Текст 1
РОДИНА
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
(К.М. Симонов, 1941)
- К какому роду литературы относится стихотворение К.М. Симонова «Родина»?
- Каким термином обозначается описание природы в художественном произведении («Клочок земли, припавший к тём берёзам, / Далёкую дорогу за леском…»)?
- Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке: «…Речонку со скрипучим перевозом…»
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных К.М. Симоновым в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олицетворение
2) инверсия
3) сравнение
4) анафора
5) гротеск
- Определите размер, которым написано стихотворение К.М. Симонова (без указания количества стоп).
8. Как в стихотворении К.М. Симонова связаны размышления о подвиге на войне с темой малой родины?
9. В каких произведениях отечественных поэтов звучит тема любви к своему родному краю и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением К.М. Симонова?
Текст 2
ЖИВОПИСЦЫ
Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти словно листья.
Словно листья,
словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.
Мостовая пусть качнётся, как очнётся!
Пусть начнётся, что ещё не началось!
Вы рисуйте, вы рисуйте,
вам зачтётся...
Что гадать нам:
удалось – не удалось?
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, нашу зиму и весну...
Ничего, что мы чужие.
Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.
(Б.Ш. Окуджава, 1959)
- К какому роду литературы относится произведение Б.Ш. Окуджавы?
- Как называется герой стихотворения, выступающий от 1-го лица?
- Укажите художественный приём, к которому прибегает автор в строке:
чтобы были ваши кисти словно листья.
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) метафора
2) неологизм
3) повтор
4) эпитет
5) гротеск
- Как называется созвучие концов стихотворных строк (голубое – с любовью; городской – Тверской и т.д.)?
8. В чём, по мнению поэта, заключается миссия искусства?
9. В каких произведениях отечественных поэтов воплотилась тема творчества
и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением
Б.Ш. Окуджавы?
Текст 3
* * *
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно –
Живёшь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,
Пусть дождём опадают сирени, –
Всё равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели!
Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света, –
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, –
Всё равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море!
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
Украду, если кража тебе по душе, –
Зря ли я столько сил разбазарил?!
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
(В.С. Высоцкий, 1970)
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гротеск
2) звукопись
3) ирония
4) эпитет
5) анафора
- К какому роду литературы относится стихотворение В.С. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…»?
- Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует гиперболу.
- Укажите приём, к которому автор прибегает в строке: «Пусть дождём опадают сирени…».
- Как называется вид рифмовки (АВАВ), использованный В.С. Высоцким в этом стихотворении?
8. Какими эмоциями окрашено обращение поэта к возлюбленной?
9. В каких произведениях русских поэтов создан образ возлюбленной и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.С. Высоцкого?
Текст 4
СОРОКОВЫЕ
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Д.С. Самойлов, 1961)
- Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже),
в которой поэт использует олицетворение.
- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) звукопись
2) инверсия
3) сравнение
4) повтор
5) гипербола
- Укажите размер, которым написано стихотворение Д.С. Самойлова «Сороковые» (без указания количества стоп)
- Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.
- Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я»
в лирическом стихотворении?
8. Как в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» отображены сила духа
и жизнелюбие военного поколения?
9. Какие произведения отечественных поэтов посвящены Великой Отечественной войне и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д.С. Самойлова «Сороковые»?
Текст 5
НОЧНОЙ ДОЖДЬ
То были капли дождевые,
Летящие из света в тень.
По воле случая впервые
Мы встретились в ненастный день,
И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей,
О том, что лето миновало,
Что жизнь тревожна и светла,
И как ты ни жила, но мало,
Так мало на земле жила.
Как слёзы, капли дождевые
Светились на лице твоём,
А я ещё не знал, какие
Безумства мы переживём.
Я голос твой далёкий слышу,
Друг другу нам нельзя помочь,
И дождь всю ночь стучит о крышу,
Как и тогда стучал всю ночь.
(А.А. Тарковский, 1941–1962)
-Как называется созвучие концов строк в стихотворении (дождевые – впервые; в тень – день)?
-Определите размер стихотворения А.А. Тарковского (без указания количества стоп).
-Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гипербола
2) звукопись
3) повтор
4) анафора
5) инверсия
-Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?
-Укажите приём одушевления неживого, к которому автор прибегает в строках:
И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей…
8. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?
9. В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Тарковского?
