СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание №17 ЕГЭ-2019

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в ССП и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть два примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 пример ССП и 1-с однородными членами.

Просмотр содержимого документа
«Задание №17 ЕГЭ-2019»

Русский язык.  ЕГЭ - 2019 Теория и практика выполнения задания №16

Русский язык. ЕГЭ - 2019

Теория и практика выполнения задания №16

Что требуется от Вас при выполнении этого задания?  Помните: за выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.  За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в отчете не имеет значения.  Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочиненных предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть два примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.

Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

  • Помните: за выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
  • За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в отчете не имеет значения.
  • Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочиненных предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть два примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.
Основные понятия Как следует из формулировки задания 16, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) и в сложносочиненном предложении. Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА . Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т.е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.

Основные понятия

  • Как следует из формулировки задания 16, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) и в сложносочиненном предложении. Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА .
  • Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т.е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.
Правила пунктуации  в сложном предложении 1.  Хлынул дождь  , и  запрыгал град  .   ,  союз    2. а) От ветра  дрожали стекла  и  громыхала крыша  . 3. а)  Кто эти люди  и  чего они хотят  ? общий второстепенный член;  б) Может ,  начнутся дожди  и  пойдут грибы  . (а, и, но, да, зато, тоже, также…) вводные слова;  в)  Когда мы шли  ,  звезды бледнели  и  небо светлело  .    и    ?   г)  Чувствую  ,  что кто-то подошел  и  сердце забилось  .  б)  Как здесь красиво  и  как хочется жить  !       и    ! придаточное предложение;    главная часть.

Правила пунктуации в сложном предложении

1. Хлынул дождь , и запрыгал град .

  • , союз

2. а) От ветра дрожали стекла и громыхала крыша .

3. а) Кто эти люди и чего они хотят ?

общий второстепенный член;

б) Может , начнутся дожди и пойдут грибы .

(а, и, но, да, зато, тоже, также…)

вводные слова;

в) Когда мы шли , звезды бледнели и небо светлело .

  • и ?

г) Чувствую , что кто-то подошел и сердце забилось .

б) Как здесь красиво и как хочется жить !

и !

придаточное предложение;

главная часть.

Правила пунктуации  в простом предложении 1. Я люблю комедии, драмы.  2. Мал золотник, да дорог.    ,    а, зато, да=но,  3. Пешие прогулки не только полезны для здоровья, но и способствуют лучшей работе мозга. 4. Я буду смотреть или комедию, или драму. Двойные союзы:  но, однако  не только , но и… Повторяющиеся союзы: как , так и… или, или… не столько , столько… то ли, то ли… либо, либо… не то, не то… ни, ни…   ,

Правила пунктуации в простом предложении

1. Я люблю комедии, драмы.

2. Мал золотник, да дорог.

,

а, зато, да=но,

3. Пешие прогулки не только полезны для здоровья, но и способствуют лучшей работе мозга.

4. Я буду смотреть или комедию, или драму.

Двойные союзы:

но, однако

не только , но и…

Повторяющиеся союзы:

как , так и…

или, или…

не столько , столько…

то ли, то ли…

либо, либо…

не то, не то…

ни, ни…

,

Предложения, в которых  не ставится запятая Я увидел желтый деревянный дом. неоднородные члены Я сдам ОГЭ и ЕГЭ. Одиночные союзы: Слышу гул моря да вой ветра. Я сегодня встал ни свет ни заря. и, или, либо Одиночные союзы: Устойчивые выражения:  да = и  ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять… ни взад ни вперед

Предложения, в которых не ставится запятая

Я увидел желтый деревянный дом.

неоднородные члены

Я сдам ОГЭ и ЕГЭ.

Одиночные союзы:

Слышу гул моря да вой ветра.

Я сегодня встал ни свет ни заря.

и, или, либо

Одиночные союзы:

Устойчивые выражения:

да = и

ни свет ни заря,

ни рыба ни мясо,

ни дать ни взять…

ни взад ни вперед

Предложения с повторяющимся союзом И Я люблю фрукты, и овощи, и ягоды.   ,и ,и  Я люблю и фрукты, и овощи, и ягоды. Я счастлив и силен, свободен и молод.   и , и , и   Пошел снег и засыпал дороги и тропы.   И , и       и  и  

Предложения с повторяющимся союзом И

Я люблю фрукты, и овощи, и ягоды.

,и ,и

Я люблю и фрукты, и овощи, и ягоды.

Я счастлив и силен, свободен и молод.

и , и , и

Пошел снег и засыпал дороги и тропы.

И , и

и и

Тренировочные задания

Тренировочные задания

Подумай… Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.    1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.    2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.    3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.    4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.    5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

Подумай…

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.
  • 2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
  • 3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
  • 4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.
  • 5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

Проверь себя: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.            1) Там были меха и перья, шёлк и жемчуг, необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска. 2) Грин любил и море, и выдуманные им морские побережья.  [ и , и , и ] [ и , и ] 3) У молодого человека не было ни денег, ни квартиры, ни ключа от квартиры. [ ни , ни , ни ]  4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу. [ и  и ]   5) Снег падал хлопьями, и скоро он покрыл всю землю. [ ], и [ ]  Ответ: 25

Проверь себя:

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Там были меха и перья, шёлк и жемчуг, необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.

2) Грин любил и море, и выдуманные им морские побережья.

[ и , и , и ]

[ и , и ]

3) У молодого человека не было ни денег, ни квартиры, ни ключа от квартиры.

[ ни , ни , ни ]

4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

[ и и ]

5) Снег падал хлопьями, и скоро он покрыл всю землю.

[ ], и [ ]

Ответ: 25

Подумай… Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.  1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.  2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.  3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.  4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.  5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

Подумай…

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
  • 2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
  • 3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
  • 4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
  • 5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
Проверь себя: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.  1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж , то расписной терем русского леса, то жемчужное зеркало южного моря.  2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические  данные и культурно-этнографические факты .  3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и  над  любовию земною, и над земною суетой .  4) Поезд давно уже увёз и концессионеров, и театр Колумба, и прочую публику .  5) Налетела туча с крупным градом, и разметала она всю листву. ОТВЕТ: 35

Проверь себя:

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж , то расписной терем русского леса, то жемчужное зеркало южного моря.
  • 2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты .
  • 3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною, и над земною суетой .
  • 4) Поезд давно уже увёз и концессионеров, и театр Колумба, и прочую публику .
  • 5) Налетела туча с крупным градом, и разметала она всю листву.
  • ОТВЕТ: 35
Подумай… Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1)Древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме. 2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах. 3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой. 4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.  5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

Подумай…

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1)Древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
  • 2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
  • 3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
  • 4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

Проверь себя: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1)Древний гербарий был собран в начале XVI столетия и  хранится сейчас в Риме. 2) Зимой я ходил  на охоту или рыбалку или катался на лыжах. 3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом, так и зимой. 4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.  5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами, и сердце полно ощущения гармонии с природой. ОТВЕТ: 35

Проверь себя:

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1)Древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
  • 2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
  • 3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом, так и зимой.
  • 4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами, и сердце полно ощущения гармонии с природой.

ОТВЕТ: 35

Подумай… Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.  1)Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.  2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.  3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.  4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.  5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

Подумай…

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1)Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
  • 2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
  • 3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
  • 4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
  • 5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
Проверь себя: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.  1)Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.  2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.  3) Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал .  4) В этом портрете есть и лёгкость манеры, и тонкость колористической гаммы, и психологизм образа.  5) Двигатель не успел по-настоящему остыть, и его запустили в течение нескольких минут. (ССП) ОТВЕТ: 35

Проверь себя:

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1)Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
  • 2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
  • 3) Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал .
  • 4) В этом портрете есть и лёгкость манеры, и тонкость колористической гаммы, и психологизм образа.
  • 5) Двигатель не успел по-настоящему остыть, и его запустили в течение нескольких минут. (ССП)
  • ОТВЕТ: 35
Подумай… Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.  1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.  2)Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.  3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.  4) В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.  5) Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.

Подумай…

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.
  • 2)Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
  • 3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.
  • 4) В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.
  • 5) Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.
Проверь себя: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.  1) Попугай этот был  склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому .  2)Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.  3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать .  4) В русской песне звучат как робость, так и мятежная вольница .  5) Луна скатывалась за горизонт, и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму. (ССП) ОТВЕТ: 45

Проверь себя:

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому .
  • 2)Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
  • 3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать .
  • 4) В русской песне звучат как робость, так и мятежная вольница .
  • 5) Луна скатывалась за горизонт, и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму. (ССП)
  • ОТВЕТ: 45
Подумай… Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.  1) В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.  2)Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.  3) Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.  4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.  5) Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг. ОТВЕТ:

Подумай…

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.
  • 2)Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.
  • 3) Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.
  • 4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.
  • 5) Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.
  • ОТВЕТ:
Проверь себя: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.  1) В звукописи используются и аллитерации, и ассонансы, и звуковые повторы .  2)Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.  3) Владение хорошей речью важно как для политика, так и для журналиста .  4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером .  5) Вошла зима в берёзовую рощу, и сразу заискрилось всё вокруг. ОТВЕТ:3 5

Проверь себя:

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) В звукописи используются и аллитерации, и ассонансы, и звуковые повторы .
  • 2)Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.
  • 3) Владение хорошей речью важно как для политика, так и для журналиста .
  • 4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером .
  • 5) Вошла зима в берёзовую рощу, и сразу заискрилось всё вокруг.
  • ОТВЕТ:3 5
Подумай… Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.    1) Поэту природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.    2) Сердце то забьётся то утонет в воспоминаниях.    3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.    4) Багровый закат загорался в вечернем небе и отражался в окнах домов.    5) Рассвело и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна.

Подумай…

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Поэту природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
  • 2) Сердце то забьётся то утонет в воспоминаниях.
  • 3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
  • 4) Багровый закат загорался в вечернем небе и отражался в окнах домов.
  • 5) Рассвело и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна.
Проверь себя: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.    1) Поэту природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.    2) Сердце то забьётся, то утонет в воспоминаниях.    3) От домов во все стороны шли ряды деревьев, или кустарников,  или цветов .    4) Багровый закат загорался в вечернем небе и отражался в окнах домов.    5) Рассвело, и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна. ОТВЕТ: 25

Проверь себя:

  • Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) Поэту природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
  • 2) Сердце то забьётся, то утонет в воспоминаниях.
  • 3) От домов во все стороны шли ряды деревьев, или кустарников, или цветов .
  • 4) Багровый закат загорался в вечернем небе и отражался в окнах домов.
  • 5) Рассвело, и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна.
  • ОТВЕТ: 25


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя