СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Задания и приемы для подготовки учащихся к разделу " Аудирование" во время подготовки к ЕГЭ и ОГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация поможет вам в работе по подготовке учащихся к итоговой аттестации в разделе " Аудирование"

Просмотр содержимого документа
«" Задания и приемы для подготовки учащихся к разделу " Аудирование" во время подготовки к ЕГЭ и ОГЭ"»

Экзамен по английскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ и ОГЭ обязательного минимума содержания  основного  и среднего (полного) общего образования .  Факторы повышения качества преподавания английского языка:  личность учителя, его профессионализм и качество преподавания, выработка своей собственной эффективной методики; - современное оснащение урока английского языка; - современный УМК.

Экзамен по английскому языку является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ и ОГЭ обязательного минимума содержания  основного  и среднего (полного) общего образования .

Факторы повышения качества преподавания английского языка:

  • личность учителя, его профессионализм и качество преподавания, выработка своей собственной эффективной методики;

- современное оснащение урока английского языка;

- современный УМК.

Этапы подготовки перед выполнением пробных заданий ОГЭ и ЕГЭ - изучение общих сведений об экзамене, его структуры, временных рамок и шкалы оценивания с помощью учителя

Этапы подготовки перед выполнением пробных заданий

ОГЭ и ЕГЭ

- изучение общих сведений об экзамене, его структуры, временных рамок и шкалы оценивания с помощью учителя

подготовить папки-файлы с разного рода таблицами: а) формы неправильных глаголов, видовременные формы глаголов (активные и пассивные конструкции), б) списки основных фразовых глаголов с переводом; в) списки словообразовательных суффиксов\префиксов, словообразовательную таблицу наиболее часто употребляемых лексических единиц; г) списки слов – антонимов и синонимов. - распечатать списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала / поддержания / окончания разговора
  • подготовить папки-файлы с разного рода таблицами:

а) формы неправильных глаголов, видовременные формы глаголов (активные и пассивные конструкции),

б) списки основных фразовых глаголов с переводом;

в) списки словообразовательных суффиксов\префиксов, словообразовательную таблицу наиболее часто употребляемых лексических единиц;

г) списки слов – антонимов и синонимов.

- распечатать списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала / поддержания / окончания разговора

Переход непосредственно к практике языка в формате ОГЭ \ ЕГЭ , используя демоверсии, пособия с заданиями, тесты в режиме  on - line  Выполнение тренировочных заданий в формате ОГЭ-ЕГЭ без последующего анализа – ПРАКТИЧЕСКИ БЕСПОЛЕЗНО!

Переход непосредственно к практике языка в формате ОГЭ \ ЕГЭ , используя демоверсии, пособия с заданиями, тесты в режиме  on - line

Выполнение тренировочных заданий в формате ОГЭ-ЕГЭ без последующего анализа – ПРАКТИЧЕСКИ БЕСПОЛЕЗНО!

Успешность процесса осмысления и запоминания воспринятой на слух информации определяется факторами  субъективными объективными особенности психики и уровень сформированности механизмов аудирования (наличие навыков фонематического и  речевого слуха, аудитивной памяти, внимания, внутреннего артикулирования, воображения, прогностических способностей восприятия и мышления),  неумение преодолевать трудности во время процесса аудирования - условия, в которых осуществляется восприятие на слух предъявляемого текста: наличие незнакомых грамматических явлений, незнакомой лексики, темп речи и ее индивидуальные особенности, неповторимость, кратковременность воспринимаемой информации

Успешность процесса осмысления и запоминания воспринятой на слух информации определяется факторами

субъективными

объективными

  • особенности психики и уровень сформированности механизмов аудирования (наличие навыков фонематического и  речевого слуха, аудитивной памяти, внимания, внутреннего артикулирования, воображения, прогностических способностей восприятия и мышления),
  • неумение преодолевать трудности во время процесса аудирования

- условия, в которых осуществляется восприятие на слух предъявляемого текста: наличие незнакомых грамматических явлений, незнакомой лексики, темп речи и ее индивидуальные особенности, неповторимость, кратковременность воспринимаемой информации

Типичные ошибки экзаменуемых • неумение выделять ключевые слова в тексте; • неумение игнорировать ненужную информацию; • невнимательно заполняют бланки ответов, путая части заданий • ставят верно/неверно /нет информации исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта; • дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова; • выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами; • не оставляют времени на проверку.

