СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания ВсОШ по русскому языку для 6 класса, школьный этап

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания разработаны для школьного этапа ВсОШ по русскому языку для учащихся 6 класса. Использовались в Ангарском городском округе в 2023-2024 уч. году.

Просмотр содержимого документа
«Задания ВсОШ по русскому языку для 6 класса, школьный этап»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

6 КЛАСС

ЗАДАНИЕ 1.

Прочитайте пары слов: кулон-клоун, коршун-шнурок, каприз-приказ.

На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается?

Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: ампула, бейсбол, барокко, спаниель.

Приведите 2 аналогичных примера.

Максимальный балл10

ЗАДАНИЕ 2.

Назовите как можно больше букв (кроме Ь и Ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите своё слово в качестве примера.

Максимальный балл7

ЗАДАНИЕ 3.

Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачёв, Ростовщиков, Скорняков, Пономарёв.

Максимальный балл7

ЗАДАНИЕ 4.

 Объясните значение иноязычных элементов: анти-, би-, гео-, хроно-, нео-.

Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.

Максимальный балл5

ЗАДАНИЕ 5.

 Установите соответствие между лингвистическими терминами и языковыми единицами. В ответе напротив цифр запишите соответствующие буквы. Приведите свои примеры к каждому ряду. Назовите лишние языковые единицы и дайте их толкование.

1. Паронимы

А. Затихать – умолкать, робкий– застенчивый

2. Синонимы

Б.Уста, перст

3. Историзмы

В. Зарница – заря, развитой – развитый

4. Архаизмы

Г. Заставлять (принуждать)- заставлять (загораживать)

5. Омонимы (полные)

Д. Вершок, аршин


Е. (Прозрачное) стекло- стекло (молоко со стола)


Ж. За́мок (феодала) — замо́к (дверной)




З. (Вкусный) плод- (построить) плот







Максимальный балл9

ЗАДАНИЕ 6.

Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий (" большой' '), коло ("круг", "окружность '), тук (' 'жир ''). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?

Максимальный балл3

ЗАДАНИЕ 7.

По какому признаку осуществляется деление данных словоформ на группы? Ответ аргументируйте. К словам третьей группы подберите синонимы.

Медвежья пасть

Медвежья шуба

Медвежья походка

Лисья нора

Лисий воротник

Лисья речь

Заячий выводок

Заячий след

Заячий характер


Максимальный балл7

ЗАДАНИЕ 8.

Определите часть речи и синтаксическую роль в предложении выделенных слов. Назовите способ словообразования, который использован в данных примерах.

  1. Король часто собирал военный совет, запирал двери и склонялся над картой. 2. Статный военный шёл по улице. 3. Докладные записки находятся в кабинете директора. 4 Он не знал жалости, составлял акты, строчил докладные, гремел горячими речами на собраниях и заседаниях. 5. По утрам он регулярно занимался бегом. 6. Узнав о происшествии, мой брат бегом бросился на помощь.

Максимальный балл7

ЗАДАНИЕ 9.

Найдите ошибки в предложении, исправьте их и объясните суть каждой конкретной ошибки.

  1. На девочке было одето очень красивое пальто. 2. Листья к концу сентября стали более желтее. 3. Речка была бурная и камениста.

Максимальный балл6





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!