СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания и тесты к уроку по повести "Сокровенный человек" А.П. Платонова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и тесты по повести "Сокровенный человек" А.П. Платонова разработаны по вариантам, в них предусмотрен материал для подготовки написания задания С ЕГЭ по русскому языку и заданий ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Задания и тесты к уроку по повести "Сокровенный человек" А.П. Платонова»



Задания по повести «Сокровенный человек» А.П. Платонова.

  1. Прочитайте отрывок из текста и ответьте на вопросы и выполните задания.

В побелевших открытых глазах Афонина ходили тени текущего грязного воздуха – глаза, как и прозрачной горной породы, отражали осиротевший одним человеком мир. Рядом с Афониным успокоился Кваков, взмокнув кровью, как заржавленный.

На это место с бронепоезда сошёл белый офицер, Леонид Маевский. Он был молод и умён, до войны писал стихи и изучал историю религий. Он остановился у тела Афонина. Тот лежал огромным, грязным и сильным человеком. Маевскому надоела война, он не верил в человеческое общество – и его тянуло к библиотекам. «Неужели они правы? – спросил он себя и мёртвых.- Нет, никто не прав: человечеству осталось одно одиночество. Века мы мучаем друг друга, - значит, надо разойтись и кончить историю». До конца своего последнего дня Маевский не понял, что гораздо легче кончить себя, чем историю. Поздно вечером бронепоезд матросов вскочил на полустанок и начал громить белых в упор. Беспамятная, неистовая сила матросов почти вся полегла трупами – поперёк мёртвого отряда железнодорожников, но из белых совсем никто не ушёл. Маевский застрелился в поезде, и отчаяние его было так велико, что он умер раньше своего выстрела. Его последняя неверующая скорбь равнялась равнодушию пришедшего потом матроса, обменявшего свою обмундировку на его. Ночью два поезда стояли рядом, наполненные спящими и мёртвыми людьми. Усталость живых была больше чувства опасности – и ни один часовой не стоял на затихшем полустанке. Утром два броневых поезда пошли в город и помогли сбить и расстрелять белую кавалерию, двое суток рвавшуюся на город и еле сдерживаемую слабыми отрядами молодых красноармейцев. Пухов прошёлся по городу. Пожары потухли, кое-какое недвижимое имущество погибло, но люди остались полностью. Оглядев по-хозяйски город, вечером он сказал Зворычному: «Война нам убыточна – пора её кончить!» Зворычный чувствовал себя помощником убийцы и молча держал свой характер против Пухова.

С1. Как вы понимаете смысл следующего предложения: «Он остановился у тела Афонина. Тот лежал огромным, грязным и сильным человеком»? Какой стилистический прием использует автор в этом предложении? Найдите примеры метафор, олицетворения. Найдите антонимы в этом отрывке. Какой приём использует автор для описания белых и красных (офицера Маевского и комиссара Афонина)?

Как вы понимаете смысл следующего предложения: «Война нам убыточна – пора её кончить!». Найдите примеры противопоставления белых и красных. С какой целью это делает автор?

Нашел ли герой свое счастье? Можно ли считать, что в финале повести странствия Фомы заканчиваются?

Какие смысловые оттенки слова «странник» реализуются в повести? Какие странности революции замечает автор?

Почему Платонов не дает описания городов, в которых побывал Пухов? Каков символический смысл дороги в повести?

В чем, по мнению Пухова, преимущество религии перед революцией? Как можно истолковать выражение «неуместное сердце»?

Какое впечатление производит первая фраза повести? Как объясняет Платонов поступок Пухова? На антитезе каких философских категорий строится первая фраза повести?

Смысл названия повести А. Платонова. Каково значение слова «сокровенный»? Что означает выражение «сокровенный человек» применительно к герою повести?



























Вариант I – III.

В побелевших открытых глазах Афонина ходили тени текущего грязного воздуха – глаза, как и прозрачной горной породы, отражали осиротевший одним человеком мир. Рядом с Афониным успокоился Кваков, взмокнув кровью, как заржавленный.

