СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи ВСОШ школьного тура по математике.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи ВСОШ школьного тура по математике 2020 года

Просмотр содержимого документа
«Задачи ВСОШ школьного тура по математике.»

2020 год.

Задачи ВСОШ школьного тура по математике.

10 класс

10.1. К бабушке приехали 11 внучат — все дети двух ее дочерей. Одна из внучек сказала: «Ой, а здесь у меня в два раза больше сестричек, чем дома», а другая ответила: «Здесь у меня в три раза больше сестричек, чем дома». Сколько внуков и сколько внучек у бабушки?



10.2. В ромбе ABCD ∠A = 60◦ и проведены биссектрисы углов BAC, BCA, ACD и DAC. Докажите, что точки пересечения этих биссектрис со сторонами ромба являются вершинами квадрата.



10.3. Футбольные команды «Спартак», «Зенит» и «Динамо» сыграли турнир в один круг. «Спартак» в двух своих матчах забил 6 голов, «Зенит» в двух своих матчах пропустил 8 голов, а команда «Динамо» в двух своих матчах сколько забила, столько и пропустила. Докажите, что в матче «Зенит» — «Динамо» было забито не менее 4 голов.



























10 класс. Ответы и решения.



10.1. К бабушке приехали 11 внучат — все дети двух ее дочерей. Одна из внучек сказала: «Ой, а здесь у меня в два раза больше сестричек, чем дома», а другая ответила: «Здесь у меня в три раза больше сестричек, чем дома». Сколько внуков и сколько внучек у бабушки?

Решение.

Способ 1. Эти внучки — дочки разных мам. Пусть a — число дочек у одной мамы, b — число дочек у другой мамы. Тогда 2(a − 1) = a + b − 1, 3(b − 1) = a + b − 1. Отсюда a = b + 1, 3b − 3 = 2b, b = 3, a = 4. Тогда общее число внучек 7, а внуков — 4.

Способ 2. У каждой внучки число ее сестренок, включая двоюродных, одно и то же, при чем по словам первой оно кратно 2, по словам второй — кратно 3. Тогда оно кратно 6. Но общее число внучат равно 11, следовательно каждая внучка могла насчитать только 6 сестренок. Тогда общее число внучек 7, а внуков 4. Проверка показывает, что такая ситуация возможна, например если родных сестер у одной в 3, а в другой в 2 раза меньше, то есть, у одной две, а у другой три родных сестры, то каждая насчитает 6 сестренок. Ответ: 7 внучек, 4 внука.

Рекомендации по проверке. При втором способе доказательства — через делимость — необходима проверка полученного решения, фактически надо проверить число сестренок 7=3+2+1+1. Отсутствие этого пункта является небольшой ошибкой и карается в 1 балл. При первом способе доказательства — через уравнение — проверка решения не требуется. Правильно составленное уравнение даже без решения оценивается в 4 балла.



10.2. В ромбе ABCD A = 60◦ и проведены биссектрисы углов BAC, BCA, ACD и DAC. Докажите, что точки пересечения этих биссектрис со сторонами ромба являются вершинами квадрата. Рис. 7: к решению задачи 10.5 Решение.

Способ 1. Пусть биссектриса угла BAC пересекает сторону AC в точке K, биссектриса угла BCA — AB в точке N, биссектриса угла DAC — сторону DC в точке L и биссектриса угла ACB — сторону AD в точке M (см. рис. 7). По свойству биссектрис угла BK/KC = AB/AC, BN/NA = BC/AC, DL/LC = AD/AC и DM/MA = DC/AC. Так как все стороны ромба равны, все отношения также равны и AN = CK = CL = AM. Отсюда следует четырех треугольников ANC, AKC, ALC и AMC, равенство их высот, опущенных на AC, и параллельность прямых NK, ML и AC. Аналогично устанавливается параллельность прямых NM, KL и BD. Таким образом, в четырехугольнике KLMN противоположные стороны попарно параллельны, значит, он параллелограммом. А так как его стороны параллельны диагоналям ромба, которые, как известно, перпендикулярны, KLMN — прямоугольник. Из подобных треугольников BNK и BAC видим, что NK AC = BK BC , а тогда NK = AC BC ·BK = AN NB ·BK = AN. Треугольник ANM — равнобедренный с углом A = 60◦ , стало быть, он равносторонний. Тогда BK = AN = NM, и стороны прямоугольника KLMN равны. Значит, этот прямоугольник — квадрат.

Способ 2. Пусть биссектриса угла BAC пересекает сторону AC в точке K, отразим эту биссектрису относительно прямой BD. В силу симметричности ромба новый отрезок будет биссектрисой угла BCA, обозначим его через CN. По свойству зеркального отражения KN будет перпендикулярен BD, а следовательно параллелен AC как другой диагонали ромба. Аналогично отражая эти две биссектрисы относительно AC получим новые биссектрисы: CM у угла ACD и AL у угла CAD, вновь, в силу свойств зеркального отражения NM и KL будут перпендикулярны AC (а значит и KN), кроме того KN = LM, AN = AM (расстояния сохраняются). Тогда KLMN — параллелограмм (KN = LM, NMkKL) 18 имеющий два прямых угла: NM⊥KN⊥KL, то есть, прямоугольник. Поскольку NKkAC, то ∠NKA = ∠CAK равны как накрест лежащие, углы NAK, CAK равны по свойству биссектрисы AK. Тогда треугольник NAK — равнобедренный и AN = NK. Ранее показано, что AN = AM, следовательно, треугольник NAM равнобедренный, то есть, равносторонний (угол NAM равен 60◦ ). Тогда MN = AN = NK. Таким образом, KLMN — квадрат.

Рекомендации по проверке. Возможны и принципиально другие решения, например, с использованием тригонометрии, векторов, координатного метода и т.п. Они не лучше и не хуже приведенных. При их оценке следует иметь в виду следующее: если ход решения прописан до конца, то оценка задачи 4 балла или выше; ошибки в счете караются вычитанием 1 балла; ошибки в тригонометрических формулах — вычитанием 3 баллов. Если доказательства нет, и из выкладок не видно, как автор собирается его получать, то в зависимости от продвижения оценка задачи не более 2 баллов.



10.3. Футбольные команды «Спартак», «Зенит» и «Динамо» сыграли турнир в один круг. «Спартак» в двух своих матчах забил 6 голов, «Зенит» в двух своих матчах пропустил 8 голов, а команда «Динамо» в двух своих матчах сколько забила, столько и пропустила. Докажите, что в матче «Зенит» — «Динамо» было забито не менее 4 голов.

Решение.

Пусть матчи «Спартак» — «Зенит», «Спартак» — «Динамо» и «Зенит» — «Динамо» завершились соответственно со счетами a : b, c : d и e : f. По условию a + c = 6, a + f = 8 и c + e = d + f. Вычитая из второго уравнения первое, находим, что f − c = 2, откуда f 2, так как все значения переменных неотрицательны. Из третьего условия находим e − d = f − c = 2, поэтому также e 2. Но тогда f + e 4, что и требуется доказать. Словесное описание решения. «Спартак» «Зениту» не мог забить больше 6 голов, значит оставшиеся до 8 (то есть, не меньше 2) на счету «Динамо» в матче «Зенит» — «Динамо». Более того, отсюда разность между забитыми «Зениту» командой «Динамо» и забитыми «Спартаком» в матче с «Динамо» равна двум. Поскольку команда «Динамо» забила, столько же сколько пропустила, то двум равна и разность между забитыми «Зенитом» команде «Динамо» и забитыми динамовцами «Спартаку». Но тогда в матче «Зенит» «Динамо» команда «Динамо» пропустила не меньше двух голов. Забила также не меньше двух. Следовательно общее число голов в этом матче не меньше 4.

Рекомендации по проверке. За доказательство неравенства f 2 («Динамо» забил «Зениту» не меньше 2 голов) нужно давать 3 балла, если при этом доказано большее ( f − c = 2), то 4 балла. Полное доказательство того, что команда «Динамо» пропустила от «Зенита» не меньше двух голов (e 2), оценивается в 4 балла. Разбор любого числа частных случаев оценивается в 0 баллов. При доказательстве через «жадный» алгоритм (что-нибудь типа «легко видеть, что при число голов забитых в этом матче не увеличится, а значит можно считать, что »), если такое утверждение верно, то в зависимости от ясности обоснования снимается от 0 до 2 баллов; в случае если это утверждение неверно, то все решение оценивается в 0 баллов. Отметим, что возможна ситуация, когда в этом матче забито было ровно четыре гола, по 2 с каждой стороны, таким образом любая оценка вида f 3, e 3, f − e 1 является неверной.



6 класс.

6.1. Какой цифрой оканчивается сумма 26∙27∙28∙29+51∙52∙53∙54=?



6.2. Восстановите ребус, в котором одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным буквам – разные цифры: КОКА + КОЛА = ВОДА.



6.3. Разделите квадрат 5×5 клеток с вырезанной центральной клеткой на четыре равные части. Найдите как можно больше способов. Разрезать можно только по сторонам квадратов.





































6 класс. Ответы и решения.



6.1. Какой цифрой оканчивается сумма 26∙27∙28∙29+51∙52∙53∙54=?

Решение.

Перемножив только единицы, фиксируя в частности только последние цифры. Получаем, что сумма оканчивается на 8.



6.2. Восстановите ребус, в котором одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным буквам – разные цифры: КОКА + КОЛА = ВОДА.

Решение. 3930 + 3980 = 7910.





6.3. Разделите квадрат 5×5 клеток с вырезанной центральной клеткой на четыре равные части. Найдите как можно больше способов. Разрезать можно только по сторонам квадратов.

Решение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!