СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 2 по русскому языку. ОГЭ-2020

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка  к ОГЭ по русскому языку. Задане 2. Теория, практика 

Просмотр содержимого документа
«TEORIYa_K_ZADANIYu_3»

 ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ 3 – ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие

 Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым 

Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др.
Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить ТИРЕ

ТИРЕ  ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено 

  • Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Учение – свет. Дважды два – четыре.

  • Инф. – Инф. Лгать другу – унижать самого себя.

  • Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Его работа – помогать людям. Говорить правду – благо.

  • Инф – предикативное наречие на О. Потерпеть поражение – позорно!

  • Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Не ставится: если есть связки, частица НЕ.

 Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)

Запятая ставится: 

  • если несколько однородных членов не соединены союзами: дождик, ветер, снег 

  • если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: мал, да удал

  • если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: И дождик, и ветер, и снег.

  • обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: Дождик, и ветер, и снег

  • если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и, не столько…, сколько и др.:Не только дождик, но и снег.

  • если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: яблоки и груши, сливы и бананы.


Запятая не ставится:

  1. Если однородные члены связаны союзом И: дождик и снег

  2. В устойчивых сочетаниях: и смех и грех, ни дать ни взять, и день и ночь и др.

  3. Если несколько определений не являются однородными: большой красный стол.


Двоеточие ставится: 
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится после обобщающего слова: Я люблю фрукты: яблоки, груши, сливы и апельсины.

Тире ставится: 
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, тире ставится перед обобщающим словом.
Яблоки, груши, сливы, апельсины – все эти фрукты я люблю.

Два тире ставится:
Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова:
Все произведения писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого – были прочитаны мною еще летом.

 Знаки препинания при обособленных определениях

Определение обособляется, 

  • если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова

Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.

  • Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова.

Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.

  • В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению. 

Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.

  • Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.

Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный.


 Знаки препинания при приложении:

Запятыми выделяется

  • Приложение, относящееся к личному местоимению:

Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире. 

  • В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному:

Звезды, живые цветы неба, горели над нами.

  • Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:

Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.

  • Приложения, являющиеся именами собственными, если перед ними есть слова то есть, а именно, а зовут его  или их можно вставить без изменения смысла словосочетания например:

Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.

Тире ставится:

  • Перед приложением, стоящим в конце предложения:

Мне не очень нравится эти цветы – ромашки.


 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Обстоятельство обособляется:

  • В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом или деепричастием.

Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять.

Обстоятельство не обособляется:

  • Если деепричастие утратило глагольность (то есть стало ближе к наречию, чем к деепричастию)

Он читал лежа.

  • Если деепричастие  входит в состав фразеологизма

Работал спустя рукава

Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая.
Он сидел, думая о предстоящих каникулах, и ,вспомнив об итоговой контрольной, вскочил с дивана.  (неоднородные)
Он сидел, думая о предстоящих каникулах и мечтая о море. (однородные)



 Знаки препинания при сравнительных оборотах:

  • Сравнительные обороты с союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели обособляются: 

К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.

  • Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: 

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

Не ставится запятая:

  • Если союз как имеет значение «в качестве», то запятая перед ним не ставится.

Он пошел с нами в лес как проводник.

  • Если сравнительный союз входит в состав сказуемого:

 Она словно ожила. 

  • Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например:

Мне пришлось превратиться в рака не более как на час.
Меньше чем через минуту прозвенел звонок.

  • Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: 

Бледный как смерть. Сидеть как на иголках.

!!!Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)


 Другие случаи постановки тире в простом предложении:

  • ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов.

Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков. 

  • ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения.

Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани.

 Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения 

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).
Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).


  • Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.

  • Запятыми выделяются слова и группы слов, ограничивающие или уточняющие смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяемые к ним непосредственно или посредством слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или  (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, даже, и притом, и (в значении «и притом») и т. п.:

От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса.
Над ним часто посмеивались, и справедливо. 
Кроме него, пришло еще пять человек.

 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие

 Запятая в сложносочинённом предложении 

ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.

Запятая в ССП ставится:

  • перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев.

Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.

Запятая в ССП не ставится:

  • если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член

На улице ярко светит солнце и поют птицы.


  • если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.

Кто вы такие и что вам здесь нужно?
Да будет свет и  пусть скроется тьма!
Как мне все нравится и как здесь хорошо!
Ночь и улица. Фонарь и аптека.
Жарко и холодно.



 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 

СПП - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).
В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.
В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.

1 Придаточная часть может находиться 

  • Перед главной частью: (...),[...].

(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)

  • После главной части: [...],(...).

Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)


  • В главной части (разрывать ее): [...,(...),...].

Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)


Если в СПП несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи:


  • Последовательное подчинение: 

Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП)

  • Параллельное подчинение: 

Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)

  • Однородное подчинение:

Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами)
Я знаю, что на улице светит солнце 
и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)



 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.

ЗАПЯТАЯ ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП.
Метель не утихала, небо не прояснялось.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо.
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

ДВОЕТОЧИЕ ставится:

  • если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО).

Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.

  • если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Печален я: со мною друга нет.

  • Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что)

Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.

ТИРЕ ставится:

  • вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)

Я смотрел все напряженнее - их все не было.

  • В первой части говорится о времени или условии  (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)

Вышли на обрыв - подуло свежим ветром.

  • Вторая часть является следствием

Он подал знак рукою - все притихли.


 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 

В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.

Отдельного внимания заслуживает постановка запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.

Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):

  •  если придаточное предложение можно изъять или переставить

Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.

Запятая НЕ ставится (между союзами)

  • если нельзя переставить или изъять придаточную часть.

Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём...

 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

 Знаки препинания при обращениях

Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.


  • Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами.

Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?

  • Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.

Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.

  • Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:

Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).

  • Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь:

Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!

 Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях

Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

Вводные слова выражают:

  • Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.)

  • Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.)

  • Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.)

  • Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)

  • Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)

  • Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)

  • Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)

  • Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.)

  • Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:
авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.


Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.



  • Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.

Он, я думаю, неплохой человек.
Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок.



  • В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.

Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.

 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ 

Слова автора предшествуют прямой речи 
 А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». 
 
 Прямая речь предшествует словам автора: 
 «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а. 
 
 Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) 
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. 
 “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. 
 “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. 
 “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”. 
 “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”. 
 “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. 
 
 Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) 
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. 
 А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. 
 А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа. 
 
 
 Знаки препинания при цитировании 

  • Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. 

Белинский писал: «….». 

  • Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. 

 

  • Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: 

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). 
 «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). 

  • Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками 

 Береги честь смолоду. 
 Пословица. 

Просмотр содержимого документа
«Задание №2»

ОГЭ – 2020 Задание №2

1.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 
(1)Описав движение планет вокруг Солнца, Кеплер открыл три важных закона. (2)Однако он не объяснил, почему планеты движутся по описанным орбитам. (3)Эту задачу решил Ньютон, который доказал, что законы Кеплера являются прямым следствием закона тяготения. (4)Поэтому законы Кеплера, опубликованные в трактате «Гармония мира», фактически были прелюдией к его открытиям.

1) три закона открыл (предложение 1)

2) он не объяснил (предложение 2)

3) который доказал (предложение 3)

4) Ньютон решил задачу (предложение 3)

5) законы были прелюдией (предложение 4)



2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)Древний Клин - пограничная крепость, укреплённая земляным валом. (2)Его остатки, утратив оборонное значение, сохранились до сих пор. (3)По велению Петра I Клин в XVII веке стал почтовой станцией, а его жители, служившие ямщиками, начали выполнять и обязанности почтальонов. (4)С тех пор прошло много лет, но память о Клине как городе-почтальоне сохранилась. (5)Например, на современном гербе запечатлена эта веха в истории Клина.

1) Древний Клин - крепость (предложение 1)

2) остатки сохранились (предложение 2)

3) Клин стал (предложение 3)

4) много лет прошло (предложение 4)

5) эта веха запечатлена (предложение 5)



3. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1) Физика - одна из наук, изучающих окружающий нас мир. (2)Её возникновение теряется в глубине веков. (3) Благодаря Галилею и Ньютону, примерно 350 лет тому назад она стала наукой, использующей экспериментальный метод для изучения механического движения. (4) Это привело к созданию механики. (5) А применение математики сделало механику первой физической теорией в современном понимании этого слова. (6) Поэтому с помощью механики было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить так называемую механическую картину мира.

1) возникновение теряется (предложение 2)

2) она стала (предложение 3)

3) это привело (предложение 4)

4) сделало механику (предложение 5)

5) множество было (предложение 6)



4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)В палисаднике было очень весело. (2)Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. (3)Серёжа споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево так сильно, что я думал, он расшибётся вдребезги. (4)Я подошёл и с участием стал спрашивать, больно ли ему. (5)Серёжа рассердился на меня и закричал…

1) В палисаднике было (предложение 1)

2) игра в разбойники шла (предложение 2)

3) Серёжа споткнулся и ударился (предложение 3)

4) я подошёл и стал спрашивать (предложение 4)

5) Серёжа рассердился на меня (предложение 5)



5. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)На классной стене висело расписание уроков. (2)Его не замечали до тех пор, пока надзиратель не обратил внимания на то, что лист с расписанием исчез и рамка пуста. (3)Был вставлен новый лист, но на другой день рамка была опять пуста.

(4)На третий день в рамке вместо расписания был вставлен лист, на котором выделялся тщательно оттушёванный кукиш. (5)Было произведено следствие, но оно не привело ни к чему: кукиш умели рисовать все.


1) расписание висело (предложение 1)

2) его не замечали (предложение 2)

3) лист был вставлен (предложение 3)

4) выделялся (предложение 4)

5) было произведено следствие (предложение 5)

6. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)Директор сказал, что если виновные сознаются, то они наказанию подвергнуты не будут, в противном случае он не освободит от платы за право учения тех, кто в первое полугодие был освобожден.

(2)Директор ушел, и класс занялся бурным обсуждением вопроса. (3)Из-за этой дурацкой шутки несколько бедняков могли вылететь из гимназии. (4)На большой перемене Шарыгин от имени класса заявил, что подозревают троих: Аврамова, Валича и Основского. (5) Класс полагает, что этим заявлением он снимает наказание с остальных.


1) виновные сознаются (предложение 1)

2) класс занялся (предложение 2)

3) несколько бедняков могли (предложение 3)

4) подозревают (предложение 4)

5) класс полагает (предложение 5)

7. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)Гнездо было пустое. (2) Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (3)Детёнышей не было. (4)Если бы она умела кричать – закричала бы.

(5)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали.

1) гнездо было (предложение 1)

2) Белогрудка выронила (предложение 2)

3) не было (предложение 3)

4) закричала бы (предложение 4)

5) унесли (предложение 5)

8. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (2)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(3)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (4)Белогрудка не почувство-

вала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(5)Корм добывать становилось всё трудней.


1) мальчишки выследили (предложение 1)

2) Белогрудка петляла, решила (предложение 2)

3) несколько глаз следило (предложение 3)

4) Белогрудка не почувствовала (предложение 4)

5) становилось трудней (предложение 5)



9. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(3) Деду не спалось. (4) Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

(5) В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.


1) я ночевал (предложение 1)

2) утки зябли (предложение 2)

3) деду не спалось (предложение 3)

4) окна сразу запотели (предложение 4)

5) заяц спал и стучал (предложение 5)



10. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)По воз­вра­ще­нии домой из краёв далёких за­са­жи­вал я свой ого­род в де­рев­не ря­би­на­ми. (2)Одну ря­бин­ку, рос­шую возле обо­чи­ны со­вре­мен­ной бе­тон­ной до­ро­ги, на кру­том по­во­ро­те да­ви­ло колёсами машин, ца­ра­па­ло, мяло. (3)Каж­дый пут­ник её бра­нил за то, что в не­удач­ном месте вы­рос­ла. (4)И решил я: увезу де­рев­це в свой оди­чав­ший ого­род и по­са­жу рядом с дру­ги­ми ря­бин­ка­ми из пи­том­ни­ка.

(5)Два года спу­стя дичка моя со­всем взрос­лая и весёлая сде­ла­лась.


1) засаживал я (предложение 1)

2) рябинку давило, царапало, мяло (предложение 2)

3) путник бранил (предложение 3)

4) увезу и посажу (предложение 4)

5) дичка сделалась (предложение 5)


11. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.


1) девочку звали (предложение 1)

2) было шесть лет (предложение 2)

3) дети не могли попасть (предложение 3)

4) она - помощник художника (предложение 4)

5) он не артист (предложение 5)


12. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения. Запишите номера ответов. 

(1)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (2)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (3)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (4)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.


1) Евгения Ивановна шла (предложение 1)

2) ей захотелось заговорить, расспросить (предложение 2)

3) он кормил, выгуливал (предложение 2)

4) который зевал и слыл молчальником (предложение 3)

5) он менялся (предложение 4)


Ответы:

1-235

2 -24

3-13

4- 34

5- 135

6-145

7- 345

8- 34

9-15

10-134

11-235

12-1345





Просмотр содержимого документа
«ОГЭ – 2020 Задание №2»

ОГЭ – 2020 Задание №2


Вариант 7



1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался в Россию. (2) Ни в одной точке её никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять.(3) Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары, с лиственным рокотом леса. (4)Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила.


1) я возвращался в Россию (предложение 1)

2) никто не ждал и не звал (предложение 2)

3) я задержался с возвратом (предложение 2)

4) мне хотелось (предложение 3)

5) хотелось затесаться и затеряться (предложение 4)


2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) У нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр.(2) За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у неё. (3)А в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. (4) Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.


1) мне пришлось снаряжаться (предложение 1)

2) съездила мать (предложение 2)

3) я буду квартировать (предложение 2)

4) дядя Ваня выгрузил (предложение 3)

5) предстояло жить (предложение 3)


3. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район. (2) Жили мы плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда. (3) Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории. (4) Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций.


1) трудно сказать (предложение 1)

2) решилась мать (предложение 1)

3) жили мы плохо (предложение 2)

4) книжки оказались (предложение 3)

5) в меня верили (предложение 4)


4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Облигаций за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. (2)Считалось, что у меня счастливый глаз.(3) Выигрыши случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. (4) Радость от неё невольно перепадала и мне. (5) Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки - под весну это было немалое богатство.



1) облигации несли (предложение 1)

2) считалось (предложение 2)

3) колхозник был рад (предложение 3)

4) выделяли, подкармливали (предложение 5)

5) это было (предложение 5)


5. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) По всем предметам, кроме французского, у меня держались пятёрки.

(2) С французским у меня не ладилось из-за произношения. (3) Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало всё моё ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов. (4) Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. (5) Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. (6) Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить - я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. (8) Всё было впустую. 


1) не ладилось (предложение 2)

2) я запоминал, переводил (предложение 3)

3) я шпарил, проглатывал (предложение 4)

4) учительница морщилась и закрывала глаза (предложение 5)

5) всё было впустую (предложение 8)


6. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска по дому, по деревне. (2) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. (3) Так мне было плохо!  (4) Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. (5) При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной.(6) Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. (7) Тогда она решилась и остановила машину.


1) я не отлучался и не был готов (предложение 2)

2) было плохо (предложение 3)

3) я крепился, не жаловался и не плакал (предложение 5)

4) она стала уезжать (предложение 5)

5) она решилась (предложение 7)


7. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) К тому же ещё я постоянно недоедал.(2) Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. (3) Но вся беда в том, что мне её не хватало.(4) Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. (5) Привезут, кажется, много, хватишься через два дня – ничего нет. (6)Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. 


1) еду присылали (предложение 2)

2) мне не хватало (предложение 3)

3) который брала (предложение 4)

4) хватишься (предложение 5)

5) я стал замечать (предложение 7)


8. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. (2) Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался. 

(3) Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. (4) Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно. (5) Она входила, здоровалась, внимательно осматривала почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. (6) И знаки на моем лице она, конечно, увидела сразу, хоть я, как мог, и прятал их; я понял это потому, что на меня стали оборачиваться ребята.


1) идти надо было (предложение 2)

2) пропускать я не решался (предложение 2)

3) я юркнул, сел (предложение 3)

4) скрыть было трудно (предложение 4)

5) она входила, здоровалась, осматривала, делала замечания (предложение 5)


9. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Больше всего я боялся, что Лидия Михайловна потащит меня к директору. (2) Это значит, что, кроме сегодняшней беседы, завтра меня выведут перед школьной линейкой и заставят рассказы-вать, что меня побудило заниматься этим грязным делом. (3) Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося, что бы он ни творил: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» (4) Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть поперёд директора, и подгонял: (5) «Отвечай, отвечай, мы ждём». (6) Ученик начинал в своё оправдание что-нибудь бормотать, но директор обрывал его…


1) выведут и заставят рассказывать (предложение 2)

2) что побудило (предложение 2)

3) Василий Андреевич спрашивал (предложение 3)

4) он расхаживал (предложение 4)

5) ученик начинал бормотать (предложение 5)


10. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Лучше бы сразу выгоняли. (2) Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. (3) Другое дело - если бы я сам бросил школу… (4) Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. (5) Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя.


1) я смогу вернуться (предложение 2)

2) можно сказать (предложение 4)

3) я человек ненадёжный (предложение 2)

4) станет каждый (предложение 4)

5) так нельзя (предложение 5)




Ответы:


1 – 2 5

2 – 3 5

3 – 13

4 – 432

5 – 1 5

6 – 1 2 4

7 – 4 5

8 – 124

9 – 1 5

10 – 12 3



Просмотр содержимого документа
«задание2 вариант2»

ОГЭ – 2020 Задание №2


Вариант 2



1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1)В давнее время на моей родине рябину заготовляли к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами.

(2) Не знаю, что с нами было бы, если бы не мороженая рябина. (3) Кому – то это покажется странным, но сейчас вспоминать об этом мне приятно.

(4) В Подмосковье я собирал рябину больше из любви к этим своим воспоминаниям о детстве, да еще потому, что в прошедшем году уродилось её на редкость много, и жалко было смотреть, как сочные, красные ягоды расклевывают дрозды.

1) рябину заготовляли (предложение 1)

2) это покажется странным (предложение 3)

3) вспоминать приятно (предложение 3)

4) жалко было смотреть (предложение 4)

5) ягоды расклёвывают (предложение 4)


2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) На тёмном чердаке под самой крышей связки рябины висели словно берёзовые веники. (2)Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись, и сами ягоды, перемерзшие за зиму, тоже чуть сморщились, вроде изюма, зато были вкусны. (3) Свежая рябина - та и горьковата, и чересчур кисла, есть её трудно, так же как раннюю клюкву. (4) Но и клюква и рябина, прихваченные морозом, приобретают ни с чем не сравнимые качества: и от горечи что-то осталось, а все-таки сладко, и, главное, никакой оскомины во рту.


1) листья посохли, пожухли и свернулись (предложение 2)

2) ягоды сморщились, зато были вкусны (предложение 2)

3) рябина горьковата (предложение 3)

4) есть трудно (предложение 3)

5) приобретают качества (предложение 4)



3. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Ревность и обида мучают меня, когда между мною и детьми опускается вдруг некий занавес и мои многознающие отпрыски вдруг начинают даже бунтовать, подтрунивать надо мною из-за того, что меня каждое лето тянет не в теплые края, не к синему морю, а в мои северные дебри, к комарам да мошкам. (2) Они же комаров и мошек терпеть не могут. (3) Да и то сказать, не каждый человек способен свыкнуться с этой нечистью на земле.

(4) Запах скотного двора, унавоженных полей и соломы меня бодрит, я вспоминаю о свежеиспеченном хлебе, а для моих детей запах навоза только вонь, и ничего больше.


1) отпрыски начинают бунтовать (предложение 1)

2) меня тянет (предложение 1)

3) тянет (предложение 1)

4) они терпеть не могут не могут (предложение 2)

5) не каждый способен (предложение 3)


4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Кстати, и цветет-то рябина удивительно красиво, пышно и тоже гроздьями. (2) Любое соцветие -целый букет. (3) Но весной разных цветов так много, что эти кремовые гроздья на деревьях как-то не бросаются в глаза. (4) К тому же весной детям моим не до цветов, не до красот природы, не до поездки в деревню. (5) Школьные перегрузки, часто нелепые, не оставляют времени у них и у преподавателей, чтобы интересоваться живой землей. (6) Да и осенью, когда на полосах поспевает горох, на грядках овощи, а в лесах грибы, брусника, они, дети, должны быть в городе; за партами, и если что видят, то лишь на торговых лотках.


1) соцветие – букет (предложение 2)

2) гроздья не бросаются (предложение 3)

3) гроздья не бросаются в глаза (предложение 3)

4) школьные перегрузки не оставляют (предложение 5)

5) дети должны (предложение 6)



5. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Но прежде чем встретиться со своей семьей, я со связкой рябины на верёвке появился в кругу товарищей по работе. (2) Всегда приятно чем-нибудь одаривать людей, и потому я особенно обрадовался, когда рябина моя взволновала моих знакомых.

(3) Один из них, ширококостный, шумный, автор колхозных романов, первый шагнул мне навстречу, сказал «ого!», взял связку из моих рук, чтобы сначала ощутить ее тяжесть, покачал вверх-вниз и, как знаток, понюхал.(4) И стал он осторожно перебирать сухие, плотно слежавшиеся бурые и серые листья и открывать, развёртывать гроздья янтарных и красных ягод.


1) приятно одаривать (предложение 2)

2) автор шагнул (предложение 3)

3) знаток понюхал (предложение 3)

4) он стал (предложение 4)

5) он стал перебирать и открывать, развёртывать (предложение 4)


6. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) У нас раньше под каждым окном в деревне два или три дерева обязательно росли. (2) Были одноствольные, а то - кустом, от корня в четыре-пять стволов. (3) Весной аромат по всей избе. (4) Что за дом без своего садика под окнами! (5) Мало под окнами, у нас даже за двором, на участке, где-нибудь около гумна отводили уголок для деревьев. (6) Черемуху на участке обычно не сажали, от нее заразы много, на сладкое, как известно, всякая пакость лезет. (7) А рябину сажали частенько.


1) два дерева росли (предложение 1)

2) уголок отводили (предложение 5)

3) отводили (предложение 5)

4) не сажали (предложение 6)

5) рябину сажали (предложение 7)



7. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) - Между прочим, у нас раньше пироги пекли с черёмуховыми ягодами. (2) Зубы у всех были крепкие, ешь - хруст стоит. (3) А из рябины не помню, что делали… (4) Спелые кисти её раскладывали на зиму промеж оконных рам, это уже для красоты. (5) На белых листочках из школьных тетрадей - красные крапинки… (6) И на рушниках вышивали рябину - хорошо!..


1) пироги пекли (предложение 1)

2) пекли (предложение 1)

3) зубы были крепкие (предложение 2)

4) кисти раскладывали (предложение 4)

5) вышивали рябину (предложение 6)


8. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Знаешь ли, что в деревнях рябина спасает людей от угара? (2) Зимой печи топят жарко, поторопится баба закрыть трубу, чтобы тепло сберечь, - и все в лёжку лежат. (3) Ну, принесут этакую вот связку рябины с потолка и едят. (4) От наших морозов тараканы валятся, а рябина становится слаще. (5) Что ты скажешь, проходит угар, голова не трещит.


1) топят (предложение 2)

2) печи топят (предложение 2)

3) принесут связку (предложение 3)

4) принесут связку и едят (предложение 3)

5) рябина становится слаще (предложение 4)


9. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Я вспомнил о Бобришном Угоре на моей родине. (2) Осенью, когда похолодает, и по утрам река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, когда на мокрой от росы траве посверкивает паутина, - вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины. (3) Вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой, мы щедрые! (4) Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой…


1) река светла до дна (предложение 2)

2) выдвигаются на передний план (предложение 2)

3) мы щедрые (предложение 3)

4) ветерок оглаживает, ерошит (предложение 4)

5) они покачиваются и любуются (предложение 4)



10. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


(1) Хлынет дождь - и засверкает весь речной берег. (2) Стекает вода с рябиновых кистей, капелька за капелькой, ягоды красные и капли красные; где висела одна ягода, сейчас их две, и обе живые.

(3) Всё, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но такое не заметить трудно. (4) Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после долгой отлучки, и словно бы уже не глазами, а каким-то внутренним, духовным зрением увидишь всю эту красоту в удивительно чистом завораживающем сиянии. (5) Увидишь, как в первый раз, все заново и радуешься за себя, что увидел. (6) Ни наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. (7) Вот она какая, наша рябина!

1) засверкает весь берег (предложение 1)

2) всё может примелькаться (предложение 3)

3) вскинешь (предложение 4)

4) этого забыть нельзя (предложение 6)

5) забыть нельзя (предложение 6)




Ответы:

1 – 234

2 – 124

3 – 34

4 – 13

5 – 15

6 – 34

7 – 23

8 – 15

9 – 34

10 – 25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!