СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания 2 этап 2010

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания 2 этапа 2010. Для подготовки учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Биология»

Задания II этапа республиканской олимпиады по биологии

2010-1011 учебный год

9 класс

Часть А (35 баллов)

Тестовое задание: (Выберите один верный вариант ответа)

1.Длина тела (без щупалец) пресноводного полипа гидры составляет:

  1. 0,5-0,7 мм; 2) 5-7 мм; 3)5-7 см; 4) 15-20 см.

2.У плоских червей тело: а) лентовидное, б) круглое, в) листовидное, г) с двухсторонней симметрией, д) имеет передний конец, е) имеет задний конец, ж) обладает незамкнутой кровеносной системой.

  1. а, г, д, е, ж; 2) а, в, г, д, е; 3) б, г, д, е, ж; 4) а, г.

3.Что образует жемчуг у моллюска жемчужницы?:

  1. раковина; 2) железы кишечника; 3) мускулатура ноги; 4) эпителий мантии.

4.Верхние челюсти речного рака:

  1. не являются видоизмененными конечностями;

  2. образованы одной парой видоизмененных конечностей;

  3. образованы двумя парами видоизмененных конечностей;

  4. являются выростами хитина.

5.У хордовых животных скелет: а) наружный, б) внутренний, в) представлен хордой на стадии зародыша; г) у большинства во взрослом состоянии представлен позвоночником

  1. только а; 2) б, в; 3) б, г; 4) б, в, г.

6. Плавники рыб образованы: а) складками кожи, б) выростами хитина,

в) плавниковыми лучами, г) чешуей.

  1. а, г; 2) а, в; 3) б, в; 4) только б.

7.Основными объектами рыбоводства в Республике Беларусь являются:

  1. карп, серебряный карась; 2) белый и пестрый толстолобики;

3) щука, белый амур; 4) все ответы верны.

8.Из отряда Хвостатые в Беларуси обитают: а) обыкновенный тритон,

б) обыкновенная квакша, в) гребенчатый тритон, г) гигантская саламандра.

  1. а, б; 2) а, в; 3) а, в, г; 4) б, в.

9.Смена воздуха в лёгких (вентиляция легких) у рептилий происходит за счёт:

  1. опускания и поднимания дна ротоглоточной полости;

  2. сокращения и расслабления диафрагмы;

  3. сокращения и расслабления мускулатуры лёгких;

  4. изменения объема грудной клетки.

10.В Красную книгу Республики Беларусь занесены хищные птицы:

  1. скопа, змееяд; 2) орёл-карлик, большой подорлик;

  1. беркут, филин; 4) все ответы верны.

11.Высокая постоянная температура тела характерна для: а) амфибий,

б) яйцекладущих млекопитающих, в) рептилий, г) птиц, д) живородящих млекопитающих.

  1. а, в; 2) б, д; 3) б, г, д; 4) г, д.

12.Наука о человеке — это:

  1. антропология; 2) этология; 3) биометрия; 4) эмбриология.

13.Наука о здоровом образе жизни — это:

  1. медицина; 2) физиология; 3) гигиена; 4) валеология.

14.Гипофиз и щитовидная железа связаны между собой: а) мышцами, б) прямой связью, в) сухожилиями, г) обратной связью.

  1. а, в; 2) б, г; 3) б, в, г; 4) только б.

15.Железы внутренней секреции:

  1. имеют выводные протоки, открывающиеся в полости тела;

  2. имеют выводные протоки на поверхность тела;

  3. не имеют выводных протоков;

  1. имеют выводные протоки, открывающиеся во внутреннюю среду организма.

16.Нервные волокна различаются по:

  1. диаметру; 2) строению оболочки;

3) скорости проведения возбуждения; 4) все ответы верны.

17.Анатомически нервную систему делят на:

  1. центральную и боковую; 2) центральную и периферическую;

3) соматическую и автономную; 4) центральную и вегетативную.

18.Ответная реакция организма на раздражение из внешней и внутренней среды при участии нервной системы называется:

  1. торможение; 2) гомеостаз; 3) функциональная система; 4) рефлекс.

19.В позвоночнике человека к 20 годам срастаются в единую кость позвонки:

  1. грудные; 2) поясничные; 3) крестцовые; 4) шейные.

20.Сколиоз — это:

  1. искривление позвоночника выпуклостью вперед;

  2. искривление позвоночника выпуклостью назад;

  3. смещение позвонков в переднезаднем направлении;

  4. боковые искривления позвоночника.

21.Примерно 60% от всех белков крови человека составляет (ют):

  1. глобулины; 2) фибриноген; 3) протромбин; 4) альбумины.

22.Защитными иммунными телами, связывающими и обезвреживающими проникшие в кровь человека чужеродные белки, являются:

  1. глобулины; 2) альбумины;

3) фибриноген и протромбин; 4) гемоглобин и оксигемоглобин.

23.Впервые способ предупреждения заболевания оспой путем прививки предложил:

  1. И. Мечников; 2) Л. Пастер; 3) Э. Дженнер; 4) П. Эрлих.

24.Основоположником современной микробиологии и иммунологии, разработавшим метод профилактической вакцинации против сибирской язвы, бешенства, является:

  1. Э. Дженнер; 2) Л. Пастер; 3) И. Мечников; 4) И. Павлов.

25.Выдыхаемый человеком воздух содержит примерно:

  1. 21 % О2, 0,03 % СО2, 79 % N2; 2)16 % О2, 0,03 % СО2, 70 % N2;

    1. О2, 4 % СО2, 80 % N2; 4)21 % О2, 4 % СО2, 80 % N2.

26.Оксид углерода (СО), содержащийся в угарном газе, образует с гемоглобином соединение:

  1. оксигемоглобин; 2) карбоксигемоглобин; 3) карбогемоглобин; 4) метгемоглобин.

27.Дыхательный центр находится в:

  1. спинном мозге; 2) продолговатом мозге;3) промежуточном мозге; 4) коре больших полушарий.

28. Органами пищеварения у человека являются пищеварительные железы: а) сальные железы, б) слюнные железы, в) печень, г) почки, д) поджелудочная железа.

  1. а, б, д; 2) а, б, в; 3) б, г, д; 4) б, в, д.

29.В герметически закрытых консервных банках без доступа кислорода могут активно развиваться:

  1. вибрионы холеры; 2) возбудители сальмонеллеза; 3) стафилококки; 4) палочки ботулизма.

30. Вакуоль растительной клетки: а) имеет клеточную оболочку; б) окружена тонопластом; в) осуществляет биосинтез белков; г) может накапливать конечные продукты метаболизма; д) синтезирует АТФ:

1)а, г; 2) б, г; 3) а, в, г; 4) б, в, д.

31. . Общим признаком для грибов и многих растений является:

  1. наличие пластид; 2) резервный углевод — крахмал;

3) спорообразование; 4) продукт выделения — мочевина.

32. Запасание питательных веществ в стебле преимущественно обеспечивают:

  1. сосуды ксилемы; 2) лубяные волокна; 3) ситовидные трубки; 4) клетки паренхимы.

33.К ядовитым грибам относятся:

  1. подберёзовик и бледная поганка; 2)красный мухомор и ложный опёнок;

  2. сыроежка и маслёнок; 4) белый и желчный грибы.

34.Черешковый лист имеют растения: а) дуб обыкновенный; б) пшеница твёрдая; в) липа мелколистная; г) традесканция виргинская; д) алоэ древовидное.
1) а, б; 2) а, в; 3) г, д; 4) б, в.

35.Многим растениям характерно такое явление как гетерокарпия. Данное явление проявляется в следующем:

1) наличие удлинённых и укороченных побегов на одном растении

2) наличие однополых цветков на одном растении

3) разновозрастной состав особей одного вида в одном биоценозе

4) разные плоды на одном растении


Часть Б (35 баллов)

Практическое задание:

1. Установите соответствие между растениями и их значением в жизни человека.

Растения

Значение

1) яблоня и груша

2) соя и капуста

3) клевер и люпин

4) нарцисс и роза

а) кормовые растения

6) плодовые культуры

в) овощные культуры

г) декоративные растения

  1. 1г; 2б; Зв; 4а; 2) 1а; 2б; Зв; 4г; 3) 1б; 2в; За; 4г; 4) 1б; 2а; 3в; 4г.

2. Рассмотрите представителя класса Двустворчатые, Беззубку, и назовите все структуры, обозначенные на рисунке 1 цифрами, а также запишите разнообразие представителей данного класса.



Рис.1


3.Назовите все структуры, обозначенные на рисунке 2 буквами, выбирая названия из предложенного списка:


А Б В Г Д

Рис.2

  1. мышца

  2. дендрит чувствительного нейрона

  3. тело чувствительного нейрона

  4. аксон чувствительного нейрона

  5. белое вещество спинного мозга

  6. чувствительное окончание в коже

  7. серое вещество спинного мозга аксон двигательного нейрона.

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр.



4.Рассмотрите рисунок 3 и назовите все структуры, обозначенные цифрами:

Закончите предложение: «Стенка сердца состоит из ……………………».



Рис.3.


5.Рассмотрите рисунок 4 и назовите все железы внутренней секреции, обозначенные цифрами:





Рис.4

Задания II этапа республиканской олимпиады по биологии

2010-1011 учебный год

10 класс

Часть А (30 баллов). Тестовое задание: (Выберите один верный вариант ответа)

1.Сколько щупалец имеет пресноводный полип гидра?

  1. 3-4; 2) 5-12; 3) 15-20; 4) 25-30.

2.Тип Плоские черви включает классы: а) Ресничные черви, б) Сосальщики, в) Кольчатые черви, г) Нематоды, д) Ленточные черви.

  1. а, б, д; 2) а, б, г, д; 3) б, г, д; 4) а, в, д.

3.Выросшая жемчужина у моллюска жемчужницы находится:

  1. в фарфоровом слое раковины; 2) в мантийной полости; 3) в кишечнике; 4) между раковиной и мантией.

4.Нижние челюсти речного рака: а) тонкие, пластинчатые, по­крыты по краям щетинками, б) нечленистые, мощные, зазуб­ренные, пропитаны известью, в) представлены одной парой, г) представлены двумя парами, д) являются видоизменен­ными конечностями, е) являются выростами хитина:

1)а, г, д; 2) а, в, д; 3) б, г, д; 4) б, г, е.

5.Хорда: а) имеет вид упругого хрящеподобного стержня, б) расположена вдоль спинной стороны тела животного, в) расположена вдоль брюшной стороны тела животного, г) выполняет опорную функцию, д) у всех хордовых животных сохраняется в течение всей жизни.

1) а, б, г; 2) а, в, г; 3) а, б, г, д; 4) а, в, г, д.

6. Надкласс Рыбы включает классы: а) Хрящевые рыбы, б) Акулы,

в) Двоякодышащие рыбы, г) Костные рыбы, д) Кистепёрые рыбы:

1) а, б; 2) а, г; 3) а, б, в, г; 4) б, г, д.

7.При выращивании в прудовом хозяйстве рыбы-производители содержатся в прудах:

а) нерестовых, б) выростных, в) маточных, г) зимовальных, д) нагульных.

  1. а, б, в; 2) в, г; 3) только в; 4) г, д.

8.В Красную книгу Республики Беларусь занесены земноводные:

а) квакша обыкновенная, б) жерлянка краснобрюхая, в) камышовая жаба, г) гребенчатый тритон, д) обыкновенный тритон:

1) а, б; 2) б, в; 3) в, г; 4) г, д.

9.У пресмыкающихся стенки трахеи и бронхов не спадаются, так как они:

  1. содержат хрящевые кольца;

2) представляют собой костные трубки;

3)снабжены мощной поперечнополосатой мускулатурой;

4)содержат роговой и два известковых слоя.

10.К птицам отряда Аистообразные, обитающим в Беларуси, относятся: а) белый аист, б) дрофа, в) черный аист, г) кулик, д) серая цапля:

1)а, б, в; 2) а, в, д; 3) а, в, г; 4) а, в.

11.Венозная кровь у млекопитающих наполняет:

  1. левое предсердие и левый желудочек, вены большого и артерии малого кругов кровообращения;

  2. правое предсердие и правый желудочек, вены малого и большого кругов кровообращения;

  3. правое предсердие и правый желудочек, вены и артерии большого круга кровообращения;

  4. правое предсердие и правый желудочек, артерии малого и вены большого кругов кровообращения.

12.У основания головного мозга под гипоталамусом находится железа:

  1. эпифиз; 2) паращитовидная; 3) гипофиз; 4) вилочковая.

13. Может изменяться характер ощущений — незначительные тактильные, зрительные или слуховые раздражения вызывают у человека сильную боль или, наоборот, сильные раздражения не ощущаются при повреждении:

  1. гипоталамуса; 2) мозжечка; 3) таламуса; 4) продолговатого мозга.

14.У человека с грудиной не соединяются и заканчиваются в мышцах:

  1. 1-2-я пары ребер; 2) 8-12-я пары ребер; 3) 8-10-я пары ребер; 4) 11-12-я пары ребер.

15. Первая группа крови человека содержит:

  1. агглютиногены А, В и не содержит агглютининов;

  2. агглютинины α, β и не содержит агглютиногенов;

  3. агглютиноген А и агглютинин β; 4)агглютиноген В и агглютинин α.

16.Вдыхаемый чистый атмосферный воздух содержит примерно:

  1. 21 % О2, 0,03 % СО2, 79 % N2; 2)16 % О2, 0,03 % СО2, 70 % N2;

    1. О2, 4 % СО2, 80 % N2; 4)21 % О2, 4 % СО2, 80 % N2.

17.В слюне человека содержатся: а) муцин, б) лизоцим, в) липаза, г) амилаза, д) мальтаза,е) пепсин.

1)а, б, г, д; 2) а, б, в, г; 3) в, г, д, е; 4) г, д.

18.Пластическим обменом (ассимиляцией) называют процессы:

  1. теплообмена между организмом и окружающей средой;

  2. высвобождения энергии в организме в результате разрыва химических связей молекул белков, жиров и углеводов;

  3. синтеза из продуктов расщепления поступивших в организм пищевых веществ нужных организму соединений и построения необходимых структур;

  4. передвижения пищевых веществ по пищеварительному тракту.

19.Усиливает реабсорбцию ионов натрия из канальцев и собирательных трубочек почек человека гормон:

1)вазопрессин; 2) адреналин; 3) альдостерон; 4) инсулин.

20.Порядок расположения зародышевых листков, начиная снаружи:

  1. мезодерма, эктодерма, энтодерма;

  2. энтодерма, мезодерма, эктодерма;

  3. эктодерма, энтодерма, мезодерма;

  4. эктодерма, мезодерма, энтодерма.

21.Плоды стручок и боб являются: а) сборными; б) сухими; в) многосемянными; г) невскрывающимися с тонким околоплодником; д) сочными с деревянистым околоплодником.

  1. а, в, г; 2) б, в; 3) б, д; 4) в, д.

22.Укажите стадию жизненного цикла моховидных, обозначенную на схеме цифрой 1.

2 → Гаметы → Оплодотворение

↑ ↓

Спора ← 1 ← Зигота

  1. диплоидный спорофит; 2)диплоидный гаметофит; 3) гаплоидный спорофит; 4) гаплоидный гаметофит.

23.Охарактеризуйте строение семян голосеменных: а) семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры; б) семя не имеет запаса питательных веществ; в) эндосперм формируется в семязачатке до оплодотворения; г) зародыш отсутствует.

1) а, в; 2) б, в; 3) б, г; 4) только а.

24.В метафазе II мейоза происходит: а) завершение образования веретена деления; б) выстраивание бивалентов в области экватора клетки; в) расхождение хроматид к полюсам клетки; г) восстановление ядерной оболочки; д) деспирализация хромосом.

1) а, б, д; 2) в, г, д; 3) только а; 4) только б.

25.Вставьте недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами понятий существует одинаковая логическая связь:

ДНК – нуклеотид = крахмал – ?

1) углевод; 2) глюкоза; 3) полисахарид; 4) аминокислота.

26.На гранулярном эндоплазматическом ретикулуме происходит биосинтез белка. Это возможно в связи с наличием на эндоплазматическом ретикулуме:
1) молекул ДНК; 2) рибосом; 3) митохондрий; 4) лизосом.

27.Рибосомы: а) являются местом синтеза белка; б) состоят из одной мембраны и рРНК; в) имеются в митохондриях; г) состоят из трёх субъединиц; д) могут прикрепляться к ядерной мембране.

  1. только б, в; 2) а, б, в; 3) а, г, д; 4) а, в, д.

28.Охарактеризуйте кислородный этап дыхания: а) происходит в цитоплазме; б) происходит в митохондриях; в) на одну молекулу глюкозы даёт две молекулы АТФ; г) даёт в 18 раз больше энергии, чем гликолиз; д) из одной молекулы глюкозы образуется две молекулы молочной кислоты.

  1. только а, в; 2) а, в, д; 3) б, г, д; 4) только б, г.

29.В процессе фотосинтеза молекулярный кислород образуется в:

  1. световой фазе при фотоокислении воды;

  2. световой фазе при восстановлении НАДФ+;

  3. темновой фазе при ассимиляции С02;

  4. темновой фазе при окислении НАДФ∙Н+Н+.

30.Сколько адениловых нуклеотидов содержится во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 50 цитидиловых нуклеотидов, что составляет 10 % от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?

  1. 50; 2) 100; 3) 150; 4) 200.



Часть Б (45 баллов)

Практическое задание.

1. Установите соответствие между приспособлениями к опылению и способами опыления.

Приспособление к опылению

Способ опыления

А) венчик яркий, формируется много пыльцы, поверхность пыльцевых зёрен шероховатая или липкая

Б) венчик редуцирован, формируется много мелкой пыльцы, тычинки длинные, свисающие

В) цветки выделяют нектар

Г) цветки без нектара

1) ветром

2) насекомыми

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр.

2. Рассмотрите представителя класса Паукообразные и назовите все структуры, обозначенные на рисунке 1 цифрами, а также заполните таблицу.



Рис.1

Заполните таблицу

Разнообразие пауков

Признаки

Пауки

Клещи

Скорпионы

Отделы тела






Паутинные железы






Глаза






Хелицеры






Педипальпы






Представители







3.Рассмотрите схему гаметогенеза (Рис 2) и определите где сперматогенез, где овогенез. Запишите названия половых клеток в каждом периоде, названия периодов гаметогенеза с учетом набором хромосом. Где происходит сперматогенез и овогенез?



Рис.2

4.Какие этапы синтеза белка показаны на Рис 3 и 4? Дайте их описание.

Назовите все структуры, обозначенные на рисунках 3 и 4 цифрами.



Рис.3 Рис.4


5.Закончите выражение:

1)Митоз-это….

2)Мейоз-это…..

3)Амитоз-это…..

Нарисуйте, пожалуйста, схему митоза (все стадии деления).





Задания II этапа республиканской олимпиады по биологии

2010-1011 учебный год

11 класс

Часть А (35 баллов).Тестовое задание: (Выберите один верный вариант ответа)

1.Пресноводный полип гидра является животным:

  1. трёхслойным, имеющим, кроме того, опорную пластинку — мезоглею;

  2. трёхслойным; 3) двухслойным; 4) однослойным.

2. К классу Ресничные черви относятся: а) эхинококк, б) власоглав, в) планарии, г) многоглазка: 1)а, б; 2) б, в; 3) в, г; 4) только в.

3.Образование жемчуга двустворчатыми моллюсками, в раковине которых развит мощный перламутровый слой, является:

  1. одним из способов удаления не нужных для моллюска продуктов обмена веществ;

  2. защитной реакцией моллюска на инородные частицы, попавшие между раковиной и мантией;

  1. способом привлечения особей противоположного пола;

  2. личиночной стадией в развитии моллюска.

4.Жвалы у узкопалого речного рака: а) нечленистые, б) членистые, в) мощные, зазубренные, г) представлены двумя парами видоизмененных конечностей, д) пропитаны известью: 1) а, в, д; 2) а, в, г; 3) б, в, д; 4) б, г, д.

5.Центральная нервная система у хордовых:

  1. лестничного типа; 2) представлена брюшной нервной цепочкой;

3) представлена нервной трубкой; 4) разбросанно-узлового типа.

6.Какое количество классов включает надкласс Рыбы:
1) два; 2) три; 3) четыре; 4) пять.

7.В прудовом хозяйстве для размножения рыбы и получения личинки предназначены пруды:

  1. выростные; 2) нерестовые; 3) маточные; 4) нагульные.

8.В Беларуси обитают лягушки: а) озёрная, б) прудовая, в) голиаф, г) остромордая,

д) травяная, е) серая: 1)а, б, г, д; 2) а, в, г, д; 3) б, в, г, е; 4) б, в, е.

9.Частота дыхания у рептилий: а) не зависит от температуры окружающей среды, б)повышается при высокой окружающей температуре, в) повышается при снижении температуры внешней среды, г) уменьшается при снижении температуры окружающей среды, д) уменьшается при повышении температуры внешней среды.

  1. только а; 2) б, г; 3) в, д; 4) только д.

10.В Красную книгу Республики Беларусь занесён:

  1. белый аист; 2) серый журавль; 3) грач; 4) большой пёстрый дрозд.

11.У пресмыкающихся от желудочка сердца отходят две дуги аорты. Какая дуга аорты сохранилась в процессе эволюции у млекопитающих?

  1. левая; 2) правая; 3) спинная; 4) брюшная.

12.Гормоном (ами) «страха и гнева» называют: а) мужские половые гормоны, б) адреналин, в) тироксин, г) норадреналин: 1)а, б; 2) б, в; 3) б, г; 4) только а.

13.Спинальный шок наступает при:

  1. повреждении переднего корешка спинного мозга;

  2. нарушении связи между спинным и головным мозгом;

  3. повреждении заднего корешка спинного мозга;

  4. нарушении связи спинного мозга с рабочим органом.

14.Плоскостопие — это:

  1. искривление пяточной кости;

  2. срастание некоторых костей предплюсны, вызывающее изменение распределения тяжести тела;

  3. уплощение свода стопы, вызванное растяжением связок;

  4. увеличение изгиба стопы, вызванное сильным уменьшением пяточного бугра.

15.Вторая группа крови содержит:

  1. агглютиногены А, В и не содержит агглютининов;

  2. агглютинины α, β и не содержит агглютиногенов;

  3. агглютиноген А и агглютинин β; 4)агглютиноген В и агглютинин α.

16.При ранениях груди и нарушении герметичности грудной полости лёгочная вентиляция и газообмен прекращаются, потому что:

  1. давление в плевральной полости становится больше атмосферного;

  2. легкие полностью спадаются и воздух при вдохе поступает не по дыхательным путям в альвеолы, а через рану в плевральную полость;

  3. давление в плевральной полости становится больше, чем в альвеолах;

  4. давление в плевральной полости становится меньше, чем в альвеолах.

17.Муцин — это: 1)фермент; 2) углевод; 3) белок; 4) гликопротеид.

18.Энергетическим обменом (диссимиляцией) называют процессы:

  1. теплообмена между организмом и окружающей средой;

  2. высвобождения энергии в организме в результате разрыва химических связей молекул белков, жиров и углеводов;

  1. синтеза из продуктов расщепления поступивших в организм пищевых веществ нужных организму соединений и построе­ния необходимых структур;

  2. передвижения пищевых веществ по пищеварительному тракту.

19.У человека уменьшает количество выделяющейся мочи гормон:

  1. вазопрессин; 2) глюкагон; 3) тестостерон; 4) гормон роста.

20.Аллантоис — это:

  1. диск, который прочно прикреплен к слизистой оболочке матки;

  2. пальцевидный вырост, связанный с задней кишкой зародыша;

  3. зародышевая оболочка, связанная с задней кишкой;

  4. орган, содержащий питательные вещества для зародыша.

21. Общим признаком для грибов и растений является:

  1. автотрофный тип питания; 2) запасной углевод — крахмал;

3) неограниченный рост; 4) клеточная стенка с хитином.

22. Из четырёх предложенных заболеваний три можно объедини в одну группу по возбудителю. Выберите заболевание, НЕ входящее в эту группу.

  1. молочница; 2) головня; 3) стригущий лишай; 4) чесотка.

23. В Красную книгу Республики Беларусь занесено растение:

  1. подорожник большой; 3) горец птичий;

  2. чистоуст величавый; 4) василёк синий.

24. Клетки камбия в стебле двудольных растений располагаются:

  1. пробкой и лубом; 3) эпидермисом и пробкой;

  2. лубом и древесиной; 4) древесиной и сердцевиной.

25. Плоды боб и коробочка являются: а) сборными; б) сухими; в) многосемянными; г) невскрыващимися с тонк им околоплодником; д) сочными с деревянистым околоплодником: 1) а, в, г; 2) а, д; 3) б, в; 4) в, д.

26. Назовите стадию жизненного цикла папоротника, обозначенную на схеме

цифрой 2.

2 → Гаметы → Оплодотворение

↑ ↓

Спора ← 1 ← Зигота

  1. фотосинтезирующий гаметофит; 2) бесхлорофилльный спорофит; 3)обоеполый спорофит; 4) листостебельное растение.

27Процесс преимущественного размножения одних особей и избирательного уничтожения других называется:

  1. конкуренцией; 2) прямой борьбой;

3)естественным отбором; 4) борьбой за существование.

28. Параметром, отражающим количество или биомассу особей в популяции на единицу площади,является:1)плотность;2)рождаемость;3)смертность;4)численность.

29.Гетерозисные организмы получают на основе:

  1. автополиплоидии; 2) инбридинга; 3) аутбридинга; 4) мутагенеза

30.Выберите правильно составленную пастбищную цепь питания из организмов: а) дафния; б) мальки карася; в) прудовик; г) элодея; д) жук плавунец; е) хламидомонада.

  1. г —► а —► б —► д; 2) г —► в —► д —► б;

3) е —► а —► б —► д; 4) в —► е —► а —► б.

31.Распределите организмы на группы — гигрофиты (I), мезофиты (II) и ксерофиты (III): а) камыш; б) василек; в) молодило; г) ковыль; д) рис; е) тростник.

1) I – а, в; II – г, д; III – б, е; 2) I – а, д, е; II – б; III – в, г;

3) I – в, г; II – б; III – а, д, е; 4) I – г, д; II – а, в, е; III – 6.

32 На графике представлена вариационная кривая надоев молока чёрно-пёстрой породы коров (Р – количество коров, голов; V – надой молока от одной коровы л/год). Чему равна норма реакции данного признака?

1) 4000-5000;

2) 2-32;

3) 4500;

4) 32.




4000 4500 5000

33 Какими свойствами характеризуются модификации: а) имеют обратимый характер в пределах одного поколения; б) передаются по наследству из поколения в поколение; в) образуют ряды и группируются вокруг среднего значения; г) возникают в результате рекомбинации хромосом в ходе мейоза?

  1. а, б, в; 2) только а, в; 3) б, в, г; 4) только б, г.

34.К факторам, вызывающим усиление борьбы за существование, Чарлз Дарвин относил: а) резкое увеличение числа хищников; б) благоприятные погодные условия; в) повышение плотности популяции; г) увеличение интенсивности размножения паразитов; д) достаточное обеспечение пищей:1) а, б, г; 2) а, в, г; 3) б, в, д; 4) а, г, д.

35 Рудименты — это органы, которые: 1)всегда имеют общее происхождение;

2)закладываются во время зародышевого развития, но у взрослых остаются в неразвитом состоянии; 3)имеют внешнее сходство с атавизмами;4)существовали у предков, были утрачены в ходе эволюции, но неожиданно появляются у отдельных организмов вида.


Часть Б (45 баллов)

Практическое задание.

1. Установите соответствие между отделами растений и их характерными признаками.

Отдел

Признак

A) голосеменные

Б) покрытосеменные

B) папоротниковидные
Г) моховидные


1) только деревья и кустарники, листья сбрасываются через два-три года, в цикле развития преобладает спорофит, есть семя;

2) доминирует гаметофит, спорофит развивается на гаметофите;

3) характерны все жизненные формы, семязачатки находятся внутри завязи пестика;

4) в основном травянистые формы, спорофиты и гаметофиты существуют самостоятельно и раздельно.

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр.


2. Рассмотрим возможную пищевую цепь: злаки —► кузнечики ——► лягушки —► змеи —► орлы.

Допустим, что суммарный прирост биомассы птиц составляет 20 кг/год, в 1 кг их биомассы содержится 200 кДж энергии. Определите биомассу (т) злаков, необходимую для прироста биомассы птиц за год, если в 1 кг растений содержится 100 кДж энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Линдемана.

Ответ запишите цифрами в виде целого числа.


3.Рассмотрите представителя класса Ракообразные и назовите все структуры, обозначенные на рисунке 1 и 2 цифрами, а также заполните таблицу.



Рис.1




Рис.2


Многообразие ракообразных

Признаки

Низшие ракообразные

Высшие ракообразные

Представители





Отделы тела





Конечности





Органы дыхания





Органы чувств






4.Рассмотрите Рис.3 и определите стадии эмбрионального развития ланцетника. Назовите структуры на Рис.3 обозначенные цифрами.




Рис.3


5.Решите задачу:

От скрещивания между гомозиготным серым длиннокрылым самцом дрозофилы и гомозиготной чёрной самкой с зачаточными крыльями в F1 получено потомство с серым телом и длинными крыльями. Гены окраски тела и длины крыльев наследуются сцепленно, и расстояние между ними равно 19 морганид. Какова вероятность (в процентах) появления чёрных мух с зачаточными крыльями при скрещивании самки дрозофилы из поколения F1 с чёрным самцом, имеющим зачаточные крылья?

Ответ запишите цифрами в виде целого числа.



Ответы заданий II этапа республиканской олимпиады по биологии

2010-1011 учебный год

9 класс


Часть А.Тестовое задание

тестового задания

Ответ

тестового задания

Ответ

тестового задания

Ответ

тестового задания

Ответ

1

2

11

4

21

4

31

3

2

2

12

1

22

1

32

4

3

4

13

4

23

3

33

2

4

2

14

2

24

2

34

2

5

4

15

3

25

3

35

4

6

2

16

4

26

2



7

4

17

2

27

2



8

2

18

4

28

4



9

4

19

3

29

4



10

4

20

4

30

2





Часть Б.Практическая часть

1. 3.


2. 1-рот, 2-нога, 3-половая железа, 4-средняя кишка, 5-мантия, 6-жабры, 7-вводной сифон, 8-выводной сифон, 9-анальное отверстие, 10-мускул-замыкатель, 11-задняя кишка, 12-почка, 13-околосердечная сумка, 14-желудочек сердца, 15-выводной проток почки, 16- выводной проток половой железы, 17-печень, 18-желудок.

Разнообразие представителей: мидии, гребешки, устрица, перловица, жемчужница, корабельный червь.


3. А5 Б4 В3 Г2 Д6.


4. 1-аорта, 2-полулунные клапаны, 3-легочные вены, 4-левое предсердие, 5-закрытый двустворчатый клапан, 6-левый желудочек, 7-межжжелудочковая перегородка, 8-эндокард, 9-миокард, 10-верхушка сердца, 11-сосочковые мышцы, 12-эпикард, 13-правый желудочек, 14- открытый трехстворчатый клапан, 15-правое предсердие, 16-верхняя полая вена.

Стенка сердца состоит из эпикарда, миокарда, эндокарда.


5. 1-эпифиз,2-щитовидная железа, 3-надпочечники, 4-гипофиз, 5-околощитовидная железа, 6-вилочковая железа, 7-поджелудочная железа, 8-половые железы.



Ответы заданий II этапа республиканской олимпиады по биологии

2010-1011 учебный год

10 класс


Часть А. Тестовое задание

тестового задания

Ответ

тестового задания

Ответ

тестового задания

Ответ

1

2

11

4

21

2

2

1

12

3

22

1

3

4

13

3

23

1

4

1

14

4

24

3

5

1

15

2

25

2

6

2

16

1

26

3

7

3

17

1

27

4

8

3

18

3

28

4

9

1

19

3

29

1

10

2

20

4

30

4



Часть Б. Практическая часть.

1. А2 Б1 В2 Г1

2. 1-ногощупики, 2-глаза, 3-надглоточный ганглий, 4-глотка, 5-сердце, 6-артерии, 7-яичники, 8-легкое, 9-ходильные конечности, 10-ротовое отверстие, 11-ядовитая железа, 12-хелицеры.

3. 1.Сперматогенез

2.Овогенез

4. Транскрипция, трансляция.

1-кодон и-РНК, 2-субъеденицы рибосомы, 3-и-РНК, 4-т-РНК без аминокислот, 5- т-РНК с аминокислотами, 6-антикодон т-РНК.

5. Стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.


Ответы заданий II |этапа республиканской олимпиады по биологии

2010-1011 учебный год

11 класс

Часть А. Тестовое задание

тестового задания

Ответ

тестового задания

Ответ

тестового задания

Ответ

тестового задания

Ответ

1

3

11

1

21

3

31

2

2

3

12

3

22

4

32

1

3

2

13

2

23

2

33

2

4

1

14

3

24

2

34

2

5

3

15

3

25

3

35

2

6

1

16

2

26

1


7

2

17

3

27

3

8

1

18

2

28

1

9

2

19

1

29

3

10

2

20

2

30

3


Часть Б. Практическая часть

1. А1 Б3 В4 Г2.

2. 400

3. Строение речного рака:

1-глаз, 2-желудок, 3-яичник, 4-сердце, 5-кровеносный сосуд брюшка, 6-часть брюшной нервной цепочки, 7-мышцы брюшка, 8-жабры, 9-пищеварительная железа,10-кровеносный сосуд несущий кровь к голове.

Конечности речного рака:

1-короткий усик, 2-длинный усик, 3-верхние челюсти, 4-нижние челюсти,5-ногочелюсти, 6-ходильные ноги, 7-брюшные конечности, 8-хвостовой плавник.

4. Дробление зиготы, бластула, двухслойная гаструла, формирование осевых органов.

1-мезодерма, 2-нервная трубка, 3-хорда, 4-кишечная трубка.

5. 41.

Приложение 1

Система оценивания

выполненного задания II |этапа республиканской олимпиады по биологии

2010-1011 учебный год

9-11 классы


Задания олимпиады

Класс

9

10

11

Тестовое задание

35

30

35

Практическое задание:

Задача 1

35

5

45

5

45

5

Задача 2

5

10

10

Задача 3

10

10

10

Задача 4

10

10

10

Задача 5

5

10

10

Итого (в баллах)

70

75

80


Пояснительная записка

организаторам II этапа республиканской олимпиады по биологии

2010-1011 учебный год

9-11 классы.


Районная (городская) олимпиада по биологии для 9 – 11 классов включает в себя тестовое задание и 5 практических задач. Каждый верный ответ за тестовое задание оценивается в 1 балл. За практические задачи баллы указаны в Приложении 1 (Система оценивания выполненного задания II |этапа республиканской олимпиады по биологии)

При выполнении заданий учащиеся могут иметь при себе карандаш, ластик и калькулятор.

Максимальное количество баллов, которое можно получить при успешном выполнении всех заданий в 9 классе – 70 баллов, в 10 – 75 баллов, в 11 – 80 баллов.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!