СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания и методические рекомендации для написания домашних контрольных работ по учебному предмету "Психология" 2 курс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания и методические рекомендации для написания домашних контрольных работ по учебному предмету "Психология" 2 курс»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ


Домашняя контрольная работа выполняется в печатном варианте с помощью программы Microsoft Word:

  • формат А4 (210x297 мм);

  • поля страницы: верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм.

  • шрифт Times New Roman, междустрочный интервал 1,5 пунктов.

  • Шрифт - 14 пт, обычный, заголовки и названия допускается выделять полужирным. В таблицах допускается уменьшение до 11 пт (когда текст не вмещается);

  • первая строка в абзаце с отступом 1,25 мм;

  • выравнивание по ширине.

  • номера страниц вверху, в центре (первая страница не нумеруется);

Вопросы и условия задач ДКР записываются полностью в соответствии с контрольным заданием. Каждый вопрос (задачу) домашней контрольной работы рекомендуется начинать с новой страницы.

Структура домашней контрольной работы:

Структурными элементами являются:

 титульный лист (Приложение 1);

 содержание;

 введение;

 основная часть ( представленная заданиями домашней контрольной работы);

 заключение;

 список использованных источников (Приложение 2);

 приложения (если они есть).

Объем домашней контрольной работы составляет 10-12 страниц печатного текста (формат А4).

Выполненная домашняя контрольная работа подписывается учащимся (ниже списка использованных источников) с указанием даты выполнения. В конце выполненной домашней контрольной работы вкладывается чистый лист для рецензирования формата А4. Работа высылается в учреждение образования на рецензирование в соответствии с графиком сдачи домашних контрольных работ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Учреждение образования

«Солигорский государственный колледж»




Специальность «Дошкольное образование»




Домашняя контрольная работа

по учебной дисциплине «Психология»


Тема: __________________________________________________


Вариант ____



Учащейся заочной формы получения образования

учебной группы _____________

____________________________

(ФИО)

Преподаватель ____________











Солигорск

20__г

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Источник

Пример оформления

Электронные публикации в Интернете

Сайт Бизнес.Online[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://buhsoft.bl.by/articles/267546.php - Дата доступа 23.09.2012

Лойша, Д.А. Республика Беларусь после расширения Европейского союза / Д.А. Лойша // Беларус. журн. права [Электронный ресурс]. – 2004. - №2. - Режим доступа: http://buhsoft.bl.by/articles/267546.php - Дата доступа: 11.11.2008.

Нормативные правовые акты

О милиции: Закон РБ, 26.02.1991г., №637: в ред. Закона РБ от 19.05.2002г.// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. РБ. – Минск, 2002. – дата доступа: 20.11.2008.

Статьи из журнала

Семыкина, Л.Н. Учет расходов на оплату труда / Л.Н. Семыкина // Междунар. бух. учет. – 2003. - №9 – С. 28-33

Учебник одного автора

Симанович, В.Л. Экономика, организация и управление малым бизнесом: монография / В.Л. Симонович. – Минск: Бестпринт, 2007. – 4414с.

Учебник четырех и более авторов

Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс / А.С. Говолачев [и др.]; под общ. ред. В.И. Кудашова. – Минск: Изд-во МИУ, 2007. – 338с.







Тема 1. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

План:

  1. Понятие о личности.

  2. Самосознание личности, его структурные компоненты.

  3. Самооценка личности.


Практическое задание:

Подобрать методы диагностики самооценки личности.


Методические рекомендации:

Биосоциальная природа человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Свойства личности: активность, единство, устойчивость. Структура личности (по С.Л.Рубинштейну): направленность (мотив, потребности, интерес); знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Мотивационная, когнитивная и эмоционально-волевая сфера личности. Условия формирования личности. Социальные роли личности: социальные ожидания, ролевое поведение, социальный контроль.

Самосознание личности. «Я-концепция»: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (волевой) компонент. Установки личности к самому себе: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное», «Я-динамическое», «Я-маска».

Самооценка личности: адекватная, завышенная, заниженная. Взаимосвязь самооценки и уровня притязания личности. Взаимосвязь самооценки и оценки личности другими людьми.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.



Тема 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


План

  1. Сформированность внутренней позиции «Я-сам» на рубеже раннего и дошкольного возраста.

  2. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста.

  3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.


Практическое задание:

Составить рекомендаций по формированию у ребенка адекватной самооценки.


Методические рекомендации:

Сформированность внутренней позиции «Я-сам» на рубеже раннего и дошкольного возраста как показатель становления личности. Социализация как условие формирования личности ребенка. Роль этических эталонов в формировании личности ребенка. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста социальных норм. Роль взрослых и сверстников в формировании личностных качеств. Личностно-ориентированное воспитание и обучение в учреждениях дошкольного образования. Развитие личности ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности. Положительные и негативные личностные качества, психологические механизмы их формирования.

Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Основные мотивы поведения: интерес к миру взрослых и подражание взрослым, игровые мотивы, мотивы установления положительных взаимоотношений с окружающими, мотивы самоутверждения, соревновательные, познавательные, нравственные, общественные мотивы. Иерархия мотивов как фактор, определяющий психологическую позицию ребенка к себе и окружающим (эгоистическая, конкурентная, гуманная).

Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Особенности осознания дошкольником собственного имени, половой принадлежности, своей внешности и индивидуальности. Зарождение личного сознания. Осознание детьми дошкольного возраста себя в прошлом, настоящем и будущем. Формирование самооценки в дошкольном возрасте, ее диагностика и коррекция.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский.

Минск, 1998.

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2001.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Тема 3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ КАК ИНДИВИДУАЛЬНО-

ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ


План:

  1. Краткая история развития учения о природе темперамента. Физиологическая основа темперамента.

  2. Свойства темперамента.

  3. Психологическая характеристика личности разного типа темперамента

Практическое задание:

Проанализировать особенности проявления темперамента воспитателя учреждения дошкольного образования в педагогической деятельности.


Методические рекомендации:

Общее понятие о темпераменте как индивидуально-типологической особенности личности, определяющей ее психодинамику.. Краткая история развития учения оприроде темперамента (Гиппократ, К. Гален, Э. Кречмер, У. Шелдон, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын). Физиологическая основа темперамента, его зависимость от основных свойств нервных процессов (сила, подвижность, устойчивость). Соотношение типов НС и темперамента.

Экстравертированный и интровертированный тип личности (К. Юнг).

Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, темп реакции, пластичность, эмоциональная возбудимость, ригидность. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности. Психологическая характеристика личности разного типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический (В.С. Мерлин). Особенности проявления темперамента воспитателя учреждения дошкольного образования в педагогической деятельности.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.



Тема 4. ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


План:

  1. Возрастные особенности НС ребенка.

  2. Особенности поведения и деятельности детей разного типа темперамента.

  3. Особенности общения взрослых и сверстников с детьми разного типа темперамента.

Практическое задание:

Разработать рекомендации по общению с детьми дошкольного возраста с различным типом темперамента.


Методические рекомендации:

Возрастные особенности НС ребенка и особенности проявления свойств темперамента у детей дошкольного возраста. Особенности поведения и деятельности детей разного типа темперамента (холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов). Учет индивидуально-типологических особенностей дошкольников в организации и проведении разных видов деятельности.

Особенности общения взрослых и сверстников с детьми разного типа темперамента.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.



Тема 5. ХАРАКТЕР КАК СОВОКУПНОСТЬ СУЩЕСТВЕННЫХ И УСТОЙЧИВЫХ ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ


План:

  1. Общее понятие о характере. Свойства характера.

  2. Психологическая характеристика черт характера. Взаимосвязь характера с другими свойствами личности.

  3. Акцентуация характера (А. Личко, К. Леонгард).



Практическое задание:

Разработать психологические рекомендации по исправлению негативных черт характера.


Методические рекомендации:

Общее понятие о характере как совокупности существенных и устойчивых индивидуально – психологических особенностях личности, обуславливающих ее типичное поведение и отношение к окружающим.

Свойства характера: сила, глубина, активность, устойчивость, цельность, устойчивость, изменчивость. Признаки проявления характера. Взаимосвязь характера с другими свойствами личности. Влияние типа НС и социальных факторов на формирование характера. Черты характера: проявляющиеся в деятельности, по отношению к окружающим и самому себе, к предметам окружающего мира. Черты характера, проявляющиеся в системе отношений личности: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Типичные и индивидуальные черты характера. Целостность и изменчивость характера.

Акцентуация характера (А. Личко, К. Леонгард).


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.



Тема 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ


План

  1. Факторы, влияющие на проявление и изменение характера ребенка.

  2. Особенности проявления характера детей разного возраста и пола.

  3. Психологические предпосылки формирования негативных черт характера у ребенка дошкольного возраста, их коррекция и предупреждение.


Практическое задание:

Составить психологическую характеристику на ребенка дошкольного возраста на основе наблюдений в процессе педагогической практики.


Методические рекомендации:

Психологические механизмы формирования характера у детей. Факторы, влияющие на проявление и изменение характера ребенка. Роль семейного и общественного воспитания в становлении характера ребенка. Влияние стиля общения взрослых и особенностей взаимоотношения со сверстниками на формирование характера. Воспитание нравственных черт характера детей дошкольного возраста в разных видах деятельность. Стихийное влияние социальной среды на формирование черт характера у ребенка дошкольного возраста.

Особенности проявления характера детей разного возраста. Особенности проявления характера в поступках девочек и мальчиков.

Психологические предпосылки формирования негативных черт характера у ребенка дошкольного возраста. Способы предупреждения их формирования. Коррекция пограничных негативных характерологических проявлений в дошкольном возрасте.

Условия формирования положительных черт характера у детей дошкольного возраста. Роль нравственных представлений, эмоциональных переживаний, поведенческих упражнений ребенка в формировании черт характера.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.



Тема 7. СПОСОБНОСТИ КАК ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ОСОБЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ


План:

  1. Понятие о способностях, факторы развития способностей.

  2. Виды и уровни развития способностей.

  3. Особенности проявления педагогических способностей.


Практическое задание:

Разработать рекомендации по повышению педагогического мастерства для воспитателей учреждения дошкольного образования.


Методические рекомендации:

Способности как индивидуально-психологическая особенность личности, определяющая успех деятельности. Количественная и качественная характеристика способностей. Признаки проявления способностей. Взаимосвязь способностей и других свойств личности.

Задатки – природные (наследственные и врожденные) предпосылки развития способностей. Деятельность – условие развития способностей.

Влияние способностей на формирование интереса и склонности к деятельности. Виды способностей: общие (умственные или физические), специальные (музыкальные, художественные, литературные коммуникативные, артистические, двигательные, математические и др.). Особенности проявления и развития специальных способностей.

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Потенциальные и актуальные способности. Личность и саморазвитие способностей. Факторы, способствующие развитию или угасанию способностей.

Проявление педагогических способностей в профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Панько, Е.А. Воспитатель детского сада: психология / Е.А. Панько. Минск, 1998.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.


Тема 8. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


План:

  1. Особенности проявления и развития общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста.

  2. Психологические особенности одаренных детей.

  3. Роль взрослых в создании условий для развития способностей у детей.


Практическое задание:

Разработать рекомендации по работе с одаренными детьми.


Методические рекомендации:

Возрастная сензитивность как важная предпосылка развития способностей у детей дошкольного возраста. Особенности проявления общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста (Е.А. Панько). Роль взрослых в создании условий для развития способностей у детей.

Психологические особенности одаренных детей. Условия развития детской одаренности. Л.С. Выготский о природе детского творчества.

Роль взрослых в создании условий для развития способностей у детей, в формировании творческой (креативной) личности детей дошкольного возраста.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2001.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Психология одаренности детей и подростков / под. ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева,

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.




Тема 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ


План:

  1. Эмоции человека, их рефлекторная природа. Функции эмоций

  2. Виды эмоциональных переживаний (К. Изард).

  3. Виды эмоциональных состояний человека.


Практическое задание:

Составить психологические рекомендации по преодолению негативных эмоциональных состояний человека.


Методические рекомендации:

Эмоции человека, их рефлекторная природа. Значение эмоций в жизни. Формы выражения эмоций: физиологические, мимические, речевые. Функции эмоций: сигнальная, защитная, регулятивная. Виды эмоциональных переживаний (К. Изард): радость, восторг, удивление, интерес, грусть, страх, стыд, гнев, страдание, отвращение, презрение. Полярность эмоций. Стенические и астенические эмоции. Эмоциональная устойчивость и ее значение для педагогической деятельности.

Виды эмоциональных состояний человека: настроение, аффект, фрустрация, страсть, стресс. Условия возникновения и изменения настроения. Признаки аффективного и фрустрированного состояния человека

Положительная и пагубная страсть. Причины возникновения и способы преодоления стресса. Динамика протекания эмоций. Управление психоэмоциональным состоянием с помощью сознательных волевых механизмов. Значение релаксации для снижения нервно –психического напряжения.



Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. СПб., 2000.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.

Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.



Тема 10. ЧУВСТВА КАК ГЛУБОКИЕ И УСТОЙЧИВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ


План:

  1. Общее понятие о чувствах. Значение чувств в жизни человека.

  2. Психологическая характеристика видов чувств.

  3. Совершенствование чувственной сферы.

Практическое задание:

Разработать рекомендации по совершенствованию интеллектуальных, мораньных и эстетических чувств человека.


Методические рекомендации:

Чувства как глубокие и устойчивые переживания. Социальная природа чувств. Значение чувств в жизни человека. Виды чувств: интеллектуальные, моральные, эстетические. Формы выражения чувств. Проявление чувств в общении, деятельности, творчестве. Литература и искусство как средства проявления чувственных переживаний. Совершенствование чувственной сферы, воспитание чувств.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. СПб., 2000.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.

Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.




Тема 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛИ


План:

  1. Общее понятие о воле, ее значение в жизни человека.

  2. Волевые качества личности и их характеристика.


Практическое задание:

Составить психологические рекомендации по совершенствованию волевых качеств личности.

Методические рекомендации:

Воля и ее значение в жизни человека. Волевое усилие и волевое действие. Этапы волевого действия: подготовительный и исполнительный. Волевые качества личности и их характеристика.

Волевая саморегуляция. Воспитание и самовоспитание волевых черт характера.

Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. СПб., 2000.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.

Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.




Тема 12. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


План:

  1. Общие закономерности и пути развития эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста.

  2. Особенности проявления эмоций на разных этапах дошкольного детства

  3. Факторы, определяющие эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка

Практическое задание:

Составить психологические рекомендации по преодолению негативных эмоциональных состояний ребенка.


Методические рекомендации:

Общие закономерности и пути развития эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста.

Особенности проявления эмоций на разных этапах дошкольного детства. Проявление эмоций и чувств в разных видах детской деятельности.

Факторы, определяющие эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка. Благоприятный психологический микроклимат в семье и дошкольной группе – условие эмоционального благополучия. Роль эмоционально-насыщенных видов деятельности (музыкальной, театрально-игровой, утренников и развлечений) в формировании эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста. Причины возникновения негативных эмоциональных переживаний (чувство страха, чувство зависти, чувство ревности и т. д.) и способы их преодоления.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. СПб., 2000.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

ков / Е.Н. Колодич. Минск, 1999.

Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подрост-

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2001.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.

Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.



Тема 13. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План:

  1. Особенности проявления чувств на разных этапах дошкольного детства.

  2. Специфика нравственных и эстетических чувств у детей.

  3. Особенности проявления чувств у мальчиков и девочек.



Практическое задание:

Составить психологические рекомендации по воспитанию чувств у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.



Методические рекомендации:

Особенности проявления чувств на разных этапах дошкольного детства. Формы выражения чувственных переживаний у детей дошкольного возраста. Проявление чувств в разных видах детской деятельности. Специфика нравственных и эстетических чувств у детей. Динамика развития чувств в дошкольном возрасте, индивидуальный характер чувственных переживаний. Особенности проявления чувств у мальчиков и девочек. Воспитание чувств у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.



Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. СПб., 2000.

Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подрост-

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2001.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.

Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.



Тема 14. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



План:

  1. Особенности проявления и развития воли у детей дошкольного возраста.

  2. Воспитание волевых качеств личности детей дошкольного возраста.

Практическое задание:

Составить психологические рекомендации по формированию произвольности психических процессов в разных видах деятельности детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации:

Особенности проявления и развития воли у детей дошкольного возраста. Формирование произвольности психических процессов в разных видах деятельности. Воспитание волевых качеств личности детей дошкольного возраста: целеустремленности, выдержки, настойчивости, смелости, решительности и т. д. Значение основных видов детской деятельности в развитии воли ребенка.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. СПб., 2000.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

ков / Е.Н. Колодич. Минск, 1999.

Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подрост-

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2001.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.

Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.




Тема 15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ПЕРИОДУ ШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА



План:

  1. Особенности социальной ситуации развития ребенка на рубеже дошкольного и школьного возраста.

  2. Уровни школьной зрелости.

  3. Условия успешной адаптации и причины школьной дезадаптации.



Практическое задание:

Подобрать методики психодиагностики, позволяющие определить уровень адаптации ребёнка к школе.



Методические рекомендации:

Особенности социальной ситуации развития ребенка на рубеже дошкольного и школьного возраста. Кризис 7 лет, формы его проявления. Изменение внутренней позиции воспитанника дошкольного возраста в переходный период. Роль преемственности учреждений дошкольного и школьного образования. Уровни школьной зрелости. Роль сформированности учебных умений и навыков, личностных качеств в адаптации к новым условиям в жизни. Роль родителей, воспитателей и учителей в адаптации ребенка к школьной жизни. Условия успешной адаптации и причины школьной дезадаптации. Психологическая поддержка и помощь ребенку в адаптационный период.



Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отде-ления / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Минск, 1999.

Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. Минск, 1998.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.

Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006.

Тема 16. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ


План:

  1. Взаимосвязь физической, педагогической и психологической готовности.

  2. Психологическая характеристика основных структурных компонентов психологической готовности ребёнка к школе.


Практическое задание:

Подобрать материал для диагностики психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста


Методические рекомендации:

Понятие «психологическая готовность ребенка к школе». Взаимосвязь физической, педагогической и психологической готовности.

Структурные компоненты психологической готовности: мотивационная, интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая, социально-психологическая.

Внешние и внутренние мотивы готовности к школьному обучению. Формирование осознанного отношения к учебе как общественно значимой деятельности – доминирующий мотив. Специфика проявления познавательных, оценочных, игровых мотивов. Коррекция мотивационной сферы личности дошкольника.

Интеллектуальная готовность: произвольность высших психических функций, сформированность фонематического слуха и связной речи, сформированность сенсомоторики, высокий уровень учебных умений и навыков, усвоение программы дошкольного образования.

Личностная готовность: внутренняя позиция («Я-ученик»), сформированность личностных качеств, адекватной самооценки, необходимых для успешной учебной деятельности.

Эмоционально-волевая готовность (эмоциональная устойчивость, положительное эмоциональное самочувствие, эмоциональное благополучие в группе сверстников) − условие успешного овладения учебной деятельностью в школе. Роль волевых усилий, проявления волевых качеств в достижении успехов в школе и преодолении трудностей в адаптационный период.

Социально-психологическая готовность – сформированность коммуникативных умений и навыков, высокий социометрический статус в системе межличностных отношений в группе, принятие групповых норм и ценностей, высокая адаптивность, умение регулировать конфликтные ситуации.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Минск, 1999.

Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. Минск, 1998.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008.

Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.

Юрчук, В.В. Общая психология в схемах и моделях / В.В. Юрчук. Минск, 2006



Тема 17. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ЕГО СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

План:

  1. Понятие о личности.

  2. Самосознание личности, его структурные компоненты.

  3. Самооценка личности.


Практическое задание:

Подобрать методы диагностики самооценки личности.


Методические рекомендации:

Биосоциальная природа человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Свойства личности: активность, единство, устойчивость. Структура личности (по С.Л.Рубинштейну): направленность (мотив, потребности, интерес); знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Мотивационная, когнитивная и эмоционально-волевая сфера личности. Условия формирования личности. Социальные роли личности: социальные ожидания, ролевое поведение, социальный контроль.

Самосознание личности. «Я-концепция»: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий (волевой) компонент. Установки личности к самому себе: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное», «Я-динамическое», «Я-маска».

Самооценка личности: адекватная, завышенная, заниженная. Взаимосвязь самооценки и уровня притязания личности. Взаимосвязь самооценки и оценки личности другими людьми.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Немов , Р.С. Общая психология : учеб. / Р.С. Немов. М., 2008. Общая психология / под ред. Р.Х. Тугушева. М., 2007.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.



Тема 18. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


План

  1. Сформированность внутренней позиции «Я-сам» на рубеже раннего и дошкольного возраста.

  2. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста.

  3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.


Практическое задание:

Составить рекомендаций по формированию у ребенка адекватной самооценки.


Методические рекомендации:

Сформированность внутренней позиции «Я-сам» на рубеже раннего и дошкольного возраста как показатель становления личности. Социализация как условие формирования личности ребенка. Роль этических эталонов в формировании личности ребенка. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста социальных норм. Роль взрослых и сверстников в формировании личностных качеств. Личностно-ориентированное воспитание и обучение в учреждениях дошкольного образования. Развитие личности ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности. Положительные и негативные личностные качества, психологические механизмы их формирования.

Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Основные мотивы поведения: интерес к миру взрослых и подражание взрослым, игровые мотивы, мотивы установления положительных взаимоотношений с окружающими, мотивы самоутверждения, соревновательные, познавательные, нравственные, общественные мотивы. Иерархия мотивов как фактор, определяющий психологическую позицию ребенка к себе и окружающим (эгоистическая, конкурентная, гуманная).

Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Особенности осознания дошкольником собственного имени, половой принадлежности, своей внешности и индивидуальности. Зарождение личного сознания. Осознание детьми дошкольного возраста себя в прошлом, настоящем и будущем. Формирование самооценки в дошкольном возрасте, ее диагностика и коррекция.


Рекомендуемые источники:

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольного отделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.

Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. СПб., 2003.

Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский.

Минск, 1998.

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М., 2001.

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. М., 2003.

Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. М., 2006.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В. Шаповаленко. М., 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!