Типичные ошибки экзаменуемых

• неумение выделять ключевые слова в тексте;

• неумение игнорировать ненужную информацию;

• невнимательно заполняют бланки ответов, путая части заданий

• ставят верно/неверно /нет информации исходя не из содержания текста, а из своего социального опыта;

• дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова;

• выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами;

• не оставляют времени на проверку.

Рекомендации при формировании умений в аудировании, необходимо использовать, те типы текстов, которые используются в контрольноизмерительных материалах (ОГЭ, ЕГЭ);  следует научить учащихся, перед началом экзамена внимательно читать инструкцию и извлекать из нее всю полезную информацию;  рекомендуется обращать их внимание на то, что внимательное чтение заданий, позволит  быстро ориентироваться в теме аудиотекста;  следует выработать умение выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы.

Рекомендации

  • при формировании умений в аудировании, необходимо использовать, те типы текстов, которые используются в контрольноизмерительных материалах (ОГЭ, ЕГЭ);
  • следует научить учащихся, перед началом экзамена внимательно читать инструкцию и извлекать из нее всю полезную информацию;
  • рекомендуется обращать их внимание на то, что внимательное чтение заданий, позволит быстро ориентироваться в теме аудиотекста;
  • следует выработать умение выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы.
Трудности у учащихся  слишком быстрый темп звучащей речи;  необходимость обрабатывать услышанное для выбора ответа;  необходимость выделять существенную информацию;  следить за ходом мысли говорящего;  наличие незнакомых слов;  сохранение внимания;  необходимость удерживать информацию в памяти;  воспринимать особенности произношения; адаптироваться к смене говорящего.

Трудности у учащихся

  • слишком быстрый темп звучащей речи;
  • необходимость обрабатывать услышанное для выбора ответа;
  • необходимость выделять существенную информацию;
  • следить за ходом мысли говорящего;
  • наличие незнакомых слов;
  • сохранение внимания;
  • необходимость удерживать информацию в памяти;
  • воспринимать особенности произношения;
  • адаптироваться к смене говорящего.
Принципы обучению аудированию Принцип 1. Обучение аудированию должно носить системный и регулярный характер. Регулярный характер обучения аудированию должен проявляться в том, чтобы обеспечивать выделение достаточного количества времени аудированию на уроках иностранного языка.

Принципы обучению аудированию

Принцип 1. Обучение аудированию должно носить системный и регулярный характер. Регулярный характер обучения аудированию должен проявляться в том, чтобы обеспечивать выделение достаточного количества времени аудированию на уроках иностранного языка.

Принцип 2  Аудирование должно выступать в качестве одной из целей обучения иностранным языкам наряду с чтением, говорением, письмом. Предполагалось, что навыки и умения аудирования формируются в процессе обучения говорению. Между тем практика показывает, что учащиеся, которых целенаправленно не обучали аудированию, так и не приобретают этого умения.

Принцип 2

Аудирование должно выступать в качестве одной из целей обучения иностранным языкам наряду с чтением, говорением, письмом. Предполагалось, что навыки и умения аудирования формируются в процессе обучения говорению. Между тем практика показывает, что учащиеся, которых целенаправленно не обучали аудированию, так и не приобретают этого умения.

Принцип 3 Выделение и развитие всех трех видов аудирования  1) аудирование с пониманием основного содержания  2) аудирование с выборочным пониманием содержания  3) аудирование с полным пониманием содержания.

Принцип 3

Выделение и развитие всех трех видов аудирования

1) аудирование с пониманием основного содержания

2) аудирование с выборочным пониманием содержания

3) аудирование с полным пониманием содержания.

