Карточка № 1
Гипотезы:
1. Архив | А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины) |
2. Библиотека | Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого |
3. Музей | В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали |
Карточка № 3 Работа с историческим источником
Источник № 1.
«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».
Сделайте выводы из этих находок:
1.Какие занятия были знакомы жителям поселка?
2. Что было развито больше – скотоводство или охота?
3. Какие животные были уже приручены
Источник №2.
Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:
«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».
О чем расскажет ученым этот письменный источник?
Карточка № 4 Распределите источники на вещественные и письменные
1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда
8.домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.
Карточка № 5 Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.
1.Новый Год; | А. 23 февраля; |
2.Праздник Весны и Труда; | Б. 1 января; |
3.День Защитника Отечества; | В. 9 мая; |
4.Рождество Христово; | Г. 1 мая; |
5.День Победы; | Д. 4 ноября; |
6.День народного единства; | Е. 7 января; |
7.День независимости России; | Ж. 8 марта; |
8.Международный женский день. | З. 12 июня. |
Карточка № 6 Самостоятельная работа в тетрадях
- Напиши века римскими цифрами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| | | | | | | | | |
Карточка № 2 Работа с текстом
«Исторические источники»
История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:
1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;
2. устные;
3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);
4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,
5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);
6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;
7. кино – фотодокументы;
8. фонодокументы – звуковые записи.
К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.
Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.
Выписать в тетрадь определение исторического источника?
Какая наука занимается историческими источниками? А………………Я
Задания по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»
1.Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники (не менее 5 предложений):
Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…, поэтому…
Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.
2.Найдите не менее 4 ошибок в тексте и выпиши их в тетрадь:
Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.
Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логового кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.
3.Вставьте пропущенные слова: Мы научились ………….. посуду и одежду.
1.Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.
2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать _______________. Так мы изобрели __________.
3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.
Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество
4.Тестирование по теме:
1.Земледелие возникло из : 2. Найдите лишнее :
А) охоты В земледельческих работах применяли:
Б) собирательство А) мотыгу
В) рыболовства Б) серп
Г) ремесла В) каменный топор
Г) гончарный круг
3.Земледелие возникло
А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке 4.Скотоводство возникло из:
Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке А) охоты
В) около 10 тыс.л.н. в Западной Азии Б) собирательства
Г) около 7 тыс.л.н. в Двуречье В) рыболовства
Г) ремесла
5.Первое животное, которое приручили 6. Назовите принцип, объединяющий эти
древние люди был(а): понятия:
А) тигр Собирательство и земледелие, охота и
Б) лошадь скотоводство
В) корова А) эти занятия позволили первобытным
Б) собака людям выжить в борьбе с природой
Б) собирательство возникло в одно время
с земледелием, охота- со скотоводство
8.Какое ремесло не возникло у первобытных
7.Что такое ремесло? А) изготовление рыцарских доспехов
А) обработка земли Б) гончарство
Б) разведение скота В) прядение
В) изготовление Г) ткачество
Г) продажа товаров
9. Гончарство – это: 10. Выберите неправильный ответ :
А) изготовление нитей Несколько родовых общин, живущих
Б) изготовление глиняной посуды в одной местности:
В) изготовление тканей А) составляли племя
Г) строительство жилищ Б) состояли из больших из семей
В) управлялись советом старейшин
5. Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):
А) собирательство
Б) скотоводство
В) охота
Г) земледелие
Д) ремесла
Присваивающее хозяйство | Производящее хозяйство |
| |
| |