СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание для промежуточной аттестации по физике в 11 классе (формат ЕГЭ)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание для промежуточной аттестации по физике в 11 классе (формат ЕГЭ)

Просмотр содержимого документа
«Задание для промежуточной аттестации по физике в 11 классе (формат ЕГЭ)»

Задание для промежуточной аттестации по физике в 11 классе

(формат ЕГЭ)

Задание 1

Мальчик съезжает на санках равноускоренно со снежной горки. Скорость санок в конце спуска 10 м/с. Ускорение равно 1 м/с2, начальная скорость равна нулю. Какова длина горки? (Ответ дайте в метрах.)


Задание 2 

Тележка массой 0,1 кг удерживается на наклонной плоскости с помощью нити (см. рисунок).

Чему равна сила натяжения нити? (Ответ дайте в ньютонах.)


Задание 3

Охотник массой 60 кг, стоящий на гладком льду, стреляет из ружья в горизонтальном направлении. Масса заряда 0,03 кг. Скорость дробинок при выстреле  Какова скорость охотника после выстрела? (Ответ дайте в метрах в секунду.)


Задание 4 

Диапазон частот ультразвуковых волн, применяемых в физиотерапии, занимает частотный интервал от  до  Каково отношение граничных длин звуковых волн  этого интервала?


Задание 5 

На покоящееся тело, находящееся на шероховатой горизонтальной плоскости, начинает действовать горизонтально направленная сила. Зависимость модуля этой силы F от времени t показана на рисунке 1. На рисунке 2 показана соответствующая зависимость модуля ускорения a этого тела от t.

Выберите два верных утверждения на основании анализа представленных графиков.

1) В момент времени t = 6 с модуль силы трения равен 12 Н

2) В момент времени t = 3 с модуль силы трения равен 6 Н

3) В интервале времени (0 с) ≤ t 

4) В интервале времени (0 с) ≤ t F совершает положительную работу.

5) В интервале времени (0 с) ≤ t 


Задание 6 

С высоты 40 м вертикально вверх бросают небольшое точечное тело с начальной скоростью 20 м/с. Определите, как изменятся по сравнению с начальными значениями кинетическая энергия тела и его потенциальная энергия взаимодействия с Землёй (относительно поверхности Земли) через 5 секунд.

 Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 1) увеличится;

2) уменьшится;

3) не изменится.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Кинетическая энергия тела

Потенциальная энергия

взаимодействия с Землёй

 

 


Задание 7 

Тело массой m и объёмом V лежит на дне сосуда, полностью погрузившись в жидкость плотностью ρ. Жидкость окружает всё тело. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

 

ФОРМУЛА

А) Модуль действующей на тело силы Архимеда

Б) Плотность тела

 

1) 

2) 

3) 

4) 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

 

 


Задание 8

Среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул разреженного газа уменьшили в 2 раза и концентрацию молекул газа уменьшили в 2 раза. Чему равно отношение конечного давления к начальному?


Задание 9 

На ТV-диаграмме показан процесс изменения состояния идеального одноатомного газа. Газ получил количество теплоты, равное 50 кДж. Какую работу совершил газ в этом процессе, если его масса не меняется? (Ответ дайте в кДж.)


Задание 10

Относительная влажность воздуха в закрытом сосуде 30 %. Какой будет относительная влажность, если объём сосуда при неизменной температуре уменьшить в 3 раза? (Ответ дать в процентах.)


Задание 11 

На pV-диаграммах изображены два циклических процесса 1−2−3−4−1 и 5−6−7−8−5, проводимые с одним и тем же количеством гелия.

На основании анализа приведённых графиков, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.

1) Работа газа, совершённая за цикл 1−2−3−4−1, меньше, чем работа, совершённая за цикл 5−6−7−8−5.

2) Количество теплоты, полученное газом в изобарном процессе в цикле 1−2−3−4−1, меньше, чем количество теплоты, полученное газом в изобарном процессе в цикле 5−6−7−8−5.

3) Количество теплоты, полученное газом в изохорном процессе в цикле 1−2−3−4−1, меньше, чем количество теплоты, полученное газом в изохорном процессе в цикле 5−6−7−8−5.

4) Модуль количества теплоты, отданной газом в изобарном процессе в цикле 1−2−3−4−1, больше, чем модуль количества теплоты, отданной газом в изобарном процессе в цикле 5−6−7−8−5.

5) Модуль количества теплоты, отданной газом в изохорном процессе в цикле 1−2−3−4−1, больше, чем модуль количества теплоты, отданной газом в изохорном процессе в цикле 5−6−7−8−5.


Задание 12 

В ходе адиабатного процесса внутренняя энергия 1 моль разреженного аргона уменьшилась. Как изменяются при этом температура аргона и его объём?

 Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Температура аргона

Объём аргона

 

 


Задание 13 

Электрическая цепь, состоящая из четырёх прямолинейных горизонтальных проводников (1—2, 2—3, 3—4, 4—1) и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, вектор магнитной индукции которого В направлен от нас (см. рисунок, вид сверху). Куда направлена сила Ампера, действующая на проводник 1—2?

 

1) вертикально вверх 

2) вертикально вниз ⊗

3) горизонтально вправо →

4) Горизонтально влево ←


Задание 14 

На участке цепи, изображенном на рисунке, сопротивление каждого из резисторов равно  Чему равно полное сопротивление участка при замкнутом ключе К?


Задание 15 

Свет идет из вещества с показателем преломления  в вакуум. Предельный угол полного внутреннего отражения равен 60°. Чему равен ? Ответ дайте с точностью до сотых.


Задание 16

На железный сердечник надеты две катушки, как показано на рисунке. По правой катушке пропускают ток, который меняется согласно приведённому графику. На основании этого графика выберите два верных утверждения о процессах, происходящих в катушках и сердечнике.

 

1) В промежутках 0–1 и 1–2 с направления тока в правой катушке различны.

2) В промежутке времени 2–3 с сила тока в левой катушке отлична от нуля.

3) Модуль силы тока в левой катушке в промежутке 1–2 с больше, чем в промежутке 3–5 с.

4) В промежутке 0–2 с модуль магнитной индукции в сердечнике минимален.

5) В промежутке 1–2 ссила тока в левой катушке равномерно увеличивается.


Задание 17 

Неразветвлённая электрическая цепь состоит из источника постоянного тока и внешнего сопротивления. Как изменятся при увеличении внутреннего сопротивления источника тока следующие величины: сила тока во внешней цепи, напряжение на внешнем сопротивлении, общее сопротивление цепи?

 Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

 

ЕЁ ИЗМЕНЕНИЕ

А) Сила тока во внешней цепи

Б) Напряжение на внешнем сопротивлении

В) Общее сопротивление цепи

 

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 


Задание 18 

Установите взаимосвязь между физическим явлением и фамилией физика, в честь которого назван закон, описывающей это явление.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

УЧЁНЫЙ

А) Электромагнитная индукция

Б) Взаимосвязь между силой и деформацией

 

1) Лоренц

2) Фарадей

3) Ньютон

4) Гук

 

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

A

Б

 

 


Задание 19 

Сколько нейтронов и протонов содержится в ядре йода ?

В ответе запишите значения слитно без пробела.

 

Число нейтронов

Число протонов




Задание 20 

Электрон в атоме водорода переходит на вторую стационарную орбиту, испуская волны, длина которых равна 486 нм. С какой стационарной орбиты переходит этот электрон? Скорость света принять равной 3·108 м/с, а постоянную Планка — 4,1·10−15 эВ·с.


Задание 21

Установите соответствие между графиками, представленными на рисунках, и законами (зависимостями), которые они могут выражать.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 A

Б

 

 


Задание 22 

Для определения диаметра тонкого провода его намотали на круглый карандаш в один слой так, чтобы соседние витки соприкасались. Оказалось, что  витков такой намотки занимают на карандаше отрезок длиной  Чему равен диаметр провода? (Ответ дайте в мм, значение и погрешность запишите слитно без пробела.)


Задание 23 

Имеется набор грузов массой 20 г, 40 г, 60 г и 80 г и пружина, прикреплённая к опоре в вертикальном положении. Грузы поочередно аккуратно подвешивают к пружине (см. рисунок 1). Зависимость удлинения  пружины от массы  груза, прикрепляемого к пружине, показана на рисунке 2.

Груз какой массы, будучи прикреплённым к этой пружине, может совершать малые колебания вдоль оси  с угловой частотой ? (Ответ дать в килограммах.) Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.


Задание 24 

Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной системы.

Выберите дваутверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Ио находится дальше от поверхности Юпитера, чем Каллисто.

2) Объем Тритона почти в 2 раза меньше объема Титана.

3) Масса Титана больше массы Каллисто.

4) Ускорение свободного падения на Ио составляет примерно 1,82 м/с2.

5) Первая космическая скорость для Европы примерно равна 1,64 км/с.

 Задание 25 

По гладкой горизонтальной поверхности под действием силы движутся одинаковые бруски, связанные нерастяжимой нитью, как показано на рисунке. Если на второй брусок положить ещё один такой же, то ускорение брусков уменьшится в  раз. Найдите 

 

Задание 26 

Поршень может свободно без трения перемещаться вдоль стенок горизонтального цилиндрического сосуда. В объёме, ограниченном дном сосуда и поршнем, находится воздух (см. рисунок). Площадь поперечного сечения сосуда равна 20 см2, расстояние от дна сосуда до поршня равно 25 см, атмосферное давление 100 кПа, давление воздуха в сосуде равно атмосферному. Поршень медленно перемещают на 5 см влево, при этом температура воздуха не меняется. Какую силу требуется приложить, чтобы удержать поршень в таком положении? Ответ приведите в ньютонах.


