СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания к урокам в 5 классе по главе "Первобытное общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические задания к первой главе "Первобытные люди"

Просмотр содержимого документа
«Задания к урокам в 5 классе по главе "Первобытное общество"»

Карточка № 1

Гипотезы:

1. Архив

А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)

2. Библиотека

Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого

3. Музей

В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали



1

2

3




Карточка № 3 Работа с историческим источником

Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

1.Какие занятия были знакомы жителям поселка?



2. Что было развито больше – скотоводство или охота?



3. Какие животные были уже приручены

Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

О чем расскажет ученым этот письменный источник?



Карточка № 4 Распределите источники на вещественные и письменные



1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда

8.домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.



Карточка № 5 Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.

1.Новый Год;

А. 23 февраля;

2.Праздник Весны и Труда;

Б. 1 января;

3.День Защитника Отечества;

В. 9 мая;

4.Рождество Христово;

Г. 1 мая;

5.День Победы;

Д. 4 ноября;

6.День народного единства;

Е. 7 января;

7.День независимости России;

Ж. 8 марта;

8.Международный женский день.

З. 12 июня.

Карточка № 6 Самостоятельная работа в тетрадях

- Напиши века римскими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20











Карточка № 2 Работа с текстом

«Исторические источники»

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

2. устные;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.



Выписать в тетрадь определение исторического источника?

Какая наука занимается историческими источниками? А………………Я













Задания по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»



1.Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники (не менее 5 предложений):

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…, поэтому…

Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.

2.Найдите не менее 4 ошибок в тексте и выпиши их в тетрадь:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логового кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.



3.Вставьте пропущенные слова: Мы научились ………….. посуду и одежду.

1.Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.

2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать _______________. Так мы изобрели __________.

3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.

Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество





4.Тестирование по теме:

1.Земледелие возникло из : 2. Найдите лишнее :

А) охоты В земледельческих работах применяли:

Б) собирательство А) мотыгу

В) рыболовства Б) серп

Г) ремесла В) каменный топор

Г) гончарный круг

3.Земледелие возникло

А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке 4.Скотоводство возникло из:

Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке А) охоты

В) около 10 тыс.л.н. в Западной Азии Б) собирательства

Г) около 7 тыс.л.н. в Двуречье В) рыболовства

Г) ремесла

5.Первое животное, которое приручили 6. Назовите принцип, объединяющий эти

древние люди был(а): понятия:

А) тигр Собирательство и земледелие, охота и

Б) лошадь скотоводство

В) корова А) эти занятия позволили первобытным

Б) собака людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время

с земледелием, охота- со скотоводство

8.Какое ремесло не возникло у первобытных

7.Что такое ремесло? А) изготовление рыцарских доспехов

А) обработка земли Б) гончарство

Б) разведение скота В) прядение

В) изготовление Г) ткачество

Г) продажа товаров

9. Гончарство – это: 10. Выберите неправильный ответ :

А) изготовление нитей Несколько родовых общин, живущих

Б) изготовление глиняной посуды в одной местности:

В) изготовление тканей А) составляли племя

Г) строительство жилищ Б) состояли из больших из семей

В) управлялись советом старейшин


5. Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

В) охота

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!