СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание по биологии на наследование цвета кожи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача построена на основе материала, предложенного программой учащимся 9 и 10-11 классов, для изучения влияния условий среды обитания на внешние признаки (фенотип) человека

Просмотр содержимого документа
«Задание по биологии на наследование цвета кожи»


Задача «ЦВЕТ КОЖИ».

Составитель: С.Н. Анохин, МБОУ СОШ №1 с. Измалково, Измалковского муниципального района Липецкой области.


Общая характеристика задачи.

Предмет: Биология.

Класс: 10-11.

Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного программой учащимся 9 и 10-11 классов, для изучения влияния условий среды обитания на внешние признаки (фенотип) человека.


Действия учащихся: Данная задача предназначена как обучающая для формирования взаимосвязей знаний материала 9 класса по теме «Покровы тела» и 10-11 классов по темам «Закономерности изменчивости» и «Происхождение человека» или как контрольная задача для проверки знаний по темам, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.


Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

• находить точную информацию в тексте;

• переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;

• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.



Использованные источники:

• Биология. Человек. 9 класс /M.Р Сапин, Н.И. Сонин - М.: Дрофа, 2017.

• Общая биология. 10-11 класс /Под ред. В.Б. Захарова - М.: Дрофа, 2000.

• Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Д. Ламберт /Под. Ред. А.Н. Олейникова – Л.: Недра, 1991















ТЕКСТ ЗАДАЧИ


КЛИМАТ, ЦВЕТ КОЖИ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ.

По мере того как наш подвид распространялся по всему миру, разные группы людей оказывались в различных климатических зонах. В ходе естествен­ного отбора люди физически приспособились к раз­личным природным условиям. Вследствие этого по­явились люди с черной, белой и желтой кожей. Цвет кожи отнюдь не означает принадлежности к той или иной расе (т. е. к биологической группе людей, свя­занных общим происхождением). И у негров, и у меланезийцев черная кожа, но они столь же мало связаны родством друг с другом, как и с людьми, имеющими белую или желтую кожу. И разумеется, все люди принадлежат к одному и тому же подвиду.

Рассмотрим вкратце влияние, которое оказывал жаркий или холодный климат на кожу, развитие телосложения людей черной, белой и желтой кожи и на появление существенных различий между ними.

Возьмем для начала цвет кожи. У людей с белым цветом кожи от сильного тропического солнечного излучения она начинает шелушиться и покрываться волдырями, а интенсивное ультрафиолетовое излу­чение может вызвать даже рак кожи. У чернокожих людей кожа, окрашенная темным пигментом мела­нином, защищена от этих вредных воздействий. Но в расположенных за пределами тропиков странах, где небо чаще покрыто облаками, более светлый цвет кожи является преимуществом, так как он по­зволяет поглощать достаточное количество слабого ультрафиолетового излучения, необходимого для выработки организмом витамина D, который спо­собствует здоровому росту костей. В прохладных, туманных странах чернокожие дети часто болеют рахитом.

Оттенки цвета кожи аборигенов связаны с количеством солнечного излучения, за исключением тех районов, где в результате недавних миграций естественный отбор длился в течение слишком краткого периода, чтобы он мог оказать существенное влияние на цвет кожи.


- очень бледный

- довольно бледный

- промежуточный

- довольно темный

- очень темный





Задание 1.

Цвет кожи человека зависит от содержания пигмента:

А) Оксигемоглобин

Б) Меланина

В) Каротин

Свой ответ объясните.


Задание 2.

Жители Эфиопии и Фиджи имеют темный цвет кожи и курчавые волосы, это позволяет утверждать:

А) Они являются представителями экваториальной расы.

Б) Эти народности имеют одинаковый фенотип.

В) Это ни о чем не говорит.

Ответ объясните.


Задание 3.

Напишите какие меры профилактики рахита у детей необходимы выходцам экваториальной расы, проживающим в Северной Америке и Северной Европе.



ОТВЕТЫ


Задание 1.

Ответ Б – меланин.

Форма ответа

Уровень

Оценка

Выбор верного ответа

Базовый

1 балл

Объяснение ответа

Высокий

3 балла

2 балла если указана роль меланина.

3 балла если дополнительно указаны еще 2 пигмента кожи (в том числе из числа вариантов ответа в задании).

В окраске дермы участвуют четыре пигмента:

  • Каротин (желтый). Участвует в клеточной регенерации дермы после травм.

  • Синий гемоглобин - окрашивает венозную кровь.

  • Оксигемоглобин – красный пигмент (элемент крови). Придает лицу румянец и розоватый цвет.

  • Меланин — производится меланоцитами (клетками базального (глубинного) слоя эпидермиса). Имеет коричневый цвет, защищает от УФ-излучения. При попадании луча на дерму, ЦНС передает мозгу сигнал опасности, активируется синтез пигмента. Он доставляется в роговой слой эпидермиса, тело покрывается загаром.


Задание 2.

Ответ А – относятся к экваториальной расе.

Форма ответа

Уровень

Оценка

Выбор верного ответа

Базовый

1 балл

Объяснение ответа

Повышенный

2 балла


Высокий

3 балла

2 балла если указано, что современные антропологи разделяют экваториальную расу на 2 новых – африканоиды (западноэкваториальная, негроидная, включат в себя эфиопов) и австралоиды (восточноэкваториальная, включает меланезийцев).

3 балла если дополнительно указаны 2-3 других, кроме цвета кожи и формы волос, признака африканоидов и австралоидов.

Признаки африканоидов:

  • тёмная кожа (самая пигментированная в сравнении с другими расами);

  • тёмный цвет радужки глаз;

  • курчавые чёрные волосы;

  • слабое развитие третичного волосяного покрова, особенно на теле;

  • высокосводный череп с выраженной затылочной областью, в целом величина черепа у негроидов меньше;

  • невысокое лицо, небольшая ширина скул;

  • средневысокий лоб со слабо развитыми надбровными дугами;

  • выступающие вперёд челюсти, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа;

  • широкий разрез глаз;

  • широкий плоский слабо выступающий нос;

  • толстые губы, верхняя выступает вперёд;

  • крупные зубы;

  • вытянутое телосложение;

  • узкие кисти рук и стопы.

Признаки австралоидов:

  • тёмный цвет кожи (более светлый в сравнении с африканоидами);

  • тёмно-коричневый цвет радужки глаз; глаза глубоко посаженные, обычно с широким разрезом;

  • узковолнистые и широковолнистые волосы с тёмно-коричневой или чёрной пигментаций, курчавые волосы на северо-востоке Австралии, у меланезийцев и папуасов;

  • умеренное или сильное развитие третичного волосяного покрова на лице и теле;

  • очень массивный череп с крупными челюстями;

  • укороченная шея;

  • очень широкий нос с почти плоским переносьем;

  • наклонный лоб с сильно развитым надбровным рельефом;

  • очень крупные зубы (самые крупные по мировым показателям);

  • длинные конечности.


Задание 3.

Ответы:

  1. Прием витамина D в сочетании с препаратами кальция, если его мало в питании. Оценка – 1 балл (базовый уровень).

  2. Увеличение пребывания ребенка на открытом воздухе и на солнце.

  3. Массаж и гимнастика для повышения тонуса мышц и улучшения общего состояния. Указание 2-3 мер профилактики – 2 балла (повышенный уровень).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!