Задание 27 

Чему равна длина волны красной границы фотоэффекта для цезия? Работа выхода для цезия Aвых = 0,29 · 10–18 Дж. Ответ дайте в нм и округлите до целого числа. (Постоянную Планка примите равной )


Задание 28 

Известно, что сжиженные газы с низкими температурами кипения при нормальном давлении (например, метан, азот, кислород, водород, гелий) хранят в открытых теплоизолированных сосудах, сообщающихся с атмосферой. При таком хранении потери на испарение, отнесённые к единице массы сжиженного газа, уменьшаются при увеличении объёма сосуда.

Объясните причины вышеизложенного, основываясь на известных физических законах и закономерностях.


Задание 29 

В системе, изображённой на рисунке, масса груза, лежащего на шероховатой горизонтальной плоскости, равна  При подвешивании к оси подвижного блока груза массой  он движется вниз с ускорением  Чему равен коэффициент трения μ между грузом массой m и плоскостью? Нити невесомы и нерастяжимы, блоки невесомы, трение в осях блоков и о воздух отсутствует.


Задание 30 

Идеальный одноатомный газ массой m = 72 г совершал обратимый процесс, в течение которого среднеквадратичная скорость его молекул увеличивалась от v1 = 450 м/с до v2 = 900 м/с по закону  где а — некоторая

постоянная величина, а V — объём газа. Какую работу А совершил газ в этом процессе?


Задание 31 

Известно, что «лошадиная сила» (л. с.) равна мощности 75 кгс · м/с ≈ 735 Вт, а средний человек при длительной работе развивает мощность около 0,16 л. с. и кратковременно может превышать это ограничение. Человек, стараясь после отключения электричества в сети осветить своё жилище, используя электрогенератор с механическим приводом с КПД η = 60%, вращает ротор генератора через редуктор за ручку, находящуюся на расстоянии R = 0,5 м от оси, со скоростью n = 20 об/мин, прикладывая к ручке силу F = 100 Н. Сможет ли он долго поддерживать горение лампочки мощностью P = 60 Вт, и не перегорит ли она от перенапряжения (лампочка рассчитана на номинальное напряжение 220 В, но не более 235 В, а напряжение генератора прямо пропорционально скорости вращения ротора)?


Задание 32 

Источник в монохроматическом пучке параллельных лучей за время  излучает  фотонов. Лучи падают по нормали на площадку  и создают давление  . При этом  фотонов отражается, а  поглощается. Определите длину волны излучения.







Ключ

п/п


Ответ

1.50

2.0,5

3.0,15

4.4

5.25|52

6.12

7.12

8.0,25

9.50

10.90

11.25|52

12.21

13.3

14.0,5

15.1,15

16.13|31

17.221

18.24

19.7153

20.4

21.23

22.0,300,02

23.0,04

24.34|43

25.1,5

26.50

27.683

 Задание 28 

Известно, что сжиженные газы с низкими температурами кипения при нормальном давлении (например, метан, азот, кислород, водород, гелий) хранят в открытых теплоизолированных сосудах, сообщающихся с атмосферой. При таком хранении потери на испарение, отнесённые к единице массы сжиженного газа, уменьшаются при увеличении объёма сосуда.

Объясните причины вышеизложенного, основываясь на известных физических законах и закономерностях.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае п. 1-3) и исчерпывающие верные суждения с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае — описание процессов теплопроводности и испарения, а также возможных последствий герметизации сосудов со сжиженными газами и причины уменьшения потерь на испарение при увеличении размеров сосуда).

3

Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, и дано правильное объяснение, но содержится один из следующих недостатков.

В представленных записях содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи.

ИЛИ

Рассуждения, приводящие к ответу. представлены не в полном объеме, или в них содержатся логические недочеты.

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких- либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Максимальный балл

3

 

Задание 29 

В системе, изображённой на рисунке, масса груза, лежащего на шероховатой горизонтальной плоскости, равна  При подвешивании к оси подвижного блока груза массой  он движется вниз с ускорением  Чему равен коэффициент трения μ между грузом массой m и плоскостью? Нити невесомы и нерастяжимы, блоки невесомы, трение в осях блоков и о воздух отсутствует.

Критерии проверки:

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном случае: 2-й закон Нью­то­на для дви­же­ния обоих тел, закон Амонтона–Кулона для силы су­хо­го трения, а также ки­не­ма­ти­че­ская связь уско­ре­ний обоих грузов);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния физических ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу;

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ.

3

Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, закономерности, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования. Но име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки. Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В ре­ше­нии лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях допущены ошибки, и (или) преобразования/ вы­чис­ле­ния не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошибка.

2

Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

1

Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вышеуказанным

критериям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.

0

Максимальный балл

3

 Задание 30 

Идеальный одноатомный газ массой m = 72 г совершал обратимый процесс, в течение которого среднеквадратичная скорость его молекул увеличивалась от v1 = 450 м/с до v2 = 900 м/с по закону  где а — некоторая

постоянная величина, а V — объём газа. Какую работу А совершил газ в этом процессе?

Критерии проверки:

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае — выражение для сред­не­квад­ра­тич­ной ско­ро­сти мо­ле­кул иде­аль­но­го газа, урав­не­ние Клапейрона-Менделеева и фор­му­ла для ра­бо­ты газа в изо­ба­ри­че­ском процессе);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу;

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ.

3

Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, закономерности, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования. Но име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки.

Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В ре­ше­нии лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошибки, и (или) преобразования/вычисления не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошибка.

2

Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет одна из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В одной из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

1

Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла

0

Максимальный балл

3

 Задание 31 

Известно, что «лошадиная сила» (л. с.) равна мощности 75 кгс · м/с ≈ 735 Вт, а средний человек при длительной работе развивает мощность около 0,16 л. с. и кратковременно может превышать это ограничение. Человек, стараясь после отключения электричества в сети осветить своё жилище, используя электрогенератор с механическим приводом с КПД η = 60%, вращает ротор генератора через редуктор за ручку, находящуюся на расстоянии R = 0,5 м от оси, со скоростью n = 20 об/мин, прикладывая к ручке силу F = 100 Н. Сможет ли он долго поддерживать горение лампочки мощностью P = 60 Вт, и не перегорит ли она от перенапряжения (лампочка рассчитана на номинальное напряжение 220 В, но не более 235 В, а напряжение генератора прямо пропорционально скорости вращения ротора)?

Критерии проверки:

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

I) При­ве­де­но пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

записаны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном случае: вы­ра­же­ния для КПД ге­не­ра­то­ра и ме­ха­ни­че­ской мощности, раз­ви­ва­е­мой человеком, элек­три­че­ской мощности, а также оцен­ки пре­дель­ных зна­че­ний па­ра­мет­ров задачи);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, обозначений, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи, и стан­дарт­ных обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых при на­пи­са­нии фи­зи­че­ских законов);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му ответу

(допускается ре­ше­ние «по частям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вычислениями);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ.

3

Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, закономерности, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования. Но име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих недостатков.

Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т. п.).

И (ИЛИ)

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошибки, и (или) в ма­те­ма­ти­че­ских преобразованиях/вычислениях про­пу­ще­ны ло­ги­че­ски важ­ные шаги.

И (ИЛИ)

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошиб­ка (в том числе в за­пи­си еди­ниц из­ме­ре­ния величины).

2

Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Представлены толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния дан­ной задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет одна из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В одной из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

1

Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла

0

Максимальный балл

3

 Задание 32

Источник в монохроматическом пучке параллельных лучей за время  излучает  фотонов. Лучи падают по нормали на площадку  и создают давление  . При этом  фотонов отражается, а  поглощается. Определите длину волны излучения.

Критерии проверки:

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 
1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — формулы для давления света, импульса фотонов, II закон Ньютона); 
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения). При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями). 

3

Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков: 
— В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. 
   ИЛИ 
— Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены. 
   ИЛИ 
— Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде. 
   ИЛИ 
— Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: 
— Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких- либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа. 
   ИЛИ 
— В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. 
   ИЛИ 
— В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0










Экзамен по физике в 8 «а»классе (формат огэ)


 Задание 1 

Учитель провёл опыты с прибором, пред­ло­жен­ным Паскалем. В сосуды, дно ко­то­рых имеет оди­на­ко­вую пло­щадь и за­тя­ну­то оди­на­ко­вой ре­зи­но­вой плёнкой, на­ли­ва­ет­ся жидкость. Дно со­су­дов при этом прогибается, и его дви­же­ние передаётся стрелке. От­кло­не­ние стрел­ки ха­рак­те­ри­зу­ет силу, с ко­то­рой жид­кость давит на дно сосуда. Условия про­ве­де­ния опы­тов и на­блю­да­е­мые по­ка­за­ния при­бо­ра пред­став­ле­ны на рисунке.

Выберите из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два утверждения, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там проведённых экс­пе­ри­мен­таль­ных наблюдений. Ука­жи­те их номера.

 

1) При уве­ли­че­нии вы­со­ты стол­ба жид­ко­сти её дав­ле­ние на дно со­су­да увеличивается.

2) Сила дав­ле­ния воды на дно со­су­дов во всех трёх опы­тах одинакова.

3) Давление, со­зда­ва­е­мое жид­ко­стью на дно сосуда, за­ви­сит от плот­но­сти жидкости.

4) Сила дав­ле­ния жид­ко­сти на дно со­су­да за­ви­сит от пло­ща­ди дна сосуда.

5) Давление, со­зда­ва­е­мое водой на дно сосуда, не за­ви­сит от формы сосуда.

