СВ. 210 МДК01.03. (Судовые энергетические установки) СЭУ
Преподаватель: Шкитенков В.П. Электронный адрес schkitenkoff@yandex.ru
Задание выдано 17 .06.20. Задание выполнить до 22.06.2020г.
Судовая энергетическая установка (СЭУ) – это научно-обоснованная
совокупность оборудования (тепловых двигателей, механизмов, аппаратов, магистралей,
систем) для преобразования энергии топлива в механическую,
электрическую и тепловую энергии и транспортировки их
потребителям.
Назначение СЭУ- обеспечение выполнения судном его функций
(экономичную и безопасную транспортировку), включая жизнедеятельность экипажа и
пассажиров.
Значимость:
CЭУ – это наиболее сложный и ответственный комплекс судна,
функционирование которого без него невозможно (не случайно часто СЭУ
называют «сердцем» судна);
СЭУ - это 30- 40% стоимости судна и 50-60% эксплуатационных
затрат;
СЭУ – это комплекс, определяющий тип судов и их развитие
(эволюционный ряд водных транспортных средств: лодка и гребное судно (более 3000 лет до н.э. Египет) –
парусник (около 2000 г. до н.э. Египет) - пароход (1807 г. США судно "Клермонт“)- электроход (1838 г. Россия) -
теплоход (1903 г. Россия, танкер "Вандал") - атомоход ( 1959 г. Россия, "Ленин") - это ничто иное как прогресс в
судовой энергетике). 2
1.2. Состав СЭУ
СЭУ включает три комплекса:
главный энергетический комплекс (ГЭК) – это часть СЭУ, в которой энергия
топлива преобразуется в перемещение судна v. Т.е., ГЭК – это главные двигатели (ГД), главные
передачи (ГП), валопроводы (В), движители (Д), системы их обслуживающие и связанная с ними часть
корпуса судна;
вспомогательный энергетический комплекс (ВЭК) – это в т.ч. судовая
электростанция (СЭС) основная и аварийная, вспомогательная котельная установка (ВКУ),
водоопреснительная установка (ВОУ) и системы их обслуживающие;
судовые системы(трюмные, противопожарные, санитарные, искусственного климата
и специальные) и устройства(рулевое, якорно-швартовное, шлюпочное и специальные)(ССУ).
Назначение: ГЭК - обеспечение движения судов с необходимой скоростью;
ВЭК – обеспечение судна теплом, электроэнергией и др. ресурсами;
ССУ - обеспечение выполнения судовых процессов (маневрирование,
погрузка, выгрузка, швартовка, принятие балласта и т.д.), а также нужд пассажиров и экипажа. 3
Основныe требования:
обеспечение заданной скорости, маневренности, автономности и дальности плавания
судна;
обеспечение судна необходимыми видами энергии;
безопасность и надежность;
экономичность, легкость и компактность;
удобство в управлении, в обслуживании и приспособленность к автоматизации;
специальные, например, обеспечение двух режимов работы судна: экономичный ход и форсажный ход .
Основныe показатели:
мощностные, в т.ч. мощность главных двигателей ΣP и мощность ГЭК Pгк (при
одинаковых ГД ΣP = x*P, а Pгк = x*P*ηп, где x – количество ГД);
энергетической эффективности, в т. ч. КПД ГЭК ηгк (или иначе судового комплекса)
ηгк = ηе * ηп * ηв * ηпр;
тяго-маневренные, в т.ч. продолжительность подготовки к пуску главного двигателя, время его пуска, реверса,
минимальная частота вращения движителей, максимально возможная мощность ГД и т.д.;
надежности, в том числе срок службы и ресурс – соответственно, календарная продолжительность
эксплуатации и наработка в часах до предельного состояния;
автономности, в том числе автономность плавания - календарная продолжительность
плавания судна без пополнения эксплуатационных запасов;
дальности плавания – это расстояние, которое может пройти судно при скорости характерного ходового
режима (обычно полного хода) без пополнения эксплуатационных запасов;
экологические, в т.ч. концентрация вредных веществ в отработавших газах, показатели шума, вибрации,
теплового, магнитного и радиационного излучений.
СЭУ классифицируются:
по роду топлива - на установки органического и ядерного топлива (ядерные энергетические
установки (ЯЭУ) или атомные энергетические установки (АЭУ));
по типу главного двигателя – на дизельные (ДЭУ), газотурбинные (ГТУ), паротурбинные
(ПТУ) и комбинированные (КЭУ). У первых ГД – дизельные двигатели, у вторых – газотурбинные двигатели
(ГТД), у третьих – паротурбинные (ПТД), а у четвертых – комбинация из указанных;
по типу главной передачи – на установки с механической (прямая (вал) и зубчатые (с реверсивной
муфтой, редуктором или реверс-редуктором), электрической (постоянного, переменного или
комбинированного тока), гидравлической (с гидромуфтой, гидродинамическая или объёмная) и
комбинированной (комбинация перечисленных передач, например, электромеханические или гидрозубчатые)
передачами;
по числу гребных валов – на одно-, двух- и многовальные;
по типу движителей – на установки с гребными винтами фиксированного шага
(ВФШ) (у ВФШ соединение лопастей и ступицы – жесткое), с гребными винтами регулируемого
шага (ВРШ) (у ВРШ соединение лопастей и ступицы подвижное) и т.д. (с соосными винтами противоположного
вращения, с водометными и крыльчатыми движителями, с гребными колесами и воздушными винтами, с парусами);
по степени автоматизации – на неавтоматизированные, локально автоматизированные (с
местными постами управления и постоянной вахтой в машинном отделении (МО)), со степенью автоматизации
А2 (обеспечивает эксплуатацию с постоянной вахтой лишь в центральном посту управления (ЦПУ)) и А1 (обеспечивает эксплуатацию без
постоянной вахты в ЦПУ и МО).
СРОЧНО ПЕРЕСЛАТЬ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ НА ПОЧТУ schkitenkoff@yandex.ru ДЛЯ ПРОВЕРКИ (В ЭЛЕКТРОННОМ ВАРИАНТЕ) К 22.06.
Вопросы к Контрольной работе№ 1
Номер варианта выбирается по последней цифре студенческого билета.
Работа выполняется в Word с титульным листом.
Как было сказано на уроках offline на оценку три достаточно материала первых тем конспекта. (см Общие сведения о СЭУ)
В – 1
1. Дать определение понятия: Судовая энергетическая установка (СЭУ). 2. Требования к СЭУ. 3. Экологические показатели СЭУ.
В – 2
1. Назначение СЭУ .2. Состав и назначение ГЭК 3. Показатели автономности и дальности плавания СЭУ
В – 3
1. Состав СЭУ. 2. Мощностные показатели СЭУ. 3. Что обеспечивает автоматизация СЭУ по степени А2
В - 4
1.Состав и назначение ВЭК 2. Требования к СЭУ 3. Показатели энергетической эффективности СЭУ
В -5
1. Состав и назначение ССУ. 2. Значимость СЭУ 3. Показатели надежности СЭУ
В – 6
1.На какие типы установок разделяются СЭУ по роду топлива. 2. Тяго-маневренные показатели СЭУ. 3. Что обеспечивает автоматизация СЭУ по степени А1.
В -7
1. На какие типы установок разделяются СЭУ по типу главного двигателя. 2. Показатели энергетической эффективности СЭУ. 3. Требования к СЭУ
В -8.
1.На какие типы установок разделяются СЭУ по типу главной передачи, 2. Назначение СЭУ. 3.Мощностные показатели СЭУ
В – 9.
1. На какие типы установок разделяются СЭУ по типу движителей. 2. Дать определение понятия: Судовая энергетическая установка (СЭУ) 3. Тяго-маневренные показатели СЭУ
В - 0
1.На какие типы установок разделяются СЭУ по числу гребных валов, по степени автоматизации? 2 Назначение СЭУ. 3. Мощностные показатели СЭУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области
«Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова».
Контрольная работа 1
МДК. 03.01. Судовые энергетические установки и электрооборудование судов.
Тема «Судовая энергетическая установка».
Выполнил студент гр. СВ210
__________
Проверил Шкитенков В.П.
__________
Балаково
2020 г.