СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание №4 устной части ЕГЭ по английскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание №4 устной части ЕГЭ по английскому языку.»

4 задание устной части ЕГЭ по английскому языку.

Здесь мы видим 2 фото, которые нужно описать и сравнить по заданным критериям. Вот пример задания из демоверсии 2019 года:

На подготовку даётся 1.5 минуты, на ответ 2 минуты. Максимум за это задание можно получить 7 баллов.

Это задание высокого уровня сложности, рассчитанное на обучающихся, приближающих к пороговому продвинутом уровню (В2). Из-за этого требования к ответу на задание 4 значительно выше, чем требования к ответам на задания 1–3 как в плане содержания, так и в плане языкового оформления высказывания.

Критерии оценивания

Критерии оценивания этого задания те же, что и в задании 3 устной части ЕГЭ:

Обратите внимание на важное примечание в конце таблицы. Если вы не раскрываете 3+ аспекта содержания, все задание оценивается в 0 баллов.

На всякий случай прикреплю памятку, который пользуется эксперт при проверке этого задания (взяла с ФИПИ):

Ей можно пользоваться при проверке ответа ученика на уроке. Или – еще круче – можно записывать ученика на диктофон и давать самому себя оценивать. В начале тренировки этого задания можно еще слушать записи с ФИПИ и оценивать ответы с экзаменов прошлых лет (только тут есть небольшой минус – аудио прошлых лет найти можно, а вот картинки, которые там описывают – нет).

Еще что важно знать об этом задании:

  • если в монологе есть повторы в ответах на пункты плана, то это всегда ошибка. Если это повтор идей, то снижается оценка по критерию «Решение коммуникативной задачи»; если это повтор лексики или однообразие грамматических структур, то снижается оценка по критерию «Языковое оформление текста» (Честно, даже я на это раньше не обращала особого внимания, и была неправа. Загляните в комментарии, там мы этот пункт обсуждаем с Александром)

  • в четвертом пункте плана могут использоваться разные формулировки: you prefer, you’d prefer, you preferred as a child и т.п. Для выполнения коммуникативной задачи участник экзамена должен использовать ту же глагольную форму, которая дана в плане. Если вы говорите “I’d prefer” вместо “I prefer”, это означает, что вы не поняли коммуникативной задачи, и аспект считается нераскрытым;

  • если дается только 1 различие/общее в картинках оценка не снижается.

Подготовка

Рассказываем ученикам общую информацию о задании, критерии оценивания и о том, что нужно обязательно проговорить все эти пункты в своем ответе:

  1. give a brief description of the photos (action, location)

  2. say what the pictures have in common

  3. say in what way the pictures are different

  4. say which bla-bla-bla you prefer

  5. explain why

Я бы советовала при ответе на этот вопрос придерживаться правила “трех двоек”. Дайте 2 сходства при ответе на пункт номер 2, два различия в пункте номер 3 и два повода, почему вы выбрали эту картинку, в пункте номер 5. Эта схема позволит ученику набрать достаточное количество предложений для ответа на это задание. Если будете давать больше сходств или различий, то рискуете не уложиться во время. Если меньше – ваш ответ будет недостаточно развернутым.

Как и в задании 3, в плане ничего не написано про вступление и заключение, которые обязательно сделать. Без них вам снимут балл за “решение коммуникативной задачи”. Итого, наша схема должна выглядеть вот так:

  1. introduction

  2. give a brief description of the photos (action, location)

  3. say what the pictures have in common (2 reasons)

  4. say in what way the pictures are different (2 reasons)

  5. say which bla-bla-bla you prefer/ you’d prefer/ you preferred as a child

  6. explain why (2 reasons)

  7. conclusion

При ответе на пункт 1 нужно не забыть, что мы описываем действие и место и для первой, и для второй картинки.

Прошу обратить особое внимание на пункт #4 плана высказывания. Я написала в нём bla-bla-bla, потому что под каждым сетом картинок содержание этого пункта отличается. Вот в нашем примере из демоверсии 2019 года написано: “which of the ways of watching films you prefer”. ОБЯЗАТЕЛЬНО говорить именно эту фразу в пункте четвёртом. То есть, если вы в четвертом пункте скажете “I prefer photo number 1” или даже “I‘d prefer the way of watching films …” – это будет ошибкой. Надо: “I prefer the way of watching films presented in the 1st picture”.

Для упрощения жизни учеников даю своим зайчикам вот такой “скелет” ответа:

I’d like to compare and contrast these two pictures.

