СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное,  надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная,  проверяемая и не проверяемая ударением.

Просмотр содержимого документа
«Задание 8 ЕГЭ по русскому языку»

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..рховье

орнам..нт

те..ретический

к..снулся

п..норама

Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.

Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.

Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.

Внимание! Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.

Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.

  1. В этих корнях правописание зависит от ударения. Запоминайте безударный вариант:-ГОР-  горелый, загореть (-ГАР- под ударением загар)

-ЗАР-  зарница, заря (-ЗОР- под ударением зорька) Исключение: зоревать

-КЛОН-  преклонение, склониться (под ударением –КЛАН-КЛОН)

-ТВОР- притвориться, столпотворение (под ударением –ТВАР-ТВОР)  Исключение: утварь

  1. Запоминаем, как выглядят следующие корни:-ЛАГ – ЛОЖ-  полагать – положение  Исключение: пОлог

-РАСТ – РАЩ – РОС-  растение, выращенный, подросла

Исключение: росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)

-СКАК – СКОЧ-  скакать – вскочить

Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

-НИМ – НЯ-           снимать - снять

-ЖИМ – ЖА-                   сжимать - сжать

-ЧИН – ЧА-            начинать – начать

-КЛИН – КЛЯ-      проклинать - проклятие

-НИМ – НЯ-           понимать – понять

приминать - примять

  1. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А:-БЕР – БИРА-                  уберу - убираю

-ДЕР – ДИРА-                  удерет - удираю

-ПЕР – ПИРА-                 запер - запирать

-ТЕР – ТИРА-                  вытер - протирать

-МЕР – МИРА-                замереть - замирать

-СТЕЛ – СТИЛА-          постелить - застилать

-БЛЕСТ – БЛИСТА-      заблестеть - блистательные

-ЖЕГ – ЖИГА-               выжег - прижигать

-ЧЕТ – ЧИТА-                  вычеты - вычитание

Исключение: сочетать, сочетание

-КОС – КАСА-                коснулся – касался

  1. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит отсмысла слова-МАК – МОК-  макать, обмакнуть («погрузить в жидкость»)

промочить, вымокнуть («набрать влагу, стать мокрым»)

-РАВН – РОВН-    уравнение, сравнить («одинаковый, равный»)

заровнять яму, разровнять грядку («сделать ровной поверхность»)

-ПЛОВ - ПЛАВ-  «О» только в словах пловец, пловчиха

«А» в остальных словах поплавок, жук-плавунец и др.

(Но: плывуны – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

    1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА- (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).

    2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокореннымимерцающий –меркнет, просвещение – свет.

    3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм. Такой способ годится для запоминания правописания.  Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.

    4. Слова акварель, монография, хронология непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).

    5. Различайте омонимичные корни: примирять (мирный) врагов; примерять (примерка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер -  замирать.

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).

  2. В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.

  3. ИнтЕллЕкт интЕллИгенту необходим, но корни этих слов различаются.

Выполним задание:

Слово с чередующейся гласной – коснулся (-КОС- потому что после корня нет суффикса А).

Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама – непроверяемые, словарные слова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!