СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по формированию читательской грамотности на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержатся задание на развитие читательской грамотности в 7-9 классах. Это задания: на умение находить и извлекать информацию, давать развернутый ответ на вопрос, умение исключать неверные ответы, установление соответствия (сопоставление), умение находить причинно-следственные связи, 

Просмотр содержимого документа
«Задания по формированию читательской грамотности на уроках обществознания»

«Формирование читательской грамотности на уроках обществознания»

Выполнила: Султанова Клавдия Акимовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «ООШ с.Гвардейское

Красноармейского района

Саратовской области»

1. Задания на развитие умения находить и извлекать информацию

Текст 1

Обществознание 7 класс.

Тема «Защита отечества»

Текст задания является выдержкой из федерального закона Р.Ф,


Извлечения из Федерального закона

"О воинской обязанности и военной службе"

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);


Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

  1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание;

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

1. Призыву на военную службу подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

4. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет;


Умение: находить и извлекать информацию



Задание 1. Используя извлечения из Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", выберите все верные утверждения. Тип задания – выбор правильных ответов


Поставьте «+» напротив каждого верного утверждения.

Постановка граждан на воинский учет производится по достижению совершеннолетия


В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу


Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает проведение уроков ОБЖ


В законодательстве Р.Ф. предусмотрена добровольная подготовка гражданина к военной службе


Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта


Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет,



Задание 2. Какие виды воинской службы представлены в тексте? Раскройте суть одного из них. Тип задания – развернутый ответ на вопрос



Задание 3. Что предусматривает воинская обязанность? Найдите неверное утверждение. Тип задания – задание на исключение неправильных суждений

1.воинский учет;

2.обязательную подготовку к военной службе;

3.призыв на военную службу;

4.прохождение военной службы по призыву;

5.прохождение военной службы по контракту

6.пребывание в запасе;

7.призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.





2.Задания на развитие умения интегрировать и интерпретировать информацию

Текст 2


Обществознание 8 класс

Тема: «Человек, общество, природа»

Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда — например, в Средние века в развитых странах Европы издавались специальные законы, запрещающие выливать на улицу нечистоты и прочие отходы жизнедеятельности человека.

В 20 веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся только о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг.

В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок, дым с которых иногда заволакивает весь город. Понимая, как вреден дым со свалок, муниципальные власти крупных городов принимают меры для уменьшения количества пластмассового мусора в городе и за его пределами, но, к сожалению, мусора за прошедшее столетие скопилось настолько много, что утилизировать или избавиться от него полностью практически невозможно.


Умение: Интерпретация текста.  

Задание 1.  Выбери и запиши, как  ты рассортируешь   мусор по  бакам  А, Б,В. Тип задания -установление соответствия (сопоставление)

Мусор: 1 - исписанный блокнот  2 - колпачок ручки, 3 - коробка из- под сока, 4 - пакет "Пятерочка",  5- журнал,6 - консервная банка, 7 -  коробка из- под обуви, 8 - одноразовый стаканчик, 9 - железная крышка.

Бак А ________________________________________________

Бак Б ________________________________________________

Бак В ________________________________________________

Впиши номера  отходов в соответствующий бак.

  Задание 2.. Выбери вариант, который объясняет  смысл выражения "Добавить масла в огонь": Тип задания – выбор правильного ответа

А.  Налить масло в пламя огня .

Б. Усиливать какие-то настроения (чаще отрицательные), поступками обострять отношения, разжигать интерес, внимание к чему-либо.

В.  Добавлять растительное масло на раскалённую сковороду.


Задание 3. Составьте план ответа по теме «Проблема мусорного загрязнения планеты. Для этого озаглавьте смысловые фрагменты текста. Тип задания - сопоставление




  1. Задания на формирование читательской грамотности на уроках обществознания.

Текст 3

Обществознание 9 класс

Тема «Государство»

Какие бывают государства?

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного-территориального устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Польшу, Кубу или Турцию. Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Конфедерация представляет собой постоянный договорной союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (напр. Швейцарская Конфедерация, 1291–1798 и 1815–1848; к настоящему времени находит все меньше сторонников. В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы)

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы — республика и монархия.

Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная. Основу их отличий составляет роль Правительства в политической жизни государства, которая по сути сводится к ответам на вопросы: «Кто назначает?», «Кто распускает?» и «Перед кем отчитывается?» Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, включая премьер-министра. Глава государства (президент) выполняет не более чем формальную процедуру. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия и др. В президентской республике право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания. Классическим образцом президентской республики считаются США. Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии.

Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман. Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции. Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти. Довольно редкая разновидность монархии - теократическая монархия, при которой вся политическая власть сосредоточена в руках монарха, который помимо государственной власти осуществляет ещё и власть духовную (является главой Церкви), является своеобразным наместником Бога на Земле (в настоящее время Ватикан).

Мировая практика выделяет и несколько форм политического режима. К наиболее распространенным из них относятся демократия, авторитаризм (автократия) и тоталитаризм. Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Авторитарный режим возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например, в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода. В свою очередь тоталитарный режим возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.



Задание 1. Какие элементы включает в себя понятие «форма государства»? Перечислите эти элементы (вопрос на извлечение информации в явном и неявном виде). Тип задания – развернутый ответ



Задание 2. На основании текста составьте таблицу сходств и отличий форм государственно-территориального устройства (вопрос на поиск причинно-следственных связей и типологизацию, умение интерпретировать и интегрировать, перевод текстовой информации в табличную) Тип задания - сопоставление

Формы государственно-территориального устройства


1.___________________

2.___________________

3.___________________


Черты сходства



Черты различия







Задание 3. Найдите неверное утверждение (вопрос на умение извлекать информацию) Тип задания – исключение неправильных утверждений

1. Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания.

2. Унитарные государства наименее распространены в мире, в отличие от иных видов государственно-территориального устройства.

3. Главой государства в теократической монархии является глава церкви.

4.Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти

Ответ:

Задание 4. На основании признаков основных форм государства, данных в тексте, сделайте вывод о том, каким государством по форме правления, государственно-территориальному устройству и политическом режиму является Российская Федерация (задание на осмысление и оценивание содержания текста). Тип задания -развернутый ответ на вопрос

Задание 5. Какую форму правления вы считаете наиболее целесообразной в современном мире? Свой ответ обоснуйте. (задание на осмысление и оценивание содержания текста). Тип задания -развернутый ответ на вопрос

Задание 6. Автор текста говорит, что «показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна.» Согласны ли вы с мнением автора? Свой ответ обоснуйте. (задание на осмысление и оценивание содержания текста). Тип задания -развернутый ответ на вопрос














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!