2 вариант
1
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Добавьте немного воды на дно банки.
2) Внесите зажжённую свечу в банку.
3) Накройте банку пластмассовой крышкой.
4) Положите в стеклянную банку семена.
5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.
2
Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Пресмыкающиеся
2) Гадюка
3) Хордовые
4) Гадюка обыкновенная
5) Чешуйчатые
3
Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
4
Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития низших зверей, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) захватывание детёнышем набухшего соска
2) выпрыгивание детёныша из сумки и переход к самостоятельной жизни
3) перемещение детёныша в сумку матери
4) рождение самкой детёныша величиной с грецкий орех
5) впрыскивание матерью в рот детёныша молока путём сокращения особых мышц
5. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) паук
2) сова
3) цветущее растение
4) муха
5) жаба
6
Из чего, согласно клеточной теории, состоят и растения, и животные?
1) органоидов
2) тканей
3) синцитиев
4) клеток
7
Какой из перечисленных организмов не содержит в клетке органоида, изображённого на рисунке?
1) мукор
2) папоротник
3) туберкулёзная палочка
4) спирогира
8
Какой из перечисленных организмов содержит в своих клетках органоид, изображённый на рисунке?
1) подосиновик
2) инфузория-туфелька
3) кишечная палочка
4) хламидомонада
9
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Целое | Часть | Популяция | … | Жабры | Жаберный лепесток | Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | | 1) | биосфера | | 2) | вид | | 3) | биоценоз | | 4) | особь | | Конец формы | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_3.png) | 53B140 | ![]() |
10
Начало формы В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Целое | Часть | Лист | Черешок | … | Биоценоз | Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | | 1) | ареал | | 2) | животные | | 3) | почва | | 4) | биосфера | | Конец формы | 11![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_3.png) | 0748AE | ![]() |
Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см3). ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_7.png) В какой из перечисленных дней число организмов в популяции на 1 см3 составит 24? | | 1) | 20-й | | 2) | 23-й | | 3) | 27-й | | 4) | 29-й | | Конец формы | 12![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_3.png) | 1676F7 | ![]() |
Начало формы В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Целое | Часть | Пищеварительный канал человека | Пищевод | Биоценоз | … | Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | | 1) | бактерии | | 2) | почва | | 3) | воздух | | 4) | биосфера | | Конец формы | ![]() |
Начало формы Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество проросших семян от общего их числа (в %)). ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_11.png) Какой процент от общего количества семян прорастёт в 11-й день? | | 1) | 11% | | 2) | 15% | | 3) | 20% | | 4) | 25% | | Конец формы | 14![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_3.png) | 25D3C5 | ![]() |
Начало формы Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости», в которую учёный записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. Таблица Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости Интенсивность света (в свечах) | Объём поглощённого углекислого газа за 1 мин. (в мл) | Серия 1 | Серия 2 | Серия 3 | В среднем | 100 | 15 | 17 | 16 | 16 | 200 | 34 | 36 | 38 | 36 | 300 | 52 | 49 | 49 | 50 | 400 | 67 | 69 | 68 | 68 | 500 | 88 | 85 | 85 | 86 | 600 | 101 | 101 | 101 | 101 | 1) Чем можно объяснить, что данные, полученные в трёх сериях опытов, несколько различаются? 2) Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещённости? 3) Какой ещё один фактор, кроме освещённости, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести? | Конец формы | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_3.png) | 219F2B | ![]() |
15. Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) спинно-мозговой нерв
2) нервный узел
3) промежуточный мозг
4) черепно-мозговой нерв
5) спинной мозг
6) средний мозг
16. Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) спинно-мозговой нерв
2) нервные узлы
3) продолговатый мозг
4) нервные сплетения
5) спинной мозг
6) мозжечок
17. Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) облегчение глотания
2) расщепление жиров
3) расщепление крахмала
4) механическое измельчение пищи
5) обезвреживание бактерий
6) расщепление белков
18
Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в размножении зависят от воды
2) имеют проводящие ткани
3) имеют корни и побеги с листьями
4) имеют вегетативные органы
5) образуют семена
6) размножаются спорами
19
Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) семена
2) клубни
3) надземные побеги
4) цветки
5) плоды
6) корни
20
Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) иРНК
2) строительный материал — глюкоза
3) рибосомы
4) клеточный центр
5) молекулы АТФ
6) молекулы хлорофилла
Умение устанавливать соответствие
21.Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) в зрелом состоянии отсутствует ядро | 1) эритроциты |
Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы | 2) лейкоциты |
В) образуют антитела | |
Г) имеют форму двояковогнутого диска | |
Д) содержат гемоглобин | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
22
Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА |
A) состоят из остатков молекул аминокислот | 1) белки |
Б) выполняют роль биологических катализаторов | 2) углеводы |
В) являются обязательными веществами плазматической мембраны | |
Г) являются главными источниками энергии | |
Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
23
Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ |
A) кровь движется к сердцу | 1) артерия |
Б) кровь движется от сердца | 2) вена |
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток | 3) капилляр |
Г) через стенки осуществляется газообмен | |
Д) кровь в сосудах движется под самым высоким давлением | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
24
Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ОРГАНИЗМ |
A) форма тела постоянная | 1) эвглена |
Б) передвигается при помощи образования ложноножек | 2) амёба |
В) поедает бактерии | |
Г) в цитоплазме имеются хлоропласты | |
Д) образует на свету органические вещества из неорганических | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
25. Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК |
A) отсутствует оформленное ядро | 1) прокариотная |
Б) хромосомы расположены в ядре | 2) эукариотная |
В) имеется аппарат Гольджи | |
Г) в клетке одна кольцевая хромосома | |
Д) АТФ образуется в митохондриях | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
26. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ | ТИП РАЗВИТИЯ |
A) обыкновенный уж | 1) прямое |
Б) заяц-беляк | 2) непрямое |
В) майский жук | |
Г) гребенчатый тритон | |
Д) бурый медведь | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
27. Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМ | ТИП ЖИВОТНЫХ |
A) белая планария | 1) плоские черви |
Б) дождевой червь | 2) круглые черви |
В) печёночный сосальщик | 3) кольчатые черви |
Г) человеческая аскарида | |
Д) свиной цепень | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
28. Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ВИД КЛЕТКИ |
A) наличие клеточной стенки из хитина | 1) растительная клетка |
Б) наличие пластид | 2) грибная клетка |
В) наличие клеточной стенки из целлюлозы | |
Г) наличие запасного вещества в виде крахмала | |
Д) наличие запасного вещества в виде гликогена | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
29 Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ОРГАНОИД |
A) представляет собой полость-резервуар | 1) вакуоль |
Б) имеет двойную мембрану | 2) хлоропласт |
В) заполнен(-а) клеточным соком | |
Г) содержит фотосинтетические пигменты | |
Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной | |
Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
30 Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ОРГАНИЗМ |
A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка | 1) речной рак |
Б) имеет четыре пары ходильных ног | 2) паук-крестовик |
В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни | |
Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи | |
Д) дыхание происходит при помощи жабр | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
31. Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ |
A) берёт начало в левом желудочке | 1) малый круг |
Б) из сердца вытекает артериальная кровь | 2) большой круг |
В) кровь обогащается углекислым газом | |
Г) кровь из сердца попадает в лёгочную артерию | |
Д) берёт начало в правом желудочке | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
32
Установите соответствие между признаком и животными, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ЖИВОТНЫЕ |
A) тело удлинённое торпедообразное | 1) акулы |
Б) большинство видов ведёт донный образ жизни | 2) скаты |
В) питаются преимущественно донными моллюсками | |
Г) края грудных плавников срослись с боками головы и туловища | |
Д) голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
33
Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ОРГАНИЗМЫ |
A) тело с широко расставленными ногами, редко безногое | 1) ящерицы |
Б) веки несросшиеся, подвижные | 2) змеи |
В) веки срослись и стали прозрачными | |
Г) все представители не имеют конечностей | |
Д) могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям, спереди соединённым растяжимыми связками | |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
34
Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
35. Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.
В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
Таблица 1
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_16.png)
Таблица 2
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_17.png)
36. Семья Ульяновых (Сергей, Галина и их 10-летний сын Яков) собралась в байдарочный поход на реку на выходные (2 полных дня и 1 ночёвка). Ульяновы планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой перекус рыбными консервами. Перед приготовлением ужина Сергей потратит около 30 минут на рубку дров, а Яков погуляет около часа по окрестностям в поисках ягод. Помогите Галине рассчитать, сколько и каких продуктов надо взять с собой. Учитывайте, что Яков будет грести в 2 раза слабее, чем его родители. Покажите свои расчёты, напишите, какие приёмы пищи и какие блюда вы выбрали для Ульяновых.
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,
на 100 г продукта
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_18.png)
Энергозатраты при различных видах физической активности
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/02/s_58935e8fd2d77/546125_19.png)