| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Задания для развития творчества обучающихся на уроках музыки
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Малыч Вероника
Ейск, 2020 г.
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Дидактическая игра-тест «Ладошки»
Цель: выявить уровень сформированности метроритмической способности.
Материал: музыкальные произведения для пения – русская народная песня «Во поле береза стояла».
Описание игры-теста:
Учитель. Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень. Безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.
2 балла – средний уровень. Воспроизведение метра с одним-двумя нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом).
1 балл – слабый уровень. Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов.
0 баллов – низкий уровень. Неровное, сбивчивое метрическое исполнение при помощи голоса.
2. Диагностика звуковысотного чувства
Игра-тест «Кот и котенок»
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства.
Описание игры-теста:
Учитель. Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется, например, звук «до первой октавы), а так – котенок (исполняется более высокий звук, например «ля» первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень.
2 балла – средний уровень.
1 балл – низкий уровень.
3. Диагностика чувства тембра
Дидактическая игра-тест «Тембровые прятки»
Цель: выявить уровень развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.
Материал: музыкальные инструменты – фортепиано, ксилофон, металлофон, треугольник, бубен.
Описание игры-теста:
Учитель. Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос исполнял мелодию в первый раз, во второй, третий и так далее.
Критерии оценки.
3 балла – высокий уровень. Адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8-10 предъявленных фрагментов.
2 балла – средний уровень. Адекватное определение тембра первых семи исполняемых фрагментов.
1 балл – слабый уровень. Адекватное определение тембров первых трех фрагментов.
4. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Игра-тест «Музыкальная палитра»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку.
Описание игры-теста:
Учитель. Давай поиграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, что ты представляешь во время ее звучания?
1-й вариант задания: подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.
2-й вариант задания: какие образы-картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки?
3-й вариант задания: двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось увидеть себя во время звучания музыки.
Для тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
«Сладкая греза» - нежно, ласково, мягко, чутко;
«Баба Яга» - тревожно, сердито, враждебно;
«Болезнь куклы» - жалобно, огорченно, скорбно;
Критерии оценки.
2 балла (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок самостоятельно может выразить словами свои переживания.
1 балл (за каждый музыкальный фрагмент) – если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента.
5. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.
Тест-игра «Повторяем мелодию»
Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом), при инструментальном исполнении (подбор по слуху на инструменте избранного мелодического рисунка).
Алгоритм:
Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.
Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.
Подбор по слуху на инструменте предложенной мелодии.
Критерии оценки: слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции); средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне; высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.
6. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест-игра «Пусть музыка звучит».
Алгоритм:
Эксперт играет на инструменте фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений и намеренно прерывает их.
Эксперт узнаёт у детей, хочется ли им, чтобы музыка звучала дальше?
Критерии оценки: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как высокая мотивация школьника к развитию своих музыкальных способностей; равнодушное или отрицательное отношение трактуется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.