СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 5. Систематизация исторической информации: соответствие (ЕГЭ история)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация исторической информации: соответствие (ЕГЭ история)

Просмотр содержимого документа
«Задание 5. Систематизация исторической информации: соответствие (ЕГЭ история)»

Задание 5. Систематизация исторической информации: соответствие

Задание 5 № 1 Установите со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и понятиями. В ответ за­пи­ши­те последовательность цифр. 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, за­клю­чив­шие с хо­зя­и­ном земли до­го­вор на вы­пол­не­ние работ

Б) сво­бод­ные или за­ви­си­мые земледельцы, ос­нов­ная масса на­се­ле­ния Древней Руси

В) люди, на­хо­див­ши­е­ся в пол­ной зависимости от хо­зя­и­на земли

Г) земледельцы, взяв­шие ссуду

 

1) смерды

2) холопы

3) закупы

4) тиуны

5) ря­до­ви­чи

6) помещики

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

 5

 1

 2

 3

Пояснение.

Данные по­ня­тия относятся к пе­ри­о­ду Древней Руси. Это ка­те­го­рии зависимого населения, на­зван­ные в «Русской правде».

А) земледельцы, за­клю­чив­шие с хо­зя­и­ном земли до­го­вор на вы­пол­не­ние работ — рядовичи.

Б) сво­бод­ные или за­ви­си­мые земледельцы, ос­нов­ная масса на­се­ле­ния Древней Руси — смерды.

В) люди, на­хо­див­ши­е­ся в пол­ной зависимости от хо­зя­и­на земли — холопы.

Г) земледельцы, взяв­шие ссуду — закупы.

Задание 5 №2 Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) ассамблея

Б) Сенат

B) Кунсткамера

Г) Синод

 

1) высший орган по делам законодательства и управления при императоре

2) первое в России высшее учебное заведение

3) коллегия, ведавшая церковным управлением

4) первый музей в России

5) общественное собрание для отдыха, развлечений

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 5

 1

 4

 3

Пояснение.

Все термины и понятия связаны с периодом петровских реформ.

А) ассамблея — это общественное собрание для отдыха, развлечений.

Б) Сенат — это высший орган по делам законодательства и управления при императоре.

В) Кунсткамера — это первый музей в России.

Г) Синод — это коллегия, ведавшая церковным управлением.

Лишнее: первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия — было открыто в 1687 году.

Задание 5 №3 Установите соответствие между терминами и временем их появления.

ТЕРМИНЫ

 

ВЕКА

A) баскаки

Б) вира

B) приказы

Г) стрельцы

 

1) XI в.

2) XIII в.

3) XIV в.

4) XV в.

5) XVI в.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 2

 1

 4

 5

Пояснение.

Термин баскаки (ордынские сборщики дани) появился в XIII веке. Вира (штраф) — в XI веке. Приказы (органы центрального управления) — в XV веке. Стрельцы (постоянное войско) — в XVI веке.

Задание 5 № 4 Установите соответствие между терминами и их определениями.

ТЕРМИНЫ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) барщина

Б) посад

B) рада

Г) былина

 

1) народное сказание о подвигах героев

2) совет знати в Великом княжестве Литовском

3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 3

 5

 2

 1

Пояснение.

А) барщина — повинность, труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца.

Б) посад — торгово-ремесленная часть города.

В) рада — совет знати в Великом княжестве Литовском.

Г) былина — народное сказание о подвигах героев.

Лишнее: община у древних славян — вервь.

Задание 5 № 5 Установите соответствие между общественными силами» течениями и позициями, ими защищаемыми.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ТЕЧЕНИЯ

 

ПОЗИЦИИ

А) славянофилы

Б) анархисты

В) декабристы

Г) социал-демократы

 

1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата

2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни»

3) сила власти — царю, сила мнения — народу

4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям

5) любая государственная власть есть зло

6) установление строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 3

 5

 2

 1

Пояснение.

А) славянофилы — сторонники самобытного пути развития России — считали: сила власти — царю, сила мнения — народу.

Б) анархисты — считали государство аппаратом насилия и, что любая государственная власть — зло.

В) декабристы считали, что поставленных целей можно добиться путем военного переворота, без выступления «черни».

Г) социал-демократы боролись за установление диктатуры пролетариата.

