Задания II этапа областной олимпиады по биологии
2012-2013 учебный год
7 класс
Часть А (всего – 20 баллов)
Выберите один верный ответ.
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл
1. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, потому что:
1) оно происходит два раза подряд;
2) в результате него образуются два зародыша;
3) происходит слияние спермиев с яйцеклеткой и центральной клеткой;
4) в нём участвуют два органа размножения.
2. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
1) развитие из спор; 2) наличие цветков;
3) наличие сосудов; 4) редукция гаметофитов.
3. Основную массу корневой системы злаков cоставляют корни:
1) главные; 2) боковые; 3) придаточные; г) воздушные.
4. Верхушка оси вегетативной почки представляет собой:
1) зачаточный бутон; 2) конус нарастания;
3) зачаточный лист; 4) основание побега.
5. К семейству крестоцветных относится:
1) акация; 2) брюква; 3) фасоль; 4) лютик.
6. Тела большинства грибов образованы:
1) мицелием; 2) микоризой; 3) ризоидами; 4) спорангиями.
7. Клеточная стенка бактерий пропитана:
1) целлюлозой; 2) хитином; 3) муреином; 4) фосфолипидами.
8. Ткань, клетки которой накапливают питательные вещества, называется:
1) меристема; 2) перидерма; 3) паренхима; 4) склеренхима.
9. Плод стручок имеет:
1) арахис; 2) рапс; 3) лапчатка; 4) белена.
10.Из зародышевого корешка развиваются:
1) главные корни; 2) боковые корни;
3) придаточные корни; 4) боковые и придаточные.
11.К двудольным растениям относится:.
1) дрок германский; 2) сахарный тростник;
3) кукуруза; 4) тимофеевка.
12.Листья картофеля:
1) простые и всегда цельные;
2) простые непарноперисторасчленённые;
3) простые пальчаторасчленённые;
4) непарноперистосложные.
13.Кустарничками являются:
1) смородина и брусника; 2) черника и брусника;
3) клюква и кустистые лишайники; 4) все ответы верны.
14.Фотобионтами в составе лишайника могут быть:
1) водоросли; 2) бактерии;
3) цианобактерии и водоросли; 4) все ответы верны.
15.Плод яблоко у:
1) лимона и яблока; 2) груши и шиповника;
3) рябины и шиповника; 4) рябины и груши.
16.Из споры у моховидных развивается:
1) спорофит; 2) зародыш; 3) заросток; 4) гаметофит.
17.Водоросли, которые благодаря своей пигментации, наиболее приспособлены к фотосинтезу на большой глубине:
1) красные; 2) зелёные; 3) бурые; 4) цианобактерии.
18.Пигменты, придающие окраску лепесткам венчика цветка, в основном содержатся в:
1) цитоплазме; 2) оболочке; 3) ядре; 4) клеточном соке.
19.Формула цветка томата:
1) *Ч3Л3Т6П1; 2) *Ч5Л5Т5П1; 3) *Ч(5)Л(5)Т5П1; 4) *Ч(5)Л∞Т∞П∞.
20.В отличие от голосеменных покрытосеменные растения не имеют:
1) двойного оплодотворения; 2) антеридиев и архегониев;
3) сосудов и трахеид; 4) механических тканей.
Часть Б (Всего – 25 баллов)
Задание 1. Выберите правильные суждения (за каждый правильный пункт – 1 балл). Всего 5 баллов.
1. Удаление плодового тела трутовика со ствола дерева избавляет растение от паразита.
2. Мхи – низшие растения, но не имеют корней.
3. Все грибы – гетеротрофные организмы.
4. Мицелий плесневого гриба мукора представлен одной ветвящейся клеткой.
5. Косточка сливы – семя.
6. Коробочка на ножке у моховидных является спорофитом.
7. Сосна цветёт в конце мая, когда появляются мошки.
8. В цикле развития папоротника спорофит господствует над гаметофитом.
9. Корневые волоски – это выросты покровной ткани ризодермы.
10.Двудомным растением является вишня.
Задание 2. Соотнесите название растения с подземным побегом. За каждую правильную позицию – 1 балл (всего – 5 баллов).
Растения: 1) купена; 2) бересклет; 3) топинамбур; 4) тюльпан; 5) картофель.
Подземный побег | Растение |
Корневище | |
Луковица | |
Клубень | |
Задание 3. За каждую правильную позицию – 1 балл (всего –
5 баллов).
Спорами размножаются: I – сенная палочка; II – улотрикс;
III – мукор; IV – сальвиния; V – шампиньон.
1) I, II, III, IV; 2) II, III, IV,V;
3) I, III, IV; 4) I, II, III, IV, V.
Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните таблицу ответов в соответствии с требованиями заданий.
За каждую правильную позицию – 1 балл (всего – 4 балла).
Осматривая растения на приусадебном участке, учёный определил, что у растений под номерами 1 – 4 наблюдаются признаки голодания по ряду минеральных элементов питания (А – Г):
№1. Бледно-жёлтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются таким же образом. Малая мощность растений.
№2. Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Чёрная гниль у корнеплодов свёклы и моркови.
№3. Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевёртыванию листьев.
№4. Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.
Соотнесите указанные симптомы минерального голодания с недостатком соответствующего элемента. Внесите в ячейки таблицы буквы соответствующих элементов.
Элементы: А – фосфор; Б – азот, В – железо; Г – бор.
Растения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Голодание по элементам | В | Г | А | Б |
Задание 5. Соотнесите название растения с его продолжительностью жизни. За каждую правильную позицию – 1 балл (всего – 6 баллов).
Растения: 1) одуванчик; 2) огурец; 3) лопух; 4) тюльпан;
5) картофель; 6) морковь.
Продолжительность жизни | Растение |
Однолетники | |
Двулетники | |
Многолетники | |
2