СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для подготовки к ЦТ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания для подготовки к ЦТ»

Вариант Т1

А1. Пишется О на месте пропуска в словах:

  1. б…гровый

  2. пл…вцы

  3. к…снуться

  4. оч…рованный

  5. похв…лить

А2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

  1. зам…реть от восторга, пр…вратиться

  2. киб…рнетика, пр…глашение

  3. пр…вередливый, неув…даемый

  4. обр…тение, сп…шить на работу

  5. л…гендарный, часто соб…раемся

А3. Двойные согласные пишутся в словах:

  1. кла(с,сс)ический

  2. приви(л,лл)егия

  3. туни(с,сс)кий

  4. ра(с,сс)тревожить

  5. бе(з,зз)астенчивый

А4. Пишется О на месте пропуска в словах:

  1. ж…сткий

  2. собач…нка

  3. сильный ож…г

  4. превращ…н

  5. под плащ…м

А5. Укажите ряды, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква:

  1. от…скать, лисиц…н

  2. сверх…нтересный, ц…фровой

  3. трёх…ярусный, с…экономить

  4. п…дестал, под…езд

  5. эта роскош…, обжеч…ся

А6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

  1. уживч…вый, жил в предместь…

  2. иконопис…ц, в пуховой перин…

  3. о ползающ…м жуке, о роскош…

  4. стихотворень…це, со скрипуч…ми полами

  5. об удовольстви…, кузнеч…к

А7. Пишется А (Я) на месте пропуска в примерах:

  1. они слыш…т

  2. раска…вшийся нарушитель

  3. выкач…нная вода

  4. зна…щий

  5. они колебл…тся

А8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:

  1. бросил (не)далеко, чрезвычайно (не)отзывчивый

  2. (не)звучавшая здесь музыка, (не)окончен

  3. (не)поняв; (не)торопливая, а спокойная работа

  4. (не)волить, (не)смятый

  5. (не)рад, отнюдь (не)удачный бизнесмен

А9. Укажите номера пропусков, где пишется НИ:

Бабушка (1)н… раз привозила нас в этот старый, рассохшийся дом, который назывался, как (2)н… странно, Шестой дачей, хотя (3)н… пятой, (4)н… четвёртой дачи вблизи (5)н… было.

А10. Через дефис пишутся слова:

  1. (пол)окружности

  2. (моно)культура

  3. (широко)лобый

  4. (золотисто)жёлтый

  5. свистеть (по)птичьи

А11. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. Сливаются оба голоса и уносятся (в)высь безоблачную к ослепительно сверкающему солнцу.

  2. Я шёл (в)след за моей матушкой по цветущему лугу.

  3. Антилопы так(же), как и другие обитатели пустыни, приспособились добывать воду из поедаемой растительности.

  4. Никита встал (с)позаранку и отправился в лес.

  5. Пожар начался (в)следствие неосторожного обращения с огнём.

А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

  1. Радуга _ это чудесное явление природы.

  2. Любить _ значит видеть мир прекрасным.

  3. Тишина, полумрак, тёмные лики святых среди золота окладов, жёлтые огоньки свечей _ всё это было неожиданно после солнца и света майского дня.

  4. Мореплавание _ есть древне йшая профессия и древнейшее искусство.

  5. Творения природы _ совершеннее творений искусства.

А13. Какие предложения соответствуют данной схеме (знаки препинания в предложениях не расставлены)? […, |деепричастный оборот|, …]

  1. На Рождество 1914 года Синод невзирая на протесты императрицы запретил ёлки как немецкий обычай.

  2. Стрела вырвавшись из плена сильных пальцев понеслась к цели.

  3. Дети перебивая друг друга рассказали о странном происшествии.

  4. Княжна закатывает глаза с изумлением смешанным с ужасом и всплёскивает руками.

  5. Он откашлялся и достав из конверта письмо начал читать.

А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (знаки препинания не расставлены):

  1. Вы будто не слышите моих вопросов.

  2. Этот остров был конечно самым таинственным местом на свете.

  3. В аудитории казалось не было ни души.

  4. Вы по-моему уже привыкли к нашим обычаям.

  5. Такое развитие событий вполне вероятно.

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. Есть деревья клубничные _ и земляничные, конфетные _ и ландышевые, тюльпанные _ и мыльные.

  2. Хозяйка дома хорошо помнила его _ и всем рассказывала о молодом _ и застенчивом лейтенанте.

  3. Я рисовал людей _ или дома _ или далёкие белые облака.

  4. Я встречал это незатейливое _ и милое растение _ то в поле _ то в лесу.

  5. Со школьных лет я чувствовал и красоту _ и силу _ и обаяние русского языка.

А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. У меня закипала на сердце обида и наворачивались на глаза слёзы.

  2. Пока профессор посвящал нас в тайны космографии, небо у восточной стороны горизонта омрачилось и огромная туча погасила звёзды.

  3. Дверь моего купе со стуком отворилась и вошла девочка лет тринадцати.

  4. Учёные пришли к выводу, что когда солнечный свет воздействует на глаз, электромагнитное излучение влияет на все органы и системы организма.

  5. К соседке бабушка относилась плохо за то, что та суёт нос туда, куда ей не следует и судит о том, чего не понимает.

А17. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части:

  1. Пошёл на службу _ терпи нужду.

  2. На скамейку кто-то присаживался _ тут же начинался неторопливый спокойный разговор.

  3. Оставалось одно _ оттянуть дуэль до совершения побега.

  4. После завтрака я принял одно, как мне казалось, правильное решение _ надо подойти к жене и сообщить ей о моём отезде.

  5. Присутствие Марии Егоровны не мешает мне сосредоточиться _ я давно привык к её посещениям.

А18. Укажите примеры с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

  1. Кольцов решительно произнёс: «Нужно перевернуть жизнь, не дать ей залежаться».

  2. «Роса появилась на траве», - сказала Анна Семёновна после молчания.

  3. Н.К.Чуковский говорил, что: «Успенский был самым подвижным корреспондентом».

  4. «Какое удивительное освещение! – воскликнула Люся и восторженно добавила: - Оригинальный дизайн!»

  5. – Экая красота! – проговорил немного погодя Данилов: - Посмотрите, как наседают тучи на солнце! Точно рядом день и ночь.

А19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. Согласно легенде, этот ворон мог по желанию снимать и вновь надевать свои перья _ как люди - одежду.

  2. Ваши ответы могут быть _ как короткими _ так и развёрнутыми.

  3. Перья попугаев у индейцев племени капьяри используются _ как украшения во время празднеств.

  4. Трещина в фессалийских горах, которая, по преданию, образовалась вследствие потопа, есть не что иное_ как Темпейское ущелье.

  5. Расспросите господина Тендера, почему у него нос стал _ как свёкла.

А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Всю неделю шёл дождь (1) _ навевающий скуку (2) _ и (3) _ хотя сегодня он только ещё начинался, но по тому (4) _ как плотно заволокло небо серыми унылыми тучами, было ясно (5) _ зарядит он очень надолго.

А21. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных звуков:

  1. сбруя

  2. замазка

  3. мундштук

  4. отжиматься

  5. терраса

А22. Укажите, какие слова (словосочетания) соответствуют фразеологизму камень преткновения:

  1. препятствие

  2. помощь

  3. помеха

  4. опора

  5. устойчивость

А23. В каких словах (формах слов) два суффикса?

  1. глазастый

  2. командование

  3. обидчивость

  4. поручительство

  5. ельничек

А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?

Он как ни в чём ни бывало улыбнулся.

  1. начальная форма – улыбаться

  2. переходный

  3. в форме изъявительного наклонения

  4. в форме 3-го лица

  5. в форме мужского рода

А25. Правильными являются утверждения:

  1. Названия групп живых существ относятся к неодушевлённым именам существительным.

  2. Некоторые имена существительные склоняются по типу прилагательных.

  3. Оба существительных пальтишко и домишко среднего рода.

  4. В предложении Елена Ивановна хорошо знакома с семьёй Вихровавыделенное существительное выполняет функцию несогласованного определения.

  5. В существительных алфавит и таможня ударение падает на один и тот же слог.

А26. Речевые ошибки допущены в предложениях:

  1. Чем дольше я вглядывался в позу лица незнакомца, тем большее волнение охватывало меня.

  2. Силы быстро иссякли, руки онемели.

  3. Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а наличием достоинств.

  4. В процессе воспитания детей личный пример родителей занимает большое и важное значение.

  5. Строители в течение дня аннулировали все недоделки.

А27. Укажите примеры, в которых формы всех слов образованы правильно:

  1. около полутора килограммов

  2. сегодня более теплее, чем вчера

  3. приготовил для их

  4. лёгкая вуаль

  5. ляжьте в тени

А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

  1. Мама спросила ласково, что очень ли мы устали.

  2. В своих рассуждениях он всегда опирался на достоверные факты.

  3. Понимая о том, что эта беседа очень важна, мы хорошо к ней подготовились.

  4. В нашем магазине можно купить не только продукты, но и подарки к Новому году.

  5. К нам пришли две разгневанные соседки и рассказали маме о разбитом стекле.

Текст к заданиям А29-А32 и В1-В3


(1)Рогульник плавающий (водяной орех) – редкий, реликтовый европейский вид семейства рогульниковых, находящийся в Европе под угрозой исчезновения. (2)Он включён в Красную книгу Республики Беларусь.

(3)Рогульник – однолетнее водное травянистое растение, иногда свободно плавающее, но обычно прикреплённое ко дну. (4)Для водяного ореха, как и для других водяных растений, характерна разнолистность. (5)Прежде всего на его стебле появляются нитевидные, рано опадающие листья. (6)Затем на водной поверхности рогульник развивает одну или несколько розеток ромбических, зазубренных листьев, несколько напоминающих по форме листья берёзы. (7)Эти листья расположены мозаично благодаря разной длине черешков.

(8)В верхней части черешков имеются так называемые «плавательные пузыри» - вздутия, заполненные воздухоносной тканью. (9)В пазухах листьев появляются одиночные цветки с белыми или розоватыми прозрачными лепестками. (10)Верхние доли чашечки цветка постепенно отвердевают и превращаются в легко отламывающиеся шипы. (11)Костянковидные плоды – «орехи» - имеют роговидные выступы. (12)У водяного ореха плоды съедобны. (13)Они также являются ценнымлекарственным сырьём.

(14)Рогульник предпочитает пойменные озёра, куда в половодье поступает свежая вода, а также заводи рек глубиной 50-200см, с илистым грунтом и обогащённой железом водой. (15)В Беларуси этот вид встречается в озёрах бассейнов рек Припяти, Березины, Днепра, Сожа, в Городокском районе Витебской области, Житковичском районе Минской области.

А29. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:

  1. Реликтовый вид семейства рогульниковых.

  2. Факторы угрозы исчезновения рогульника.

  3. Листья водяного ореха.

  4. Механизм опыления цветов рогульника.

  5. Предпочтительные места произрастания рогульника.

А30. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

  1. публицистический стиль речи

  2. научный стиль речи

  3. тип речи – описание

  4. тип речи – рассуждение

  5. задача речи – призвать к защите исчезающих видов растений

А31. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 12-е и 13-е предложения:

  1. лексический повтор

  2. синонимическая замена

  3. союз

  4. местоимение

  5. одинаковый порядок слов

А32. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 13-м предложении:

  1. употреблено в значении «роскошный»

  2. употреблено в значении «имеющий важное значение, нужный»

  3. синоним – природный

  4. антоним – бесплатный

  5. антоним – бесполезный

Часть В


В1. Найдите в 14-м предложении качественное прилагательное. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте _____________________________________

В2. Найдите в 7-м предложении словосочетание со связью примыканиеи запишите из него зависимое слово ___________________________________________________________

В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 6-м предложении. Ответ запишите в И.п. ____________________________________________

В4. В приведённом ниже предложении допущена орфографическая ошибка. Найдите слово с ошибкой и запишите его в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено в тексте):

Раньше художественную литературу называли изящной словестностью, подчёркивая этим, что подлинная художественность определяется образностью и выразительностью языка.

В5. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. вольнослушатель

Б. расценка

В. чернозёмный

Г. засомневаться

1. сложение

2. суффиксальный

3. приставочный

4. постфиксальный

5. приставочно-суффиксальный

В6. Определите, сколько Н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Бумаги были разброса…ы по всей комнате.

Б. На суде нам предъявили веществе…ые доказательства.

В. Зачем вам нужна гашё…ая известь?

Г. Почему у тебя такие исцарапа…ые руки?

1. две буквы Н пишутся в полной форме причастия (или прилагательного), образованного от глагола совершенного вида

2. две буквы Н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого с зависимым словом

3. одна буква Н пишется в полной форме прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого без зависимого слова

4. две буквы Н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого имеет две буквы Н

5. одна буква Н пишется в краткой форме страдательного причастия

6. две буквы Н пишутся в полной форме прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса -енн-

В7. Определите, какими частями речи являются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Неужели ты похудела?

Б. Посреди лужайки синели островки незабудок.

В. Расцветка свитера слишком яркая.

Г. Не знаю, кем его заменить.

1. частица

2. союз

3. предлог

4. местоимение

5. наречие

В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Индоевропейские языки не похожи на такие языки, как венгерский и турецкий, поскольку последние принадлежат к совсем другим языковым семьям.

Б. Для него ничего не существовало: ни прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта.

В. Отвага увеличивает доблесть, колебания же усиливают страх.

Г. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить.

1. простое осложнённое предложение

2. сложносочинённое предложение

3. сложноподчинённое предложение

4. бессоюзное сложное предложение

5. сложное предложение с разными видами связи


Вариант Т2


А1. Пишется О на месте пропуска в словах:

  1. спл…титься

  2. насл…ждаться поэзией

  3. выр…щенный

  4. изл…жение

  5. б…гряный


А2. Пишется Е на месте всех пропусков в словах6

  1. пр…пугнуть, подл…читься

  2. пр…пятствие на пути, в…нтилятор

  3. пр…дать забвению, зас…кать время

  4. вып…кать пироги, скр…пучий пол

  5. обж…гание, соч…таются


А3. Двойные согласные пишутся в словах:

  1. инду(с,сс)кий

  2. ра(с,сс)щедриться

  3. по(д,дд)ержать друга

  4. а(п,пп)лодисменты

  5. а(н,нн)отация


А4. Пишется О на месте пропуска в словах:

  1. ж…лудь

  2. обреч…н

  3. стало очень горяч…

  4. струч…к

  5. ч…каться


А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:

  1. об…грать, певчие птиц…

  2. меж…мпериалистический, позиц…я

  3. раз…ярённый, сер…ёзный

  4. необ…ятный, в…юга

  5. он пахуч…, разреж… бумагу


А6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

  1. с горяч…м кофе, супч…к

  2. клубоч…к, талантл…вый

  3. с заливающ…мся лаем, об умени…

  4. никел…вый, о площад…

  5. человеколюб…ц, протал…нка


А7. Пишется А (Я) на месте пропуска в примерах:

  1. они наде…тся

  2. изма…вшись от безделья

  3. невыдерж…нный юноша

  4. сосульки раста…т

  5. хорошо слыш…щий


А8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:

  1. (не)молодая, но стройная; (не)вмоготу

  2. (не)рассмотрев, льготы (не)предусмотрены

  3. (не)убранный до зимы урожай, отнюдь (не)громкий

  4. (не)готов, очень (не)простое решение

  5. (не)думая об отдыхе, (не)удивился


А9. Укажите номера пропусков, где пишется НИ:

Сколько (1)н… искал Левитан хорошие места для написания этюдов, их не было, поэтому он (2)н… мог (3)н… хмуриться, но за всё время поисков (4)н… разу (5)н… пожаловался нам на усталость.


А10. Через дефис пишутся слова:

  1. (пол)абзаца

  2. (строго)настрого

  3. (видео)сигнал

  4. (восточно)африканская сауна

  5. (свинцово)медный


А11. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. (В)следствие по делу о хищениях вмешался сам префект города.

  2. Он свистнул, и стая бросилась (в)рассыпную.

  3. Над столом висел большой абажур (в)виде колокола.

  4. Ира ушла, Андрей так(же) не стал засиживаться.

  5. Во дни веселий и желаний я был от балов (без)ума.


А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

  1. Бросить человека в беде _ значит думать только о себе.

  2. Мой брат _ способнее и умнее меня.

  3. Это открытие _ одно из наиболее серьёзных достижений физической химии за последнюю четверть века.

  4. Сюжет, красота, живость, энергия _ всё было в этой картине.

  5. Дисциплинированность _ есть обязательное качество культурного человека.


А13. Какие предложения соответствуют данной схеме (знаки препинания не расставлены):

[|Деепричастный оборот|, …].

  1. Всунув больную ногу в ботинок Лёнька осторожно сделал несколько шагов.

  2. Вернувшись в кабинет она поставила термос на стол и налила себе чашку чаю.

  3. Невзирая на первую неудачу я опять подтянулся на брусьях и стал махать ногами.

  4. Пройдя ещё один коридор вы выходите из дверей направо и поднимаетесь вверх по большой улице.

  5. Встревоженные предчувствием неизведанного я подняла шторку вагонного окна и просто ахнула.


А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (знаки препинания не расставлены):

  1. Небо вдруг потемнело и поднялся ветер.

  2. Неподвижный отяжелевший от сырости воздух казалось навалился на землю.

  3. Самым красивым в нашем саду был конечно этот куст сирени.

  4. Предприятие может быть успешным если все приложат должные усилия.

  5. Очевидно что выход из этой ситуации найти будет трудно.


А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. Повсюду раздавались удары молотков _ и стук топоров, визг пил _ и скрежет рубанков, лязг _ и грохот.

  2. Под покровом елей, лиственниц _ и берёз торчали из мха _ и хвои грибы.

  3. Я люблю узкие просёлочные дороги _ и лесом поросшие речки _ и захолустные деревенские дома.

  4. Дед или дремлет _ или спит _ или о чём-то думает.

  5. Теплоход _ то отплывал на прогулку с большими _ и маленькими пассажирами от берега _ то приближался обратно к берегу с этими же пассажирами.


А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. В огромном зале царил полумрак и стояла гнетущая тишина.

  2. Пёс внимательно смотрел на рыболовную сеть, зная, что если какая-нибудь рыба попробует выскочить из сети, то её надо поймать и принести хозяину.

  3. Есть здесь прекрасный парк, где царь Пётр собственноручно сажал деревья, и где был выстроен для него дворец.

  4. Стекляшками звенел на лужах тонкий ледок да округлые пузыри воздуха под ним лопались с тихим треском.

  5. Часто мы недолюбливаем тех, кому чем-нибудь обязаны, и сердимся на тех, кому сами причинили зло.


А17. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как во второй части поясняется, раскрывается содержание первой части:

  1. Спеть попробовали _ не пелось в пустоте этих комнат.

  2. Вся разница между умным человеком и глупым в одном _ первый всегда подумает и редко скажет, второй скажет и никогда не подумает.

  3. Заметёт метель дорожки _ идти будет нелегко.

  4. Через мостик шли следующим образом _ впереди майор, за ним лейтенант, потом сержант.

  5. Катя приехала к брату _ нужно было поговорить о подготовке к празднику.

А18. Укажите примеры с правильным оформлением чужой речи:

  1. – До чего же я невезучий человек, - вздохнул Коля и пояснил: - Я надеялся, что вы прочтёте мою повесть.

  2. Анатолий Алексин утверждал, что: «Человек в гневе выражает не столько свои убеждения, сколько ощущения».

  3. – Вот видите, - развёл руками Василий: - у меня этой записки нет.

  4. «Только твоих истерик тут не хватало!» - поморщилась Рита.

  5. Димка заглянул мне в глаза и спросил: «Ты довольна, что мы здесь?»


А19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. У Ивана Ивановича нос был _ как картошина.

  2. Надо быть исполнительным _ как в большом _ так и в малом деле.

  3. Распечатанный конверт лежал в стороне _ словно в нём заключалось что-то холодное, опасное.

  4. Уже давно зонтик используется _ как укрытие от солнца и дождя.

  5. Я глубоко уверена, что поможет мне поднять дом на настоящую высоту не кто другой _ как вы.


