СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ЕГЭ по литературе по поэзии В.В.Маяковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по поэзии В.В.Маяковского

Просмотр содержимого документа
«Задания ЕГЭ по литературе по поэзии В.В.Маяковского»

- Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»? (17.3)

- Против чего протестует герой ранней лирики В.В. Маяковского? (17.3)



Текст 1


НАТЕ!


Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, надоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.


(В.В. Маяковский)


- Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков, использованный поэтом в стихотворении: «Через час отсюда в чистый переулок/ вытечет по человеку…»?

- Как называется прием единоначатия, использованный поэтом во второй строфе стихотворения?

- К какому художественному приёму, предполагающему преувеличение размеров, количества, значения явлений, прибегает в стихотворении В. Маяковский, называя толпу «стоглавой вошью»?

- Укажите тип композиции, характеризующийся возвращением поэта к исходному образу: «я – бесценных слов мот и транжир».

8. В чём проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества

В. Маяковского

9. В каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?


Текст 2


ПОСЛУШАЙТЕ

 

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плево́чки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвёздную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звёзды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(В.В. Маяковский , 1914)

 



- Стихотворение открывается и заканчивается одним и тем же обращением. Как называется подобный тип композиции?

- К кому и почему обращается поэт в своём стихотворении?

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).

  

 1) 

риторический вопрос

  

 2) 

анафора

  

 3) 

сравнение

  

 4) 

метонимия

  

 5) 

эпитет


- Поэт соотносит людскую массу, равнодушную к звездам, с тем, кто называет их «жемчужиной». Как называется использованный автором приём противопоставления предметов и явлений?

- К какому авангардистскому течению в поэзии начала XX века относится раннее творчество В.В. Маяковского?

- Назовите тематическую разновидность лирики, к которой принадлежит стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» и которая обращена к «вечным» вопросам бытия.

8. В каких произведениях русских поэтов герои обращаются к звездам

9. В чём эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте»?



Текст 3

  ПРОЩАНИЕ

                    В авто,

                              последний франк разменяв.

                   – В котором часу на Марсель? –

                    Париж

                                бежит,

                                            провожая меня,

                    во всей

                          невозможной красе.

                    Подступай

                                     к глазам,

                                               разлуки жижа,

                    сердце

                               мне

                                     сантиментальностью расквась!

                    Я хотел бы

                                       жить

                                                и умереть в Париже,

                    если б не было

                                            такой земли –

                                                                   Москва.

                                                       (В.В. Маяковский, 1925) 

- Многие стихотворения В.В. Маяковского, включая «Прощание», отличает необычное расположение строк. Какое название оно получило?

- Назовите модернистское поэтическое течение, одним из лидеров которого являлся В.В. Маяковский.

- Каким термином обозначается созвучие концов стихотворных строк (разменяв – меня; Марсель – красе и т.п.)?

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

сравнение

  

 2) 

инверсия

  

 3) 

анафора

  

 4) 

метафора

  

 5) 

эпитет


- Назовите стилистический приём, основанный на использовании одинаковых согласных звуков в строке:

                       Париж

                                бежит,

                                            провожая меня,

                      во всей

                          невозможной красе.

 

8. Какие чувства переполняют лирического героя стихотворения «Прощание»?

9. В каких произведениях отечественной поэзии звучат патриотические мотивы 
и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского?

Текст 4


ОБЛАКО В ШТАНАХ (фрагмент) 

Славьте меня!

Я великим не чета.

Я над всем, что сделано,

ставлю «nihil»1.

 

Никогда

ничего не хочу читать.

Книги?

Что книги!

 

Я раньше думал –

книги делаются так:

пришёл поэт,

легко разжал уста,

и сразу запел вдохновенный простак –

пожалуйста!

А оказывается –

прежде чем начнёт петься,

долго ходят, размозолев от брожения,

и тихо барахтается в тине сердца

глупая вобла воображения.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьёв какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

 

Городов вавилонские башни,

возгордясь, возносим снова,

а Бог

города на пашни

рушит,

мешая слово.

 

Улица мýку молча пёрла.

Крик торчком стоял из глотки.

Топорщились, застрявшие поперёк горла,

пухлые taxi2 и костлявые пролётки.

Грудь испешеходили.

 

Чахотки площе.

Город дорогу мраком запер.

 

И когда –

всё-таки! –

выхаркнула давку на площадь,

спихнув наступившую на горло паперть,

думалось:

в хóрах архангелова хорала

Бог, ограбленный, идёт карать!

 

А улица присела и заорала:

«Идёмте жрать!»

(В.В. Маяковский, 1914–1915)

____________________

1 Ничто (лат.). 2 Такси (фр.).

- Укажите жанр, к которому относится «Облако в штанах» В.В. Маяковского.

- В этом фрагменте неоднократно использовано средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, например «тихо барахтается в тине сердца // глупая вобла воображения». Как оно называется?

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в восьми первых строчках данного фрагмента.

  

 1) 

анафора

  

 2) 

риторические вопросы и восклицания

  

 3) 

гипербола

  

 4) 

инверсия

  

 5) 

сравнение


- Как называется созвучие концов стихотворных строк (пиликая – безъязыкая; варево – разговаривать и т. п.)?

8. Что лежит в основе противостояния героя и толпы в «Облаке в штанах»?

- Какой вид звукописи является средством создания художественного образа   в этой строке: «в хóрах архангелова хорала»?


Текст 5

«ОБЛАКО В ШТАНАХ» (отрывок) 

Это было,

было в Одессе.

 

«Приду в четыре», – сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

 

Вот и вечер

в ночную жуть

ушёл от окон,

хмурый,

декабрый.

 

В дряхлую спину хохочут и ржут

канделябры.

 

Меня сейчас узнать не могли бы:

жилистая громадина

стонет,

корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

 

Ведь для себя не важно

и то, что бронзовый,

и то, что сердце – холодной железкою.

Ночью хочется звон свой

спрятать в мягкое,

в женское.

 

И вот,

громадный,

горблюсь в окне,

плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая –

большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

должно быть, маленький,

смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

 

Ещё и ещё,

уткнувшись дождю

лицом в его лицо рябое,

жду,

обрызганный громом городского прибоя.

 (В.В. Маяковский, 1914–1915)

 - Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в заключительной части фрагмента – от слов «И вот, громадный…» до слов «…громом городского прибоя».


  

 1) 

сравнение

  

 2) 

антитеза

  

 3) 

инверсия

  

 4) 

анафора

  

 5) 

эпитет


 - В своем произведении В.В. Маяковский использует созданные им новые слова: «декабрый», «любёночек». Назовите термин, которым обозначают такие слова.

- Как называется приём одушевления предмета, использованный поэтом в строках «хохочут и ржут канделябры»?

- В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема неразделённой любви и в чём эти произведения близки поэме В.В. Маяковского?

- Как называется авангардистское течение в поэзии, ярким представителем которого явился В.В. Маяковский?

- Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор: «плавлю лбом стекло», «обрызганный громом городского прибоя»?

8. Каково эмоциональное состояние лирического героя, ожидающего прихода возлюбленной, и как оно его характеризует?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!