СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для студентов на 22.05.20.гр. СВ110 МДК 05.01 Организация и выполнение работ на судне ОВР

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания для студентов на 22.05.20.гр. СВ110 МДК 05.01 Организация и выполнение работ на судне ОВР»

СВ 110 МДК 05.01 Организация и выполнение работ на судне

Преподаватель; В. П. Шкитенков. Электронный адрес почты schkitenkoff@yandex.ru.

Задание выдано 22. 05.2020г. Задание выполнить до 25.05.20.

I.Повторить тему: Общие сведения о тросах.


Общие сведения о тросах.


Тросами или канатами (по ГОСТ трос и канат – одно и то же) называют гибкие изделия, изготовленные путем свивки или плетения исходного материала. Тросы применяют в качестве стоячего и бегучего такелажа, используют для швартовок судов и буксировок, в грузоподъемных, грузозахватных, траловых, судоподъемных, леерных, тентовых и спасательных устройствах.

Тросы применяются также в приборах и механизмах и используются при водолазных, ремонтных, такелажных и других работах.

Тросы подразделяются на металлические, растительные и синтетические. Металлические тросы изготавливают из стальных проволок.

Растительные тросы изготавливают из волокон различных растений (пеньковые – из волокон конопли, манильские – из волокон дикорастущих бананов, сизальские – из волокон агавы, кокосовые – из волокон кокосовых орехов, хлопчатобумажные – из хлопка).

Синтетические тросы изготавливают из волокон синтетических материалов – капрона, полипропилена, нейлона, куралона, кевлара и др.

По способу изготовления тросы подразделяют на крученые или витые, невитые, плетеные и плоские.

Наиболее важными характеристиками тросов являются толщина, масса, разрывная и рабочая прочность, гибкость, эластичность, упругость.

Каждая из характеристик позволяет оценить эксплуатационные достоинства и недостатки тросов:

− толщина тросов влияет на подбор блоков, скоб, скоб-зажимов, коушей, талрепов и других деталей;

− большая масса единицы длины затрудняет обращение с тросами и утомляет работающих с ними матросов;

− чем больше гибкость троса, тем легче его накладывать на кнехт или крепить на утке, выполнять соединения частей троса;

− эластичность имеет большое значение для буксирных, швартовных концов и других тросовых изделий, испытывающих резкие рывки.

Тросы выпускают в соответствии с ГОСТ, а их основные характеристики указывают в сертификате – документе, удостоверяющем соответствие троса стандарту и гарантирующем его качество. При отсутствии сертификата или его дубликата трос запрещено принимать на судно.

Толщину растительных и синтетических тросов измеряют по длине окружности поперечного сечения, стальных – по диаметру. В международных нормах принята текстильная система измерения в тексах или ктексах, кг/км.

Для использования в судовых устройствах подбирают канаты не менее чем с шестикратным запасом прочности.

Растительные тросы

Растительные тросы применяют для изготовления швартовов, буксиров, стропов, леерного ограждения, снастей бегучего такелажа, простых талей, матов, швабр, найтов для крепления грузов. Их изготавливают из волокон, которые получают путем специальной обработки стеблей или листьев растений.

По способу изготовления различают тросы тросовой работы прямого и обратного спуска и тросы кабельной работы.

При изготовлении растительных тросов из пеньки свивают слева направо каболки (нити), из каболок свивают справа налево пряди, пряди свивают слева направо и получают трос тросовой работы прямого спуска.

При изготовлении троса тросовой работы обратного спуска волокна, каболки и пряди свивают в обратном направлении. Тросы обратного спуска изготавливают только по особому заказу (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Растительный трос тросовой работы:

1 – волокна; 2 – каболка; 3 – прядь;

4 – прямого спуска; 5 –обратного спуска.




По количеству прядей тросы тросовой работы могут быть трех-, четырех- и пятипрядные. Четырех и пяти прядные тросы имеют гибкий сердечник, который заполняет пустоты между прядями, препятствует скоплению влаги между ними и способствует сохранению ими круглой формы при различных изгибах и больших натяжениях. Эти тросы более гибкие по сравнению с трехпрядными одинаковой толщины, но менее прочные.

Путем свивки нескольких тросов тросовой работы (стрендей) получают трос кабельной работы (рис. 1.2). Такие тросы обладают большой гибкостью, быстро высыхают, однако они слабее тросов тросовой работы той же окружности примерно на 30 %.

На судах также применяют плетеные тросы-шнуры с длиной окружности от 8,8 до 37,7 мм. Их изготавливают из льняных ниток или из синтетических материалов. Такие тросы обычно применяют в качестве лаглиней, лотлиней, флагфалов.




