СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в средней школе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания на формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в средней школе»

Интересные задания на формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в средней школе

Задание 1: Анализ исторических источников

Цель: Развитие критического мышления и навыков анализа информации. Ход задания: предоставить ученикам исторический источник (текст, изображение или видео).

Попросить учеников изучить источник и ответить на вопросы, связанные с его содержанием, контекстом и достоверностью. Например:

  • Какую информацию можно извлечь из источника о конкретном событии или периоде?

  • Кто является автором источника и каковы могли быть его мотивы?

  • Насколько надежен и заслуживает ли доверия источник?

В качестве примеров исторических источников можно использовать тексты из учебников, первичные документы из архивов, хроники или изображения из художественных произведений. Вопросы для анализа могут быть разной сложности, в зависимости от уровня подготовки учеников. Например, на начальных этапах можно просить учащихся выделить основную идею или информацию, а на более продвинутых — оценить достоверность, объективность.

Задание 2: Решение проблем общества

Для развития гражданских компетенций и навыков решения проблем могут использоваться реальные или гипотетические ситуации, являющиеся актуальными в современном обществе. В ходе исследования ученики должны изучить различные точки зрения, а затем обосновать и защитить свои предложения, учитывая возможные последствия для разных групп населения или для общества в целом.

Цель: развитие гражданских компетенций и навыков решения проблем.

Ход задания: представить ученикам актуальную социальную проблему (например, бедность, неравенство, загрязнение окружающей среды).

Попросить учеников исследовать проблему, собрать информацию и проанализировать ее. Затем попросить учеников предложить обоснованные решения проблемы, учитывая различные перспективы.

Задание 3: Интерпретация данных

Задания на интерпретацию данных могут быть представлены в виде работы с таблицами, графиками, диаграммами или картами. Данные могут отражать исторические события, социальные тенденции или экономические показатели. Учащиеся должны уметь анализировать данные, выделять закономерности, определять причинно-следственные связи и формулировать выводы.

Цель: развитие навыков статистического анализа и интерпретации данных. * Ход задания: предоставить ученикам статистические данные (графики, таблицы или диаграммы). Попросить учеников проанализировать данные и ответить на вопросы, связанные с тенденциями, закономерностями и выводами. Например:

  • Каковы основные тенденции, отображаемые в данных?

  • Какие выводы можно сделать на основе данных?

  • Как можно использовать данные для принятия обоснованных решений

Задание 4: Межпредметные связи

Межпредметные связи помогают ученикам установить взаимосвязи между историей и другими дисциплинами. Например, можно использовать литературные произведения для изучения исторических событий, географические карты для анализа территориальных изменений или биологические знания для понимания социальных проблем, связанных с развитием технологий. Интегрируя материал из разных предметов, ученики расширяют свое контекстуальное понимание и развивают системное мышление.

Цель: развитие межпредметных связей и расширение контекстуального понимания.

Ход задания: Интегрировать материалы и концепции из других предметов (например, литературы, географии, биологии) на уроки истории и обществознания. Попросить учеников установить связи между историческими событиями и литературными произведениями, географическими особенностями и социальными процессами. Например, изучение экономической революции во время промышленной революции с использованием данных из учебника по экономике.

Задание 5: Творческое мышление

Цель: развитие креативности, воображения и навыков презентации.

Ход задания: Попросить учеников создать творческие проекты (например, эссе, презентации, макеты), которые демонстрируют их понимание исторических или общественных тем. * Задания могут быть сосредоточены на альтернативных перспективах, исторических сравнениях или будущих прогнозах.

Задание 6: Проведение исторических исследований

Цель: развитие умения проводить исследовательскую работу

Ход задания: ученики собирают информацию и проводят собственные исследования по заданной исторической теме, используя различные источники. Затем они представляют свои результаты в форме эссе, презентации или исследовательской работы.

Задание 7: Создание временной шкалы

Ход задания: ученики составляют хронологическую шкалу исторических событий, показывая их взаимосвязь и последовательность. Шкала может быть визуальной (например, с использованием диаграммы Ганта) или цифровой (например, интерактивной онлайн-оси времени).

Задание 8: Анализ политических дискуссий

Ход задания: ученики изучают политические дебаты или дискуссии, анализируя аргументы и контраргументы разных сторон. Они учатся оценивать надежность источников, выявлять и формировать собственные информированные мнения.

Задание 9: Ролевые игры

Ход задания: ученики участвуют в ролевых играх, имитируя исторические события или социальные взаимодействия. Они играют роли разных персонажей, принимают решения и исследуют последствия своих действий в рамках заданного сценария.

Задание 10: Проектное обучение

Ход задания: ученики работают над групповыми проектами, которые позволяют им применять свои знания и навыки по истории и обществознанию для решения реальных проблем или разработки творческих решений. Проекты могут включать разработку веб-сайтов, организацию общественных кампаний или создание мультимедийных презентаций.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!