На это место с бронепоезда сошёл белый офицер, Леонид Маевский. Он был молод и умён, до войны писал стихи и изучал историю религий. Он остановился у тела Афонина. Тот лежал огромным, грязным и сильным человеком. Маевскому надоела война, он не верил в человеческое общество – и его тянуло к библиотекам. «Неужели они правы? – спросил он себя и мёртвых.- Нет, никто не прав: человечеству осталось одно одиночество. Века мы мучаем друг друга, - значит, надо разойтись и кончить историю». До конца своего последнего дня Маевский не понял, что гораздо легче кончить себя, чем историю. Поздно вечером бронепоезд матросов вскочил на полустанок и начал громить белых в упор. Беспамятная, неистовая сила матросов почти вся полегла трупами – поперёк мёртвого отряда железнодорожников, но из белых совсем никто не ушёл. Маевский застрелился в поезде, и отчаяние его было так велико, что он умер раньше своего выстрела. Его последняя неверующая скорбь равнялась равнодушию пришедшего потом матроса, обменявшего свою обмундировку на его. Ночью два поезда стояли рядом, наполненные спящими и мёртвыми людьми. Усталость живых была больше чувства опасности – и ни один часовой не стоял на затихшем полустанке. Утром два броневых поезда пошли в город и помогли сбить и расстрелять белую кавалерию, двое суток рвавшуюся на город и еле сдерживаемую слабыми отрядами молодых красноармейцев. Пухов прошёлся по городу. Пожары потухли, кое-какое недвижимое имущество погибло, но люди остались полностью. Оглядев по-хозяйски город, вечером он сказал Зворычному: «Война нам убыточна – пора её кончить!» Зворычный чувствовал себя помощником убийцы и молча держал свой характер против Пухова.





Вариант I.

А1. Почему уцелели рабочие, когда их расстреливал казачий отряд? □ не у всех казаков было оружие ; □ машинист открыл паровой кран инжектора □ в рабочие спрятались под паровозы; □ рабочие убежали и провалились в сугробы. А2. В каком городе с порочным климатом Пухов прожил четыре месяца? □ в Новороссийске; □ в Баку; □ в Похаринске; □ в Ростове. А3. Что хранил дома целый пуд Фома Егорович Пухов? □ картофель; □ махорку; □ запчасти для машины; □ муку. А4. Кого должны были уничтожить в Крыму красноармейцы по приказу командования? □ Деникина; □ Врангеля; □ Чапаева; □ Каледина. А5. На чём спал Пухов в машинном сарае? □ на кровати; □ на рогоже; □ в соломе; □ на инструментальном ящике. А6. Как объяснял Зворычный Пухову, что такое коммунизм? □ Электрификация всей страны; □ святая обязанность; □ рабство; □ равноправие наций.

В1. Смысл названия повести А. Платонова. Каково значение слова «сокровенный»? Что означает выражение «сокровенный человек» применительно к герою повести?

В2. Почему Платонов не дает описания городов, в которых побывал Пухов? Каков символический смысл дороги в повести?

С1. Как вы понимаете смысл следующего предложения: «Он остановился у тела Афонина. Тот лежал огромным, грязным и сильным человеком»? Напишите рассуждение с доказательствами из текста.

С2. Какой стилистический прием использует автор в этом предложении?

С3. Выпишите примеры метафор, олицетворения. С4. Выпишите антонимы из этого отрывка. Какой приём использует автор для описания белых и красных ( офицера Маевского и комиссара Афонина)?





Вариант II.

А1. Какие любимые птицы были у молодого Пухова, которые летали за Ростовом? □ грачи; □ ласточки; □ вороны; □ синицы. А2. Для чего Шариков поставил Пухова машинистом на нефтяной двигатель? □ ремонтировать двигатель; □ охранять; □ перекачивать нефть; □ наблюдать солнце. А3. Почему Пухов не ходил на политграмоту? □ хотел спать; □ много работал; □ нянчил детей; □ хотел узнать всё из книг. А4. Какую рыбу хотел сменять на запасные кальсоны Пухов на привокзальном рынке? □ щуку; □ морского окуня; □ воблу; □ кильку. А5. Для чего Шариков поставил Пухова машинистом на нефтяной двигатель? □ ремонтировать двигатель; □ охранять; □ перекачивать нефть; □ наблюдать солнце. А6. В какую игру играл Пухов ночью с красноармейцами? □ шашки; □ в вист; □ кегли; □ шахматы.

В1. Нашел ли герой свое счастье? Можно ли считать, что в финале повести странствия Фомы заканчиваются?

В2. Какое впечатление производит первая фраза повести? Как объясняет Платонов поступок Пухова? На антитезе каких философских категорий строится первая фраза повести? С1. Докажите, что Платонов, описывая столкновение белых и красных, изображает гражданскую войну как национальную трагедию. Напишите рассуждение с доказательствами из текста.

С2. Какой стилистический прием использует автор в этом предложении?

С3. Выпишите примеры метафор, олицетворения. С4. Выпишите антонимы из этого отрывка. Какой приём использует автор для описания белых и красных ( офицера Маевского и комиссара Афонина)?







Вариант III.

А1. Почему Пухов не ходил на политграмоту? □ хотел спать; □ много работал; □ нянчил детей; □ хотел узнать всё из книг. А2. Какую рыбу хотел сменять на запасные кальсоны Пухов на привокзальном рынке? □ щуку; □ морского окуня; □ воблу; □ кильку. А3. Почему уцелели рабочие, когда их расстреливал казачий отряд? □ не у всех казаков было оружие ; □ машинист открыл паровой кран инжектора □ в рабочие спрятались под паровозы; □ рабочие убежали и провалились в сугробы. А4. Как объяснял Зворычный Пухову, что такое коммунизм? □ Электрификация всей страны; □ святая обязанность; □ рабство; □ равноправие наций.

В1. Какие смысловые оттенки слова «странник» реализуются в повести? Какие странности революции замечает автор?

В2. В чем, по мнению Пухова, преимущество религии перед революцией? Как можно истолковать выражение «неуместное сердце»?

С1. Докажите, что описывая Маевского, Платонов восхищается им и одновременно скорбит о его гибели.

С2. Какой стилистический прием использует автор в этом предложении?

С3. Выпишите примеры метафор, олицетворения. С4. Выпишите антонимы из этого отрывка. Какой приём использует автор для описания белых и красных ( офицера Маевского и комиссара Афонина)?



















Тест

А1. Какие любимые птицы были у молодого Пухова, которые летали за Ростовом? □ грачи; □ ласточки; □ вороны; □ синицы. А2. Для чего Шариков поставил Пухова машинистом на нефтяной двигатель? □ ремонтировать двигатель; □ охранять; □ перекачивать нефть; □ наблюдать солнце. А3. Почему Пухов не ходил на политграмоту? □ хотел спать; □ много работал; □ нянчил детей; □ хотел узнать всё из книг. А4. Куда приехал Пухов в конце повести? □ в Баку; □ в Москву; □ в Царицын; □ в Воронеж. А5. На чём спал Пухов в машинном сарае? □ на кровати; □ на рогоже; □ в соломе; □ на инструментальном ящике. А6. Как объяснял Зворычный Пухову, что такое коммунизм? □ Электрификация всей страны; □ святая обязанность; □ рабство; □ равноправие наций. А7. Какую рыбу хотел сменять на запасные кальсоны Пухов на привокзальном рынке? □ щуку; □ морского окуня; □ воблу; □ кильку. А8. В каком городе с порочным климатом Пухов прожил четыре месяца? □ в Новороссийске; □ в Баку; □ в Похаринске; □ в Ростове. А9. Кого должны были уничтожить в Крыму красноармейцы по приказу командования? □ Деникина; □ Врангеля; □ Чапаева; □ Каледина. А10. В какую игру играл Пухов ночью с красноармейцами? □ шашки; □ в вист; □ кегли; □ шахматы. А11. Почему уцелели рабочие, когда их расстреливал казачий отряд? □ не у всех казаков было оружие ; □ машинист открыл паровой кран инжектора; □ в рабочие спрятались под паровозы; □ рабочие убежали и провалились в сугробы. А12. Что хранил дома целый пуд Фома Егоровия Пухов? □ картофель; □ махорку; □ запчасти для машины; □ муку.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!