А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Вода с шумом стремилась по камням (1) _ и (2) _ так как этот шум был однообразен, то мы (3) _ сосредоточенные на подъёме (4) _ легко забывали о нём, нам даже казалось (5) _ в долине царит полная тишина.


А21. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных звуков:

  1. женщина

  2. город

  3. кристалл

  4. отгадывать

  5. сбегать


А22. Укажите, какие слова (словосочетания) соответствуют по значению фразеологизму смотать удочки:

  1. скрыться

  2. убежать

  3. поймать

  4. исчезнуть

  5. сбегать

А23. В каких словах (формах слов) два суффикса?

  1. ленивец

  2. прослушав

  3. оглушительность

  4. напрямую

  5. номерочек


А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?

Дверь в сенях с шумом открылась.

  1. начальная форма – открываться

  2. несовершенного вида

  3. в форме изъявительного наклонения

  4. в форме 3-го лица

  5. в форме женского рода


А25. Правильными являются утверждения:

  1. Есть существительные, которые не имеют формы единственного числа.

  2. Имена существительные могут быть неизменяемыми.

  3. Оба существительных парнишка и матрёшка женского рода.

  4. В предложении На прощание он крепко пожал руку девочке скосичками выделенное существительное выполняет функцию несогласованного определения.

  5. В существительных диспансер и статуя ударение падает на второй слог.


А26. Речевые ошибки допущены в предложениях:

  1. Щедрая, богатая осень одела леса и рощи в золотой наряд.

  2. Балет «Щелкунчик» произвёл на ребёнка огромное впечатление.

  3. На мой взгляд, самая гуманитарная профессия на земле – это врач.

  4. Геройский поступок Валечки оказался беспрецедентным и не имел прецедента в её прошлом.

  5. Знал я своего соседа как облупленного.


А27. Укажите примеры, в которых формы слов образованы правильно:

  1. около шестьсот тридцати километров

  2. из глубоких ущельев

  3. выступил более лучше

  4. снять с них мерку

  5. сожжёт старые газеты


А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

  1. Доктор Игнатовская поможет вам обрести надежду на выздоровление.

  2. Легко указывать о недостатках, но гораздо труднее понять, как от них избавиться.

  3. Он безучастно спросил, что как это случилось.

  4. Оскорблённое самолюбие заставляет его поступать вопреки здравому смыслу.

  5. Софья, чтобы оскорбить и досадить Чацкому, распускает сплетни о нём.


Текст к заданиям А29-А32 и В1-В3


(1)Сегодня мы поговорим с тобою о русском народном искусстве, точнее, только об одном его художественном явлении – искусстве «золотой Хохломы».

(2)Хохлома – это удивительная яркость цвета и праздничность. (3)Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияниезатейливых узоров вызывает ощущение жаркого пламени, огня. (4)И недаром! (5)Созидательный огонь превратил деревянные поверхности посуды в золотые. (6)Они блестят золотистым металлическим блеском. (7)Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках её неповторимую красоту, но и создавали простые предметы обихода. (8)Мастера этого народного промысла украшали их яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

(9)Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, черничку, малинку, ежевичку, рябинку и чёрную и красную смородинку. (10)Самый любимый орнамент художников – «травка». (11)Как правило, это удлинённые, слегка изогнутые тонкие былинки. (12)А если «травки» превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти узоры называют «кудремами».

(13)Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. (14)Прекрасную традицию хохломские художники сохраняют и сегодня, украшая обычные предметы нарядной росписью. (15)И с этими вещами в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.


А29. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных подтем нашли отражение в тексте:

  1. История зарождения искусства «золотой Хохломы».

  2. Яркость и праздничность изделий хохломских мастеров.

  3. Излюбленные мотивы хохломской росписи.

  4. Процесс обучения хохломских мастеров.

  5. Изделия хохломских художников несут людям красоту и радость.


А30. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

  1. публицистический стиль речи

  2. художественный стиль речи

  3. тип речи – описание

  4. тип речи – рассуждение

  5. задача речи – показать своеобразие искусства «золотой Хохломы»


А31. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 14-е и 15-е предложения:

  1. лексический повтор

  2. синонимические замены

  3. союз

  4. местоимение

  5. одинаковый порядок слов


А32. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 3-м предложении:

  1. употреблено в значении «склонный к выдумкам, затеям, шуткам»

  2. употреблено в значении «замысловатый, необычный»

  3. синоним – шуточный

  4. синоним – причудливый

  5. антоним – гладкий

Часть В


В1. Найдите в 14-м предложении относительное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте: _______________________________________


В2. Найдите в 12-м предложении словосочетание со связьюпримыкание и выпишите из него зависимое слово: _______________________________________________________


В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 15-м предложении. Ответ запишите в И.п. __________________________________________


В4. В приведённом ниже предложении допущена орфографическая ошибка. Найдите слово с ошибкой и запишите его в исправленном виде в той форме, в которой оно употреблено в тексте __________________________________________________________

В старинном особняке, расположенном на берегу очень живопистной речонки с заросшими ивняком берегами, жили многие известные артисты, которые часто устраивали для местных жителей различные праздники и спектакли.


В5. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. отныне

Б. газоснабжение

В. появиться

Г. благозвучность

1. приставочно-суффиксальный

2. приставочный

3. постфиксальный

4. суффиксальный

5. сложение


В6. Определите, сколько Н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Дети в этой семье были приуче…ы к строгому порядку.

Б. Обиже…ый друг перестал мне звонить.

В. Нам понравилась торжестве…ая церемония награждения победителей.

Г. Лече…ый недавно зуб сегодня опять разболелся.

1. две буквы Н пишутся в полной форме причастия (или прилагательного), образованного от глагола совершенного вида

2. две буквы Н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого с зависимым словом

3. одна буква Н пишутся в полной форме прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого без зависимого слова

4. две буквы Н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого имеет две буквы Н

5. одна буква Н пишется в краткой форме страдательного причастия

6. две буквы Н пишутся в полной форме прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса

-енн-

В7. Определите, какими частями речи являются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Когда-то мы были друзьями.

Б. Мимо нас проносились машины.

В. Он в ответ лишь опустил голову.

Г. Я долго трудился, зато получил хорошие результаты.

1. частица

2. союз

3. предлог

4. местоимение

5. наречие


В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Хитрость вынуждена скрываться, мудрость же открыта и надёжна.

Б. Когда мы имеем дело с гениальным человеком, никогда нельзя очертить полностью его возможности.

В. Июльский лес притягивает не только своей красотой, но и кладовыми своих даров: зацветают можжевельник, калина, малина.

Г. Он выручил меня если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения.

1. простое осложнённое

2. сложносочинённое

3. сложноподчинённое

4. бессоюзное сложное

5. сложное с разными видами связи


Вариант Т3


А1. Пишется О на месте пропуска в словах:

  1. сотв…рение

  2. к…сание

  3. трансп…рант

  4. отт…лкнуть

  5. нагр…ждённый


А2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

  1. в…ликолепие, пр…слоняться к стене

  2. непр…станно грохотать, пр…вратно понять

  3. расщ…плять ствол, деф…цит

  4. п…рсонал, с…кретарь

  5. отм…рающий вид, выб…рем цвет


А3. Двойные согласные пишутся в словах:

  1. во(с,сс)тановление

  2. ки(л,лл)ометр

  3. пе(р,рр)он

  4. старору(с,сс)кий

  5. ра(с,сс)тягивать


А4. Пишется О на месте пропуска в словах:

  1. огорч…н

  2. ч…рствый

  3. галч…нок

  4. за рубеж…м

  5. порош…к


А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:

  1. сверх…нтеллектуальный, с…грать

  2. ц…клон, две учениц…

  3. от…езжающий, необ…яснимый

  4. двух…атомный, кар…ерист

  5. одна электропеч…, нравиш…ся


А6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

  1. котёноч…к, рассыпч…тый

  2. захватч…ца, плюш…вый

  3. за колеблющ…мся занавесом, об очеред…

  4. о ревизи…, ковр…к

  5. улыбч…вый, тон…нький


А7. Пишется А (Я) на месте пропуска впримерах:

  1. собаки ла…т

  2. подта…вший снег

  3. запа…нная трубка

  4. курлыч…щие журавли

  5. девушки смотр…тся в зеркало

А8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:

  1. (не)запрещено, практическая (не)обходимость

  2. (не)поместившийся в портфеле, (не)высокий забор

  3. (не)гости, а желанные жильцы; (не)золотое кольцо

  4. глазом (не)моргнул, относился с (не)приязнью

  5. никто (не)забыт, далеко (не)ласковое обхождение


А9. Укажите номера пропусков, где пишется НЕ:

Я (1)н… разу (2)н… видел так много драгоценностей. И сейчас, как (3)н… старался быть хладнокровным, (4)н… мог (5)н… растеряться при виде такого великолепия.


А10. Через дефис пишутся слова:

  1. (авто)база

  2. (тёмно)красный

  3. любо(дорого) посмотреть

  4. (информационно)рекламный

  5. (полу)улыбка


А11. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. (За)тем вокзалом – пустая площадь.

  2. Она сказала, что понимает князя, хотя то(же) не одобряет его поведения.

  3. Лёд (по)верху припорошило снегом.

  4. Я удивился, что он уже идёт (на)встречу мне.

  5. Сумрак тихий, сумрак сонный, лейся (в)глубь моей души.


А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

  1. Восторгаться постоянно природой _ значит показывать скудость своего воображения.

  2. Взгляд _ есть меч души.

  3. И море, и ветер, и песни птиц, и рыбы _ всё это единое целое.

  4. Создание интерактивных электронных учебников нового поколения _ одно из перспективных направлений в модернизации учебного процесса.

  5. Вода в озере _ чище, чем в реке.


А13. Какие предложения соответствуют данной схеме (знаки препинания не расставлены): […, |деепричастный оборот|, …]

  1. Савушкин внимательно поглядывая вокруг себя зашагал впереди учительницы.

  2. Тропинка усеянная выступами скользких корней взбиралась на склон.

  3. Корабль несмотря на сильные повреждения продолжал держаться на воде.

  4. Сергей Александрович сердито насупившись несколько раз прошёлся по террасе.

  5. Он твёрдыми шагами направился к распорядителю и достав из кармана пачку каких-то бумаг сказал ему шёпотом несколько слов.


А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (знаки препинания не расставлены):

  1. Место как будто специально предназначено для уединённых занятий.

  2. К счастью Печорин был погружён в задумчивость.

  3. Вероятно визит придётся отложить.

  4. Я же вам кажется рассказывала о традициях этого дома.

  5. Однако тема вашего исследования не отличается оригинальностью.

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. В этот период Гайдн написал огромное количество симфоний _ и квартетов, концертов для различных инструментов _ и сонат, опер _ и других сочинений.

  2. Захваченный врасплох, он стоял печальный _ и рассеянный _ заметно нервничал.

  3. Гнёзда птиц поражают нас и разнообразием размеров _ и причудливостью форм _ и широким использованием строительного материала.

  4. Речная вода шумит сердито на перекатах _ или тихо воркует на глубинах _ или плавно покачивает лодку.

  5. У берегов вода _ то струилась по перемытым пескам _ то стояла глухими _ и глубокими омутами.


А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. Лишь изредка с веток опадал снег да подрагивали в вышине острые верхушки деревьев.

  2. Приказав, чтобы если начнётся шум, меня сразу же разбудили, я положил под голову вещевой мешок и заснул.

  3. Спор начался с того, что Коля спросил, кем я хочу быть и удивился, что выбор мой ещё не сделан.

  4. Когда утренняя дымка разошлась, горы как будто приблизились и ущелье уже не казалось таким мрачным.

  5. Силой шторма пароход всё гнало на берег и якоря стали сдавать.


А17. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как между частями складываютсяизъяснительные отношения:

  1. От военного Валько узнал _ командование переправой находится на противоположной стороне реки.

  2. Хочешь быть здоровым _ не ешь слишком много.

  3. Пахомову уже семьдесят лет _ он по-прежнему любит выдумывать разные истории.

  4. Строители бездействовали _ третьи сутки не переставая шёл дождь.

  5. Он зажёг свечу, сел к столу, посмотрел на часы _ было два часа ночи.


А18. Укажите примеры с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

  1. – Когда я вам понадоблюсь, позовёте, - шепнула домработница.

  2. Древнегреческий историк Плутарх заявлял, что: «Бог – это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого».

  3. Малышев растерянно спросил: «Папа, как дела?»

  4. «Ура!» - закричала Алёнка. – «Мы пойдём в зоопарк!»

  5. «Плыви, кораблик, к синему морю, - прошептал Ваня и, опустив кораблик на воду, продолжил: - Быть может, ты принесёшь мне привет от доброго друга?»


19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. Восточными единоборствами принято заниматься _ как босиком _ так и в специальной обуви.

  2. Я знаю капитана _ как человека умного и храброго.

  3. Такие действия _ как отзыв послов _ ни к чему хорошему не ведут.

  4. Вся поверхность стола была не чем иным _ как картой.

  5. Мюнхгаузен отступал в тёмный угол кабинета _ словно готовился к прыжку.


А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

В дачный посёлок мы прибыли к вечеру (1) _ и (2) _ когда вышли из автобуса, то возле дач не было ни души (3) _ старые дачники (4) _ наработавшиеся за день (5) _ уже легли спать, а молодые гуляли в роще.


А21. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных звуков:

  1. аккорд

  2. отгонять

  3. сгинуть

  4. солнце

  5. баловство


А22. Укажите, какие слова (словосочетания) соответствуют по значению фразеологизму с гулькин нос:

  1. неизвестно

  2. незначительное количество

  3. бессмысленно

  4. мало

  5. дёшево


А23. В каких словах (формах слов) два суффикса:

  1. веселил

  2. одиночество

  3. бегунья

  4. обновлённый

  5. устарелость


А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?

За ночь деревья покрылись инеем.

  1. начальная форма – покрываться

  2. переходный

  3. в форме изъявительного наклонения

  4. в форме прошедшего времени

  5. в форме 3-го лица


А25. Правильными являются утверждения:

  1. Одушевлённые неизменяемые имена существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

  2. Ко 2-му склонению относятся только существительные мужского рода с нулевым окончанием.

  3. Существительные городишко и сынишка мужского рода.

  4. В предложении Иван Алексеевич был моим лечащим врачомвыделенное существительное является частью составного именного сказуемого.

  5. В существительных кладовая и инструмент ударение падает на второй слог.



А26. Речевые ошибки допущены в предложениях:

  1. Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его творчества.

  2. Мы собирались реализовать все свои иллюзии во время летних каникул.

  3. Солнце поднимается всё выше, зноем дышит неподвижный воздух.

  4. Наша фирма традиционно изготавливает фильтры для воды, но может выполнить и другую продукцию.

  5. Дорогие сердцу вещи мы храним как зеницу ока.


А27. Укажите примеры, в которых формы всех слов образованы правильно:

  1. с семистами туристами

  2. уже не пишут чернилом

  3. сделал более лучше

  4. шёл навстречу ему

  5. скоро выздоровеешь


А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

  1. Опытный врач Жуковская всегда внимательна к больным.

  2. Дедушка сердито прикрикнул на детей, что тише, дети, тише!

  3. Учёные хотят познать и вникнуть в тайны природы.

  4. Большое внимание он уделил на тесную связь между качеством работы и дисциплинированностью.

  5. На археологической выставке представлены четыре самые интересные находки последних лет.


Текст к заданиям А29-А32 и В1-В3


(1)Я считаю, что каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2)Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.

(3)Существуют различные способы интеллектуального развития. (4)Основной (но, разумеется, не единственный), на мой взгляд, - это чтение.

(5)Я точно знаю, каким не должно быть чтение. (6)Чтение не должно быть случайным. (7)Почему? (8)Потому что это огромный расход времени, а время между тем величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (9)Чтение, безусловно, должно быть избирательным, продуманным, глубоким. (10)В чём должен проявляться его избирательный характер? (11)По моему мнению, в целенаправленном отборе книг. (12)В идеале хорошо было бы составить своеобразную программу чтения. (13)Разумеется, не обязательно следовать ей жёстко. (14)Да, отступления от неё возможны там, где проявляются дополнительные для читающего интересы. (15)Отклонились от первоначального плана – составьте для себя новую программу, учитывающую появившиеся иные интересы.

(16)Чтение не должно быть простой самоцелью. (17)Для того чтобы быть эффективным, оно должно в первую очередь интересовать читающего. (18)Так что развивайте в себе интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры. (19)Такой интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.


А29. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

  1. Любой человек должен заботиться о своём интеллектуальном развитии.

  2. Единственный способ интеллектуального развития – чтение.

  3. Чтение должно быть избирательным и целенаправленным.

  4. Нельзя отступать от составленной и продуманной вами программы чтения.

  5. Наличие увлечённости чтением – залог его эффективности.


А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

  1. стиль речи публицистический

  2. стиль речи художественный

  3. тип речи – рассуждение

  4. тип речи – описание

  5. задача речи – дать рекомендации, какую литературу следует читать дома


А31. Укажите языковые средства связи, с помощью которых связаны между собой 18-е и 19-е предложения:

  1. лексический повтор

  2. синонимическая замена

  3. союз

  4. местоимение

  5. одинаковый порядок слов


А32. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 9-м предложении:

  1. употреблено в значении «содержательный, серьёзный, проникающий во внутреннюю сущность чего-либо»

  2. употреблено в значении «тщательно скрытый»

  3. синоним – основательный

  4. синоним – солидный

  5. антоним – поверхностный

Часть В


В1. Найдите в 15-м предложении качественное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте: _____________________________________


В2. Найдите в 3-м предложении словосочетание со связью управление и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте: __________________________________________________________________________


В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 8-м предложении. Ответ запишите в И.п. __________________________________________


В4. В приведённом ниже предложении допущена орфографическая ошибка. Найдите слово с ошибкой и запишите его в исправленном видев той форме, в которой оно употреблено в тексте: _________________________________________________________

Старый дуб, весь преображённый, раскинулся шатром сочной зелени; необычайно хорош и осинник, в котором сочетание зелёных веточек и синего неба создаёт впечатление дорогого ковра, вытканного искустной мастерицей.


В5. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:


А. понадеяться

Б. усложнение

В. грязелечебница

Г. водопроводный

1. приставочный

2. постфиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. суффиксальный

5. сложение

А6. Определите, сколько Н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Краше…ые хной волосы приобретают рыжий оттенок.

Б. Распечата…ые письма лежали поверх газет.

В. Твои действия опрометчивы и непродума…ы.

Г. На столе стоял букет полевых цветов в глиня…ом кувшине.

1. две буквы Н пишутся в полной форме причастия (или прилагательного), образованного от глагола совершенного вида

2. две буквы Н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого с зависимым словом

3. одна буква Н пишется в полной форме прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса

-ан-(-ян-)

4. две буквы Н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого имеет две буквы Н

5. одна буква Н пишется в краткой форме страдательного причастия

6. две буквы Н пишутся в полной форме прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса

-енн-


В7. Определите, какими частями речи являются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Мне хотелось посмотреть, где живёт Лёля.

Б. Именно такое мгновение я пережил недавно.

В. Я люблю вечером гулять вдоль набережной

Г. Как объяснить ей, что мы очень разные люди?

1. частица

2. союз

3. предлог

4. местоимение

5. наречие


В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Мы не столько испугались, сколько растерялись, когда увидели незнакомца.

Б. Речная вода обладает удивительным свойством: иногда бывает трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.

В. Миниатюрность помещения, как мне показалось, подчёркивало бесчисленное множество находившихся в комнате памятных вещей: картин, гравюр и целой горы рукописных нот.

Г. Какая интересная экскурсия и как не хочется возвращаться домой!

1. простое осложнённое

2. сложносочинённое

3. сложноподчинённое

4. бессоюзное сложное

5. сложное с разными видами связи


Вариант Т4


А1. Пишется О на месте пропуска в словах:

  1. к…ндитер

  2. пл…вник

  3. р…внина

  4. усл…ждать

  5. упл…тнять


А2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

  1. зам…реть от страха, пр…успеть

  2. выб…гать, пр…целиться

  3. пр…мьера, св…детель

  4. подп…вать солисту, л…леять

  5. нат…рать полы, св…зисты


А3. Двойные согласные пишутся в словах:

  1. ра(с,сс)кладывать

  2. о(т,тт)оптать ноги

  3. па(р,рр)одия

  4. ко(р,рр)еспонденция

  5. папуа(с,сс)кий


А4. Пишется О на месте пропуска в словах:

  1. ноч…вка

  2. бесш…вный

  3. рубаш…нка

  4. с ключ…м

  5. копч…ный


А5. Укажите ряды, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква:

  1. роз…грыш, дез…нформировать

  2. такие глупц…, порц…онный

  3. четырёх…ядерный, об…ект

  4. комп…ютер, неб…ющийся

  5. один рубеж…, увлеч…ся


А6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

  1. из плам…ни, вчерашн…ми газетами

  2. о санатори…, срывающ…мся голосом

  3. отзывч…вый, при бережливост…

  4. работн…ца, миндал…вый

  5. о Марь…, мешоч…к


А7. Пишется А (Я) на месте пропуска в рядах:

  1. они бор…тся

  2. посе…вший кукурузу

  3. они морщ…тся

  4. гон…щиеся за зайцем собаки

  5. недовеш…нный товар

А8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:

  1. (не)вежливый, (не)целесообразно

  2. (не)желая; (не)успех, а простое везение

  3. совершенно (не)разборчивый, ничуть (не)обидные слова

  4. (не)подозревал, (не)справедливость

  5. (не)верящий в успех, документ (не)подписан


А9. Укажите номера пропусков, где пишется НЕ:

Дети ещё (1)н… разу (2)н… были в зоопарке. И теперь, за каким бы животным они (3)н… наблюдали, всё вызывало восторг. Им (4)н… могла (5)н… запомниться эта поездка.


А10. Через дефис пишутся слова:

  1. (пол)листа

  2. помог (по)соседски

  3. (стерео)фильм

  4. (сердечно)сосудистый

  5. (слабо)нервный

А11. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. (В)течение двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям.

  2. Но (в)последствии летние поездки под Новгород совершались постоянно.

  3. Вода уже на ровных местах была по щиколотку, за(то) во всех ямах и канавах глубина была ещё значительная.

  4. Всё то(же) поле предо мною, всё то(же) небо надо мною.

  5. Путники выходят из деревни и по пыльной дороге направляются к синеющей (в)дали графской роще.


А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

  1. И небо, и озеро, и пасмурные дали, и низкий остров _ всё вокруг было непривлекательно и уныло.

  2. Встретить такого человека _ моя заветная мечта.

  3. Искусство _ есть отображение действительности в художественных образах.

  4. Город ночью _ загадочнее и привлекательнее, чем днём.

  5. Чувство выздоровления _ одно из самых сладостных чувств.


А13. Какие предложения соответствуют данной схеме (знаки препинания не расставлены)? […, |деепричастный оборот|].

  1. Его охватили воспоминания о деревеньке сбегавшей по крутой горе вниз к речке.

  2. Он перечитывал какую-то рукопись внося в неё редакторские правки.

  3. Так до конца наш автомобиль и не оправился несмотря на полную замену подкапотной начинки.

  4. Оля подплыла к краю бассейна незаметно развернувшись под водой.

  5. На Олимпиаде он уступил лишь Грину получив серебро за бег на сто метров.


А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (знаки препинания не расставлены):

  1. Мы будто распахнули окно в сияющий светлый мир.

  2. К удивлению ребёнок уже спал.

  3. Вы несомненно довольны новой квартирой.

  4. Сад впрочем оказался прекрасным и образцовым.

  5. Мне показалось что в толпе я увидел знакомого.


А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. При дороге растут репейник _ и ромашка, колокольчик _ и полынь, подорожник _ и клевер.

  2. Появлению в Риме Рафаэль был в первую очередь обязан самому себе _ и своей крупной _ и масштабной работе.

  3. Стройные _ и сознательные убеждения развиваются в человеке _ то под влиянием общества _ то при помощи литературы.

  4. Музыке Гайдна присущи и оптимизм _ и бодрость _ и народный юмор.

  5. Я надеялся услышать здесь шум неисчислимых шагов _ или чей-нибудь разговор _ или песню какой-нибудь птицы.


А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. Перед каждым домом я останавливаюсь, припоминая, кто в нём жил когда-то, и воображая, кто живёт там сейчас.

  2. Вдруг завыла сирена и замигали огни полицейской машины.

  3. Я утверждаю, что хотя театральное искусство сегодня переживает не лучшие времена, мы обладаем одной из самых сильных актёрских школ в мире.

  4. Когда он вернулся к началу тропы, небо посветлело и серое пространство вокруг приобрело более чёткие очертания.

  5. Было безлюдно на утренних улицах и только у булочной стояла огромная очередь.


А17. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:

  1. Ударил второй звонок _ я похолодел от страха.

  2. Казбич толкнул лошадь _ она тут же отскочила в сторону.

  3. Я и теперь не могу понять _ какие же причины заставили мою мать послать меня в народное училище вместе с Андрюшей?

  4. Кипренский распахнул дверь мастерской и засмеялся _ его, ещё горячего от сна, сразу же обдало запахом морской воды.

  5. Назад страшно и оглянуться _ над всей землёй висит огромная тёмная туча.


А18. Укажите примеры с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

  1. «Можешь ли ты, старик», - спросил он, - «Достать мне лошадей до Жадрина?»

  2. – Кто дежурный? – неожиданно поинтересовался учитель математики.

  3. И.Репин утверждал, что: «Все недостатки, всё можно простить художнику, если его творение очаровывает».

  4. Английский романист Г.Уэллс говорил: «Именно русскому языку суждено в будущем лечь в основу языка человеческого».

  5. «Учить он умеет, любит учительствовать, - убеждала директора Марья Ивановна и потом добавила: - У него столько благодарных учеников!»


А19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. Раньше я был _ как воск _ в твоих руках.

  2. Нина _ как и всякая жена _ была чуть ревнива и всегда настороже.

  3. Корюшкин тоже смеялся и победным взглядом окидывал собеседников _ словно это он придумал эти анекдоты.

  4. Его речи были не чем иным _ как повторением общеизвестных истин.

  5. С костюмом серого цвета хорошо смотрятся _ как белые _ так и голубые рубашки.


А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

В бинокль я увидел (1) _ вокруг расстилались ровные поля, но (2) _ если приглядеться (3) _ то на огромном сером пространстве (4) _ сливавшемся с пасмурным небом (5) _ можно было различить черепичные крыши ферм, изгороди, вершины деревьев.


А21. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных звуков:

  1. вперемешку

  2. подкладывать

  3. прелестный

  4. носорог

  5. деревяшка


А22. Укажите, какие слова (словосочетания) соответствуют по значению фразеологизму рукой подать:

  1. легко

  2. близко

  3. прямо

  4. в двух шагах

  5. недалеко

А23. В каких словах (формах слов) два суффикса?