Текст 6
* * *
Студёный май. Ещё на ветках зябли
Ночами почки. Но земля цвела.
Я деревянный вырезал кораблик
И прикрепил два паруса-крыла.
И вот, по бликам солнечным кочуя,
По ледяной, по выпуклой реке
На ненадёжных парусах вкосую
Он уплывал куда-то налегке.
Не сознавая важности минуты,
Я не прощался, шапкой не махал,
Но так мне было грустно почему-то,
Как будто впрямь кого-то провожал.
А в синеве, где, выйдя в путь далёкий,
Смешалась с небом талая вода,
Качался парус детства одинокий
И льдинкой белой таял навсегда...
(В.Н. Соколов, 1949)
-Как называется художественный приём, основанный на переносе свойств одного предмета на другой по их сходству («по бликам солнечным кочуя», «смешалась с небом талая вода»)?
-Назовите приём усиления выразительности художественной речи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков:
Я деревянный вырезал кораблик
И прикрепил два паруса-крыла.
-Каким термином обозначается созвучие концов стихотворных строк (например, зябли – кораблик; цвела – крыла)?
-Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инверсия
2) ирония
3) олицетворение
4) неологизм
5) эпитет
-Определите размер, которым написано данное стихотворение В.Н. Соколова (без указания количества стоп).
8. Как образ кораблика раскрывает основную мысль стихотворения?
9. В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема расставания с прошлым и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.Н. Соколова «Студёный май. Ещё на ветках зябли…»?
Текст 7
* * *
Он
Перед нами
Открывает душу,
А может быть, и новые моря,
И новую неведомую сушу,
И глубь, и высь...
Короче говоря –
Вдруг видно всё, чему ещё не верят
К вчерашнему привычные глаза,
Чего вершки вчерашние не мерят,
Вчерашние не держат тормоза.
Как открывает новую планету
Среди небесной бездны астроном,
Так открывать приходится поэту
Весь этот мир. Ведь ни о чём ином –
Об этом, что ни миг, то новом мире
Ведёт он нескончаемый рассказ,
И горизонты делаются шире
От этого у каждого из нас.
(Л.Н. Мартынов, 1959)
-Как называется средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов, явлений («Как открывает новую планету / Среди небесной бездны астроном, / Так открывать приходится поэту / Весь этот мир».)?
-Чтобы подчеркнуть изменение привычного взгляда на мир, поэт неоднократно использует одно и то же слово:
…К вчерашнему привычные глаза,
Чего вершки вчерашние не мерят,
Вчерашние не держат тормоза.
Назовите этот приём.
-Автор стихотворения последовательно противопоставляет вчерашнее
и новое. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?
-Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сарказм
2) инверсия
3) звукопись
4) эпитет
5) гротеск
-Определите размер, которым написано данное стихотворение (без указания количества стоп).
8. В чём автор стихотворения видит высокое предназначение поэта?
9. В каких произведениях отечественной лирики звучит тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Л.Н. Мартынова «Он перед нами открывает душу…»?
Текст 8
ТОВАРИЩ
Вслед за врагом пять дней за пядью пядь
Мы по пятам на Запад шли опять.
На пятый день под яростным огнём
Упал товарищ, к Западу лицом.
Как шёл вперёд, как умер на бегу,
Так и упал и замер на снегу.
Так широко он руки разбросал,
Как будто разом всю страну обнял.
Мать будет плакать много горьких дней,
Победа сына не воротит ей.
Но сыну было – пусть узнает мать –
Лицом на Запад легче умирать.
(К.М. Симонов, 1941)
-Назовите род литературы, к которому относится произведение
К.М. Симонова.
-Какой вид рифмовки (АА ВВ…) использовал поэт?
-Укажите художественный приём, к которому прибегает автор в строках:
Так широко он руки разбросал,
Как будто разом всю страну обнял.
-Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпитет
2) инверсия
3) ирония
4) оксюморон
5) повтор
-Определите размер, которым написано стихотворение К.М. Симонова «Товарищ» (без указания количества стоп).
8. Какой смысл содержит заключительная строка стихотворения «Товарищ»?
9. В каких произведениях отечественных поэтов и писателей создан образ солдата и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением К.М. Симонова?
Занимательная теория литературы
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 5 класс ФГОС
Русская литература 6 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 8 класс ФГОС
Русская литература 7 класс ФГОС
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
© 2018, Джанаева Ирина Казбековна 9794 137
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей