| УТВЕРЖДАЮ |
| Ректор государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» В.Л.Акуленко 2016 |
Задания III этапа областной олимпиады по учебному предмету «Биология» 2015/2016 учебный год
7 класс
Часть А. Тест (Выберите один верный ответ)
(35 баллов)
1. Органеллы, входящие в состав прокариотической клетки: а) митохондрии, б)мезосомы, в) хлоропласты, г) лизосомы, д) комплекс Гольджи, е) рибосомы.
1) а, б; 2) б, в; 3) г, д; 4) б, е.
2. К цианобактериям относятся: 1) бацилла; 2) носток; 3) глеокапса; 4) 1+2; 5) 2+3.
3. Амеба включает в состав: а) пищеварительную вакуоль, б) клеточный рот, в)эктоплазму, г) эндоплазму, д) порошицу, е) ядро, ж) мембрану, з) сократительную вакуоль.
1) а, в, г, ж, з, е; 2) а, б, г, ж, з, е; 3) а, в, г, д, ж, е; 4) а, б, г, д, ж, е.
4. Для регенерации воздуха в замкнутых биологических системах жизнеобеспечения человека используют:
1) эвглену зеленую; 2)хламидомонаду; 3) гидрокцион; 4) хлореллу.
5. С животными грибы сближают: а) выделение мочевины, б) распространение спорами, в) наличие гликогена, г) рост в течение всей жизни, д) отсутствие хлоропластов, е)поглощение пищи путем всасывания.
1) а, б, в; 2) г, д, е; 3) а, в, д; 4) а, в, е.
6. Размножение грибов осуществляется: а) фрагментацией, б) частями мицелия, в)почкованием, г) подвижными спорами, д) спорообразованием, е) частями плодового тела, ж) половым путем.
1) а, б, в, г; 2) б, в, д, ж; 3) б, в, д, е; 4) а, в, д, ж.
7. Возбудитель спорыньи: а) распространяется с помощью спор, б) участвует в разложении растительных и животных тканей, в) образует плесени, г) используется для получения сброженных продуктов питания, д) превращает зерновки в ядовитые темно-лиловые рожки.
1) а, б; 2) а, д; 3) в, г; 4) в, д.
8. В состав стебля моховидных растений входят: а) перидерма, б) эпидермис, в) клетки осевого цилиндра, г) механические ткани, д) клетки, проводящие органические вещества, е) паренхимные клетки, ж) сосуды.
1) а, в, г, д; 2) б, в, д, е; 3) а, в, д, е; 4) в, д, е, ж.
9. В почке конус нарастания состоит из ткани: 1) образовательной; 2) механической; 3) фотосинтезирующей; 4) проводящей.
10. Заростки плаунов питаются: 1) фототрофно; 2) хемогетеротрофно; 3) хемотрофно; 4) сапротрофно.
11. Листья щитовника мужского:
1) перисторассеченные; 2) цельные; 3) пальчатосложные; 4) тройчатосложные.
12. Мужской заросток сосны обыкновенной состоит из: а) генеративной клетки, б) двух упрощенных архегониев, в) двух антеридиев, г) одного упрощенного архегония, д) вегетативной клетки, е) триплоидного эндосперма.
1) а, г, д; 2) а, в, д; 3) а, б, д; 4) а, д.
13. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами:
1) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических;
2) не нуждаются в воде при оплодотворении;
3) относятся к высшим споровым растениям;
4) имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.
14. К голосеменным относятся только:
1) вечнозеленые деревья;
2) вечнозеленые и реже листопадные деревья;
3) вечнозеленые деревья и листопадные кустарники;
4) вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники, лианы.
15. В состав коры липы входят: а) весенние сосуды, б) чечевички, в) отмирающий эпидермис, г) луб, д) волокна, е) ситовидные трубки, ж) летние сосуды, з) пробка.
1) а, б, в, г, д, е, з; 2) б, в, г, д е, ж; 3) б, в, г, д, е, з; 4) а, б, в, г, д, е, ж.
16.Для стебля однодольных растений характерно: а) беспорядочное расположение проводящих пучков по всей толще стебля, б) наличие сердцевины, в) отсутствие сердцевины, г) отсутствие камбия в проводящих пучках, д) наличие камбия.
1) а, в, г; 2) а, б, д; 3) а, в, д; 4) в, д.
17. Оранжевая окраска плодов рябины и корнеплодов моркови обусловлена наличием пигмента: 1) фикоцианина; 2) каротина 3) хлорофилла; 4) фикоэритрина.
18. Зародыш семени фасоли состоит из следующих частей:
1) корешок, стебелек, почечка;
2) зародышевый корешок, стебелек, почечка, эндосперм;
3) семядоли, эндосперм, почечка;
4) семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечка.
19. Семянка – это плод:
1) сухой, односемянный с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой;
2) сухой, многосемянный с кожистым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой;
3) сухой, односемянный с деревянистым околоплодником;
4) сухой, односемянный с пленчатым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой.
20. Зона проведения расположена в корне:
1) под корневым чехликом; 2) выше зоны всасывания;
3) в образовательной ткани; 4) на кончике корня.
21. Из полых междоузлий образован стебель: 1) Хвощей; 2) Бобовых; 3) Злаков; 4)Пасленовых.
22. Корневища имеют:
1) лук, чеснок, тюльпан; 2) крапива, ветреница, ландыш;
3) картофель, цикламен, хохлатка; 4) лилия, нарцисс, гиацинт.
23. Среди перечисленных листьев сложными являются листья:
1) черники, бузины и пшеницы; 2) акации, березы и тополя;
3) сирени, клена и ясеня; 4) шиповника, рябины и земляники.
24. Растения семейства лилейных можно узнать по строению:
1) цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька;
2) вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизмененного корня;
3) цветков трехчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизмененных подземных побегов;
4) вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов.
25. Правильная схема классификации растений:
1) вид → род → семейство → порядок → класс → отдел;
2) вид → семейство → порядок → род → класс → отдел;
3) вид → род → класс → порядок → отдел → семейство;
4) вид → класс → отдел → порядок → род → семейство;
26. У сосны отсутствуют:
1) плоды; 2) семена; 3) пыльцевые зерна; 4) семязачатки.
27. Хвощи являются биоиндикаторами, указывающими на реакцию почвы:
1) кислую; 2) щелочную; 3) засоленную; 4) нейтральную.
28. Оплодотворение – это:
1) перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;
2) процесс слияния мужской и женской половых клеток;
3) образование из материнской клетки двух дочерних;
4) прорастание пыльцы с образованием пыльцевой трубки.
29.Какие из перечисленных функций может выполнять корень?
а) поглощение воды и минеральных солей, б) закрепление растения в почве, в) накопление запасных веществ, г) вегетативное размножение, д) фотосинтез, е) несет верхушечную почку, ж) обеспечение дыхание растения, з)генеративный орган.
1) г, д, е, з; 2) а, б, в, д, е; 3) а, в, д, ж; 4) б, г, е, з; 5) а. б, в, г,.
30. Корневая система мочковатая у следующих растений: а) подсолнечник, б) рожь, в)пшеница, г) горох, д) кукуруза, е) подорожник:
1) а, б, в; 2) а, г; 3) б, в, е; 4) б, в,д, е,.
31. Какие признаки характерны для основных клеток эпидермиса?
1) большое количество хлоропластов;
2) неутолщенные наружные стенки;
3) внутренняя оболочка покрыта кутикулой;
4
) наличие межклетников;
5) извилистые боковые стенки.
32. На рисунке изображена луковица в разрезе. Частью луковицы, в которой откладываются запасные питательные вещества, является:
1) донце; 2) корни; 3) видоизмененные листья; 4) сухие чешуи.
33. Установите соответствие:
Отделы | Растения |
1) Моховидные 2) Папоротниковидные | а) Бриум б) Мниум в) Маршанция г) Сальвиния д) Страусник |
1) 1абв, 2гд; 2) 1бв, 2агд; 3) 1бвд, 2аг; 4) 1абвд, 2г.
34. Организмы-паразиты известны не только у животных, но и у растений. Признаком приспособленности растений к паразитизму можно считать:
1) корневую систему с гаусториями (присосками);
2) слабое развитие механических и проводящих тканей;
3) редукцию генеративных структур;
4) преимущественное опыление ветром.
35.Высшие растения произошли от: 1) красных водорослей; 2) цианобактерий; 3) зелёных водорослей; 4) бурых водорослей.
Часть Б
(30 баллов)
Задание 1. Подпишите типы ветвления побегов (2 балла):
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/14/s_59ba9120ab0e8/688043_2.jpeg)
Задание 2.
Какая структура указана на картинке. (1 балл). Подпишите ее компоненты (8 баллов).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/14/s_59ba9120ab0e8/688043_3.png)
Задание 3. Установите последовательность, в которой происходит развитие папоротника, начиная со споры (3 балла).
А) зигота;
Б) спорофит;
В) спора;
Г) оплодотворение;
Д) гаметофит;
Е) образование гамет.
Задание 4. Укажите соответствия жизненной формы растениям и запишите ответ по образцу: А4Б1В4... и т.д. (3 балла)
Растение | Жизненная форма |
А) можжевельник Б) георгин В) брусника Г) элодея Д) подсолнечник Е) кипарис | 1) дерево 2) кустарник 3) кустарничек 4) трава |
За каждую правильно указанную пару – 0,5 балла.
Задание 5. Установите соответствие. Запишите ответ по образцу: А4Б1В4... и т.д. (3 балла).
Название | Тип меристемы |
А) прокамбий Б) камбий В) апекс корня Г) основание междоузлий Д) перицикл Е) апекс стебля. | 1) верхушечная 2) вставочная 3) боковая |
За каждую правильно указанную пару – 0,5 балла.
Задание 6. Установите соответствие. Запишите ответ по образцу: А4Б1В4... (3 балла).
Видоизмененные корни | Названия растений |
А) корнеплоды Б) корневые клубни В) воздушные корни Г) дыхательные корни | 1) георгины 2) орхидеи 3) свекла 4) морковь 5) ива 6) болотный кипарис |
За каждую правильно указанную пару – 0,5 балла.
Задание 7 (7 баллов).
Под цифрами диаграмм подпишите название семейства и формулу цветка.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/14/s_59ba9120ab0e8/688043_4.jpeg)
Биология, III этап, 7 класс 6