Викторина «Ватай чедимям»
7 – 9 классы
Найдите лишнее слово. Ва’тта ватам коӈата”.
А) Катай, кaта’удей, нимиката, катаханай, катахатай;
Б) Пена, пенаку, пендяай, пенахат, пенауди.
Составьте предложения. Чики ватахат предложени” патӈата”.
Каԓитана”, катамай, тонн, мян, каԓи, дют. Панымписута, дямпан, конёшту, хыԓаӈ. Дюԓкашту’, апы’халаку, ви’кат, кысудяӈэ’.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите имена прилагательные, обозначающие цвет. Намыку”че’пчькэ’тна прилагательный патӈата”.
Таньшаки, ла’та, кэмча’ку, нюча, дилу’мы, ӈалка, хэла’ку, ты’дя, nыԓичена, пиԓьша, дямп. __________________________________________________________________
Подчеркни в тексте послелоги. Чуки текстхана послелог коӈата”.
А) Сэрни дяхаӈ ченяӈ тыху’ԓьшь каймай.
Б)Кой ниня ӈоча” тытԓи’ камчутаԓxа.
В)Ңочита” колку мюӈ ты”пита.
Запишите слова в двойственном числе. Вата двойственный числохона патдята”.
Кан - ____________, ты’- ______________, пема - __________________
Расставьте в словах ударения. Вата ударени” пат”.
Патнавш, кал,икат, тол,ашата, н,эптукат, кадял,ю, ӈ ысы, халапа, н,ота’ку, атычев.
Образуйте от данных имен существительных глаголы, используя вопросы. Существительныйхат глагол патната”.
Намымпадил,я? Намымпадел,шь?
Н,оча____________________ ____________________________
Н,амал,___________________ _____________________________
Вит_______________________ _____________________________
Кынас ____________________ _______________________________
Вставь гласные, чтобы получились слова названия растений.
д__к__ш__
т__т__н
к__й’к__
д__х__
к__п__
Переведите на русский язык значение предложений.
Каса шомякум ватапи.
Чу’вы шуԓната нянанта шуԓӈа.
Мя”ай халаку ко”ӈат.
Шета шеваԓаха.
10. Найди лишнее слово.
Ча’ԓс – куны, миндя, нуӈа.
Ӈота’ку – пӭй, кӭм, лата, ӈука.
Хаԓю – миндя, тэсӈа, мунуӈа.
12. Допиши слова по смыслу.
тупка хаппита, пила – ____________
дяԓяӈ вештума, пиӈ- ______________
таӈичохона хаԓашту, хыԓан - __________________________
витым ӈэԓьштума”, ӈамԓу - ___________________________
шатуна масаштума, паныдёна - _________________
11. Переведите на ненецкий язык значения выражений.
Душа в пятки ушла –
Заруби на носу –
На краю земли –
9. Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.
Пример: кулвай, чим – кучи
денс, ку’л,ы, шат – (декуша)
вэдя’ку, пыл,я, шана’ку - (купы’ша, дял,я’ку)
тонԓ, ку’чи, шам - (токуша)
тай’куша, нахал, купы – (шана’ку, тахапы)
конат, л,ампа”, мым - (кол,амы)
патку, тал,пев - (патал,)
6. Собери буквы, которые рассыпались, получишь названия животных. Запиши. Камтумы” букви ватанэ ӈомтан”.
ԓашатато (тоԓашата)
кԓуйва (куԓвай)
каӈя’ԓд (дя’ӈкаԓ)
нивык (кынив)
ӈьдишаԓ (диԓьшаӈ)
дя’вэку (вэдя’ку)
7. Напиши слова с противоположным смыслом.
дямп – (кэм)
пил,ьша - ________ (л,амту)
конал,ай’ - ________ (висума)
нюча - _________ (н,алка)
хома - _________ (вэма)
дю’па - _________ (че’шн,а)
пиш’н,а - ________ (дял,на)