Рис. 1.2. Растительный трос кабельной работы:

1 – волокна; 2 – каболка; 3 – прядь;

4 – стрендь; 5 – трос кабельной работы
























Пеньковые тросы бывают бельные и смольные. Бельные тросы свивают из пеньки серого цвета с длиной волокон не менее 60 мм. Тросы кабельной работы выпускают только смоленые, их изготавливают из каболок, просмоленных в горячей древесной смоле. При смолении вес тросов увеличивается в среднем на 18 %, смоленые тросы не подвержены гниению, их цвет темно-коричневый.

По техническим показателям пеньковые тросы тросовой работы делят на четыре группы: нормальные, повышенные, специальные и особого назначения. Тросы кабельной работы делят на две группы: нормальной и повышенной прочности. Пеньковые бельные тросы быстро впитывают влагу, обладают плохой плавучестью. В сырую и холодную погоду пеньковые тросы становятся тяжелыми и жесткими.

Манильские тросы изготавливают из волокон длиной не менее 1,8 м. По прочности манильские тросы делят на две группы: нормальной прочности и повышенной прочности, по конструкции их подразделяют на трех- и четырехпрядные. По окружности манильские тросы бывают от 30 до 350 мм. Из растительных тросов манильские самые прочные и долговечные, обладают хорошей гибкостью и эластичностью. Без потери прочности удлиняются на 20–25 %, мало намокают, долго сохраняют плавучесть, быстро высыхают. Цвет манильского троса от светло-желтого или светло-коричневого до золотисто-коричневого.

Сизальские тросы изготавливают из волокон длиной также не ме-нее 1,8 м. Цвет сизальского троса светло-желтый, всегда светлее маниль-ского. Окружность сизальских тросов от 20 до 350 мм. По конструкции си-зальские тросы также бывают трехпрядные и четырехпрядные. По прочно-сти сизальские тросы делятся на четыре группы: нормальной прочности – без цветных каболок, повышенной прочности – одна цветная прядь в ка-болке, специальные – две цветные пряди, особого назначения – три цвет-ные пряди. Они уступают манильским по прочности, упругости, более жесткие. Сильно впитывают влагу, при намокании становятся хрупкими. Однако по этим же свойствам они лучше пеньковых.

Кокосовые тросы имеют светло-коричневый цвет. Кокосовые тросы обычно имеют очень большой размер окружности. Эти тросы значительно легче манильских, не тонут в воде, перед разрывом удлиняются на 30–35 %, слабее пеньковых примерно в четыре раза. Их применяют как швар-товные пружины.

Хлопчатобумажные тросы сильно впитывают влагу, быстро изна-шиваются, приблизительно в пять раз слабее пеньковых бельных, сильно вытягиваются. Хлопчатобумажные тросы имеют белый цвет. В основном используются для хозяйственных нужд.

Растительные тросы в зависимости от способа изготовления и длины окружности (размера) имеют наименования: лини – тросы тросовой работы окружностью до 25 мм и тросы кабельной работы до 35 мм; тросы тросовой работы окружностью от 26 мм и тросы кабельной работы от 36 до 100 мм – особых названий не имеют; перлини – тросы кабельной работы окружностью от 101 до 150 мм; кабельтовы – тросы кабельной работы толщиной от 151 до 350 мм; канаты – тросы кабельной работы толщиной более 350 мм.

Лини свивают из двух и более каболок. Способы свивки и названия линей зависят от их назначения или количества нитей в них. Например, лаглинь имеет 9 нитей, 3 пряди, размер 18 мм; лотлинь – 18 нитей, 3 пряди, размер 25 мм; шкимушгар – 3–5 нитей, размер 12–16 мм, изготавливают из пеньки низкого качества.

Уход за растительными тросами

На канатных фабриках тросы (несколько концов) скатывают в бухты и стягивают в четырех местах вязками, концы которых убирают внутрь бухт. Тросы специальной и повышенной групп всех толщин и нормальные тросы толщиной от 33 до 170 ктекс*) покрывают упаковочной тканью. В каждой бухте тросов толщиной от 33 до 393 ктекс допускается не более шести концов по 250 м каждый. Тросы толщиной 545 ктекс и более собирают по одному концу в бухту. К каждой упакованной бухте троса прикрепляют фанерную или картонную бирку. На каждую отправляемую партию тросов составляют сертификат.

При приемке троса на судно его необходимо тщательно осмотреть, результаты осмотра и основные конструктивные данные сверить с данными, указанными в сертификате и на бирке.

