СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ЕГЭ по литературе по поэзии А.А.Ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по поэзии А.А.Ахматовой

Просмотр содержимого документа
«Задания ЕГЭ по литературе по поэзии А.А.Ахматовой»

Темы сочинений 17.3


О каких вечных проблемах бытия размышляет в своём поэтическом творчестве

А.А. Ахматова?


Как в творчестве А.А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?


Почему в одном из своих стихотворений, размышляя о поэзии, А.А. Ахматова сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»? (По лирике

А.А. Ахматовой.)


Какими мотивами и образами представлена любовная лирика А.А. Ахматовой?


Какую роль в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?


Текст 1

ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ


Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.


И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.


И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее,


И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

(А.А. Ахматова, 1958)


- Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «воздух вешний», «чаща изумрудная»?

- Укажите размер, которым написан «Приморский сонет».

- Какое средство художественной выразительности, представляющее собой употребление слова в переносном значении на основании сходства каких-либо предметов и явлений, использовано в строке «Сиянье легкий месяц льет»?

- К какому литературному направлению, в основе которого лежит объективное отображение действительности, относится позднее творчество А.А. Ахматовой?

- Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста?

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

8. Каков общий эмоциональный тон стихотворения А.А. Ахматовой и с помощью каких средств он создается?

8. Каков итог размышлений лирической героини стихотворения «Приморский сонет»?

9. В произведениях каких русских поэтов XIX – XX вв. звучит «голос вечности» и кто из них близок А.А. Ахматовой в воплощении этой темы?


Текст 2

РЕКВИЕМ

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что не топчет родимой земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,


И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Около 10 марта 1940 г.

Фонтанный Дом

(А.А. Ахматова)


- Как называется сходное звучание концов стихотворных строк в двустишиях эпилога поэмы А.А. Ахматовой?

- Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей?

- Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах?

- Какая стилистическая фигура использована А.А. Ахматовой для создания художественной выразительности в строках:

«И ту, что едва до окна довели,

И ту, что не топчет родимой земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…»?

- Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь».

8. Какой «приговор» эпохе выносится в эпилоге поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?

9. В творчестве каких русских писателей звучит тема памяти и что позволяет сопоставить их произведения с эпилогом поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?


Текст 3

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.


Показалось, что много ступеней,

А я знала, их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!


Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. – Умру с тобой…».


Это песня последней встречи,

Я взглянула на тёмный дом,

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.


(А.А. Ахматова «Песня последней встречи», 1911 г).


- Назовите художественный приём, помогающий А.А. Ахматовой передать состояние природы, которая наделяется человеческими чувствами: «Между клёнов шёпот осенний попросил: «Со мною умри!..».

- Обратитесь к первым трём строкам стихотворения «Песня последней встречи» и определите их стихотворный размер.

8. Почему литературоведы называют это стихотворение А.А. Ахматовой «рассказом в стихах»?

9. У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?


Текст 4

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

(А.А. Ахматова, 1942)


- Как называется созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (весах – часах; ныне – не покинет)?

- Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)?

- Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» (без указания количества стоп).

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А.А. Ахматовой в стихотворении.

1) эпитет

2) гипербола

3) сравнение

4) метафора

5) инверсия

- Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не страшно под пулями мертвыми лечь»).

8. Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»?

9. Кто из русских поэтов обращался к патриотической тематике и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»?


Текст 5

РЕКВИЕМ (фрагмент)

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжёлые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мёртвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда всё поёт вдали.

Приговор… И сразу слёзы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идёт… Шатается… Одна.

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

(А.А. Ахматова, 1935–1940 гг.)


- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

1) сравнение

2) анафора

3) неологизм

4) риторический вопрос

5) ирония

- Как называется литературное направление, достигшее своего расцвета во 2 половине ХIХ века и определяющее художественную специфику ахматовского «Реквиема»?

- Укажите жанр произведения А.А. Ахматовой «Реквием».

- Выпишите эпитеты из следующих строк:

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет…

- Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «нежится закат».

8. Почему лирическое «я» заменяется в произведении А.А. Ахматовой лирическим «мы»?

9. В каких произведениях русской классики отражены трагические события русской истории и в чём эти произведения созвучны «Реквиему» А.А. Ахматовой?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя