СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание №5 в формате ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание №5 в формате ЕГЭ»

Тема: Трудные случаи употребления паронимов.


Цели:

Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Метапредметные: анализировать и классифицировать языковой материал, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения; осуществлять самоконтроль, коррекцию.

Предметные: научить различать значения паронимов и правильно употреблять их в речи;


Опорные понятия, термины урока: паронимы, словарь паронимов, лексическое значение слова, нормы лексической сочетаемости, смысловые ошибки.


Домашнее задание: §8, упр. 85 или 86. Индивидуально-групповое задание: упр.87


Ценностно-эмоциональный этап

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться успехом. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!»

- Запишите число. Сегодня…. Классная работа.


1. - В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил: «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырьпустошь распахивают, а пустырь застраивают». (Текст записан на доске или демонстрируется на экране)

- Как вы понимаете замечание писателя?

- Пустошь и пустырь - они похожи? Чем?  Укажите разницу в словоупотреблении: пустошь - пустырь ?

    1. лугов(ая, ой)

    2. городск(ая, ой)

    3. застроить

    4. засеять

    5. раскорчевать

    6. благоухающ(ая, ий)

Дети устно составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь.

- Можно ли эти слова назвать синонимами? Антонимами? Омонимами? Почему?


2.Формулирование темы урока.

- Кроме синонимов и антонимов, которые связаны между собой по смыслу, и омонимов, сходных по звучанию и написанию, в русском языке встречаются слова очень похожие по звучанию, но совсем разные по значению и по написанию. С ними мы и будем знакомиться сегодня на уроке. Они называются «паронимы».


Ценностно-познавательный этап


1. - Обратимся у к упр. 77. Прочитайте фрагменты текстов и объясните значение выделенных слов.

- Чем похожи эти слова? В чем их разница?


2. Прочитайте словарную статью из толкового словаря на стр. 55. , а также объяснение лексического значения слов «годичный», «годовалый», «годовой».

- Правильно ли мы объяснили значения слов?

- Как образовано слово «пароним»?

- К какому словарю нужно обратиться в случае возникновения сложностей в употреблении паронимов?

- К чему может привести неправильное употребление паронимов?


3. - Расскажите, какую информацию содержит словарная статья из Словаря паронимов, используя материал упр.№78.

- В чем разница лексического значения слов «эффектный» и «эффективный»? – Прочитайте информацию рубрики «Лингвистические заметки», и объясните, что такое смысловые ошибки и когда они возникают.


4. - Работа в парах. Составьте словосочетания с паронимами из упр.№80, (первые 4 пары – 1,3,5 парты; вторые 4 пары – 2,4 парты).

- Прочитайте получившиеся словосочетания. С какими из слов можно было составить большое количество словосочетаний?

- Какие слова вызвали трудности?


5. – Познакомимся с материалом рубрики «Говорите правильно». Составьте по два предложения со словами «надеть» и «одеть», употребив эти глаголы в форме прошедшего времени.

- Рассмотрите информацию, представленную в форме рисунков и текста на стр. 57.

- Озаглавьте данный плакат.

- Где можно использовать данную информацию?

- В какой форме употреблен глагол «надеть»?

- Объясните, почему в данных примерах употреблен глагол «надевать», а не «одевать»?


7.Познакомьтесь с информацией, представленной в рубрике «Говорите правильно» на стр. 57. Используя данный материал, выполните упр.№ 83.

(После выполнения упражнения осуществляется взаимопроверка. Правильно построенные предложения выводятся на экран).


8. Игра «Одно из двух».

- Дано существительное, к нему надо подобрать одно из двух данных прилагательных – паронима.

Занятия (практические или практичное).

Подход (удачливый или удачный).

Мастер (искусный или искусственный).

Клен (высокий или высотный).

След (приметливый или приметный).

Отношение (безответное или безответственное).

Статья (понятная или непонятливая).

Человек (скрытый или скрытный)


Ценностно-рефлексивный этап


1.- Писатели иногда используют паронимы в литературе с художественной целью. Бывает так, что поэт объединяет в одном из паронимов значение обоих. В таком случае надо понять, зачем он это делает.

Вот стихотворение Д. Голубкова:

- Хоть поезжай ты любой глухоманью –

Лошадь конюшню нюхом найдет.

Лошадь - первейшая по обаянью

- По обонянью, дядя Федот.

- Я исказал тебе: по обаянью.

Н-но ты, пропада! Ступай веселей!

Рощею едем мы росною ранью.

Лошадь хвостом отгоняет слепней

Грязная, с грязной свалявшейся гривой,

С вечной печалью слезящихся глаз…

Ночка бежит легко и красиво,

Будто лишь нынче в оглобли впряглась…

Будто за век свой она не устала

И не устанет в работе и впредь,

Будто бы сроду ее не хлестала,

Не утешала хозяйская плеть.

Тащит она и телегу, и сани,

Служит, пока не упадет…

Лошадь – первейшая по обаянью,

Ты не ошибся, дядя Федот.

- Какие паронимы встретились в тексте?

- Объясните значение этих слов.

- Обоняние – способность различать запахи.

- Обаяние – очарование, способность вызывать глубокое положительное впечатление, способность очаровывать.

- Почему поэт сначала поправляет спутника, а потом соглашается с ним?

- Верно ли употребляет дядя Федот слово обаянье? А может быть, он сливает в этом слове два значения: обоняние и обаянье.

Любит лошадь – поэтому хвалит ее, будто бы за нюх, а на самом деле его слова имеют более глубокий смысл – чувство благодарности к лошади, к живому существу, доброму и чуткому. Или это не так? Подумайте.



2. Выразите ваши впечатления от урока, продолжив предложения:

- Я узнал…..

- Мне понравилось….

- Я открыл для себя….

- Было интересно

- Полученные знания нам помогут….

- Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

- Как вы думаете, можно ли паронимию считать интересным языковым явлением?

- Использование паронимов в речи помогает передать тонкие оттенки значений.


Домашнее задание:

§8, упр. 85 или 86. Индивидуально-групповое задание: упр.87 (Проект о паронимах – выступление на последующих уроках)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!