СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на пунктуацию.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания на пунктуацию.»

Задания на пунктуацию Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Задания на пунктуацию

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

№ 1 Предложите возможные варианты расстановки запятых и объясните, как изменится смысл данных предложений. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов:  1.  Приехал и почтмейстер  один .  2.  Ну  что  сеять можно?

№ 1

  • Предложите возможные варианты расстановки запятых и объясните, как изменится смысл данных предложений. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов: 1.  Приехал и почтмейстер  один . 2.  Ну  что  сеять можно?
Ответ 1.  Приехал и почтмейстер, один . ( Один  – часть речи – числительное, в предложении – обособленное обстоятельство, подчёркивается, что почтмейстер приехал один, без других лиц).   Приехал и почтмейстер один . ( Один  – часть речи – числительное, роль в предложении – необособленное определение, обозначает, что приехал какой-то неизвестный почтмейстер).   2.  Ну что, сеять можно?  (Выражается вопрос о возможности начать сев;  что  – междометие (входит в состав междометного сочетания  ну что )).   Ну, что сеять можно?  (Вопрос о том, какую культуру пора сеять – рожь, овёс и т.д.;  что  – вопросительное местоимение, член предложения – дополнение).

Ответ

  • 1.  Приехал и почтмейстер, один . ( Один  – часть речи – числительное, в предложении – обособленное обстоятельство, подчёркивается, что почтмейстер приехал один, без других лиц). Приехал и почтмейстер один . ( Один  – часть речи – числительное, роль в предложении – необособленное определение, обозначает, что приехал какой-то неизвестный почтмейстер). 2.  Ну что, сеять можно?  (Выражается вопрос о возможности начать сев;  что  – междометие (входит в состав междометного сочетания  ну что )). Ну, что сеять можно?  (Вопрос о том, какую культуру пора сеять – рожь, овёс и т.д.;  что  – вопросительное местоимение, член предложения – дополнение).
№ 2 В современной пунктуации общее понятие факультативности в употреблении знаков препинания допускает выделение трех случаев:   1) знак собственно факультативный – по схеме «знак – нуль знака» (можно ставить или не ставить);   2) знак альтернативный – по схеме «или – или» (взаимоисключение знаков: возможна двоякая постановка знаков);   3) знак вариативный – по схеме «знак на выбор» (параллельное (допустимое, равнозначное) употребление разных знаков).   Расставьте знаки препинания в приведенных ниже предложениях. Укажите, какой из случаев факультативности знаков препинания в них отражен. Мотивируйте свой ответ.  1.  Он заявил что передал книгу и ждал ответа.  2.  Далеко в лесу раздавались удары топора.  3.  Катя так звали мою соседку была барышней скромной.

№ 2

  • В современной пунктуации общее понятие факультативности в употреблении знаков препинания допускает выделение трех случаев: 1) знак собственно факультативный – по схеме «знак – нуль знака» (можно ставить или не ставить); 2) знак альтернативный – по схеме «или – или» (взаимоисключение знаков: возможна двоякая постановка знаков); 3) знак вариативный – по схеме «знак на выбор» (параллельное (допустимое, равнозначное) употребление разных знаков). Расставьте знаки препинания в приведенных ниже предложениях. Укажите, какой из случаев факультативности знаков препинания в них отражен. Мотивируйте свой ответ. 1.  Он заявил что передал книгу и ждал ответа. 2.  Далеко в лесу раздавались удары топора. 3.  Катя так звали мою соседку была барышней скромной.
Ответ 1. Знак альтернативный. Возможны варианты постановки запятой в зависимости от границ частей сложного предложения:  Он заявил, что передал книгу и ждал ответа. – Он заявил, что передал книгу, и ждал ответа .   2. Знак собственно факультативный. В зависимости от смысла словоформа в лесу может рассматриваться или не рассматриваться как уточняющее обстоятельство:  Далеко в лесу раздавались удары топора. – Далеко, в лесу, раздавались удары топора.   3. Знак вариативный. Возможны скобки и тире при выделении вставной конструкции:  Катя (так звали мою соседку) была барышней скромной. – Катя – так звали мою соседку – была барышней скромной.

Ответ

  • 1. Знак альтернативный. Возможны варианты постановки запятой в зависимости от границ частей сложного предложения:  Он заявил, что передал книгу и ждал ответа. – Он заявил, что передал книгу, и ждал ответа . 2. Знак собственно факультативный. В зависимости от смысла словоформа в лесу может рассматриваться или не рассматриваться как уточняющее обстоятельство:  Далеко в лесу раздавались удары топора. – Далеко, в лесу, раздавались удары топора. 3. Знак вариативный. Возможны скобки и тире при выделении вставной конструкции:  Катя (так звали мою соседку) была барышней скромной. – Катя – так звали мою соседку – была барышней скромной.
№ 3 Прочитайте предложения и расставьте пропущенные запятые там, где это необходимо.   Определите, какой частью речи является БОЛЕЕ в каждом из предложений. Аргументируйте свой ответ.  1. Цветущих кактусов в этом году более чем ожидалось.   2. Изучать кактусы более чем интересно.   3. Кактусы – это не более чем растения.   4. Ни жара, ни тем более холод не страшны растениям в оранжерее.   5. Мы решили закрыть оранжерею тем более кактусы наши отцвели.

№ 3

  • Прочитайте предложения и расставьте пропущенные запятые там, где это необходимо. Определите, какой частью речи является БОЛЕЕ в каждом из предложений. Аргументируйте свой ответ. 1. Цветущих кактусов в этом году более чем ожидалось. 2. Изучать кактусы более чем интересно. 3. Кактусы – это не более чем растения. 4. Ни жара, ни тем более холод не страшны растениям в оранжерее. 5. Мы решили закрыть оранжерею тем более кактусы наши отцвели.
Ответы Запятые следует поставить в следующих случаях:  1.  Цветущих кактусов в этом году более, чем ожидалось  (Запятая разделяет части сложного предложения).  5.  Мы решили закрыть оранжерею, тем более кактусы наши отцвели  (Запятая разделяет части сложного предложения).

Ответы

  • Запятые следует поставить в следующих случаях: 1.  Цветущих кактусов в этом году более, чем ожидалось  (Запятая разделяет части сложного предложения). 5.  Мы решили закрыть оранжерею, тем более кактусы наши отцвели  (Запятая разделяет части сложного предложения).
Характеристика слова БОЛЕЕ: 1.  Более  является формой простой сравнительной степени наречия  много  (наречие меры и степени, имеющее некоторые признаки качественных наречий – степени качества  очень много, многовато ). Отвечает на вопрос «Сколько?». Заменяется формой положительной степени  много . Как слово с количественным значением управляет формой род. п. мн. ч. зависимого существительного ( было много кактусов ). В данном случае выполняет функцию сказуемого со значением количественного состояния субъекта в двусоставном предложении особой структуры (Русская грамматика. М., 1980. §1983).

Характеристика слова БОЛЕЕ:

  • 1.  Более  является формой простой сравнительной степени наречия  много  (наречие меры и степени, имеющее некоторые признаки качественных наречий – степени качества  очень много, многовато ). Отвечает на вопрос «Сколько?». Заменяется формой положительной степени  много . Как слово с количественным значением управляет формой род. п. мн. ч. зависимого существительного ( было много кактусов ). В данном случае выполняет функцию сказуемого со значением количественного состояния субъекта в двусоставном предложении особой структуры (Русская грамматика. М., 1980. §1983).
2.  Более  входит в состав устойчивого (наречного) сочетания  более чем , которое выражает значение ‘очень, весьма’, распространяет составное именное сказуемое ( есть, было )  интересно , выполняет функцию одного члена предложения – обстоятельства степени, отвечает на вопрос «В какой степени? Насколько?» (запятая перед чем не ставится.).
  • 2.  Более  входит в состав устойчивого (наречного) сочетания  более чем , которое выражает значение ‘очень, весьма’, распространяет составное именное сказуемое ( есть, было )  интересно , выполняет функцию одного члена предложения – обстоятельства степени, отвечает на вопрос «В какой степени? Насколько?» (запятая перед чем не ставится.).
3.  Не более чем  – выделительно-ограничительная частица. Выражает значение частиц  только, лишь, всего лишь , не имеет самостоятельной синтаксической функции.
  • 3.  Не более чем  – выделительно-ограничительная частица. Выражает значение частиц  только, лишь, всего лишь , не имеет самостоятельной синтаксической функции.
4.  Тем более  – усилительная частица, выражающая дополнительный оттенок значения, употребляется для указания на предмет, на который какое-либо положение распространяется в ещё большей степени, чем на другие; синоним –  тем паче . Не выполняет синтаксической функции (запятыми не выделяется).
  • 4.  Тем более  – усилительная частица, выражающая дополнительный оттенок значения, употребляется для указания на предмет, на который какое-либо положение распространяется в ещё большей степени, чем на другие; синоним –  тем паче . Не выполняет синтаксической функции (запятыми не выделяется).
5.  Более  входит в состав производного причинно-присоединительного союза  тем более . Союз выражает отношения между частями сложного предложения, это незнаменательная (служебная) часть речи, к нему нельзя задать вопрос. Присоединительное придаточное содержит дополнительный аргумент, подкрепляющий высказывание. Синонимичные союзы:  тем более (,)  что; тем паче; тем паче (,)  что .
  • 5.  Более  входит в состав производного причинно-присоединительного союза  тем более . Союз выражает отношения между частями сложного предложения, это незнаменательная (служебная) часть речи, к нему нельзя задать вопрос. Присоединительное придаточное содержит дополнительный аргумент, подкрепляющий высказывание. Синонимичные союзы:  тем более (,)  что; тем паче; тем паче (,)  что .
№ 4 Правильно составленный тест должен иметь однозначное решение.   Проанализируйте данные тесты и решите, правильно ли составлен каждый из них. Дайте мотивированный ответ.   1. В каком предложении ставятся запятые? (Знаки препинания не расставлены)  1) Нежные лимонные листья молодой осины дрожали над головой.  2) Входили робко облака в небо зимнее ночное.  3) Холодные седые облака свисали прямо над головой.  4) По широкому гладкому асфальту мы въехали в город.  2. Укажите, в каком предложении нужна запятая перед  КАК  (Знаки препинания не расставлены).  1) В одежде пассажира как и во всем его облике было что-то необычное.  2) Женьку знали в деревне как толкового печника.  3) Вспомнилось как усталое мамино лицо так и её тёплые ладони.  4) Этот человек был мне как отец родной.

№ 4

  • Правильно составленный тест должен иметь однозначное решение. Проанализируйте данные тесты и решите, правильно ли составлен каждый из них. Дайте мотивированный ответ. 1. В каком предложении ставятся запятые? (Знаки препинания не расставлены) 1) Нежные лимонные листья молодой осины дрожали над головой. 2) Входили робко облака в небо зимнее ночное. 3) Холодные седые облака свисали прямо над головой. 4) По широкому гладкому асфальту мы въехали в город. 2. Укажите, в каком предложении нужна запятая перед  КАК  (Знаки препинания не расставлены). 1) В одежде пассажира как и во всем его облике было что-то необычное. 2) Женьку знали в деревне как толкового печника. 3) Вспомнилось как усталое мамино лицо так и её тёплые ладони. 4) Этот человек был мне как отец родной.
Ответ Тест 1  не имеет одного однозначного ответа.   В предложении 2 можно поставить 1 или 2 запятые.   В остальных предложениях с большей или меньшей вероятностью запятые могут ставиться.   В предложении 3 постановка запятой наиболее вероятна, так как понятия  седой  и  холодный  в данном контексте могут приобретать контекстуальную синонимию и обладать значением «светло-серые», «похожие на старые». В таком случае контекстуальная синонимия будет обозначаться запятой.   В предложении 1 прилагательные  нежный  и  лимонный  могут объединяться значением «свежий». Запятая между ними возможна.   Для предложения 4 нет однозначного решения.   Тест 2  имеет однозначное решение:  – в предложении 1 запятой выделяется сравнительный оборот;   – в предложении 2 не выделяется оборот со значением «в качестве»;   – в предложении 3 не ставится запятая перед первой частью двойного союза  как … так и ;   – в 4 предложении не ставится запятая при обороте, входящем в состав сказуемого.

Ответ

  • Тест 1  не имеет одного однозначного ответа. В предложении 2 можно поставить 1 или 2 запятые. В остальных предложениях с большей или меньшей вероятностью запятые могут ставиться. В предложении 3 постановка запятой наиболее вероятна, так как понятия  седой  и  холодный  в данном контексте могут приобретать контекстуальную синонимию и обладать значением «светло-серые», «похожие на старые». В таком случае контекстуальная синонимия будет обозначаться запятой. В предложении 1 прилагательные  нежный  и  лимонный  могут объединяться значением «свежий». Запятая между ними возможна. Для предложения 4 нет однозначного решения. Тест 2  имеет однозначное решение: – в предложении 1 запятой выделяется сравнительный оборот; – в предложении 2 не выделяется оборот со значением «в качестве»; – в предложении 3 не ставится запятая перед первой частью двойного союза  как … так и ; – в 4 предложении не ставится запятая при обороте, входящем в состав сказуемого.
№ 5 Прочитайте фрагмент стихотворения Валерия Брюсова «Вечер после дождя» (знаки препинания не расставлены, строфика не соблюдена).   1. Запишите фрагмент, состоящий из двух предложений, расставив в них необходимые знаки препинания.   2. Какие здесь возможны факультативные («авторские») знаки?   3. Укажите количество обособленных членов предложения и их вид.   4. Определите синтаксическую роль слов  ветер, дождь . Объясните ход своих рассуждений.  Ветер печальный многострадальный с лаской прощальной ветви клоня сеял хрустальный дождь на меня тенью зелёной лип осенённый я окроплённый майским дождём жрец преклонённый пред алтарём.

№ 5

  • Прочитайте фрагмент стихотворения Валерия Брюсова «Вечер после дождя» (знаки препинания не расставлены, строфика не соблюдена). 1. Запишите фрагмент, состоящий из двух предложений, расставив в них необходимые знаки препинания. 2. Какие здесь возможны факультативные («авторские») знаки? 3. Укажите количество обособленных членов предложения и их вид. 4. Определите синтаксическую роль слов  ветер, дождь . Объясните ход своих рассуждений. Ветер печальный многострадальный с лаской прощальной ветви клоня сеял хрустальный дождь на меня тенью зелёной лип осенённый я окроплённый майским дождём жрец преклонённый пред алтарём.
Ответ Ветер печальный,  (1)  многострадальный,  (2)  с лаской прощальной ветви клоня,  (3)  сеял хрустальный дождь на меня.  Тенью зелёной лип осенённый,  (4)  я,  (5)  окроплённый  майским дождём,  (6)  –  (7)  жрец,  (8)  преклонённый пред алтарём .  2. Возможными авторскими знаками являются:  а) постановка тире между подлежащим, выраженным личным местоимением  Я , и сказуемым, выраженным именем существительным  жрец  в именительном падеже;   б) запятая после слова  ветер  (обособление определений).  3. Обособленные члены предложения: обособленных определений – 3 ( тенью зелёной лип осенённый, окроплённый майским дождём, преклонённый пред алтарём ); обособленное обстоятельство – 1 ( с лаской прощальной ветки клоня ).   4. Формы слов  ветер  (подлежащее) и  дождь  (дополнение) в первом предложении, являясь существительными второго склонения, совпадают в форме именительного и винительного падежей. По умолчанию, с учётом прямого порядка слов в предложении, первое слово является подлежащим, второе – дополнением (ср.:  Облако закрыло солнце. Автобус обогнал троллейбус ).

Ответ

  • Ветер печальный,  (1) многострадальный,  (2) с лаской прощальной ветви клоня,  (3) сеял хрустальный дождь на меня. Тенью зелёной лип осенённый,  (4) я,  (5)  окроплённый майским дождём,  (6)  –  (7) жрец,  (8)  преклонённый пред алтарём . 2. Возможными авторскими знаками являются: а) постановка тире между подлежащим, выраженным личным местоимением  Я , и сказуемым, выраженным именем существительным  жрец  в именительном падеже; б) запятая после слова  ветер  (обособление определений). 3. Обособленные члены предложения: обособленных определений – 3 ( тенью зелёной лип осенённый, окроплённый майским дождём, преклонённый пред алтарём ); обособленное обстоятельство – 1 ( с лаской прощальной ветки клоня ). 4. Формы слов  ветер  (подлежащее) и  дождь  (дополнение) в первом предложении, являясь существительными второго склонения, совпадают в форме именительного и винительного падежей. По умолчанию, с учётом прямого порядка слов в предложении, первое слово является подлежащим, второе – дополнением (ср.:  Облако закрыло солнце. Автобус обогнал троллейбус ).
№ 6 Прочитайте стихотворение Г. Р. Державина «Старик»:   Мнѣ дѣвушки шептали:  «Ты старъ и сѣдъ и лысъ;  Вотъ зеркало», сказали,  «Возьми и посмотрись.» –  «Что нужды мнѣ, не знаю:  Я старъ», сказалъ, «иль нѣтъ;  Я только увѣряю,  Что я душой не сѣдъ.  И старику нужнѣе  Въ веселіи пожить  Приходитъ чѣмъ скорѣе  Меня похоронить ».   Примечание : текст публикуется с сохранением орфографии и пунктуации, за исключением последней строфы, по изданию: Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я.Грота. Т. II. СПб., 1865. С. 435.   Вопросы и задания:   1. Дайте характеристику предложения в последней строфе, расставьте знаки препинания.   2. Какое значение имеет здесь слово  приходитъ ?   3. Передайте содержание этой строфы прозой.

№ 6

  • Прочитайте стихотворение Г. Р. Державина «Старик»:
  • Мнѣ дѣвушки шептали: «Ты старъ и сѣдъ и лысъ; Вотъ зеркало», сказали, «Возьми и посмотрись.» – «Что нужды мнѣ, не знаю: Я старъ», сказалъ, «иль нѣтъ; Я только увѣряю, Что я душой не сѣдъ. И старику нужнѣе Въ веселіи пожить Приходитъ чѣмъ скорѣе Меня похоронить ».
  • Примечание : текст публикуется с сохранением орфографии и пунктуации, за исключением последней строфы, по изданию: Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я.Грота. Т. II. СПб., 1865. С. 435. Вопросы и задания:
  • 1. Дайте характеристику предложения в последней строфе, расставьте знаки препинания. 2. Какое значение имеет здесь слово  приходитъ ? 3. Передайте содержание этой строфы прозой.
Ответ Предложение сложноподчинённое с придаточным сравнительным; грамматическая основа первой части состоит из подлежащего  пожить / в веселии пожить , сказуемого  приходит нужнее  (ср.  Мне становится нужнее играть на рояле, чем петь ); вторая часть – односоставное безличное / инфинитивное: чем ближе смерть ( чем скорее меня похоронить ), тем старику больше, необходимее ( нужнее ) становится веселость ( в веселии пожить ).   Запятая необходима после слова  приходит .   При проверке пересказа строфы можно ориентироваться на перевод той же XI оды Анакреона, выполненный Львовым:  Мне девушки сказали:  Ты стар, Анакреон;  Вот зеркало, смотрися;  Уж нет ни волоска  На лбе твоём плешивом.  – Есть волосы иль нет,  Я этого не знаю;  Но то лишь мне известно:  Весёлость старику  Тем более прилична,  Чем к гробу ближе он.

Ответ

  • Предложение сложноподчинённое с придаточным сравнительным; грамматическая основа первой части состоит из подлежащего  пожить / в веселии пожить , сказуемого  приходит нужнее  (ср.  Мне становится нужнее играть на рояле, чем петь ); вторая часть – односоставное безличное / инфинитивное: чем ближе смерть ( чем скорее меня похоронить ), тем старику больше, необходимее ( нужнее ) становится веселость ( в веселии пожить ). Запятая необходима после слова  приходит . При проверке пересказа строфы можно ориентироваться на перевод той же XI оды Анакреона, выполненный Львовым: Мне девушки сказали: Ты стар, Анакреон; Вот зеркало, смотрися; Уж нет ни волоска На лбе твоём плешивом. – Есть волосы иль нет, Я этого не знаю; Но то лишь мне известно: Весёлость старику Тем более прилична, Чем к гробу ближе он.
№ 7 Помогите корректору решить задачки.   (1) Нужна ли запятая?  Ситуация, в которую попадал практически каждый(,) читающий этот текст. (2) Нужен ли знак, а если нужен, то какой?  Прикрыть это страшилище  (?)  холодильник .(3) Нужна ли запятая?  Мы можем изготовить мебель(,) как по образцам, так и по фотографиям и рисункам. (4) С прописной или со строчной?  При последних (Л,л)юдовиках знать меняла духи ежедневно, умащиваясь водами и настоями на полевых и садовых цветах.  (5) Нужен ли дефис?  Этот фильм на час(-)девятнадцать хронометража  (О фильме).

№ 7

  • Помогите корректору решить задачки. (1) Нужна ли запятая? Ситуация, в которую попадал практически каждый(,) читающий этот текст. (2) Нужен ли знак, а если нужен, то какой? Прикрыть это страшилище  (?)  холодильник .(3) Нужна ли запятая? Мы можем изготовить мебель(,) как по образцам, так и по фотографиям и рисункам. (4) С прописной или со строчной? При последних (Л,л)юдовиках знать меняла духи ежедневно, умащиваясь водами и настоями на полевых и садовых цветах. (5) Нужен ли дефис? Этот фильм на час(-)девятнадцать хронометража  (О фильме).

Ответ

  • 1)  Ситуация, в которую попадал практически каждый (,)  читающий этот текст . В данном случае запятая не нужна. В предложении причастие употреблено в значении существительного, к которому относится определение каждый, тем самым причастного оборота нет, запятая излишня. 2)  Прикрыть это страшилище  (?)  холодильник . Предложение имеет 2 пунктуационных решения. Во-первых, знаков нет. К дополнению  холодильник  относится приложение  страшилище , которое соотнесено по смыслу с качественным прилагательным ( страшный ), а в этих случаях знак не ставится. Во-вторых, рассмотреть слово  страшилище  как дополнение (местоимение это при нем относит к предшествующему контексту, читателю должно быть известно, о чем идет речь), а тогда слово  холодильник  – уточнение. Оно выделяется запятой, но при условии высокой экспрессии допускается и тире. 3)  Мы можем изготовить мебель (,)  как по образцам, так и по фотографиям и рисункам. Перед первой частью союза  как … так и  не ставится запятая. 4)  При последних  (Л,л) юдовиках знать меняла духи ежедневно, умащиваясь водами и настоями на полевых и садовых цветах. В данном случае употребление имени собственного во мн.ч. не переводит его в разряд нарицательных, то есть речь идет о королях, каждого из которых звали Людовиком, поэтому пишется с прописной буквы. 5)  Этот фильм на час (-) девятнадцать хронометража . Имеется в виду  один час девятнадцать минут . Как и в полном словосочетании, дефис не ставится.
№ 8 Приведите в качестве примера предложение, в котором между формами слов  март  и  апрель  можно поставить  а) тире,  б) дефис.  Какой смысл будут выражать данные знаки в этих случаях? При помощи каких служебных слов можно выразить тот же смысл?

№ 8

  • Приведите в качестве примера предложение, в котором между формами слов  март  и  апрель  можно поставить а) тире, б) дефис. Какой смысл будут выражать данные знаки в этих случаях? При помощи каких служебных слов можно выразить тот же смысл?

Ответ

  • I. Имелось в виду, что необходимо подобрать одно предложение, в котором между формами слов  март  и  апрель  можно поставить а) тире (пунктуационный знак), б) дефис (орфографический знак), например: Олимпиада будет проходить в марте – апреле следующего года. Олимпиада будет проходить в марте-апреле следующего года. Данные знаки будут выражать разный смысл. А)  Тире  ставится между двумя или несколькими словами для обозначения  временных   пределов , например:  Крестовые походы 11 – 13 веков; массовые отпуска в июле – августе  (Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию Д.Э. Розенталя, 1999, § 82; Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник под ред. В.В. Лопатина, 2009, § 19). Б) Функция  дефиса  – указание на  приблизительность . Ср.: § 118. Следующие разряды слов пишутся через дефис: [..] 5. Сочетания, имеющие значение приблизительного указания на количество или время чего-либо (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М: АСТ, 2009). Этот смысл может быть выражен при помощи союзов и предлогов, например: тире =  И, С ... ДО , дефис =  ИЛИ, ЛИБО-ЛИБО .
  • II. Могут быть приведены примеры разных предложений, в которых слова  март  и  апрель  расположены контактно: 1.  Для многих рыболовов ловля щуки в марте – апреле – это увлекательный и незабываемый процесс, которого они ждут с особым нетерпением . Ср.:  Тире  ставится между двумя или несколькими словами для обозначения  временных   пределов . 2.  Кончился март – апрель взял свое . Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: 1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз  и ); 2) если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз  но  или  а ); 3) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова  поэтому, тогда ); 4) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз  когда ); 5) если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз  если, когда  в значении «если»); 6) если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы  словно, будто ); 7) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово  это , которое может быть в самом предложении (Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию Д.Э. Розенталя, 1999, § 118; Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник под ред. В.В. Лопатина, 2009, § 130). Принимался любой из вариантов сложного бессоюзного предложения.
3.  За маем следует июнь, за мартом – апрель .  Ср.: Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена (§ 80, Справочник Д.Э. Розенталя, 1999).   В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире: [..] В частях сложного предложения с параллельной структурой, где пропущенный член восстанавливается из первой части предложения (§ 16, Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009).  4.  Наступила погибель марта – апрель .  Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения (§ 97, Справочник Д.Э. Розенталя, 1999).  5.  Погибель марта – апрель .  Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа.  6.  Позвони мне в марте-апреле, раньше не нужно .  Функция дефиса – указание на приблизительность.
  • 3.  За маем следует июнь, за мартом – апрель . Ср.: Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена (§ 80, Справочник Д.Э. Розенталя, 1999). В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире: [..] В частях сложного предложения с параллельной структурой, где пропущенный член восстанавливается из первой части предложения (§ 16, Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009). 4.  Наступила погибель марта – апрель . Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения (§ 97, Справочник Д.Э. Розенталя, 1999). 5.  Погибель марта – апрель . Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа. 6.  Позвони мне в марте-апреле, раньше не нужно . Функция дефиса – указание на приблизительность.
Источник https://xn--g1arj2c.xn--p1ai/publ/zagadki_russkogo_jazyka/za_3_dnja_do_olimpiady/5-1-0-154

Источник

  • https://xn--g1arj2c.xn--p1ai/publ/zagadki_russkogo_jazyka/za_3_dnja_do_olimpiady/5-1-0-154


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!