Лишнее: консерваторы считали, что крепостное право есть благо для России в соответствии с ее традициями 

Задание 5 № 6 Установите соответствие между войнами, которые вела Россия в XIX в., и их результатами.

ВОЙНЫ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

A) Отечественная война 1812 г. и Заграничный поход русской армии в 1813—1814 гг.

Б) русско-иранская война 1826—1828 гг.

B) Крымская война 1853—1856 гг.

Г) русско-турецкая война 1877—1878 гг.

 

1) получение Сербией, Черногорией и Румынией независимости от Турции

2) присоединение к России Эриванского и Нахичеванского ханств

3) присоединение к России Царства Польского

4) нейтрализация Чёрного моря

5) присоединение к России Крыма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 3

 2

 4

 1

Пояснение.

А) В результате Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии в 1813—1814 гг. к России было присоединено Царство Польское.

Б) В результате русско-иранской войны 1826—1828 гг. по Туркманчайскому миру присоединены к России Эриванское и Нахичеванское ханства.

В) В результате Крымской войны по Парижскому миру Черное море было объявлено нейтральным.

Г) После русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Сербия, Черногория и Румыния получили независимость от Турции.

Лишнее: присоединение Крыма — 1783 год.

Задание 5 № 7 Установите соответствие между аббревиатурами органов государственной власти 1918—1930-х гг. и их определениями.

АББРЕВИАТУРЫ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) ГУЛАГ

Б) ВЧК

B) СНК

Г) ВСНХ

 

1) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем

2) орган по управлению экономикой страны

3) орган по управлению исправительными учреждениями СССР

4) высший судебный орган СССР

5) высший орган исполнительной власти СССР

6) орган власти по проведению реабилитации

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 3

 1

 5

 2

Пояснение.

А) ГУЛАГ (Главное управление лагерями) — орган по управлению исправительными учреждениями СССР.

Б) ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная Комиссия) — орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

В) СНК (Совет народных комиссаров) — высший орган исполнительной власти СССР.

Г) ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) — орган по управлению экономикой страны.

Задание 5 № 8 Установите соответствие между политическими партиями начала XX в. и политическими направлениями, к которым эти партии относились.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

1) крайний национализм

2) правый либерализм

3) социал-демократизм

4) анархизм

5) левый либерализм

 

A) Конституционно-демократическая партия

Б) «Союз Михаила Архангела»

B) РСДРП

Г) «Союз 17 октября»

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 5

 1

 3

 2

Пояснение.

А) Конституционно-демократическая партия (сторонники монархии английского типа и реформ) — левый либерализм.

Б) «Союз Михаила Архангела» (монархическая партия выдвигала лозунг «Россия для русских») — крайний национализм.

В) РСДРП (революционеры, противники самодержавия) — социал-демократизм.

Г) «Союз 17 октября» (сторонники монархии германского типа, реформ) — правый либерализм.

Лишнее: анархизм.

Задание 5 № 9 Установите соответствие между определениями и понятиями.

ПОНЯТИЕ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) временнообязанный

Б) гласный

В) присяжный заседатель

Г) акция

 

1) выборный общественный представитель в суде

2) член местного органа самоуправления

3) крестьянин, отрабатывающий повинности до заключения выкупной сделки

4) исключительное право государства на изготовление какой-либо продукции

5) ценная бумага, подтверждающая право на получение дивидендов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 3

 2

 1

 5

Пояснение.

Все понятия связаны с периодом либеральных реформ Александра II.

А) Временнообязанный — это крестьянин,отрабатывающий повинности до заключения выкупной сделки.

Б) Гласный — это член местного органа самоуправления.

В) Присяжный заседатель — это выборный общественный представитель в суде.

Г) Акция — это ценная бумага, подтверждающая право получения дивидендов.

Исключительное право государства на изготовление какой-либо продукции называется монополией.

Задание 5 № 10 Установите соответствие между категориями населения в начале XIX в. и их правами, обязанностями. 

КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ XIX В.

 

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ

А) крепостные крестьяне

Б) поместные дворяне

В) казачество

Г) мещане

 

1) обязанность охранять границы государства, участвовать в военных действиях

2) право заниматься мелкой торговлей

3) обязанность работать на барщине

4) право получать оброк с крестьян

5) обязанность работать на принадлежащих монастырям землях

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 3

 4

 1

 2

Пояснение.

