СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для урока русского языка, построенного на основе технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и упражнения, которые могут быть использованы на разных этапах урока, построенного на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Просмотр содержимого документа
«Задания для урока русского языка, построенного на основе технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

Омонимы. Синонимы. Антонимы. (Обобщение)

Узнай по описанию лексические группы слов.

  1. Слова, не связанные по значению, но совпадающие в звучащей или письменной речи. Это явление лежит в основе многих загадок. Например: Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь. А на крыше я торчу, не шелохнусь. Лёд на речке режу вдоль и поперёк, а на дне морском я маленький …Кто? Это слова _______________________

  2. Эти слова группируются парами. Использование слов этой группы придаёт речи большую действенность. Использование их в художественной речи придаёт особую остроту. Многие пословицы обязаны своей выразительностью словам этой группы. Например: Ученье – свет, а неученье – тьма; Мягко стелет, да жёстко спать. Это слова _________________________

  3. Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой… Так отзываются о герое. Слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, образуют целые ряды, или гнёзда. Для писателей использование этих слов – одна из самых сложных проблем. «Муки слова» заключаются обычно в поисках неуловимого, ускользающего _______________________

Слова какой группы встречаются в данном стихотворении?

Норка

Вылезла из норки
И пошла

К знакомой норке.
В норку норкину

Вошла,
Норку в норке

Не нашла.

Если в норке

Нету норки,
Может, норка

Возле норки?
Нет нигде.

Пропал и след.
Норка — здесь,

А норки нет.

А.Шибаев

Назови эти слова. Дай их толкование.





Прочитай стихотворение. Впиши пропущенные слова. К какой лексической группе они относятся?

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

"Hаоборот"

Скажу я слово

"Высоко",

А ты ответишь:

"Hизко".

Скажу я слово

"Далеко",

А ты ответишь:

............................. .

Скажу я слово

"Потолок",

А ты ответишь:

............................

Скажу я слово

"Потерял".

И скажешь ты:

..........................

Скажу тебе

Я слово

"Трус",

Ответишь ты:

... ………………..

Теперь

"Hачало"

Я скажу, -

Hу, отвечай:

.............................!


Джон Чиарди


Архаизмы. Историзмы.


Прочитай текст. Во время чтения в столбике справа напротив каждого абзаца делай пометки: V – уже знал; + – новое; - – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

Жизнь всё время меняется. Меняется и труд, и быт, и всё, что окру­жает людей. Меняется и язык: одни слова из него уходят, другие появ­ляются.

Слова уходят по-разному. Одни потому, что больше нет предметов, ко­гда-то обозначаемых ими. Например, ни по одному городу больше не ходит конка — двигающийся по железным рельсам вагон, который та­щила лошадь. И слово конка ушло из языка. С тех пор как длину изме­ряют сантиметрами, метрами и километрами, никто уже не говорит вер­шок, аршин, верста. Они встречаются только в старых текстах.

Такие слова, которые ушли из языка вме­сте с обозначаемыми предметами, называют­ся историзмами. По-другому уходят слова, получившие название архаизмы. Предметы продолжают жить, а слова по раз­ным причинам заменяются другими. Напри­мер, вместо старинного слова уста мы гово­рим губы, вместо персты — пальцы, вместо ланиты — щеки.

Устаревшие слова — архаизмы и историзмы — часто используют писатели и поэты.

В поэтической сказке А. С. Пушкина «Рус­лан и Людмила» повествуется о том, как Люд­мила, похищенная злым волшебником Чер­номором, оказывается в его волшебном замке. И вот перед ней появляются три красивых девушки.

Тогда неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжне воздушными

перстами

Златую косу заплела

С искусством, в наши дни

не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела




Приём, с которым ты будешь работать сегодня, называется «Толстый и тонкий вопросы»: придумай для своих одноклассников два вопроса. Один вопрос тонкий – на него можно дать однозначный ответ. Второй вопрос толстый – это проблемный вопрос, предполагающий неод­нозначный ответ, требующий рассуждения.

При составлении вопросов тебе поможет таблица с вариантами начала вопросов:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно…

  • дайте объяснение, почему…

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...


Придумай и запиши два своих вопроса.













Фразеологизмы

Прочитай статью о фразеологизмах. Во время чтения в столбике справа делай пометки: V – уже знал; + – новое; - – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы

Мы часто заменяем те или иные слова образными выражениями. Например, вместо слова быстро говорим: на всех порах, как на крыльях, во весь опор, во всю прыть, со всех ног, сломя голову, на всех парусах, не чуя под собой ног. Насколько выразительнее они соответствующего им слова — быстро (бежать)!

В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» герои по-разному называют один и тот же печальный факт.

Умерла Клавдия Ивановна, — сообщил заказчик.

— Ну, царствие небесное, согласился Безенчук. — Преставилась, значит, старушка. Старушки, они всегда преставляются... Или богу душу отдают — это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, — значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее — та считается, богу душу отдала…

— То есть как это считается? У кого это считается?

— У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в^ сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, зн приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник например, или крестьян, про того говорят перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Фразеология часто придает образность нашей речи, заставляя улыбаться.

Фразеология изучает сложные по составу языковые единицы: имеющие устойчивый характер. Например: кот наплакал, попасть впросак, вверх тормашками, кровь с молоком и т. п. Такие сочетания называются фразеологизмами, от обычных словосочетаний они отличаются постоянством состава; ведь никто не скажет «котенок наплакал» или «кошка наплакала», а только — кот. Слова, входящие в такие устойчивые словосочетания, или не употребляются самостоятельно (просак, тормашки), или изменяют во фразеологизме свое обычное значение (например, кровь с молоком означает «здоровый, с хорошим цветом лица»).

Многие фразеологизмы по значению соответствуют одному слову: кот наплакал мало, раскинуть умом подумать, пятое колесо в телеге лишний. Однако в состав фразеологии, кроме фразеологизмов с нерасчлененным значением, входят и такие, которые можно приравнять к целому выражению, состоящему из нескольких слов. Например: сесть на мель попасть в крайне затруднительное положение; нажимать на все педали прилагать все усилия к достижению цели; петь с чужого голоса не имея своего мнения, повторять чужие слова.

Фразеологизмы неизменны в своем составе. Так, зная, что во фразеологизме используется слово закадычный, можно предсказать другое слово — друг; слово заклятый подсказывает используемое вместе с ним слово враг и т. д. Фразеологизмы, которые не допускают никакого варьирования, относятся к абсолютно устойчивым сочетаниям.



Сформулируй и запиши по данному тексту два тонких вопроса и один толстый вопрос для своих одноклассников.








Имя существительное.

1.

Круги на воде

Приходилось ли тебе наблюдать, как расходятся от брошенного в воду камушка круги на воде? Сейчас у тебя в руках камушек, на котором написано «Имя существительное». Ты бросаешь этот камушек в воду. И вот от него пошли круги… Круги не простые – в них отражаются признаки этой части речи. Вспомни их все и заполни круги.



















Прочитай учебник и допиши признаки, которые не нашли отражение в твоём рисунке.

2. Возможно, тебе известна шутка: как писать – у рыбов
нет зубов, у рыб нет зуб или у рыбей нет зубей?
Шутка при­думана не случайно: многие нетвердо знают окончания некоторых имен существительных в родительном падеже множественного числа. Как, например, правильно: 10 гектар или гектаров? 20 грамм или граммов? Пара чулок или
чулков?

Ниже даны слова, в которых часто допускают ошибки. Запиши их в форме родительного падежа (в случае затруднения обращайся к словарю), а затем составь с ними небольшую волшебную сказку (используй не менее 7-8 слов в форме родительного падежа).

Чулки, туфли, ботинки, носки, валенки, платья, сани,
граммы, апельсины, облака, ущелья, домишки, окна, рамы,
килограммы, двери, рельсы, статьи, помидоры, гектары, хозяева, санатории, семьи, каникулы, яблони, колени.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!