Особое внимание надо обращать на дату изготовления, на отсутствие плесени, запаха гнили, качество смоления. Толщину троса проверяют не менее чем в 10 местах по всей длине отобранных пяти отрезков троса (по 2 м) для испытаний. Толщину троса измеряют тонкой стальной лентой или обыкновенной нитью. Трос принимают по массе.

Бухты новых тросов укладывают и хранят в сухих, хорошо проветриваемых помещениях, вдали от нагревающихся переборок, трубопроводов и других частей корпуса судна. В период эксплуатации тросы собирают в бухты и укладывают на банкеты или наматывают на вьюшки и закрывают чехлами. Грязные тросы перед укладкой необходимо промыть пресной водой и просушить.

*) Текс – это линейная плотность материала: 1 текс = 1 г/км, 1 ктекс = 1 кг/км


Уход за растительными тросами

Недопустимо хранить мокрые тросы. Их следует оберегать от воздействия кислот, щелочей, различных масел. Новые тросы окружностью до 100 мм до начала работ замачивают, затем складывают длинными шлагами и подвешивают в тени для просушки на 10–15 часов, обтянув талями или прикрепленным к середине шлагов грузом массой 16–32 кг.

Растительные тросы при намокании укорачиваются на 8–12 %, а при высыхании вытягиваются. Поэтому при дожде или тумане растительные тросы, находящиеся под сильным натяжением, рекомендуется ослаблять. В местах трения их по металлическим поверхностям нужно подкладывать маты, парусину, обрубки старого троса и др.

При обмерзании трос оттаивают при невысоких температурах.

Тросы, у которых лопнула хотя бы одна прядь, к использованию не пригодны.

Прежде чем отрезать или отрубить кусок растительного троса, необходимо по обе стороны от разреза наложить временные марки на расстоянии 3–4 см друг от друга, которые предохранят трос от раскручивания. Марки накладывают отдельной каболкой тонкого линя или парусной нитью.

Небольшие бухты растительного троса распускают путем раскатывания их по палубе. Большие бухты подвешивают на крестовине или на оси со свободным вращением в горизонтальной или вертикальной плоскости.

Срок службы растительных тросов около 2 лет.


Синтетические тросы


Синтетические тросы бывают витые и плетеные (рис. 1.3). Они легче растительных тросов такой же толщины и значительно превосходят их в прочности. Они легче равнопрочных пеньковых тросов в пять раз, а стальных – в два раза. Тросы из полиэтилена, пропилена и полиэфирные не тонут в воде.

Синтетические тросы очень эластичны и гибки, сохраняют эти каче-ства в сухом и влажном состоянии и при температуре до минус 20 °С, что делает их очень удобными для работы в осенне-зимний период.

Капроновые тросы выпускают нормальной и повышенной прочности. Они не боятся воздействия органических кислот, нефти и моющих средств, однако они портятся от соприкосновения с олифой, каменно-угольным дегтем, фенолом, мазутом, соляром и агрессивными химически-ми веществами. Под воздействием морской воды тросы теряют до 20 % прочности, а пресной – до 30 %. При постоянной нагрузке (3–4 суток), равной 50 % от разрывной, трос ползет (так называемое явление «крипа»).

Синтетические тросы не боятся воды. Не реже одного раза в два месяца трос скатывают забортной морской водой.

При трении о твердые и шероховатые поверхности трос быстро лохматится и портится. Поэтому в местах трения его рекомендуется обшивать парусиной, подкладывать маты.

Разрывное удлинение большинства синтетических тросов очень велико. При разрыве трос с большой силой отлетает к месту крепления, поэтому при работе с ними требуется особая осторожность.

Нельзя перепускать синтетический трос через вращающийся барабан швартовных механизмов, лебедок.

К работе с синтетическими тросами допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Тросы следует осматривать каждые три месяца и производить их выбраковку.

ие тросы обладают способностью накапливать заряд статического электричества, которое возникает в результате трения троса о различные поверхности, а также от трения волокон между собой. Для снятия заряда и для предотвращения его появления тросы подвергают анти-статической обработке. Для этого их в течение суток замачивают в морской воде с соленостью 20 ‰ или в солевом растворе 20 кг поваренной соли в 1000 л пресной

Находят применение на судах комбинированные тросы. Комбиниро-ванные тросы изготавливаются из комбинаций синтетических материалов или синтетических и растительных материалов: капрон-пенька (рис. 1.4,а), капрон-резина (рис. 1.4,б), нейлон-полипропилен. Они отличаются высокой прочностью, моются водой. Эти тросы широко применяют при грузовых операциях в портах.


Рис. 1.4. Комбинированные синтетические тросы:

а) – капрон-пенька (в середине пенька); б) – капрон-резина (в середине резина).

Правила приемки синтетических тросов на судно в основном такие же, как и для растительных тросов. Синтетические тросы следует хранить в сухих кладовках, защищенных от высоких температур. Синтетический трос, пролежавший на складе более трех лет, на судно принимать НЕЛЬЗЯ.

Кроме тросов применяют синтетические ленты отечественного и зарубежного производства. Они в основном применяются при погрузочно-разгрузочных работах в виде стропконтейнеров.

Стальные тросы изготавливают из светлой и оцинкованной стальной проволоки диаметром от 0,2 до 4,0 мм с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву от 1200 до 2000–2200 Н/мм2. Оцинкованная проволока выпускается марки «В» – высшая, «I» – первая, «II» – вторая. Светлая – марок «В» и «I». По способу изготовления стальные тросы бывают крученые (витые), невитые, плетеные и плоские.

Проволоки в слоях прядей стального троса могут иметь линейное касание – ЛК, точечное – ТК и комбинированное – ТЛК или ЛТК. Направление свивки бывает правое – Z и левое – S. Если верхний слой проволок в пряди свит в том же направлении, что и прядь в тросе, то такой трос имеет одностороннюю свивку и обозначается ZZ или SS. При крестовой свивке верхний слой проволок в пряди свит в противоположную сторону свивки пряди в тросе и обозначается ZS или SZ.

Первая буква указывает направление свивки верхнего слоя проволок в пряди. Трос комбинированной свивки имеет пряди правой и левой свивки (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Свивки стального троса:

1 – крестовая правая;2 – крестовая левая;3 – односторонняя правая; 4 – односторонняя левая

Стальные тросы подразделяются на типы: ЛК-О – линейного касания, проволоки в верхнем слое пряди одинакового диаметра; ТЛК-РО – точечно-линейного касания, у которых проволоки в слоях пряди разного диаметра; ЛК-З – линейного касания, между слоями проволок в пряди имеются заполнители (проволоки малого диаметра).

Маркировка стального каната конструкции 6×19(1+6+12)+1ОС расшифровывается как шестипрядный (6), девятнадцать проволок в пряди (19), в пряди один проволочный сердечник (1), у которого в первом слое 6 проволок (6) и 12 проволок во втором слое (12), органический сердечник (1ОС).

Стальные тросы Все стальные тросы имеют свои условные обозначения. Например, условное обозначение 12.0-ГЛ-В-Л-О-Н-1800 ГОСТ 2688 говорит о том, что трос имеет диаметр 12,0 мм, грузолюдского назначения (ГЛ), из светлой проволоки марки «В», левой (Л) односторонней свивки (О), нераскручивающийся (Н), с маркировочной группой по временному со-противлению разрыву 1800 Н/мм2.

Почти у всех стальных тросов есть сердечники, имеющие многофункциональное назначение. По материалу сердечники бывают стальные, органические, асбестовые, синтетические. Конструктивно – это проволока, слабо свитая в прядь, трос тросовой работы или шнур. Сердечник предохраняет трос от ржавления и накапливания влаги внутри троса. Сердечники сохраняют форму троса на изгибах при большом натяжении и улучшают гибкость троса.

Проволоки заполнения – это проволоки малого диаметра, которые заполняют пустоты между слоями проволок с одинаковым диаметром и тем самым улучшают механические свойства троса.

Тросы, изготовленные из мягкой оцинкованной проволоки с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 500–900 Н/мм2, называются бензельными.

Плоские стальные тросы выпускают с органическим и стальным (проволочным) сердечником. Например, трос плоский конструкции 8×4×9(0+9)+32 ОС с условным обозначением 139.0-Г-В-Р-1400 ГОСТ 3092 – 69 или канат плоской конструкции 8×4×7(1+6) – плоский стальной со стальным сердечником в прядях.

Плоские стальные тросы с органическим сердечником имеют ширину от 124 до 233 мм и толщину от 20 до 38 мм, а плоские тросы со стальным сердечником – ширину от 72 до 119 мм и толщину 11,5–19,5 мм.

Эксплуатация стальных тросов и техника безопасности при работе с ними.

Принимая стальной трос на судно, его нужно тщательно осмотреть. Результаты наружного осмотра и конструктивные данные сверяют с биркой или с сертификатом. При осмотре обращают внимание на дату изготовления, состояние оцинковки, смазки троса. Проверяют, нет ли вмятин, обрывов проволок и других повреждений. Пряди должны иметь равномерную по всей длине свивку и плотно прилегать друг к другу. Толщину троса проверяют штангельциркулем.

На судне тросы хранят на вьюшках, барабанах лебедок, в тросовых кладовых или в бухтах.

Тросовые кладовые должны быть сухими и вентилируемыми. Перед укладкой на хранение грязный трос надо промыть, просушить и смазать. Вьюшки, барабаны и т. п. на открытой палубе должны быть зачехлены, а в хорошую погоду должны быть открыты для проветривания троса.

Для увеличения срока службы стальные тросы стоячего такелажа тируют, а бегучего – смазывают не реже одного раза в три месяца.

Примерный состав тира: солидол – 70 %, кузбаслак – 28 %, сода техническая, минеральное масло, графитовый порошок – 2 %. Хорошими смазками для стальных тросов являются канатная мазь ИК, технический вазелин УН, солидол синтетический УС, солидол жировой и т. п. Тируют или смазывают трос сначала поперек, а затем в длину, но так, чтобы избежать образования потеков и сосулек, так как при высыхании они отрываются и на месте отрыва трос интенсивно ржавеет. Тир наносят в горячем виде.

Если по условиям работы трос должен находиться в морской воде, то его необходимо смазать прокипяченой горячей смесью из равных частей древесной золы и извести. После работы промыть пресной водой, просушить и протировать или смазать. Проржавевший трос надо заменить.

Для предохранения троса от сплющивания, нарушения структуры и формы его нельзя подвергать резким изгибам. На тросе не должно быть оборванных и заломленных проволок. Лопнувшие проволоки коротко обрезают, а трос в этих местах оклетневывают. На концы троса накладывают проволочные марки.

Диаметр шкивов, измеренный по дну канавки, для нагруженных стальных подвижных тросов должен быть не менее 14 диаметров троса и для неподвижных тросов не менее 9 диаметров.

Стальные тросы не должны иметь колышек, узлов. Концы тросов должны быть оклетневаны. В местах трения тросов и их касания острых углов должны укладываться подкладки.

Грузоподъемные тросы и лопари грузовых талей не разрешается сращивать. Стропы должны иметь бирки с указанием допускаемой нагрузки и срока испытания. Крепление стальных тросов следует проверять не реже одного раза в три месяца и выбирать слабину.

На стальных тросах огон и сплесни должны иметь против спуска три пробивки целой прядью и две пробивки полупрядями.

Бухты стальных тросов распускают следующими способами. Небольшую бухту, не имеющую внутри барабана, раскатывают по палубе, начиная с наружных шлагов. При необходимости распустить бухту полностью или отмотать большой конец троса ее ставят на крестовину и подвешивают на тросе с вертлюгом. Чтобы отмотать небольшой кусок троса, намотанного на катушку, через середину катушки продевают ломик (трубу) и закрепляют его на подставках. Для полного распускания такой бухты ее подвешивают на вертлюге или на вертлюжном гаке стрелы при помощи стропа и деревянной распорки (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Распускание бухт троса:

а – растительных и синтетических;

б – стальных


Стальные тросы разрубают зубилом или дисковой пилой. Очень толстый трос можно перерезать газовым или электрическим резаком. Перед рубкой троса в месте разреза накладывают две тугие марки из мягкой луженой проволоки или из каболки растительного троса на расстоянии 3–4 см одна от другой. Это предохраняет трос от раскручивания после разрубки и от возможной травмы людей раскручивающимся тросом. На время рубки стального троса необходимо обязательно надевать защитные очки и рукавицы. Стальной трос не пригоден к дальнейшему использованию, если у него лопнула прядь (стрендь) или 10 % проволок на длине троса, равной его восьми диаметрам.


II. Ответить на вопросы. «письменно»


1. Что такое трос, канат.

2. Применение тросов.

3. Виды тросов, основные характеристики тросов.

4. Сертификат на тросы.

5. Международная система измерения тросов.

6. Тросы тросовой и кабельной работы ( выполнить рисунки)

7. Растительные тросы. Уход.

8. Синтетические тросы. Уход.

9. Стальные тросы. Уход.

10. Техника безопасности при работе с тросами.


III. Выполнить рисунки эскизно от руки с указанием элементов входящих в конструкцию троса «СКАНИРОВАТЬ или СНЯТЬ ПЕРЕСЛАТЬ НА schkitenkoff@yandex.ru


1. Растительный трос тросовой работы. (Рис.1.1).

2. Растительный трос кабельной работы. (Рис. 1.2.)


IV. Дать объяснения словам специальной лексики: (письменно)


1. Прядь. 2. Каболка. 3. Стрендь. 4. Сплесень. 5. Линь.


Пример: Огон это петля на конце каната.


Литература:


1. А. А. Аксенов «Организация и проведение судовых работ» Альтаир МГАВТ. М. 2017г






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!