  1. грубоватость

  2. выступление

  3. исполнил

  4. врунья

  5. просветительский


А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?

Нам рассказали древнюю легенду о строительстве этого маяка.

  1. начальная форма – рассказывать

  2. переходный

  3. совершенного вида

  4. в форме изъявительного наклонения

  5. в форме 3-го лица

А25. Правильными являются утверждения:

  1. Падеж – непостоянный грамматический признак существительного.

  2. К третьему склонению относятся все имена существительные с нулевым окончанием.

  3. Оба существительных гармошка и соловушка женского рода.

  4. В предложении Мы сидели на траве и грелись в лучах солнцавыделенное существительное выполняет функцию несогласованного определения.

  5. В существительных процент и арахис ударение падает на второй слог.


А26. Речевые ошибки допущены в предложениях:

  1. Бережное отношение к природе позволит сохранить её богатства для потомков.

  2. Егорушка оглянулся вперёд и никого не увидел.

  3. Чуть ли не круглые сутки мама занята работой: готовит, убирает, стирает.

  4. Деловые люди берегут каждую минуту времени.

  5. В нашем учреждении всегда придавалось большое внимание чуткому отношению к людям.


А27. Укажите примеры, в которых формы всех слов образованы правильно:

  1. потратить около двухста девяноста тысяч

  2. делегация румын

  3. говорил с им

  4. сформулировать тему простее

  5. беги ему навстречу


А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

  1. В мире нет аналогов разработанной нашими учёными вакцине.

  2. В процессе обучения языку нужно больше уделять внимание на развитие речи.

  3. Ванька Жуков просит дедушку, что возьми меня отсюда домой.

  4. Мы часто обсуждали и спорили о необходимости быстрого принятия решения.

  5. Молодой инженер уже внёс два ценных предложения по совершенствованию производственного процесса.

Текст к заданиям А29-А32 и В1-В3


(1)Есть на карте России, недалеко от Нижнего Новгорода, село Хохлома, известное теперь всему миру своими неповторимыми изделиями.

(2)Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. (3)По одной из легенд, принёс на Нижегородскую землю искусство золотой росписи старообрядец-иконописец. (4)Селились вокруг избы мáстера люди, перенимали его искусство. (5)Быстро разлетелась слава об умельце, дошла и до царского дворца. (6)Послал царь стрельцов за мастером, да воля тому была дороже жизни. (7)Передал он свои секреты людям, поджёг избу и исчез. (8)Сгорел ли иконописец вместе с домом или ушёл дальше за волей, неизвестно. (9)Но остались его краски – цвет жаркого костра и чернь пепелища, осталось мастерство горячего сердца, золотых рук да свободной души. (10)А огненная жар-птица стала символом хохломской росписи.

(11)Конечно, это легенда, но действительно уходили в леса старообрядцы, знавшие секреты золочения икон без золота. (12)Деревянные иконы покрывали тонким слоем растёртого в порошок серебра, пропитывали олифой и ставили в русскую печь. (13)После закалки огнём икона обретала новый золотистый цвет. (14)А позже эти приёмы стали использовать для изготовления расписной деревянной посуды.

(15)Сегодня для народного хохломского промысла нет границ! (16)Хохломская роспись вышла из традиционных рамок – трёхцветные узоры можно увидеть на бусах, серёжках, ёлочных игрушках, рисовальных наборах, даже на валенках и варежках.

А29. Прочитайте текст и определите, на какие вопросы в тексте нет ответов:

  1. Где находится село Хохлома?

  2. Сколько есть разных версий возникновения хохломского промысла?

  3. Каковы излюбленные сюжеты хохломской росписи?

  4. Почему легендарный мастер-иконописец исчез?

  5. Какие приёмы использовались для золочения икон без золота?


А30. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

  1. публицистический стиль речи

  2. научный стиль речи

  3. тип речи – повествование с элементами описания

  4. тип речи – рассуждение

  5. задача речи – описать излюбленные сюжеты современной хохломской росписи

А31. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 8-е и 9-е предложения:

  1. лексический повтор

  2. синонимическая замена

  3. союз

  4. местоимение

  5. одинаковый порядок слов

А32. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 1-м предложении:

  1. употреблено в значении «единственный по своим качествам, исключительный»

  2. употреблено в значении «такой, который не поддаётся никакому воздействию»

  3. синоним – своеобразный

  4. синоним – своевольный

  5. антоним – обычный

Часть В


В1. Найдите в 12-м предложении качественное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте: ______________________________________

В2. Найдите в предложениях 6-7 словосочетание со связью согласованиеи выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте: ___________________________________________________________________________


В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 4-м предложении. Ответ запишите в И.п. __________________________________________


В4. В приведённом ниже предложении допущена орфографическая ошибка. Найдите слово с ошибкой и запишите его в исправленном видев той форме, в которой оно употреблено в тексте: ________________________________________________________

Солнце уже успело подняться, и море под ним горело розоватым серебром; сараи, сады, дачи были тёплого телестного цвета, а на земле лежали длинные холодные тени.


В5. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. повсюду

Б. перестараться

В. стекловолокно

Г. полнозвучность

1. приставочно-суффиксальный

2. приставочный

3. постфиксальный

4. суффиксальный

5. сложение

В6. Определите, сколько Н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Кормле…ые лошади ждали всадников у плетня.

Б. Эта сторона улицы хорошо освеще…а фонарями.

В. Статья немного сложна и запута…а.

Г. Одержа…ая победа была для всех большой радостью.

1. две буквы Н пишутся в полной форме причастия (или прилагателдьного), образованного от глагола совершенного вида

2. две буквы Н пишутся в полной форме причастия, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого с зависимым словом

3. одна буква Н пишется в полной форме прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида и употреблённого без зависимого слова

4. две буквы Н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого имеет две буквы Н

5. одна буква Н пишется в краткой форме страдательного причастия

6. две буквы Н пишутся в полной форме прилагательного образованного от существительного с помощью суффикса

-енн-


В7. Определите, какими частями речи являются выделенные в предложениях слова, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Ты ведь идёшь завтра на концерт?

Б. Зачем ты купил столько тетрадей?

В. Пока мы ждали твоего звонка, наступил вечер.

Г. Мимо нашего дома шёл директор школы.

1. частица

2. союз

3. предлог

4. местоимение

5. наречие


В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:

А. Конечно, каждая девица прихорашивается по-своему: одна больше налегает на мыло, другая – на румяна.

Б. Как я должен вести себя сейчас и что мне делать дальше?

В. Мы были, как говорил охотник, первыми людьми, попавшими в эти места за последний месяц.

Г. В кладовке, куда мы могли наконец-то попасть, я нашёл много интересных вещей: медный самовар, старый утюг и керосиновую лампу.

1. простое осложнённое

2. сложносочинённое

3. сложноподчинённое

4. бессоюзное сложное

5. сложное с разными видами связи



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя