1. Профессия | 1. Выдающиеся способности личности в определенной деятельности |
2. Специальность | 2. Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в их действиях, поведении по отношению к людям, действительности, общественной и личной собственности, к себе |
3. Профессиограмма | 3. Способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта, обеспечивающая накоплению впечатлений об окружающем мире, основа приобретения знаний и умений их использования в жизни. |
4. Адекватная самооценка | 4. Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности |
5. Способности | 5. 1. Разобрать требования профессии к человеку (способности, знания, опыт, здоровье, моральные качества); 2. Сравнить требования со своими качествами; 3. Наметить план самообразования и развитие необходимых качеств в профессии; 4. Попробовать себя в различных видах деятельности. |
6. Талант | 6. 1. Заниматься деятельностью, требующей запоминания; 2. Стараться быть активным и самостоятельным в деятельности; 3. Находить логические связи между предметами и деятельностью человека. |
7. Темперамент | 7. Непосредственное участие человека в деятельности и получение опыта работы с целью определения, соответствует ли она склонностям, способностям и умениям человека. |
8. Характер | 8. Род трудовой деятельности, требующей специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. |
9. Память | 9. Книги, фильмы, рассказы близких и знакомых, экскурсии на трудовые объекты, профессиональные пробы с целью получения опыта, изучение профессиограмм и др. профессиональных возможностей |
10. Мотивы | 10. Объективный анализ своих личностных, умственных и физических сил и т.д. |
11. Профессиональный план | 11. Чтобы сделать обоснованный выбор профессии в соответствии со своими физическими возможностями и здоровьем. Например, у водителя должно быть хорошее зрение, у парфюмера – хорошее обоняние. |
12. Профессиональная карьера | 12. Документ, в котором описаны особенности профессии или специальности, общая характеристика, ее производственная характеристика, содержание и условия труда, средства, результаты, необходимые знания и умения, требования к работнику, сведения о получении образования и т.д. |
13. Пути формирования профпригодности | 13. 1. Выбор «за компанию»; 2. Неумение разобраться в своих личных качествах (интересы, способности, подготовка); 3. Незнание или недооценка своих физических возможностей и здоровья; 4. Увлечение только внешней, яркой стороной профессии; 5. Отсутствие представлений о характере труда; 6. Недостаточное знаний о рынке профессий. |
14. Пути развития памяти | 14. Индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности: общие (интеллект, работа, способность, целеустремленность) и специальные (педагогические, спортивные, технические, математические, организаторские и др.) |
15. Профессиональная проба | 15. Более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии |
16. Источники информации о профессии | 16. То, что побуждает человека к деятельности: его потребности, интересы, эмоции, влечения, идеалы. |
17. Призвание | 17. Эмоциональная возбудимость человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира, его свойства зависят от врожденных качеств нервной системы, наиболее устойчивые психические особенности. |
18. Для чего человеку нужно знать медицинские показания или противопоказания к профессии? | 18. Обоснованное представление об избираемой трудовой деятельности, о способах овладения профессией и перспективах профессионального роста. |
19. Как правильно выбрать профессию? | 19. Явное соответствие человека профессии, высший уровень профессиональной пригодности, комплекс качеств, обеспечивающих успех человека в определенной деятельности. |
20. Главные ошибки в выборе профессии | 20. 1. Узнать, какие профессии нужны там, где живете сейчас, либо в будущем; 2. Совместно со взрослыми проанализировать свои интересы, получить консультацию; 3. Оценить свои физические возможности в профессии; 4. Посоветоваться со специалистами профессии; 5. Попробовать себя в разных видах деятельности; 6. Посетить экскурсии, выставки, мастер-классы. |