Просмотр содержимого документа
«Задания ВсОШ по русскому языку для 6 класса, школьный этап»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
6 КЛАСС
ЗАДАНИЕ 1.
Прочитайте пары слов: кулон-клоун, коршун-шнурок, каприз-приказ.
На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается?
Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: ампула, бейсбол, барокко, спаниель.
Приведите 2 аналогичных примера.
Максимальный балл–10
ЗАДАНИЕ 2.
Назовите как можно больше букв (кроме Ь и Ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите своё слово в качестве примера.
Максимальный балл–7
ЗАДАНИЕ 3.
Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачёв, Ростовщиков, Скорняков, Пономарёв.
Максимальный балл–7
ЗАДАНИЕ 4.
Объясните значение иноязычных элементов: анти-, би-, гео-, хроно-, нео-.
Запишите примеры слов с каждым из этих элементов.
Максимальный балл–5
ЗАДАНИЕ 5.
Установите соответствие между лингвистическими терминами и языковыми единицами. В ответе напротив цифр запишите соответствующие буквы. Приведите свои примеры к каждому ряду. Назовите лишние языковые единицы и дайте их толкование.
1. Паронимы | А. Затихать – умолкать, робкий– застенчивый |
2. Синонимы | Б.Уста, перст |
3. Историзмы | В. Зарница – заря, развитой – развитый |
4. Архаизмы | Г. Заставлять (принуждать)- заставлять (загораживать) |
5. Омонимы (полные) | Д. Вершок, аршин |
| Е. (Прозрачное) стекло- стекло (молоко со стола) |
| Ж. За́мок (феодала) — замо́к (дверной) |
| |
| З. (Вкусный) плод- (построить) плот |
| |
| |
| |
Максимальный балл–9
ЗАДАНИЕ 6.
Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий (" большой' '), коло ("круг", "окружность '), тук (' 'жир ''). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?
Максимальный балл–3
ЗАДАНИЕ 7.
По какому признаку осуществляется деление данных словоформ на группы? Ответ аргументируйте. К словам третьей группы подберите синонимы.
Медвежья пасть | Медвежья шуба | Медвежья походка |
Лисья нора | Лисий воротник | Лисья речь |
Заячий выводок | Заячий след | Заячий характер |
Максимальный балл–7
ЗАДАНИЕ 8.
Определите часть речи и синтаксическую роль в предложении выделенных слов. Назовите способ словообразования, который использован в данных примерах.
Король часто собирал военный совет, запирал двери и склонялся над картой. 2. Статный военный шёл по улице. 3. Докладные записки находятся в кабинете директора. 4 Он не знал жалости, составлял акты, строчил докладные, гремел горячими речами на собраниях и заседаниях. 5. По утрам он регулярно занимался бегом. 6. Узнав о происшествии, мой брат бегом бросился на помощь.
Максимальный балл–7
ЗАДАНИЕ 9.
Найдите ошибки в предложении, исправьте их и объясните суть каждой конкретной ошибки.
На девочке было одето очень красивое пальто. 2. Листья к концу сентября стали более желтее. 3. Речка была бурная и камениста.
Максимальный балл–6