А) Обязанностью крепостных крестьян была работа на барщине.

Б) Поместные дворяне имели право получать оброк с крестьян.

В) Казачество как военное сословие было обязано охранять границы государства и участвовать в боевых действиях.

Г) Мещане имели право заниматься мелкой торговлей.

Монастырские крестьяне были обязаны работать на монастырских землях. 

Задание 5 № 11 Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) вира

Б) полюдье

В) удел

Г) вече

 

1) доля члена княжеского рода

2) штраф за совершенное преступление

3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви

4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани

5) народное собрание

6) точный размер дани

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 2

 4

 1

 5

Пояснение.

Эти понятия связаны с историей Древней Руси.

А) Вира — это штраф за совершенное преступление.

Б) Полюдье — объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

В) Удел — доля члена княжеского рода.

Г) Вече — народное собрание.

Лишнее: часть оброка и дани, отдаваемая церкви — это десятина.

Задание 5 №12 Установите соответствие между определениями и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому

Б) земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю

В) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день

Г) часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам

 

1) заповедные лета

2) земщина

3) опричнина

4) пожилое

5) поместье

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 4

 5

 1

 2

Пояснение.

А) Пожилое — это плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного владельца к другому.

Б) Поместье — это земли, даваемые Иваном Грозным в личное пользование служилым людям на условиях службы государю.

В) Заповедные лета — это годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день.

Г) Земщина — это часть земли, выделенная Иваном Грозным в управление боярам.

Лишнее: опричнина — личный удел Ивана Грозного, политика террора и репрессий в 1565—1572 гг 

Задание 5 № 13 Установите соответствие между определениями и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

ПОНЯТИЕ

А) высший совещательный орган при царе (великом князе)

Б) придворный боярин великого князя

В) правитель дел несовершеннолетнего государя

Г) чиновник центральных органов управления в XV–XVII вв.

 

1) регент

2) Боярская дума

3) Избранная рада

4) постельничий

5) подьячий

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 2

 4

 1

 5

Пояснение.

А) Боярская дума — высший совещательный орган при царе (великом князе).

Б) Постельничий — придворный боярин великого князя.

В) Регент — правитель дел несовершеннолетнего государя.

Г) Подьячий — чиновник центральных органов управления в XV—XVII вв.

Лишнее: Избранная рада — неофициальное правительство Ивана IV. 

Задание 5 № 14

Установите соответствие между определениями и понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) часть города, населенная ремесленниками одной специальности

Б) часть города в Древнем Новгороде, отграниченная рекой Волхов

В) торгово-ремесленная часть города

Г) центральная укреплённая часть города

 

1) кремль

2) конец

3) сторона

4) слобода

5) посад

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 4

 3

 5

 1

Пояснение.

А) Слобода — часть города, населенная ремесленниками одной специальности.

Б) Сторона — часть города в Древнем Новгороде, отграниченная рекой Волхов (Волхов делил Новгород на 2 стороны).

В) Посад — торгово-ремесленная часть города.

Г) Кремль — центральная укреплённая часть города.

Лишнее: конец — один из 5 районов города Новгорода.

Задание 5 № 15 Установите соответствие между названиями войн и сражениями, происходившими во время этих войн.

ВОЙНЫ

 

СРАЖЕНИЯ

А) Семилетняя война 1756—1763 гг.

Б) русско-турецкая война 1787—1791 гг.

В) Северная война 1700—1721 гг.

Г) Ливонская война 1558—1583 гг.

 

1) оборона Пскова

2) взятие крепости Измаил

3) сражение при Гросс-Егерсдорфе

4) Гангутское морское сражение

5) Синопское морское сражение

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

 3

 2

 4

 1

Пояснение.

А) В период Семилетней войны 1756—1763 гг. состоялось сражение при Гросс-Егерсдорфе.

Б) Взятие турецкой крепости Измаил было в 1790 г. в период русско-турецкой войны 1787—1791 гг.

В) В годы Северной войны 1700—1721 гг. состоялось Гангутское морское сражение в 1714 г.

Г) В годы Ливонской войны 1558—1583 гг. проходила героическая оборона Пскова.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!