

Тип задания

1

Часть 1

12

12

С выбором ответа

2

Часть 2


2

2

С кратким ответом

3

11

На установление соответствия позиций

3

Часть 3

1

5

С развёрнутым ответом


Итого

18

30



4. Распределение заданий зачетной работы по содержанию

Таблица №2 Распределение заданий по содержанию

Разделы (темы) курса литературы, включенные в работу

Количество заданий

Вся работа

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Устное народное творчество

2

2

-

-

Из Древнерусской литературы

1

1

-

-

Из литературы XVIII - ХIХ веков

15

9

5

1

Итого

18

12

5

1






5. Проверяемые умения и виды деятельности

Работа составлена, исходя из необходимости проверки достижения планируемых предметных результатов обучения по темам: «Устное народное творчество», «Из Древнерусской литературы», «Из литературы XVIII - ХIХ веков» курса литературы основной школы.



Планируемые предметные результаты:

  1. Определять тему и основную мысль произведения.

  2. Характеризовать героев-персонажей, давать им сравнительные характеристики.

  3. Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции.

  4. Определять родо-жанровую специфику художественного произведения.

  5. Выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними.

  6. Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  7. Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.


6. Распределение заданий по уровням сложности

В зачете № 1 представлены задания различных уровней сложности: базового и повышенного.

Задания базового уровня Часть №1

Задания повышенного уровня сложности Части №2,3


Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

12

12

Повышенный

6

18

Итого

18

30

7. Время выполнения варианта зачета

Зачёт № 1 выполняется на индивидуальной консультации в течение 40 минут.

8. План варианта зачетной работы

Обозначение

задания в

работе

Проверяемые

элементы содержания


Коды проверяемых

умений

Уровень сложности задания

Макс. балл за выполнение задания

Часть 1

Раздел №1 Устное народное творчество

1

Фольклор

4

Б

1

2

Русские народные сказки

4

Б

1

Раздел №2. Из древнерусской литературы

3

«Повесть временных лет» как литературный памятник

1

Б

1

Раздел №3. Из литературы XVIII века

4

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру …».

2

Б

1

Раздел №4. Из литературы ХIХ века

5

Творчество И.А. Крылова «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»

2

Б

1

6

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

3

Б

1

7

А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Няне», «У лукоморья дуб зеленый…»

3

Б

1

8

А. Погорельский. «Черная курица или подземные жители» как литературная сказка.

4

Б

1

9

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа произведения

5

Б

1

10

Творчество Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место»

1

Б

1

11

Литература XVIII века

1

Б

1

12

Творчество И.С. Тургенева «Муму».

1

Б

1

Часть 2

1

Из литературы XVIII - ХIХ веков

6

П

3

2

Творчество Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник»

2

П

1

3

Творчество Н.А. Некрасова

«Есть женщины в русских селеньях…»

2

П

3

4

Творчество А.П. Чехова

5

П

1

5

Литература XVIII - XVIII веков

5

П

5

Часть 3

1

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. А.А. Фет,

Ф.И. Тютчев, А. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова

7

П

5

9. Дополнительные материалы и оборудование

Используется орфографический словарь (на каждого обучающегося), справочные материалы.


10.Условия проведения

Зачет проводится согласно расписанию индивидуальных консультаций в присутствии учителя русского языка и литературы. При выполнении работы учащиеся записывают ответы в бланк ответа со штампом школы.


11. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранная буква совпадает с верным ответом, оценивается в 1 балл. Максимальный балл за задания части 1 с выбором ответа – 11 баллов.

В задании на установление соответствия каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальный балл за задания на соответствие -9

Задание с кратким ответом оценивается в один балл.

Задание с развернутым ответом оценивается 5 баллами, согласно критериям сочинения по следующим параметрам:

-раскрытие темы, композиционная и логическая стройность, наличие аргументов и примеров,

речь, грамотность.

Максимальный балл за выполнение всей работы – 30 б.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий зачетной работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий зачёта в отметку по пятибалльной шкале

Критерии отметки:


Отметка

«5»

100% -92%

«4»

91% - 75%

«3»

74% - 50%

«2»

менее 50%

Первичный балл

30-28

27 - 22

21 - 15

менее15



К азенное общеобразовательное учреждение Омской области

Средняя школа № 1 (очно-заочная)»


Зачет №1 по литературе в 5 классе

Тема: «Устное народное творчество. Из Древнерусской литературы и литературы XVIII - ХIХ веков»


Вариант № 1


Инструкция по выполнению работы.

На выполнение зачетной работы даётся 40 минут. Работа состоит из 3-х частей. 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям. 

Критерии отметки:

Отметка

«5»


«4»


«3»

«2»


Первичный балл

30-28

27 - 22

21 - 15

менее15


Часть 1. Основная (выберите правильный вариант ответа).


1. Какой из перечисленных жанров является фольклорным? 1б.

 А) скороговорка, Б) стихотворение, В) баллада


2.К какой группе относится сказка: «Царевна лягушка»? 1б.

А) сказки о животных, Б) волшебные сказки, б) бытовые сказки


3. О каких событиях говорится в древней летописи « Повесть временных лет» 1б.

А) восстание древлян,

Б)  крещение князя Владимира,

В)  Куликовская битва


4.Чем в стихотворении М.В. Ломоносова « Случилось вместе два Астронома в пиру» повар решил спор Коперника и Птолемея: 1б.

А)приготовлением блюда, Б)своей усмешкой, В)криком


5. Кому в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» принадлежат следующие слова: 1б.

«Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!..»?

   А) псарям, Б)  волку, В) собаке

6. С помощью какого эпитета охарактеризован царь в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна»? 1б.

Отчего ж так оплошал 

Наш ... царь ...?

А) разумный, Б) справедливый, В) мудрый


7. Какое художественное средство использовал А.С. Пушкин в стихотворении «У лукоморья дуб зелёный…» 1б.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

А) метафору, Б) сравнение, В)   эпитет

8. К какому литературному жанру относится произведение А. Погорельского «Чёрная курица

или подземные жители»? 1б.

А) басня, Б) стихотворение, В) сказка


9. Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»?

1б.

А) монолог, Б) диалог, В) полилог


10.Какова главная тема всех произведений цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя? 1б.

А) тяжёлая жизнь простого народа,

Б) осмеяние глупости необразованных селян,

В) торжество добра над злом


11.В каком жанре написаны все произведения из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

.

А) рассказ, Б) повесть, Г) роман


12. Какова идея повести И. С. Тургенева «Муму»: 1б.

А) крепостное право калечит судьбы людей,

Б) крепостники и крепостные – разные люди,

В) необходимость отмены крепостного права


Часть 11. Дополнительная (сформулируйте ответ самостоятельно).


1.Соотнесите литературоведческий термин с его определением. (например, 1в) 3б.


1.басня

А. Стихотворение особой формы, преимущ. на историческую, обычно легендарную тему.

2.сказка

Б. Краткий, чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного содержания.

3.баллада

В. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.


2.Запишите имя героя, чей портрет описывает Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»:

1б.

«Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь.

Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без

пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным...»?


3. Для создания более яркого портрета русской женщины Н.А. Некрасов в своём произведении «Есть женщины в русских селеньях…» применяет в стихотворении сравнения, эпитеты, метафоры. Соотнесите изобразительно-выразительное средство с его примерами. (например, 1в) 3б.

1.Сравнения

А) «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «что взмах — то готова копна».

2.Эпитеты

Б) «миру на диво», «во всякой одежде красива», «ко всякой работе ловка».

3.Метафоры

В) «пройдёт-словно солнце осветит», «посмотрит- рублем подарит», «со взглядом цариц».



4. Запишите название рассказа А. П. Чехова, который заканчивается следующим образом:1б.

«Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щёку рукой, уходит восвояси…»?


5. Соотнесите имя автора и его произведение. (например, 1в) 5б.


1.В.А. Жуковский

А. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

2.И.А. Крылов

Б. «Кубок»

3.А.С. Пушкин

В. «Волк и ягнёнок»

4.Н.А.Некрасов

Г. «Зима недаром злится…»

5.Ф.И. Тютчев  

Д. «Крестьянские дети».


Часть III. Дополнительная (дайте развёрнутый ответ на вопрос).

1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Моё любимое стихотворение русского поэта XIX века о родине, родной природе и о себе» ______________________________________________5б.




















































К азенное общеобразовательное учреждение Омской области

Средняя школа № 1 (очно-заочная)»


Зачет №1 по литературе в 5 классе

Тема: «Устное народное творчество. Из Древнерусской литературы и литературы XVIII - ХIХ веков»

Вариант № 2


Инструкция по выполнению работы.

На выполнение зачетной работы даётся 40 минут. Работа состоит из 3-х частей. 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям. 
Критерии отметки:

Отметка

«5»


«4»


«3»


«2»


Первичный балл

30-28

27 - 22

21 – 15



менее 13


Часть 1. Основная ( выберите правильный вариант ответа).


1. Какой из перечисленных жанров является фольклорным? .

 А) стихотворение, В) баллада, Б) скороговорка


2.К какой группе относится сказка: «Царевна лягушка»? 1б.

А) волшебные сказки, Б) сказки о животных, б) бытовые сказки


3. О каких событиях говорится в древней летописи « Повесть временных лет» 1б.

А) восстание древлян,

Б)  Куликовская битва,

В)  крещение князя Владимира


4.Чем в стихотворении М.В. Ломоносова « Случилось вместе два Астронома в пиру» повар решил спор Коперника и Птолемея: 1б.

А) криком, Б) своей усмешкой, В) приготовлением блюда


5. Кому в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» принадлежат следующие слова: 1б.

«Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!..»?

   А) псарям, Б) собаке,   В) волку

6. С помощью какого эпитета охарактеризован царь в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна»? 1б.

Отчего ж так оплошал 
Наш ... царь ...?

А) мудрый, Б) справедливый, В) разумный

7. Какое художественное средство использовал А.С. Пушкин в стихотворении «У лукоморья дуб зелёный…» 1б.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

А) эпитет, Б) сравнение, В) метафору  


8. К какому литературному жанру относится произведение А. Погорельского «Чёрная курица

или подземные жители»? 1б.

А) басня, Б) сказка, В) стихотворение.


9. Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»?1б.

А) диалог, Б) полилог, В) монолог


10.Какова главная тема всех произведений цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Н.В. Гоголя? 1б.

А) торжество добра над злом,

Б) осмеяние глупости необразованных селян,

В) тяжёлая жизнь простого народа.


11.В каком жанре написаны все произведения из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»?1б.

А) роман, Б) повесть, Г) рассказ,


12. Какова идея повести И. С. Тургенева «Муму»: 1б.

А) необходимость отмены крепостного права,

Б) крепостники и крепостные – разные люди,

В) крепостное право калечит судьбы людей.


Часть 11. Дополнительная (дайте развёрнутый ответ на вопрос).

1. Соотнесите литературоведческий термин с его определением. (например, 1в) 3б.

1.басня

А. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

2.сказка

Б. Стихотворение особой формы, преимущ. на историческую, обычно легендарную тему

3.баллада

В. Краткий, чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного содержания.


2.Запишите имя героя, чей портрет описывает Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»:

1б.

«Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь.

Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без

пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным...»?


3. Для создания более яркого портрета русской женщины Н.А. Некрасов в своём произведении «Есть женщины в русских селеньях…» применяет в стихотворении сравнения, эпитеты, метафоры.

Соотнесите изобразительно-выразительное средство с его примерами. (например, 1в) 3б.

1.Сравнения

А) «миру на диво», «во всякой одежде красива», «ко всякой работе ловка».

2.Эпитеты

Б) «пройдёт-словно солнце осветит», «посмотрит- рублем подарит», «со взглядом цариц».

3.Метафоры

В) «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «что взмах — то готова копна».



4. Запишите название рассказа А. П. Чехова, который заканчивается следующим образом: 1б.

«Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щёку рукой, уходит восвояси…»?


5.Соотнесите имя автора и его произведение. (например 1в) 5б.

1.В.А. Жуковский

А. «Крестьянские дети».

2.И.А. Крылов

Б. «Кубок»

3.А.С. Пушкин

В. «Зима недаром злится…»

4.Н.А.Некрасов

Г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

5.Ф.И. Тютчев  

Д. «Волк и ягнёнок»


Часть III. Дополнительная (дайте развёрнутый ответ на вопрос).

1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Моё любимое стихотворение русского поэта XIX века о родине, родной природе и о себе» 5б.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!