СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ЕГЭ по литературе по поэзии второй половины 20 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ по поэзии второй половины 20 века

Просмотр содержимого документа
«Задания ЕГЭ по литературе по поэзии второй половины 20 века»

Текст 1


РОДИНА

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

 

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

 

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

 

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

 

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

 

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

(К.М. Симонов, 1941)

- К какому роду литературы относится стихотворение К.М. Симонова «Родина»?

- Каким термином обозначается описание природы в художественном произведении («Клочок земли, припавший к тём берёзам, / Далёкую дорогу за леском…»)?

- Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке: «…Речонку со скрипучим перевозом…»

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных К.М. Симоновым в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) олицетворение

2) инверсия 

3) сравнение 

4) анафора 

5) гротеск

- Определите размер, которым написано стихотворение К.М. Симонова (без указания количества стоп).

8. Как в стихотворении К.М. Симонова связаны размышления о подвиге на войне с темой малой родины?

9. В каких произведениях отечественных поэтов звучит тема любви к своему родному краю и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением К.М. Симонова?

Текст 2


ЖИВОПИСЦЫ

Живописцы, окуните ваши кисти

в суету дворов арбатских и в зарю,

чтобы были ваши кисти словно листья.

Словно листья,

              словно листья к ноябрю.

 

Окуните ваши кисти в голубое,

по традиции забытой городской,

нарисуйте и прилежно и с любовью,

как с любовью мы проходим по Тверской.

Мостовая пусть качнётся, как очнётся!

Пусть начнётся, что ещё не началось!

Вы рисуйте, вы рисуйте,

                    вам зачтётся...

Что гадать нам:

             удалось – не удалось?

 

Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,

наше лето, нашу зиму и весну...

Ничего, что мы чужие.

                     Вы рисуйте!

Я потом, что непонятно, объясню.

 

(Б.Ш. Окуджава, 1959)


- К какому роду литературы относится произведение Б.Ш. Окуджавы?

- Как называется герой стихотворения, выступающий от 1-го лица?

- Укажите художественный приём, к которому прибегает автор в строке:

чтобы были ваши кисти словно листья.

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) метафора

2) неологизм

3) повтор

4) эпитет

5) гротеск

- Как называется созвучие концов стихотворных строк (голубое – с любовью; городской – Тверской и т.д.)?

8. В чём, по мнению поэта, заключается миссия искусства?

9. В каких произведениях отечественных поэтов воплотилась тема творчества 
и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением 
Б.Ш. Окуджавы?







Текст 3


* * *

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно –

Живёшь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.

 

Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,

Пусть дождём опадают сирени, –

Всё равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели!

 

Твой мир колдунами на тысячи лет

Укрыт от меня и от света, –

И думаешь ты, что прекраснее нет,

Чем лес заколдованный этот.

 

Пусть на листьях не будет росы поутру,

Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, –

Всё равно я отсюда тебя заберу

В светлый терем с балконом на море!

 

В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно,

Когда я тебя на руках унесу

Туда, где найти невозможно?

 

Украду, если кража тебе по душе, –

Зря ли я столько сил разбазарил?!

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем с дворцом кто-то занял!

(В.С. Высоцкий, 1970)

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гротеск

2) звукопись

3) ирония

4) эпитет

5) анафора

- К какому роду литературы относится стихотворение В.С. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…»?

- Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует гиперболу.

- Укажите приём, к которому автор прибегает в строке: «Пусть дождём опадают сирени…».

- Как называется вид рифмовки (АВАВ), использованный В.С. Высоцким в этом стихотворении?

8. Какими эмоциями окрашено обращение поэта к возлюбленной?

9. В каких произведениях русских поэтов создан образ возлюбленной и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.С. Высоцкого?

Текст 4


СОРОКОВЫЕ

 

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

 

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

 

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало – 

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

 

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

 

(Д.С. Самойлов, 1961)


- Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), 
в которой поэт использует олицетворение.

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) звукопись

2) инверсия

3) сравнение

4) повтор

5) гипербола

- Укажите размер, которым написано стихотворение Д.С. Самойлова «Сороковые» (без указания количества стоп)

- Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.

- Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» 
в лирическом стихотворении?

8. Как в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» отображены сила духа 
и жизнелюбие военного поколения?

9. Какие произведения отечественных поэтов посвящены Великой Отечественной войне и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д.С. Самойлова «Сороковые»?



Текст 5


НОЧНОЙ ДОЖДЬ

То были капли дождевые,

Летящие из света в тень.

По воле случая впервые

Мы встретились в ненастный день,

 

И только радуги в тумане

Вокруг неярких фонарей

Поведали тебе заране

О близости любви моей,

 

О том, что лето миновало,

Что жизнь тревожна и светла,

И как ты ни жила, но мало,

Так мало на земле жила.

 

Как слёзы, капли дождевые

Светились на лице твоём,

А я ещё не знал, какие

Безумства мы переживём.

 

Я голос твой далёкий слышу,

Друг другу нам нельзя помочь,

И дождь всю ночь стучит о крышу,

Как и тогда стучал всю ночь. 

(А.А. Тарковский, 1941–1962)

-Как называется созвучие концов строк в стихотворении (дождевые – впервые; в тень – день)?

-Определите размер стихотворения А.А. Тарковского (без указания количества стоп).

-Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола 

2) звукопись 

3) повтор 

4) анафора 

5) инверсия 

-Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?

-Укажите приём одушевления неживого, к которому автор прибегает в строках:

И только радуги в тумане

Вокруг неярких фонарей

Поведали тебе заране

О близости любви моей…

8. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

9. В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Тарковского?


Текст 6


* * *

Студёный май. Ещё на ветках зябли

Ночами почки. Но земля цвела.

Я деревянный вырезал кораблик

И прикрепил два паруса-крыла.

 

И вот, по бликам солнечным кочуя,

По ледяной, по выпуклой реке

На ненадёжных парусах вкосую

Он уплывал куда-то налегке.

 

Не сознавая важности минуты,

Я не прощался, шапкой не махал,

Но так мне было грустно почему-то,

Как будто впрямь кого-то провожал.

 

А в синеве, где, выйдя в путь далёкий,

Смешалась с небом талая вода,

Качался парус детства одинокий

И льдинкой белой таял навсегда...

(В.Н. Соколов, 1949)

-Как называется художественный приём, основанный на переносе свойств одного предмета на другой по их сходству («по бликам солнечным кочуя», «смешалась с небом талая вода»)?

-Назовите приём усиления выразительности художественной речи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков:

Я деревянный вырезал кораблик

И прикрепил два паруса-крыла.

-Каким термином обозначается созвучие концов стихотворных строк (например, зябли – кораблик; цвела – крыла)?

-Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) инверсия

2) ирония

3) олицетворение

4) неологизм

5) эпитет

-Определите размер, которым написано данное стихотворение В.Н. Соколова (без указания количества стоп).

8. Как  образ кораблика раскрывает основную мысль стихотворения?

9. В каких произведениях отечественной поэзии звучит тема расставания с прошлым и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.Н. Соколова «Студёный май. Ещё на ветках зябли…»?


Текст 7

* * *

Он

Перед нами

Открывает душу,

А может быть, и новые моря,

И новую неведомую сушу,

И глубь, и высь...

 

Короче говоря –

Вдруг видно всё, чему ещё не верят

К вчерашнему привычные глаза,

Чего вершки вчерашние не мерят,

Вчерашние не держат тормоза.

 

Как открывает новую планету

Среди небесной бездны астроном,

Так открывать приходится поэту

Весь этот мир. Ведь ни о чём ином –

Об этом, что ни миг, то новом мире

Ведёт он нескончаемый рассказ,

И горизонты делаются шире

От этого у каждого из нас.

(Л.Н. Мартынов, 1959) 


-Как называется средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов, явлений («Как открывает новую планету / Среди небесной бездны астроном, / Так открывать приходится поэту / Весь этот мир».)?

-Чтобы подчеркнуть изменение привычного взгляда на мир, поэт неоднократно использует одно и то же слово:

…К вчерашнему привычные глаза,

Чего вершки вчерашние не мерят,

Вчерашние не держат тормоза.

Назовите этот приём.

-Автор стихотворения последовательно противопоставляет вчерашнее 
и новое. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?

-Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сарказм

2) инверсия

3) звукопись

4) эпитет

5) гротеск

-Определите размер, которым написано данное стихотворение (без указания количества стоп).

8. В чём автор стихотворения видит высокое предназначение поэта?

9. В каких произведениях отечественной лирики звучит тема творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Л.Н. Мартынова «Он перед нами открывает душу…»?


Текст 8

ТОВАРИЩ

Вслед за врагом пять дней за пядью пядь

Мы по пятам на Запад шли опять.

 

На пятый день под яростным огнём

Упал товарищ, к Западу лицом.

 

Как шёл вперёд, как умер на бегу,

Так и упал и замер на снегу.

 

Так широко он руки разбросал,

Как будто разом всю страну обнял.

 

Мать будет плакать много горьких дней,

Победа сына не воротит ей.

 

Но сыну было – пусть узнает мать –

Лицом на Запад легче умирать.


(К.М. Симонов, 1941)


-Назовите род литературы, к которому относится произведение 
К.М. Симонова.

-Какой вид рифмовки (АА  ВВ…) использовал поэт?

-Укажите художественный приём, к которому прибегает автор в строках:

Так широко он руки разбросал,

Как будто разом всю страну обнял.

-Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эпитет

2) инверсия

3) ирония

4) оксюморон

5) повтор

-Определите размер, которым написано стихотворение К.М. Симонова «Товарищ» (без указания количества стоп).

8. Какой смысл содержит заключительная строка стихотворения «Товарищ»?

9. В каких произведениях отечественных поэтов и писателей создан образ солдата и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением К.М. Симонова?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

04.04.2018 22:39
Джанаева Ирина Казбековна @daniri62
@id87571414Пожалуйста!
04.04.2018 14:18
Эмрих Елена Юрьевна @idEmrikhElena
Пригодится. Большое спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя