Задания III этапа областной олимпиады по биологии 2013-2014 учебный год
8 класс Часть А. Тесты.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, – 32 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. В симбиозе с корнями бобовых растений живут:
1) шампиньоны; 2) бактерии рода ризобиум;
3) лишайники; 4) спорынья и головня.
2. Конечными продуктами клеточного дыхания являются:
1) белки, жиры, углеводы; 2) углекислый газ, вода;
3) кислород; 4) энергия.
3. Водоотталкивающие свойства клеткам эндодермы корня придаёт:
1) суберин; 2) кутин; 3) лигнин; 4) остеин.
4. У подорожника тип соцветия называется:
1) зонтик простой; 2) кисть; 3) колос простой; 4) щиток.
5. При помощи красного глазка стигмы ищет свет:
1) амёба; 2) вольвокс; 3) эвглена; 4) инфузория.
6. Корневые волоски являются производными ткани:
1) меристемы; 2) ризодермы; 3) камбия; 4) всасывающей.
7. В отличие от щитовника у сфагнума в цикле развития господствует:
1) гаметофит; 2) спорофит; 3) заросток; 4) проросток.
8. В цикле развития плауна булавовидного из споры вырастает:
1) заросток; 2) протонема; 3) проросток; 4) зародыш.
9. В отличие от голосеменных у покрытосеменных эндосперм:
1) гаплоидный; 2) диплоидный;
3) триплоидный; 4) тетраплоидный.
10. Как называется ткань корня, в которой закладываются боковые и придаточные корни?
1) ризодерма; 2) паренхима; 3) луб; 4) перицикл.
11. Самым примитивным типом ветвления является:
1) изотомия; 2) анизотомия; 3) моноподий; 4) симподий.
12. Как называется личинка, появляющаяся в цикле развития печёночного сосальщика из тела малого прудовика?
1) мирацидий; 2) адолескарий; 3) церкарий; 4) редий.
13. К пойкилотермным позвоночным животным относят:
1) медведя белого; 2) кита; 3) серую крысу; 4) гадюку.
14. Какая из приведенных ниже структур впервые появляется у круглых червей?
1) органы химического чувства; 2) задняя кишка;
3) метанефридии; 4) челюсти.
15. Покровный эпителий многощетинковых червей:
1) однослойный; 2) двухслойный;
3) трехслойный; 4) многослойный.
16. Хелицеры паукообразных являются:
1) 1-й парой конечностей; 2) 2-й парой конечностей;
3) придатками акрона; 4) придатками тельсона.
17. Сколекс у цестод – это:
1) отдельный членик тела; 2) второе название шейки тела;
3) совокупность члеников тела; 4) второе название головки тела.
18.Нервная система олигохет (Oligochaeta) состоит из:
1) окологлоточного нервного кольца, нервных стволов и ганглиев;
2) окологлоточного нервного кольца, двух нервных стволов;
3) 2-3 пар крупных ганглиев, отходящих от них нервных стволов;
4) окологлоточного нервного кольца, брюшной нервной цепочки.
19.Секрет кожных желез амфибий выполняет функцию:
1) участвует в газообмене; 2) бактерицидную;
3) защитную; 4) все перечисленные.
20.В филогенезе мезодерма впервые появляется у:
1) кишечнополостных; 2) плоских червей;
3) насекомых; 4) кольчатых червей.
21.Ионы магния входят в состав:
1) гемоглобина; 2) каротина; 3) хлорофилла; 4) антоциана.
22.Дифференцированные зубы, лежащие в альвеолах, развиты у представителей класса:
1) Рептилии; 2) Птицы; 3) Млекопитающие; 4) Амфибии.
23.Малярия – заболевание, вызываемое мельчайшими одноклеточными животными, которые паразитируют в:
1) эритроцитах крови человека;
2) клетках кишечника и желудка;
3) эпителиальных клетках толстой кишки;
4) желчном пузыре печени.
24.Какая меристема дает начало ритидому (корке)?
1) камбий; 2) феллодерма; 3) феллоген; 4) прокамбий.
25.Если птенцов утки вскармливать из рук с момента вылупления из яйца, то они воспринимают того, кто их кормил, как родителя. Эта форма поведения называется:
1) обучение; 2) импринтинг;
3) адаптивное поведение; 4) тропизм.
26.Какое растение обычно сохраняет первичную анатомическую структуру стебля и корня?
1) клён; 2) можжевельник; 3) сосна; 4) плаун.
27.Окончательный хозяин бычьего цепня:
1) человек; 2) псовые; 3) крупный рогатый скот; 4) прудовик.
28.Радула моллюсков располагается в:
1) ротовой полости; 2) глотке; 3) предверии рта; 4) пищеводе.
29.Выберите последовательность, верно отражающую расположение члеников конечности у насекомых.
1) лапка – бедро – голень – тазик – вертлуг;
2) тазик – вертлуг – бедро – голень – лапка;
3) вертлуг – бедро – тазик – голень – лапка;
4) лапка – голень – бедро – тазик – вертлуг.
30.В каких процессах не принимает участия гемолимфа у наземных насекомых:
1) в транспорте продуктов метаболизма;
2) в транспорт питательных веществ;
3) в дыхании;
4) в защите от возбудителей заболеваний.
31.Эволюционно близкими по происхождению являются:
1) жабры рака и жабры рыб;
2) шерсть зверей и перья птиц;
3) жало пчелы и ядовитые зубы паука;
4) роющие конечности медведки и роющие лапы крота.
32.Отметьте правильное утверждение о пыльцевом зерне цветковых растений:
1) представляет собой микроспорангий;
2) представляет собой мужской гаметофит;
3) представляет собой сильно редуцированный антеридий;
4) нет правильных ответов.
Часть Б – Практический тур (всего – 50 баллов)
1. Значком «+» в таблице отметить правильные положения, а неправильные знаком «-» (10 баллов (за каждое правильное отмеченное положение 1 балл):
1 | Листостебельное растение папоротника – это гаметофит | |
2 | Тыква – однодомное растение | |
3 | Конъюгация – это половой процесс | |
4 | Спора у бактерий служит для размножения и перенесения неблагоприятных условий среды | |
5 | В оболочках грибов находится полисахарид гликоген | |
6 | В шее жирафа всего семь позвонков | |
7 | У насекомых нет печени | |
8 | Тазовые почки впервые появились у амфибий | |
9 | У кольчатых червей замкнутая кровеносная система | |
10 | В среднем ухе рептилий появляются три слуховые косточки | |
2. На схеме строения хвоинки сосны подписать все детали строения (10 баллов):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/14/s_59ba91df3ec4f/s688049_2_2.png)
Строение хвоинки
3. Установите соответствие, распределив формулы цветков по семействам (5 баллов, 1 правильно составленная пара – 1 балл):
Семейство цветковых растений | Формула цветка |
1 – Бобовые | А – *Ч5Л5Т∞П1; |
2 – Крестоцветные | Б – *Ч4Л4Т4+2 П1 |
3 – Розовые | В –↑Ч(5)Л1(2)1Т(9)+1 П1; |
4 – Паслёновые | Г – ↑О2+2Т3 П1 |
5 – Злаковые | Д – *Ч(5)Л(5)Т5П1. |
Ответ запишите в таблицу, вставив в пустые ячейки соответствующие буквы:
4. Установите последовательность появления в процессе эволюции животных (5 баллов, за каждую правильную позицию 1 балл):
А – археоптерикс;
Б – стегоцефал;
В – сеймурия;
Г – латимерия;
Д – ланцетник.
В таблицу запишите последовательность букв:
5. Установите соответствие личинки представителю животного мира и укажите, к каким классам животных принадлежат хозяева этих личинок (6 баллов, за каждую позицию 1 балл):
Ответ запишите в таблицу:
Личинка | Представитель | Класс |
А | | |
Б | | |
В | | |
6. Подпишите все детали строения корня на схеме его поперечного разреза (7 баллов).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/14/s_59ba91df3ec4f/s688049_2_6.png)
7. Составьте классификацию белянки капустной, начиная с наименьшей, выбрав необходимые систематические категории (7 баллов , 1 балл за позицию):
1. Семейство: Белянки | 6. Род: Огородные белянки |
2. Вид: Капустная белянка | 7. Отдел: Членистоногие |
3. Тип: Хордовые | 8. Отряд: Четырёхкрылые |
4. Царство: Животные | 9. Отряд: Чешуекрылые |
5. Класс: Насекомые | 10.Тип Членистоногие |
Ответ запишите последовательностью цифр, заполнив таблицу:
Страница 4 из 4
Биология 8 класс