Олимпиада школьников
по мировой художественной культуре.
Школьный этап. 10 класс
Максимальное количество баллов - 128
Задание № 1.
Перед Вами 6 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову соответствует одно из изображений.
1. Расшифруйте написанные слова (они расположены беспорядочно (по отношению к номерам иллюстраций и служат подсказкой к ним). Впишите их в таблицу вместе с номером соответствующего изображения.
2. Кратко поясните в таблице смысл понятия, выраженного расшифрованным словом.
3.Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные понятия.
4.Приведите один яркий пример культурного наследия определенной Вами эпохи. Дайте его краткую характеристику. Поясните выбор.
ДЖЭОХУНСНТ
ТАШРИ
ИУКТЗРАК
УЕШД
ИПТАЛ МРЕРНА
№ изобра-жения | Расшифрованное слово и номер соответствующего изображения. Страна | Значение понятия |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
| Культурно - историческая эпоха | |
| Пример культурного наследия | |
Максимальное количество баллов: 37
1. Участник верно определил зашифрованное слово и дал точное название указанного на иллюстрации культурного памятника – по 2 балла за каждое) = 10 баллов.
2. Пояснил в таблице смысл понятия – по 3 балла за каждое = 15 баллов
3.Указал культурно-историческую эпоху, к которой относятся расшифрованные понятия – 2 балла
4. Привёл пример культурного наследия определенной эпохи; дал его краткую характеристику – максимум 10 баллов.
Задание №2.
Как можно выразить в искусстве восхищение, радость, страдание, покаяние, любовь, дружбу, движение, силу, потрясение, гнев, скорбь, ненависть, очищение? Выберите любые 7 понятий. Назовите примеры произведений разных видов искусства (живопись, архитектура, литература, поэзия, кино, балет, музыка…), автора, время их создания, национальную принадлежность, жанровую природу, в которых они раскрываются.
Понятие | Название произведения | Вид искусства | Автор | Время создания | Национальная принадлежность | Жанр |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Максимальное количество баллов: 42 (по 1 б. за каждый ответ)
Отсутствие фактических ошибок при прямом ответе на вопрос. 1 балл за каждое верно названное имя, фамилию, название и т.д.
Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. 10 баллов.
Критерий, по которому оцениваются грамматические, речевые и лексические ошибки, используется следующим образом. Высокий балл (10 баллов) уменьшается с каждой орфографической, синтаксической, грамматической, речевой ошибкой, отсутствием логики при изложении ответа на один балл. Таким образом, за 7 допущенных ошибок (не фактических, баллы за которые снижаются по другим критериям) участник получает 0 балов за грамотность. Если ошибок допущено больше, чем 10, баллы далее не снижаются, выставляется 0 баллов. Если орфографическая ошибка допущена в термине, названии произведения, фамилии автора, снимается по 2 балла за грамотность.
Задание 3.
Прочитайте текст.
1. Напишите название произведения, о котором говорится в предложенном тексте и имя автора этого произведения.
2. Напишите имя автора произведения.
3. Назовите художественные средства живописи и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения.
Летят с домов кариатиды,
Уходит город в мир иной.
Сейчас его, как Атлантиду,
Затопит огненной волной.
И никуда уже не деться
От злополучного конца,
Но рвется мать укрыть младенцев,
А сыновья – спасти отца!
И пепел траурной вуалью
Навис над свадебной фатой
Объятой страхом и печалью
Невесты чьей-то молодой.
Уже над первою потерей,
Осиротев, скорбит малыш
И в гибель матери не веря,
Лепечет: «Мамочка, ты спишь?»
Отцы и дети, сестры, братья –
На всех один последний миг,
Чтоб заключить родных в объятья
В ответ на их прощальный крик.
Автор и название произведения |
|
Эмоциональные доминанты |
Живописной работы | Поэтического произведения |
| |
Максимальное количество баллов: 14
1. правильно указано название произведения, о котором говорится в предложенном тексте и имя автора этого произведения – 4 балла (2- за название, 2- за автора).
3. перечислены художественные средства живописи (эмоциональные доминанты живописной работы) – до 5 баллов и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения (эмоциональные доминанты поэтического произведения)– до 5 баллов
Задание 4.
Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните, впишите в таблицу и кратко объясните свой выбор.
Живопись, графика, скульптура, архитектура.
Й. Гайдн, Э. Григ, В. А. Моцарт, Л. Бетховен.
А.А. Алябьев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.
«Свадьба Фигаро», «Князь Игорь», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
К. Моне, А. Дюрер, О.Ренуар, К. Писсаро
Номер ряда | Лишнее слово | Краткое обоснование выбора |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Максимально количество баллов: 5.
Задание 5. Рассмотрите 6 кадров из фильмов.
1. 2.
3. 4.
5. 6.
Заполните таблицу, вписав
название фильма,
Баллы
название литературного произведения, по которому поставлен фильм,
имя автора литературного произведения, положенного в основу фильма.
| Название фильма | название литературного произведения, по которому поставлен фильм | имя автора литературного произведения, положенного в основу фильма |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
Максимальное количество баллов: 30
За каждое правильное название фильма по 2 балла = 12 баллов
Баллы
За название литературного произведения, по которому поставлен фильм по 1 баллу = 6 баллов
Указано имя автора литературного произведения, положенного в основу фильма – по 2 балла = 12 баллов
Ответы.
Задание 1.
Расшифрованное слово и номер соответствующего изображения. Страна | Значение понятия |
Ворота богини Иштар | |
Стоунхэндж | |
Шеду | |
Плита фараона Нармера | |
Зиккурат | |
Культурно - историческая эпоха | Все приведенные в задании примеры относятся к культуре Древнего мира (первобытной эпохе, Древнему Египту, Индии, Китаю, Месопотамии, Греции). |
Пример культурного наследия | |
Задание 3. К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Задание 4. Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово подчеркните, впишите в таблицу и кратко объясните свой выбор.
1.Живопись, графика, скульптура, архитектура.
2.Й. Гайдн, Э. Григ, В. А. Моцарт, Л. Бетховен.
3.А.А. Алябьев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.
4.«Свадьба Фигаро», «Князь Игорь», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
5.К. Моне, А. Дюрер, О.Ренуар, К. Писсаро
Номер ряда | Лишнее слово | Краткое обоснование выбора |
1 | архитектура | Не относится к изобразительному искусству |
2 | Э.Григ | не является представителем Венской классической школы |
3 | А.А. Алябьев | не является представителем «Могучей кучки» |
4 | «Князь Игорь» | не является оперой Моцарта |
5 | А. Дюрер | не является художником-импрессионистом |
Задание 5.
| Название фильма | название литературного произведения, по которому поставлен фильм | имя автора литературного произведения, положенного в основу фильма |
1 | А зори здесь тихие | «А зори здесь тихие» | Борис Васильев |
2 | Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна | Приключения Тома Сойера | Марк Твен |
3 | Преступление и наказание | Преступление и наказание | Ф.М. Достоевский |
4 | Дубровский | Дубровский | А.С. Пушкин |
5 | Муму | Муму | И.С. Тургенев |
6 | Гамлет | Гамлет | В. Шекспир |