1) If we look at the first picture, we can see … . In the second picture there is/are … .

2) As for the similarities between the two pictures, firstly they demonstrate … . Both pictures show us … .

3) As for the differences between these two photos, in the first picture we can see … . The second picture shows us … . Another important difference is … .

4) I personally prefer/ I’d personally prefer/ I preferred as a child (вариант ответа зависит напрямую от формулировки, данной в самом задании) … .

5) I’ve made such a choice because …

That’s all I wanted to say.

При ответе на это задание нам нужно сказать 12-15 фраз. В моём скелете ответа уже заложено 12. Обговаривая все необходимые пункты, вы легко наберет 12+ предложений. Главное при выполнении этого задания – уложиться в эти две минуты. Как вы помните, после истечения двух минут, запись ответа прекращается.

А теперь, используя мою схему, сравним эти две картинки:

I’d like to compare and contrast these two pictures.

1) If we look at the first picture, we can see people sitting at the cinema. In the second picture there is a couple watching TV at home.

2) As for the similarities between these two pictures, firstly they demonstrate ways of spending free time. Also both pictures show us people.

3) As for the differences between these two photos, in the first picture we can see people in the cinema. The second picture shows us a family at home. Another important difference is that there are many people in the first picture, while there are only two in the second one.

4) I personally prefer the way of watching films presented in the first picture. When I have some spare time, I always go to the cinema.

5) I’ve made such a choice because watching films at the cinema creates a special atmosphere which you can’t enjoy when you see a film at home. Also I am fond of eating popcorn and drinking coke which I usually buy before the film.

That’s all I wanted to say.

(17 фраз)

Вы можете на экзамене говорить с использованием сложных грамматических структур и лексики, а можете говорить незаковыристо. Если вы соблюли все критерии и не сделали ошибок, оба ответа будут оценены на максимальный балл.

Теперь про основные “ляпы” учеников в этом задании.

В содержании:

  • Забывают вступление и заключение

  • Не упоминают action и location отдельно для двух фото

  • Говорят не 2 сходства/различия/причины, почему выбрали именно это фото, а одно (согласно методичке ФИПИ, можно назвать что-то 1 сходство, но тогда вы рискуете недобрать фразы)

  • Повторяют идеи в разных пунктах и грамматические структуры с лексикой

  • говорят не ту фразу, что написана в пункте 4 вопроса, а “I prefer picture #1/2”

  • Не укладываются во время и ученикам минусуют пункты, которые остались за пределами 2 минут

Последний пункт – прям типичное слабое место всех ЕГЭшников. Они очень долго не могут придумать сходства и различия и в результате теряют время на записи ответа. Чтобы этого избежать, на первом этапе тренировки придерживаемся такого алгоритма подготовки: - brainstorm карточки – прописываем ответ на это задание - отчитываем - заучиваем - тренируемся с диктофоном. Если не получилось уложиться в 2 минуты, повторяем тренировку с диктофоном, пока не натренируем намертво.

Когда ученики запомнили схему ответа, уже ничего не записываем, тренируемся вживую на уроках. Если проблема повторяется, “долбим” проблемное задание, пока не получится уместить свой красивый ответ в эти ненавистные уже 2 минуты.

Некоторые репетиторы говорят, что начинают тренировать устную часть за 2 месяца до экзамена, чтобы не тратить на неё время в течение года – она ж итак легкая. Я так не делаю, даже с учениками, с которыми занимаюсь больше, чем 9 месяцев до ЕГЭ. В моей практике надо хотя бы начинать её тренировать за полгода, пусть не очень усиленно, но нужно. Подкреплю примером. В этом году готовлю к ЕГЭ девочку, с которой занимаюсь уже 4-ый год. В 2018 она сдала ОГЭ по английскому, в этом году экстернатом заканчивает 11 класс и сдает ЕГЭ. Устную часть мы тренируем с октября, и она ни разу её еще не сделала на максимум.

В грамматике:

  • Используют Present Simple при описании того, что видят на фотографии – The girl eats popcorn

  • Ставят неправильный предлог в словосочетании “in the picture/ photo” – there’s a family on/at the picture/ photo

  • Забывают артикли – “there is boy in the photo” или ставят неправильные. Например, первый раз сказали про этого мальчика “a boy”, и продолжают про него говорить с неопределенным артиклем, хотя второй раз нужно говорить “the boy”

  • Забывают окончание -s – “the photo show us people in the cinema”, или ставят его туда, где не нужно – “both pictures shows us …”




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя