СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для уроков географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания на развитии логического мышления, формирование читательской грамотности, на речевое развитие учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Задания для уроков географии»

Задания для уроков географии

  1. Учебная задача, направленная на формирование логических умений.

6 класс «Ветер»

Задание 1. Определите, какое понятие шире по объему. Объясните, почему вы так считаете.

Ветер

Муссон



Это задание на выявление совместимых подчиняющих и подчиненных

понятий, на установление родовых и видовых связей между понятиями.

Такое задание можно предложить учащимся с минимальным уровнем знаний по теме, претендующих на оценку «3».

Возможные варианты ответа:

-Шире понятие ветер, т.к. муссон это вид ветра, а само понятие ветер - одно.

-Муссон-это вид ветра, дующий на восточных окраинах материков и меняющий свое направление 2 раза в год.

Ветер-это движение воздуха и муссон-движение воздуха, только в конкретном направлении.

Ответов может быть и больше, но все они будут раскрывать видовую связь или отношение соподчинения понятий «ветер» - «муссон».


Задание 2. Для учеников, претендующих на более высокую оценку, целесообразно предложить более сложное задание, например: Расскажите о ветре, как он образуется, какие виды ветра выделяются на Земле?

Возможный вариант ответа учащегося:

Ве́тер — движение воздуха относительно подстилающей поверхности.

Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются. С высотой скорость ветра меняется из-за убывания силы трения.

Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха. Сильные ветры средней продолжительности (примерно 1 минута) называются шквалами. Названия более продолжительных ветров зависят от силы, например, такими названиями являются бриз, буря, шторм, ураган, тайфун. Продолжительность ветра также сильно варьируется: некоторые грозы могут длиться несколько минут, бриз, который зависит от разницы нагрева особенностей рельефа на протяжении суток, длится несколько часов, глобальные ветры, вызванные сезонными изменениями температуры — муссоны — имеют продолжительность несколько месяцев, тогда как глобальные ветры, вызванные разницей в температуре на разных широтах и силой Кориолиса, дуют постоянно и называются пассаты. Муссоны и пассаты являются ветрами, из которых слагается общая и местная циркуляция атмосферы.

Задание 3.Назовите более широкое и более узкое по объему понятие.

?

Ветер

?

Вариант задания для самых продвинутых учеников, способных проводить логический анализ, делать выводы, выделять системы и строить прогнозы.

Возможные варианты ответа:

Движение воздуха

ветер

Муссон


Движение воздуха

Ветер

Пассат

Поясняя свой выбор, ученики будут называть существенные признаки, будут работать с географическим содержанием нескольких понятий. Содержание этого задания предполагает выстраивание большего количества логических связей.

Задание 2 и 3 направлено не только на установление родово-видовых отношений между географическими понятиями, но и на развитие монологической речи на основе раскрытия содержания понятия.


8 класс «Почвы»

Задание 1. Определите, какое понятие шире по объему. Объясните, почему вы так считаете.

Почва

Черноземы


Это задание на выявление совместимых подчиняющих и подчиненных понятий, на установление родовых и видовых связей между понятиями. Такое задание можно предложить учащимся с минимальным уровнем знаний по теме, претендующих на оценку «3».

Возможные варианты ответа:

-Шире понятие почва, т.к. черноземы это вид почвы, а само понятие почва - одно.

-Черноземы - богатый гумусом, тёмноокрашенный тип почвы.

Почва - это верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием.

Ответов может быть и больше, но все они будут раскрывать видовую связь или отношение соподчинения понятий «почва» - «чернозем».


Задание 2. Для учеников, претендующих на более высокую оценку, целесообразно предложить более сложное задание, например: Расскажите о почвах, как она образуется, какие виды почв вы знаете?

Возможный вариант ответа учащегося:

Почва — это верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием.

Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.

Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов. Твердая часть-это минеральные и гумусовые вещества.


  • минеральная основа (50–60 % от общего объёма);

  • органическое вещество (до 10 %)

Жидкая - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (слайд 7) :

  • вода (25–35 %).

Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве (слайд 8):

  • воздух (15–25 %)

Почвообразующие факторы.

1. « выветривание»: разрушения скальных пород.

2.появление первых растений – лишайники – пионеры.

3.деятельность растений.

4. деятельность живых организмов.


В результате деятельности бактерий остатки почти всех растений и животных превращаются в почву. Бактерии разлагают их и повышают плодородие почвы. Земляные черви и другие насекомые также обогащают почву. Образуется гумус.

Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.

Главные типы почв России:

  1. Арктические

  2. Тундрово-глеевые

  3. Подзолистые

  4. Дерново-подзолистые

  5. Серые лесные, бурые лесные

  6. Чернозёмы

  7. Каштановые

  8. Бурые и серо-бурые


Задание 3.Назовите более широкое и более узкое по объему понятие.

?

почва

?

Вариант задания для самых продвинутых учеников, способных проводить логический анализ, делать выводы, выделять системы и строить прогнозы.

Возможные варианты ответа:

литосфера

почва

черноземы


литосфера

почва

серые лесные

Поясняя свой выбор, ученики будут называть существенные признаки, будут работать с географическим содержанием нескольких понятий. Содержание этого задания предполагает выстраивание большего количества логических связей.

Задание 2 и 3 направлено не только на установление родово-видовых отношений между географическими понятиями, но и на развитие монологической речи на основе раскрытия содержания понятия.


  1. Учебная задача (разного уровня подготовленности учащихся) направленная на формирование читательской грамотности.

6 класс «Биосфера»

Как «взвесить» биосферу?

Как определить, сколько может дать и сколько даёт биосфера человеку, другими словами, насколько она продуктивна? Самая высокая продуктивность естественной (не измененной человеком) растительности в лесах – в районе экватора. Если всю растительность только с 1 км2 такого леса высушить и взвесить, получится целых 5000т! Там, где почти нет или мало растительности – в Антарктиде, на островах Северного Ледовитого океана, в тундре, - продуктивность минимальна.

Всё это, правда, относится к нетронутой человеком природе, Если же человек начинает обрабатывать землю, прикладывать свой труд, ситуация меняется. Так наивысшая в мире урожайность зерновых культур достигнута отнюдь не на экваторе, а в лесной зоне (вернее, там, где раньше БЫЛИ леса) – в небольшой стране Нидерланды. Там с 1 га посевов собирают более 100 ц зерна. Это достигнуто за счет внесения самого большого в мире количества минеральных удобрений и ядохимикатов, использования новых сортов растений и новейшей техники. В результате в Нидерландах один человек, занятый в сельском хозяйстве, может прокормить более 100 человек (для сравнения: в США – 25 человек, в России – 5 человек, в Китае – 2 человека). А ведь по своему естественному плодородию земли Нидерландов уступали черноземам России и землям в американских прериях! Так что плодородие земли можно увеличить, если правильно её обрабатывать.


  1. Задачи первого (простого) уровня сложности (умение найти и извлечь информацию из текста).

Выберите верное утверждение.

Наивысшая в мире урожайность зерновых культур достигнута в Нидерландах благодаря:

1. внесению большого количества минеральных удобрений;

2.большому количеству человек, занятых в сельском хозяйстве;

3. плодородным почвам.

Ответьте на вопросы.

Что такое естественная растительность?

Где на Земле самая высокая продуктивность естественной растительности?

Как можно увеличить плодородие почв?


  1. Задачи второго (повышенного) уровня сложности (интегрирование и интерпритация прочитанного)

От чего зависит продуктивность естественной растительности?

Почему минеральные удобрения, ядохимикаты, новейшая техника, новые сорта растений повышают урожайность зерновых культур?


  1. Задача третьего (высокого) уровня сложности (осмысление, оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения)

Как вы думаете, почему некоторые производители отказываются использовать удобрения и ядохимикаты для повышения урожайности зерновых культур?


3.Учебные задачи (разного уровня подготовленности учеников) направленные на речевое развитие учащихся.

8 класс «Освоение и открытия территории России»

Прочитайте текст.

Северный морской путь

Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь, главная судоходная магистраль Арктики, соединяющий европейские и дальневосточные порты. Например, расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет 14 тыс.км, а через Суэцкий канал – свыше 23 тыс.км. Северный морской путь начинается в Мурманске, проходит через порты Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, доходит до Провидения и заканчивается во Владивостоке.

Семен Дежнев, Витус Беренг, Алексей Чириков, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Семен Челюскин и многие другие мореплаватели осваивали северные моря, увековечив свои имена на карте нашей Родины. В конце 19 века появился первый ледокол «Ермак», созданный по проекту адмирала С.О. Макарова. Но только после создания мощного ледокольного флота Северный морской путь был проложен, позволив установить связи с устьями судоходных рек Сибири. Суда проходят в течение месяца этот путь, а навигация обычно длится четыре месяца в году.

Экономические кризисы конца 20 века в России серьезно затруднили эксплуатацию Северного морского пути. Сократились объемы перевозок, закрылись полярные зимовки. Сложнее стало жить людям в самых суровых природных условиях планеты. Постепенно, с улучшением экономической ситуации в стране, это уникальный маршрут будет использоваться все интенсивнее.

  1. Задача первого (простого) уровня сложности (умение найти и извлечь информацию из текста).

Выберите верное суждение.

После, какого события был проложен Северный морской путь:

1. после освоения мореплавателями северных морей;

2. после появления первого ледокола;

3. после создания ледокольного флота.


  1. Задача второго (повышенного) уровня сложности (интегрирование и интерпретация прочитанного).

Как вы думаете, почему эксплуатация Северного морского пути зависит от состояния экономики в стране?

  1. Задача третьего (высокого)уровня сложности(осмысление, оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения).

Как современное изменение климата на Земле может сказаться на использовании Северного морского пути?


Учебные задачи (разного уровня подготовленности учащихся) направленные на речевое развитие учащихся.

6 класс «Атмосфера»


1.Айвазовский И.К. 2. Айвазовский И.К.

Итальянский пейзаж. 1858г Девятый вал. 1850 г.

1.Большую часть композиции занимает небо. Тщательно выписана водная поверхность озера Лаго Маджоре. Пространство строится при помощи световоздушной перспективы. Берег, острова, постройки отодвинуты вдаль, окутаны воздухом и словно вырастают из воды. Завершая пейзаж, сквозь воздушную дымку просматривается сплошная горная гряда Альп.
Полотно создавалось как приятное воспоминание о годах пребывания в этом земном рае. Может быть, поэтому художник решил изобразить себя сидящим в лодке за рулевым веслом.
Картина, где природа находится в гармонии с человеком, поражает красотой и целостностью.

2. В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам романтического искусства - он описывает среди разнообразия жизненных явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного, исключительное.
Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества живописца.
Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей.
Измученные неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля. Всеми изобразительными средствами Айвазовский подчеркивает величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса катастрофы. Пусть неистовствует стихия, и катятся гигантские волны. Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой.
С замечательным мастерством и силой передано Айвазовским великолепие волнующегося моря. На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым».
Художник использует самые яркие краски палитры. Верхняя часть полотна написана в розовато-фиолетовых тонах – так окрашивают небо, проходя через клубящиеся, похожие на туман, облака, первые лучи солнца. Внизу – тревожное сине-зеленое море, гребни волн, которого переливаются всеми цветами радуги.
Картина Айвазовского «Девятый вал» – гимн мужеству человека, берущего верх над силами стихии, сколь страшной, столь и великолепной в своем грозном величии. 





Задания 1 уровня сложности

  1. Посмотрите на картины Айвазовского И.К..

2. Какой образ, настроение возникает у вас при взгляде на пейзаж на картинах? Он кажется вам реальным или фантастичным?

3. Какая погода могла навеять автору эти образы?

4. Глядя на картины, слышится ли вам шум воды, ветра, птиц?

5. Захотелось ли вам оказаться в этом месте, в это время?


Задания 2 уровня сложности

  1. Сравните картины одного автора.

  2. Что общего есть в них?

  3. Какие различия заметны с первого взгляда и если, пристально рассмотреть, картины?

Задания 3 уровня сложности

  1. Напишите сочинение-впечатление о двух картинах Айвазовского.


7 класс «Африка»

Информацию мы получаем отовсюду, часто сами того не замечая. Зрительная информация, которую дают фотографии, очень часто содержат не меньше новых сведений, чем текст. Для того, чтобы ей воспользоваться, нужно научиться правильно смотреть и видеть.

Перед вами - фото жителей Африки. Внимательно изучите фотографии и ответьте на вопросы





















Задачи первого (простого) уровня сложности.

Определите род занятий жителей Африки?

Основные виды хозяйственной деятельности народов Африки?

Хорошо ли развито хозяйство в станах Африки?

Что указывает на жаркий климат страны, в которой она живет?


Задачи второго (повышенного) уровня сложности.

Как вы думаете, достаточно ли денег оно зарабатывает на жизнь?

Какой уровень жизни, по вашему мнению, у большинства людей стран Африк?


Задачи третьего (высокого) уровня сложности.

Используя информацию, полученную по фотографиям, дополнительную литературу, карты атласа и материал учебника. Подготовке устный рассказ «Один день

в африканкой деревне».


Формирование умений у учащихся речевого развития в предложенных заданиях направленна на процессы: анализировать, сравнивать, аргументировать, обсуждать, то есть использовать разные формы речи как средство коммуникации.

Все предложенные задания на формирования умений логического мышления, читательской грамотности, речевого развития направленны развитие элементарных географических знаний и умений, путем последовательного усложнения заданий. Все задания можно использовать в повседневной практической деятельности


Каждый последующий уровень усложняется. На 3 это тестовые задание, на 4 найти соответствие, на 5 работа в контурной карте.  Карточки - контроль по всем разделам географии 6 класса. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!