Принцип 4 Обеспечение строгого отбора текстов для аудирования с учетом  определенных требований. Обучение аудированию должно строиться на текстах разных стилей и жанров. Степень трудности текстов должна постепенно возрастать за счет увеличения объема и глубины содержания, продолжительности звучания, усложнения языкового и фонетического оформления аудиотекста.

Принцип 4

Обеспечение строгого отбора текстов для аудирования с учетом определенных требований. Обучение аудированию должно строиться на текстах разных стилей и жанров. Степень трудности текстов должна постепенно возрастать за счет увеличения объема и глубины содержания, продолжительности звучания, усложнения языкового и фонетического оформления аудиотекста.

Принцип 5  Широкое использование технических средств обучения (ТСО) и интернет технологий. Например, выходя на сайты иностранных теле- и радиокомпаний, учащиеся могут в режиме онлайн слушать и смотреть отрывки передач. Если сделать это регулярной практикой (на старшей ступени) и выделять на уроке несколько минут на то, чтобы учащиеся рассказали, что услышали (увидели) во вчерашних новостях, это может иметь огромное значение для развития навыков и умений аудирования.

Принцип 5

Широкое использование технических средств обучения (ТСО) и интернет технологий. Например, выходя на сайты иностранных теле- и радиокомпаний, учащиеся могут в режиме онлайн слушать и смотреть отрывки передач. Если сделать это регулярной практикой (на старшей ступени) и выделять на уроке несколько минут на то, чтобы учащиеся рассказали, что услышали (увидели) во вчерашних новостях, это может иметь огромное значение для развития навыков и умений аудирования.

Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это  упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе  обучения.  Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно  использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование–аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.  Упражнения на тренировку памяти. Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом; Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же  последовательности;  Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;  Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.  Подобрать определения к словам; Составить словосочетания; Закончить фразу, текст и т.д. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.
  • Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.
  • Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование–аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
  • Упражнения на тренировку памяти. Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;
  • Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;
  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;
  • Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.
  • Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
  • Подобрать определения к словам;
  • Составить словосочетания;
  • Закончить фразу, текст и т.д.
  • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.
Увеличивать словарный запас. Чем больше лексический запас, тем легче будет воспринимать речь на слух. Ученик не сможет понимать носителей, пока не обзаведется приличным «багажом» слов. Особое внимание нужно уделить разговорной лексике. Также не стоит пренебрегать изучением идиом и сленговых выражений, они часто используются в разговорном английском. Использование песенного материала также способствует эффективности урока, создает благоприятный психологический климат, так как является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, снижает усталость.

Увеличивать словарный запас. Чем больше лексический запас, тем легче будет воспринимать речь на слух. Ученик не сможет понимать носителей, пока не обзаведется приличным «багажом» слов. Особое внимание нужно уделить разговорной лексике. Также не стоит пренебрегать изучением идиом и сленговых выражений, они часто используются в разговорном английском. Использование песенного материала также способствует эффективности урока, создает благоприятный психологический климат, так как является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, снижает усталость.

Упражнения Упражнения Упражнения Упражнения 1.  Упражнения на развитие речевого слуха: -  упражнения со зрительной опорой, где можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему (учебные фильмы, где картинка полностью отражает содержание текста) - направленное аудирование –узнавание  конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.  2. Упражнения на тренировку памяти: - согласиться  с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста (вместо утверждений можно использовать вопросы) - запомнить информацию в тексте и повторить ее в той же последовательности. - прослушать слова и сгруппировать по признаку. - описание фото или иллюстрации. Работа проводится в парах или группах. Каждая группа учащихся  говорит 1 предложение, относящееся к иллюстрации. Следующая группа должна повторить предыдущее предложение и сказать свое.

Упражнения

Упражнения

Упражнения

Упражнения

1.  Упражнения на развитие речевого слуха:

-  упражнения со зрительной опорой,

где можно применять как печатный текст,

так и иллюстрации к нему (учебные фильмы, где картинка полностью отражает содержание текста)

- направленное аудирование –узнавание  конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.

2. Упражнения на тренировку памяти:

- согласиться  с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста (вместо утверждений можно использовать вопросы)

- запомнить информацию в тексте и повторить ее в той же последовательности.

- прослушать слова и сгруппировать по признаку.

- описание фото или иллюстрации. Работа проводится в парах или группах. Каждая группа учащихся  говорит 1 предложение, относящееся к иллюстрации. Следующая группа должна повторить предыдущее предложение и сказать свое.

Упражнения Упражнения Упражнения 3.  Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования: - подобрать как можно больше определений /синонимов/антонимов к словам. - составить возможные словосочетания с наречиями/глаголами… - упражнения на логическое развитие замысла, предполагающие умение закончить фразу. - определить содержание по заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. - прослушать предложения первого абзаца и назвать вопросы, которые будут рассматриваться в тексте 4.   Упражнения, развивающие умения находить в тексте специфическую информацию : - просмотреть статью и определить основную тему, на основе ключевых слов. - просмотреть текст и сказать, содержит ли он интересующую вас информацию. - Просмотреть текст и определить его характер (описание, рассуждение, повествование). - просмотреть текст и сказать, есть ли в нем ответы на поставленные вопросы

Упражнения

Упражнения

Упражнения

3.  Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования:

- подобрать как можно больше определений /синонимов/антонимов к словам.

- составить возможные словосочетания с наречиями/глаголами…

- упражнения на логическое развитие замысла, предполагающие умение закончить фразу.

- определить содержание по заголовку, ключевым словам, иллюстрациям.

- прослушать предложения первого абзаца и назвать вопросы, которые будут рассматриваться в тексте

4.   Упражнения, развивающие умения находить в тексте специфическую информацию :

- просмотреть статью и определить основную тему, на основе ключевых слов.

- просмотреть текст и сказать, содержит ли он интересующую вас информацию.

- Просмотреть текст и определить его характер (описание, рассуждение, повествование).

- просмотреть текст и сказать, есть ли в нем ответы на поставленные вопросы

Упражнения Упражнения Упражнения 5.  Упражнения, развивающие умения понимать главное в тексте: - выразить согласие/ несогласие с приведенными утверждениями. - ответить на вопросы к тексту. - выбрать правильный ответ из нескольких данных. - составить план прослушанного 6. Упражнения, способствующие полному и точному пониманию всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание: - опираясь на прослушанный текст, закончить предложения, используя предлагаемые варианты. - прочитать план текста и сказать, достаточно ли полно он передает содержание прослушанного текста. - прокомментировать предложения из прослушанного текста.

Упражнения

Упражнения

Упражнения

5.  Упражнения, развивающие умения понимать главное в тексте:

- выразить согласие/ несогласие с приведенными утверждениями.

- ответить на вопросы к тексту.

- выбрать правильный ответ из нескольких данных.

- составить план прослушанного

6. Упражнения, способствующие полному и точному пониманию всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание:

- опираясь на прослушанный текст, закончить предложения, используя предлагаемые варианты.

- прочитать план текста и сказать, достаточно ли полно он передает содержание прослушанного текста.

- прокомментировать предложения из прослушанного текста.

Упражнения 7. Упражнения на использование вокабуляра для развитие стратегий предвосхищения: - определить по формальным признакам, какими частями речи являются выделенные слова. сгруппировать слова с одинаковым корнем/суффиксом/приставками  и  догадаться об их значении. - используя  указанные слова, заполнить пропуски и восстановить предложения. 8. Упражнения в идентификации маркеров дискурса: - прочитать опорные слова и словосочетания и назвать тему текста. - определить, какие слова относятся к второстепенной информации. - исправить ошибки в данных предложениях после прослушивания текста.

Упражнения

7. Упражнения на использование вокабуляра для развитие стратегий предвосхищения:

- определить по формальным признакам, какими частями речи являются выделенные слова.

  • сгруппировать слова с одинаковым корнем/суффиксом/приставками 

и  догадаться об их значении.

- используя  указанные слова, заполнить пропуски и восстановить предложения.

8. Упражнения в идентификации маркеров дискурса:

- прочитать опорные слова и словосочетания и назвать тему текста.

- определить, какие слова относятся к второстепенной информации.

- исправить ошибки в данных предложениях после прослушивания текста.

Ряд приемов 1. Методический прием   «Мозговая атака»  используется с целью активизации имеющихся знаний. Учитель произносит фразу или слово. Учащимся предлагается записать все  слова или фразы  по данной теме.

Ряд приемов

1. Методический прием   «Мозговая атака»  используется с целью активизации имеющихся знаний. Учитель произносит фразу или слово. Учащимся предлагается записать все  слова или фразы  по данной теме.

 Создание  кластеров  является способом графической организации материала. Задание предполагает работу в парах, группах. Посредине листа или доски пишется ключевое слово или предложение по теме. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты. Соединить их с ключевым словом. Получается так называемое «поле идей». Прослушать текст и определить, какие идеи прозвучали в тексте.

Создание  кластеров  является способом графической организации материала. Задание предполагает работу в парах, группах. Посредине листа или доски пишется ключевое слово или предложение по теме. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты. Соединить их с ключевым словом. Получается так называемое «поле идей». Прослушать текст и определить, какие идеи прозвучали в тексте.

3. Стратегия « Ассоциации ». Учитель называет слово по теме. Учащиеся говорятс  чем оно у них ассоциируется. 4. Одними  из эффективных способов являются  использование   тематических иллюстраций  для обсуждения  темы и ответы на вопросы по теме. Вопросы и обсуждения  направлены на  активизацию лексики и знаний по теме, помогают учащимся развивать навыки критического мышления (определение причины, взаимоотношений, делать выводы).

3. Стратегия « Ассоциации ». Учитель называет слово по теме. Учащиеся говорятс  чем оно у них ассоциируется.

4. Одними  из эффективных способов являются  использование   тематических иллюстраций  для обсуждения  темы и ответы на вопросы по теме. Вопросы и обсуждения  направлены на  активизацию лексики и знаний по теме, помогают учащимся развивать навыки критического мышления (определение причины, взаимоотношений, делать выводы).

Прием « Дерево предсказаний » направлен на  прогнозирование событий. Этот прием помогает строить предположения  по поводу развития сюжетной линии рассказа. Выполняя это задание, учащиеся учатся уметь отличать факты от предположений и личного мнения.

Прием « Дерево предсказаний » направлен на  прогнозирование событий. Этот прием помогает строить предположения  по поводу развития сюжетной линии рассказа. Выполняя это задание, учащиеся учатся уметь отличать факты от предположений и личного мнения.

6. Учащиеся сначала читают одну  роль  в  диалоге, потом они пытаются восстановить   вторую, затем  прослушивают диалог и сравнивают. 7. Учащиеся слушают часть истории, выдвигают свои идеи окончания истории, после прослушивания сравнивают. 8. Учащиеся читают заголовки, выдвигают идеи, что случилось, затем слушают текст и сравнивают.

6. Учащиеся сначала читают одну  роль  в  диалоге, потом они пытаются восстановить   вторую, затем  прослушивают диалог и сравнивают.

7. Учащиеся слушают часть истории, выдвигают свои идеи окончания истории, после прослушивания сравнивают.

8. Учащиеся читают заголовки, выдвигают идеи, что случилось, затем слушают текст и сравнивают.

Необходима аккумуляция всего педагогического опыта учителей английского языка с целью реализации всесторонней подготовки учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Реалии современной системы образования таковы, что изменяющиеся критерии оценивания и возросшие требования, предъявляемые к знаниям учеников, проходящих выпускной экзамен за курс средней школы, требуют от учителей постоянного профессионально роста, повышения квалификации, обмена знаниями и практическим опытом с целью создания необходимых условий на уроке для всесторонней успешной подготовки ученика к сдачи ГИА.

Необходима аккумуляция всего педагогического опыта учителей английского языка с целью реализации всесторонней подготовки учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Реалии современной системы образования таковы, что изменяющиеся критерии оценивания и возросшие требования, предъявляемые к знаниям учеников, проходящих выпускной экзамен за курс средней школы, требуют от учителей постоянного профессионально роста, повышения квалификации, обмена знаниями и практическим опытом с целью создания необходимых условий на уроке для всесторонней успешной подготовки ученика к сдачи ГИА.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!