МБОУ СОШ №1 П. БЕРЕЗОВКА Г. ХАБАРОВСКА
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ СИВОДЕД Ю.А.
Рабочая тетрадь*
по всеобщей истории
9 класс
К учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история ХХ век.»
Хабаровск 2015
Урок 16
Проверочная работа
Тема: Становление социально-ориентированной рыночной экономики в странах Европы и США
Вариант 3*
Основы социально ориентированной рыночной экономики были заложены в Соединённых Штатах в годы проведения «Нового курса» президентом Ф.Д. Рузвельтом. После его смерти в апреле 1945 г. пост президента занял Г. Трумэн, выигравший и президентские выборы 1948 г. Большая часть сторонников «Нового курса» была выдворена из правительства.
В то же время принятые в его рамках социальные реформы получили дальнейшее развитие. После демобилизации из армии бывшие военнослужащие получили льготы при поступлении в высшие учебные заведения, кредиты на строительство собственного жилья и создание предприятий малого бизнеса. Г. Трумэн отстаивал идею проведения «справедливого курса», стремился достичь полной занятости населения, обеспечить малоимущих дешёвым жильём, повысить степень равноправия в обществе.
Принимались меры для предотвращения экономического спада после свёртывания военного производства. Однако США не пошли по пути широких национализаций. Напротив, предпринимались меры для поддержки частных предпринимателей. Государство по символическим ценам распродало им часть военного имущества, например транспортных кораблей, ставших ненужными с окончанием войны.
Формой поддержки промышленности стал закон о трудовых отношениях 1947 г. Он получил название закона Тафта—Хартли по фамилии предложивших его конгрессменов. Закон запрещал забастовки государственным служащим и забастовки солидарности, не связанные с выдвижением непосредственно экономических требований. Власти получали право приостанавливать забастовки и принудительно регулировать трудовые конфликты.
1) Как Трумэн оказался у власти?
2)Какие категории населения получили льготы, согласно социальным реформам?
3)Какие льготы получили предприниматели?
4)В чем сущность закона Тафта-Хартли?
Проверочная работа
Тема: Становление социально-ориентированной рыночной экономики в странах Европы и США
Вариант 4*
В 1950—1960-е гг. Америка столкнулась с массовым движением темнокожих американцев за свои гражданские права. Несмотря на отмену в 1863 г. рабства, в южных штатах США сохранялось расовое неравенство.
Практиковалась так называемая сегрегация (от лат, seregatio — отделение). Она означала раздельное обучение белых и черных детей в школах, существование отдельных магазинов, церквей, больниц для темнокожих. В общественном транспорте, кафе, ресторанах можно было увидеть таблички «Только для белых». Все лучшее предназначалось белым.
Афроамериканцы жили значительно беднее, а из-за низкого уровня образования большинство из них не могли претендовать на престижные должности. Борец за права темнокожих священник Мартин Лютер Кинг первым бросил вызов расовой дискриминации. Он предложил использовать тактику ненасильственных действий. Например, бойкотировались компании, практикующие сегрегацию.
В 1957 г. Верховный суд США признал незаконной сегрегацию в школах. Протесты белых расистов против совместного обучения белых и чернокожих детей вылились в массовые беспорядки в южных штатах США.
1) Какая проблема возникла в 1950-1960-е гг. в США?
2)Что означала «сегрегация» в США?
3)Кто возглавил борьбу темнокожих за свои права?
4)Как отреагировали «белые» на решение суда 1957 г.?
Урок 17. Проверочная работа
Тема: Политические кризисы в индустриальных странах
в 1950 -1970-х гг.
Вариант 1
В период «холодной войны» и правящие круги, и широкие слои населения были едины в том, что Америке предстоит играть роль мирового лидера. Уже в 1947 г. примерно две трети избирателей считали, что основную угрозу интересам США представляет недавний союзник в войне с фашизмом — СССР.
Борьба с «мировым коммунизмом» на международной арене повлияла и на внутриполитическую жизнь страны. Конгресс США 25 июля 1947 г. принял закон о национальной безопасности. Государственным служащим отныне предстояло проходить проверку на благонадёжность. Симпатии к СССР и коммунистическим идеям квалифицировались как несовместимые с работой в государственных Учреждениях.
Появление у СССР атомного оружия дало повод к дальнейшему ужесточению внутренней политики. Инициатор антикоммунистической кампании 1950—1953 гг. сенат Маккарти заявил, что коммунисты проникли во все звенья государственного аппарата, в том числе в правительство США. Проверкам на благонадёжность подверглись около 18 млн человек. Многие из них безо всяких на то оснований были репрессированы. Их заключали в тюрьмы, заявляли проходить унизительную процедуру допросов. Большинство лишились работы и не имели возможности трудоустроиться в будущем, пополняя ряды безработных.
Лидеры и так малочисленной компартии США были приговорены к тюремному заключению. Ее членов обязали регистрироваться в качестве лиц, представляющих интересы иностранной державы. Истерическая кампания преследования инакомыслия, получившая название охоты на ведьм, угрожала самим основам демократии в Америке. В обществе воцарилась атмосфера страха и доносительства. Лишь пользовавшийся огромной популярностью президент Д. Эйзенхауэр положил ей конец.
1) В каком государстве американцы видели основную угрозу?
2) Как власти США узаконили проверку государственных служащих на благонадёжность?
3)Какое событие повлияло на изменение внутренней политики США?
4)Кто прекратил «охоту на ведьм» в США?
Проверочная работа
Тема: Политические кризисы в индустриальных странах
в 1950 -1970-х гг.
Вариант 2
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. правящие круги США и Западной Европы столкнулись с волной протестов общественности против проводимой ими политики. Обострились экономические проблемы. Среднегодовые темпы производства ВВП упали с 5% в 1961—1971 гг. до 3,1% в 1971—1980 гг. Во многом экономические трудности были вызваны внешними обстоятельствами. В начале 1970-х гг. выросли цены на нефть — с 2,9 до 11,3 долл. за баррель. Это вызвало резкий скачок цен на горючее, транспортные перевозки, электроэнергию, а затем — на большинство товаров.
В ряде стран начало расти влияние коммунистических партий. Французская компартия в начале 1970-х гг. добилась поддержки около 20% избирателей, более 30% голосов получали на выборах коммунисты в Италии.
Боевые настроения проявлялись и в профсоюзном движении. Так, в Великобритании начались массовые выступления шахтёров. Они требовали прекратить увольнения и повысить зарплату. Непрекращающиеся забастовки в 1974 г. привели к отставке консерваторов и досрочным парламентским выборам.
Новой для большинства развитых стран стала проблема обострения межэтнических отношений. В 1950-е — начале 1960-х гг. многие государства Западной Европы охотно принимали трудовых мигрантов из бывших колониальных и зависимых стран. Они были готовы за умеренную оплату выполнять самую тяжёлую и непрестижную работу. В Англию приезжали выходцы из Индии, Пакистана и с островов Вест-Индии. Во Францию — из Алжира, Марокко и других стран Французского Сообщества. В ФРГ — преимущественно из Турции и Югославии.
1) Какими внешними обстоятельствами были вызваны экономические трудности США?
2)В каких странах коммунистические партии увеличивали своё влияние?
3)Чего требовали шахтёры в Великобритании?
4)Почему в 1960-х гг. выросло количество мигрантов?
Урок 20 . Проверочная работа
Тема: Восточная Европы – долгий путь к демократии
Вариант 3*
В конце 1970-х гг. в Чехословакии начался подъем правозащитного движения. Ведущие представители культуры и науки в документе «Хартия-77» потребовали от властей соблюдения международно признанных прав человека. Правозащитные, антивоенные и экологические движения, несмотря на репрессии властей, набирали силу и в других странах Восточной Европы.
1) Каковы причины выступлений в Чехословакии?
Мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе дала политика перестройки в СССР, проводившаяся во второй половине 80-х гг. XX в. Как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия поддерживать правящие режимы в странах Варшавского договора, активизировались сторонники углубления реформ. Появились оппозиционные, антикоммунистические партии и движения.
2)Какое событие спровоцировало большой размах преобразований в Восточной Европе?
В большинстве восточноевропейских стран начались массовые выступления с требованиями введения демократических свобод. Это привело к кризисам правящих партий. В Венгрии в 1988 г. власти вынужденно пошли на уступки. В стране была принята новая конституция, гарантировавшая уважение гражданских прав, включая право на обладание частной собственностью. Разрешалось существование многопартийной системы. Правящая партия сменила название на социалистическую и приняла программу, основанную на идеях социал-демократии. Несмотря на это, на свободных выборах в 1989 г. она получила менее 10% голосов. Наибольшую поддержку избирателей завоевал Демократический форум — объединение либеральных и неоконсервативных организаций.
3) Какие демократические реформы провели власти Венгрии?
4) Как уступки властей Венгрии сказались на авторитете правящей партии?
В Польше массовые забастовки возобновились в 1988 г. В 1989 г. правительство пошло на переговоры с вышедшей из подполья «Солидарностью». По достигнутому соглашению в стране устанавливался четырёхлетний переходный период к демократии. В сейме (парламенте) коммунистам гарантировалось две трети мест, одна треть должна была распределиться по итогам свободных выборов в 1989 г. Их результат оказался катастрофическим для коммунистов: общество их не поддержало. «Солидарность» сформировала правительство, а ее лидер Валенса в 1990 г. был избран президентом Польши.
5)Какие меры предприняли коммунисты Польши, чтобы остаться у власти?
*6)Какие общие черты можно выделить в действиях правящих партий Венгрии и Польши?Какие различия?
Проверочная работа
Тема: Восточная Европы – долгий путь к демократии
Вариант 4*
Югославия не входила в советскую систему союзов. Югославский социализм имел свои особенности. К их числу относились самоуправление на производстве, наличие элементов рыночной экономики и большая степень идеологической свободы, чем в странах народной демократии. В то же время сохранялась монополия на власть одной партии, Союза коммунистов Югославии, и особая роль ее лидера И. Б. Тито. Тито, хорват по национальности, стремился поддерживать равновесие между республиками федерации. Так, на территории самой крупной и влиятельной из них, Сербии, были созданы албанская и хорватская автономии — Косово и Воеводина.
1)Какие черты отличали Югославский социализм от советского?
2)Что делал Б. Тито, чтобы не допускать межнациональных конфликтов?
Со смертью Тито в 1980 г. в Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ) стало расти влияние Сербии, исторически являвшейся ядром югославского государства и базой формирования его армии.
3) Чем усиление Сербии могло грозить другим странам?
Демократические перемены в Восточной Европе конца 1980-х гг. затронули и Югославию. Остро встал вопрос о будущности федерации. Православные Сербия и Черногория выступали за сохранение единства государства и его самобытной модели социализма. Граждане преимущественно католических Хорватии и Словении считали, что роль Сербии в федерации слишком велика. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где сильно влияние ислама, также существовало недовольство центральными властями.
4)Какие три причины могли помешать оставаться Югославии единым государством?
В 1991 г. Югославия распалась, из неё вышли Хорватия и Словения. Попытка властей федерации отстоять целостность страны силой оружия успеха не имела. В 1992 г. независимость провозгласила Босния и Герцеговина. Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ).
5) Какие территории вышли из состава Югославии?
*6)Каковы основные трудности перехода к демократии у Югославии?
Проверочная работа
Тема: Восточная Европы – долгий путь к демократии
Вариант 4*
В 1991 г. Югославия распалась, из неё вышли Хорватия и Словения. Попытка властей федерации отстоять целостность страны силой оружия успеха не имела. В 1992 г. независимость провозгласила Босния и Герцеговина. Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ).
1) Каким способом попытались власти Югославии сохранить единство страны?
На этом, однако, кризис не завершился. Оставшееся на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не учитывались в конституциях новых государств, требовало автономии. В 1992 г. на территории Боснии и Герцеговины начался вооружённый конфликт между представителями трёх религиозно-этнических групп населения: сербов-православных, хорватов-католиков и боснийцев-мусульман. Он продолжался до 1995 г., оказавшись в центре внимания международного сообщества. В 1998 г. на первый план вышла проблема положения албанцев-мусульман в сербском крае Косово. Отмена автономии края вызвала недовольство албанцев, составляющих большинство его населения.
2)Между кем разгорелся конфликт на территории Боснии и Герцеговины?
3) Какое государство, из конфликтующих, нарушало демократические принципы?
Политический протест перерос в вооружённую борьбу, причём албанцы уже требовали полной независимости. От посредничества в налаживании переговоров страны НАТО перешли к угрозам в адрес Сербии. В 1999 г. США и их союзники начали военные действия против СРЮ, предпринятые без санкции Совета Безопасности ООН. Это привело к возникновению разногласий между США и Россией о правомерности использования военной силы в кризисных ситуациях. Общественность стран Западной Европы также протестовала против агрессии США.
4) На чьей стороне, в конфликте, выступили США?
5) К каким политическим последствиям для США привёл этот конфликт?
*6)Почему США заняли нетерпимую позицию против Сербии и начали против неё военные действия??
Урок 23
Работа с текстом
Тема: Япония и новые индустриальные страны
Вариант 1
Первая индустриальная страна Азии понесла большой урон от бомбардировок в годы войны и от послевоенного развала экономики. Её территорию оккупировали американские войска. Производство национального дохода на душу населения в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х гг. Инфляция достигла огромных размеров. Тем не менее, Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития. Реформы, проведённые американской администрацией, также содействовали будущему экономическому росту страны.
1)О какой стране идёт речь в тексте?
2)О каком событии в прошлом, в котором принимала участие Япония, упоминается в тексте?
3)О развитии какой сферы человеческой деятельности идёт речь в тексте?
4)Какие трудности в развитии возникли в Японии?
5) Что способствовало развитию экономики в Японии?
Сингапур и Гонконг ещё до Второй мировой войны являлись крупнейшими торговыми центрами. Они находились на пересечении международных торговых путей. В этих городах-государствах традиционно существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы там были созданы предприятия, собирающие высокотехнологичную продукцию из готовых узлов. Для этого привлекалась дешёвая рабочая сила из соседних стран. Навыки традиционных для народов Азии ремесленных промыслов с использованием ручного труда (изготовление миниатюрных украшений, декоративных тканей) оказались вполне применимы для сборки электронного оборудования.
6) О каких странах идёт речь в тексте?
7) Каковы основные занятия населения этих стран до войны?
8)Какие предприятия получили развитие в этих странах после войны?
9) Что способствовало развитию предприятий в этих странах?
10) Какие навыки были традиционными для народов Азии?
11)*Что общего и в чем различия в развитии Японии и стран Азии? (укажите 1 общую черту и не менее 2 черт различия)
Работа с текстом
Тема: Япония и новые индустриальные страны
Вариант 2
Согласно конституции 1947г., разработанной с участием оккупационных властей, Япония осталась монархией. Но император был лишён реальной власти, оставшись символом единства нации. Двухпалатный парламент избирался на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Правительство формировалось парламентским большинством. Была проведена земельная реформа, ограничившая предельный размер угодий. Она подорвала систему помещичьего землевладения. К 1950 г. крестьянство стало собственником 80% арендуемой земли, в стране сложился слой свободных фермеров. Были отменены привилегии бывших феодалов, ликвидированы дзайбацу — олигархическо-клановые объединения, контролировавшие промышленность. Новые законы о труде сняли ограничения на создание профсоюзов, утвердили их право заключать коллективные договора, ввели восьмичасовой рабочий день.
1) О какой стране идёт речь в тексте?
2)Какая форма правления была в государстве, о котором идёт речь в тексте, до второй мировой войны?
3) На какой основе проводились выборы в стране?
4) Какие реформы означали переход к демократии?
5)Кому принадлежала реальная власть в стране?
Южная Корея, согласно конституции, считалась президентской республикой, но вплоть до 1992 г. пост президента занимали военные диктаторы. Они приостанавливали деятельность конституции, распускали парламент, запрещали оппозиционные партии. Лишь в 1993 г., после крушения диктатуры, в Южной Корее впервые состоялись свободные выборы.
6) О какой стране говориться в тексте?
7) Какая форма правления была в государстве, о котором идёт речь в тексте?
8)Какие действия властей означали отсутствие в стране демократии?
9)Какое событие ознаменовало переход государства к демократии?
10) В каком году произошло крушение диктаторских режимов?
11)* Что общего и в чем различия в развитии Японии и Южной Кореи? (укажите 1 общую черту и не менее 2 черт различия)
Ответы на вопросы варианта 1:
1) о Японии
2) о Второй мировой войне
3) об Экономической сфере
4) инфляция
5) располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития, и реформы, проведённые американской администрацией
6) Сингапур и Гонконг
7) торговля
8) предприятия собирающие высокотехнологичную продукцию
9) дешёвая рабочая сила соседних стран
10) ремесленные промыслы (ремесло)
11) Общее: развитие экономической сферы
Различие:
-Япония нуждалась в восстановлении после войны, а Сингапур и Гонконг нет;
- Япония в отличие от Сингапура и Гонконга была аккупирована американскими войсками;
- В Японии использовалась рабочая сила высококвалифицированная, а в Гонконге и Сингапуре дешёвая и применялась только для сборки готового оборудования.
Ответы на вопросы варианта 2:
1) о Японии
2) монархия
3) на основе всеобщего равного избирательного права
4) свободные выборы, наделение женщин правами, отмена привелегий бывшим феодалам, новые законы о труде
5) парламенту
6) о Южной Корее
7) республика
8) власти приостанавливали деятельность конституции, распускали парламент, запрещали оппозиционные партии
9) свободные выборы
10) в 1993 г.
11) Общее: наличие Конституции
Различие:
- В Японии форма правления оставалась монархической, а в Южной Корее республиканская
- В Японии проводились демократические реформы, а в Южной Корее до 1993 г. диктаторы приостанавливали демократическое развитие