 Задание 2 

Между двумя од­но­род­ны­ми ша­ра­ми мас­са­ми m и 3m, рас­сто­я­ние между цен­тра­ми ко­то­рых равно R, дей­ству­ет сила гра­ви­та­ци­он­но­го притяжения, рав­ная по мо­ду­лю F. Рас­сто­я­ние между цен­тра­ми шаров уве­ли­чи­ли до 3R. В ре­зуль­та­те мо­дуль силы гра­ви­та­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ствия шаров

 

1) уменьшился в 9 раз

2) уменьшился в 3 раза

3) увеличился в 3 раза

4) не изменился

 Задание 3 

Шарик движется вниз по наклонному жёлобу без трения. В процессе движения

 

1) кинетическая энергия шарика увеличивается, его полная механическая энергия не изменяется

2) потенциальная энергия шарика увеличивается, его полная механическая энергия не изменяется

3) и кинетическая энергия, и полная механическая энергия шарика увеличиваются

4) и потенциальная энергия, и полная механическая энергия шарика увеличиваются

 Задание 4 

На ри­сун­ке изоб­ра­жен гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты xтела, со­вер­ша­ю­ще­го гар­мо­ни­че­ские колебания, от вре­ме­ни t. Опре­де­ли­те ча­сто­ту этих колебаний.

 

1) 0,1 Гц

2) 0,2 Гц

3) 125 Гц

4) 250 Гц

Задание 5

В какой из жидкостей кусок парафина будет плавать так, как показано на рисунке?

 

1) Масло машинное

2) Вода морская

3) Бензин

4) Спирт

 Задание 6 

На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти про­ек­ции ско­ро­сти от вре­ме­ни для тела, дви­жу­ще­го­ся вдоль оси Ox.

Используя дан­ные графика, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.

 

1) Участок ВС со­от­вет­ству­ет рав­но­уско­рен­но­му дви­же­нию тела с мак­си­маль­ным по мо­ду­лю ускорением.

2) В мо­мент вре­ме­ни t3 ско­рость тела равна нулю.

3) В про­ме­жу­ток вре­ме­ни от t1 до t2 тело из­ме­ни­ло на­прав­ле­ние дви­же­ния на противоположное.

4) В мо­мент вре­ме­ни t2 ско­рость тела равна нулю.

5) Путь, со­от­вет­ству­ю­щий участ­ку OA, равен пути, со­от­вет­ству­ю­ще­му участ­ку ВС.

 Задание 7 

Маленький брусок, сколь­зя­щий по глад­кой го­ри­зон­таль­ной по­верх­но­сти со ско­ро­стью 1 м/с, въез­жа­ет на ше­ро­хо­ва­тый уча­сток и про­хо­дит по нему до оста­нов­ки путь 20 см. Ко­эф­фи­ци­ент тре­ния брус­ка о ше­ро­хо­ва­тую по­верх­ность равен

 

1) 0,05

2) 0,25

3) 0,5

4) 2

 Задание 8

При опускании в стакан с горячей водой деревянной и алюминиевой ложек

 

1) алюминиевая ложка нагревается быстрее, так как плотность алюминия больше

2) алюминиевая ложка нагревается быстрее, так как теплопроводность алюминия выше

3) деревянная ложка нагревается быстрее, так как плотность дерева меньше

4) деревянная ложка нагревается быстрее, так как теплопроводность дерева ниже

 Задание 9 

На ри­сун­ке приведены гра­фи­ки зависимости ко­ор­ди­на­ты от вре­ме­ни для двух тел: А и В, дви­жу­щих­ся по прямой, вдоль ко­то­рой и на­прав­ле­на ось Ох. Вы­бе­ри­те два вер­ных утверждения о дви­же­нии тел.

 

1) Тело А дви­жет­ся равноускоренно.

2) Временнόй ин­тер­вал между встре­ча­ми тел А и В со­став­ля­ет 6 с.

3) В те­че­ние первых пяти се­кунд тела дви­га­лись в одном направлении.

4) За пер­вые 5 с тело А про­шло 15 м.

5) Тело В дви­жет­ся с по­сто­ян­ным ускорением.

 Задание 10 

Какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты вы­де­лит­ся при осты­ва­нии и даль­ней­шей кри­стал­ли­за­ции воды мас­сой 10 кг, взя­той при тем­пе­ра­ту­ре 10 °С?

 

1) 420 кДж

2) 3300 кДж

3) 3510 кДж

4) 3720 кДж

 Задание 11

Положительно за­ря­жен­ную па­лоч­ку под­нес­ли сна­ча­ла к лёгкой не­за­ря­жен­ной ме­тал­ли­че­ской гильзе, а затем — к лёгкой не­за­ря­жен­ной бу­маж­ной гильзе. В обоих слу­ча­ях па­лоч­ка не ка­са­лась гильзы. Притягиваться к палочке

 

1) будет толь­ко ме­тал­ли­че­ская гильза

2) будет толь­ко бу­маж­ная гильза

3) будут обе гильзы

4) не будет ни одна гильза

 Задание 12

Два резистора сопротивлениями R1 = 3 Ом и R2 = 6 Oм соединены последовательно в цепь, схема которой показана на рисунке. По цепи течёт ток. Сравните напряжения U2 и U1 на резисторах R2 и R1.

 

1) 

2) 

3) 

4) 

 Задание 13 

На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?

 

1) 1 — северному полюсу, 2 — южному

2) 2 — северному полюсу, 1 — южному

3) и 1, и 2 — северному полюсу

4) и 1, и 2 — южному полюсу

Задание 14

За то­чеч­ным ис­точ­ни­ком света S на рас­сто­я­нии l = 0,1 м от него по­ме­сти­ли кар­тон­ный круг диа­мет­ром d = 0,15 м. Какой диа­метр имеет тень от этого круга на экране, на­хо­дя­щем­ся на рас­сто­я­нии L = 0,2 м за кругом? Плос­ко­сти круга и экра­на па­рал­лель­ны друг другу и пер­пен­ди­ку­ляр­ны линии, про­хо­дя­щей через ис­точ­ник и центр круга.

 

1) 30 см

2) 40 см

3) 45 см

4) 60 см

 Задание 15 

Напряжение на конденсаторе увеличили. Как при этом изменились заряд конденсатора и его ёмкость?

 

Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличился(-лась)

2) уменьшился(-лась)

3) не изменился(-лась)

 

Запишите в ответ вы­бран­ные цифры для каж­дой фи­зи­че­ской величины. Цифры в от­ве­те могут повторяться.

Заряд конденсатора

Ёмкость конденсатора

 

 


 Задание 16 

Исследуя зависимость силы тока от напряжения на резисторе при его постоянном сопротивлении, ученик получил результаты, представленные в таблице. Чему равно удельное сопротивление металла, из которого изготовлен резистор, если длина провода 10 м, а площадь его поперечного сечения 2 мм2?

 

Напряжение, В                                              

   2   

   4   

   6   

Сила тока, А

4

8

12

 

1) 10 Ом · мм2

2) 2,5 Ом · мм2

3) 0,4 Ом · мм2

4) 0,1 Ом · мм2

 Задание 17 

Э. Резерфорд, об­лу­чая ядра азота  альфа-частицами, по­лу­чил ядра кис­ло­ро­да . Какая ещё ча­сти­ца по­лу­ча­лась в ходе этой ядер­ной реакции?

 

1) нейтрон

2) протон

3) электрон

4) альфа-частица

 Задание 18

В таблице представлены результаты измерений массы m, изменения температуры Δt и количества теплоты Q, выделяющегося при охлаждении цилиндров, изготовленных из меди или алюминия.

На основании проведённых измерений можно утверждать, что количество теплоты, выделяющееся при охлаждении,

 

1) зависит от вещества, из которого изготовлен цилиндр

2) не зависит от вещества, из которого изготовлен цилиндр

3) увеличивается при увеличении массы цилиндра

4) увеличивается при увеличении разности температур

 Задание 19 

Ученик провёл эксперимент по изучению силы упругости, возникающей при подвешивании грузов разной массы к резиновому шнуру разной длины и толщины.

Результаты экспериментальных прямых измерений массы груза m, диаметра поперечного сечения шнура d, его первоначальной длины l0 и удлинения (l − l0), а также косвенные измерения коэффициента жёсткости k представлены в таблице:

 

опыта

m, кг

d, мм

l0, см

(l-l0), cм

k, Н/м

1

0,5

3

50

5,0

100

2

0,5

5

100

3,6

140

3

0,5

3

100

10,0

50

4

1,0

3

50

10,0

100

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

 

1) Жёсткость шнура зависит от силы упругости

2) Удлинение шнура зависит от упругих свойств материала, из которого изготовлен исследуемый образец

3) Удлинение шнура зависит от его первоначальной длины

4) При увеличении толщины шнура его жёсткость увеличивается

5) При увеличении длины шнура его жёсткость увеличивается

 Задание 20 

Из фазовой диаграммы воды, приведённой на рисунке в тексте, следует, что температура фазового перехода лёд-жидкость (температура плавления tпл) при уменьшении давления

 1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

4) сначала уменьшается, а потом увеличивается


Фазовые диаграммы

Вещества вокруг нас чаще всего находятся в одном из трёх основных агрегатных состояний — твёрдом, жидком либо газообразном. При определённых условиях, своих для каждого вещества, возможны переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое. Агрегатные состояния вещества часто называют фазами, а переходы между ними — фазовыми переходами. Например, вода при температуре 0 °С и давлении 1 атм. переходит из жидкой фазы в твёрдую (при отводе теплоты) либо из твёрдой фазы в жидкую (при подводе теплоты). При отсутствии теплообмена с окружающими телами две фазы вещества могут существовать одновременно (например, при температуре 0 °С и давлении 1 атм. лёд и вода могут находиться в тепловом равновесии друг с другом). Опыт показывает, что температура, при которой происходит тот или иной фазовый переход, зависит от давления. Например, при понижении давления температура кипения воды понижается, и поэтому высоко в горах вода кипит при температуре, меньшей 100 °С.

Для того чтобы определять, в какой фазе будет находиться вещество при данных условиях, а также находить, как будут происходить взаимные превращения между фазами, используются специальные графики, которые называются фазовыми диаграммами. В качестве примера на рисунке показана фазовая диаграмма для воды.

Фазовая диаграмма представляет собой график, по горизонтальной оси которого отложена температура t (в °С), а по вертикальной оси — давление р (в атм.). Линиями на диаграмме показаны все возможные наборы температуры и давления, при которых происходит тот или иной фазовый переход. На нашем рисунке линия АО соответствует фазовому переходу лёд-пар (и обратно), линия ВО — фазовому переходу пар-жидкость (и обратно), линия СО — фазовому переходу жидкость-лёд (и обратно). Соответственно, области I на диаграмме соответствует твёрдое состояние воды, области II — газообразное состояние, а области III — жидкое состояние. Для того чтобы определить, в каком состоянии находится вода при данных условиях, нужно выяснить, в какой из этих областей на диаграмме лежит соответствующая точка. Например, при температуре +70 °С и давлении 0,2 атм. соответствующая точка 1 лежит на диаграмме в области II, что соответствует газообразному состоянию. Также при помощи фазовой диаграммы можно определять, какой фазовый переход будет совершать вещество при изменении одного из параметров. Например, если при постоянном давлении 1,3 атм. увеличивать температуру от −50 °С до +40 °С, то вода будет переходить из твёрдого состояния 2 в жидкое состояние 3. Наконец, при помощи фазовой диаграммы можно выяснить, как изменяется температура фазового перехода при изменении давления. Например, из диаграммы видно, что при повышении давления температура кипения увеличивается (кривая ОВ).

Из фазовой диаграммы видно, что линии АОВО и СО сходятся в одной точке О. Это означает, что при температуре и давлении, соответствующих точке О, три фазы воды (твёрдая, жидкая и газообразная) могут одновременно существовать в равновесии друг с другом. Точка О называется тройной точкой.

 Задание 21 

На рисунке приведены фазовые диаграммы для трёх различных веществ. У какого из веществ выше температура тройной точки? Масштабы на всех графиках одинаковые.

 

1) у первого

2) у второго

3) у третьего

4) у всех трёх веществ одинаковая


 Задание 22 

Водяной пар находится при температуре +20 °С и давлении ниже, чем давление в тройной точке. Можно ли при этом давлении, охлаждая пар, перевести его сразу в твёрдое состояние, минуя жидкую фазу? Ответ поясните при помощи фазовой диаграммы.


 Задание 23 

Используя шта­тив с муф­той и лапкой, пружину, динамометр, ли­ней­ку и один груз, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния жёсткости пружины. Опре­де­ли­те жёсткость пружины, под­ве­сив к ней один груз. Для из­ме­ре­ния веса груза вос­поль­зуй­тесь динамометром.

 

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта жёсткости пружины;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса груза и удли­не­ния пружины;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние жёсткости пружины.

 Задание 24 

Маленькую мо­дель лодки, пла­ва­ю­щую в банке с водой, пе­ре­ме­сти­ли с Земли на Луну. Из­ме­нит­ся ли при этом (и если изменится, то как) глу­би­на по­гру­же­ния (осадка) лодки? Ответ поясните.

 Задание 25

Транспортер равномерно поднимает груз массой 190 кг на высоту 9 м за 50 с. Сила тока в электродвигателе равна 1,5 А. КПД двигателя транспортера составляет 60%. Определите напряжение в электрической сети.

Задание 26 

Кусок олова мас­сой m = 200 г с на­чаль­ной тем­пе­ра­ту­рой T0 = 0 °C на­гре­ва­ют в тигле на электроплитке, включённой в сеть по­сто­ян­но­го тока с на­пря­же­ни­ем U = 230 В. Амперметр, включённый по­сле­до­ва­тель­но с плиткой, по­ка­зы­ва­ет силу тока I = 0,1 А. На ри­сун­ке приведён по­лу­чен­ный экс­пе­ри­мен­таль­но гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры T олова от вре­ме­ни t. Считая, что вся теплота, по­сту­па­ю­щая от электроплитки, идёт на на­грев олова, опре­де­ли­те его удель­ную теплоёмкость в твёрдом состоянии.

 





Ключ

п/п

задания

Ответ

1.25|52

2.1

3.1

4.3

5.1

6.12|21

7.2

8.2

9.25|52

10.4

11.3

12.4

13.3

14.3

15.13

16.4

17.2

18.1

19.34|43

20.1

21.1



 Задание 22 

Водяной пар находится при температуре +20 °С и давлении ниже, чем давление в тройной точке. Можно ли при этом давлении, охлаждая пар, перевести его сразу в твёрдое состояние, минуя жидкую фазу? Ответ поясните при помощи фазовой диаграммы.


Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

2

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным, хотя содержит оба элемента правильного ответа или указание на физические явления (законы), причастные к обсуждаемому вопросу.

ИЛИ

Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован

1

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.

ИЛИ

Ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют

0

Максимальный балл

2

 Задание 23

Используя шта­тив с муф­той и лапкой, пружину, динамометр, ли­ней­ку и один груз, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния жёсткости пружины. Опре­де­ли­те жёсткость пружины, под­ве­сив к ней один груз. Для из­ме­ре­ния веса груза вос­поль­зуй­тесь динамометром.

 

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта жёсткости пружины;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса груза и удли­не­ния пружины;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние жёсткости пружины.

Критерии проверки:

Указание экспертам

 

Численное зна­че­ние пря­мо­го из­ме­ре­ния силы тяги долж­но на­хо­дить­ся в ин­тер­ва­ле F = (0,6 ± 0,2) Н.

 

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Полностью пра­виль­ное вы­пол­не­ние задания, включающее:

1) ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) фор­му­лу для расчёта ис­ко­мой ве­ли­чи­ны (в дан­ном слу­чае для ра­бо­ты силы тре­ния скольжения);

3) пра­виль­но за­пи­сан­ные ре­зуль­та­ты пря­мых из­ме­ре­ний (в дан­ном слу­чае ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния пути и силы трения

скольжения (силы тяги));

4) по­лу­чен­ное пра­виль­ное чис­ло­вое зна­че­ние ис­ко­мой величины

4

Приведены все эле­мен­ты пра­виль­но­го от­ве­та 1– 4, но до­пу­ще­на ошиб­ка при вы­чис­ле­нии зна­че­ния ис­ко­мой величины.

ИЛИ

До­пу­ще­на ошиб­ка при обо­зна­че­нии еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой величины.

ИЛИ

До­пу­ще­на ошиб­ка в схе­ма­тич­ном ри­сун­ке экс­пе­ри­мен­таль­ной установки, или ри­су­нок отсутствует.

ИЛИ

От­сут­ству­ет фор­му­ла в общем виде для расчёта ис­ко­мой величины.

3

Сделан ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки, пра­виль­но при­ве­де­ны зна­че­ния пря­мых из­ме­ре­ний величин, но не за­пи­са­на фор­му­ла для расчёта ис­ко­мой ве­ли­чи­ны и не по­лу­чен ответ.

ИЛИ

Пра­виль­но при­ве­де­ны зна­че­ния пря­мых из­ме­ре­ний величин, за­пи­са­на фор­му­ла для расчёта ис­ко­мой величины, но не по­лу­чен ответ и не приведён ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки.

ИЛИ

Пра­виль­но при­ве­де­ны зна­че­ния пря­мых измерений, приведён пра­виль­ный ответ, но от­сут­ству­ют ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки и фор­му­ла для расчёта ис­ко­мой величины.

2

Записаны толь­ко пра­виль­ные зна­че­ния пря­мых измерений.

ИЛИ

При­ве­де­но пра­виль­ное зна­че­ние толь­ко од­но­го из пря­мых из­ме­ре­ний и сде­лан ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки.

ИЛИ

При­ве­де­но пра­виль­ное зна­че­ние толь­ко од­но­го из пря­мых из­ме­ре­ний и за­пи­са­на фор­му­ла для расчёта ис­ко­мой величины.

0

Максимальный балл

4

 Задание 24 

Маленькую мо­дель лодки, пла­ва­ю­щую в банке с водой, пе­ре­ме­сти­ли с Земли на Луну. Из­ме­нит­ся ли при этом (и если изменится, то как) глу­би­на по­гру­же­ния (осадка) лодки? Ответ поясните.

Критерии проверки:

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы





Представлен пра­виль­ный ответ на вопрос, и при­ве­де­но до­ста­точ­ное обоснование, не со­дер­жа­щее ошибок

2

Представлен пра­виль­ный ответ на по­став­лен­ный вопрос, но его обос­но­ва­ние не яв­ля­ет­ся достаточным, хотя со­дер­жит оба эле­мен­та пра­виль­но­го от­ве­та или ука­за­ние на фи­зи­че­ские яв­ле­ния (законы), при­част­ные к об­суж­да­е­мо­му вопросу.

ИЛИ

Пред­став­ле­ны кор­рект­ные рассуждения, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу, но ответ явно не сформулирован.

1

Представлены общие рассуждения, не от­но­ся­щи­е­ся к от­ве­ту на по­став­лен­ный вопрос.

ИЛИ

Ответ на во­прос не­ве­рен не­за­ви­си­мо от того, что рас­суж­де­ния пра­виль­ны или неверны, или отсутствуют

0

Максимальный балл

2

 Задание 25 

Транспортер равномерно поднимает груз массой 190 кг на высоту 9 м за 50 с. Сила тока в электродвигателе равна 1,5 А. КПД двигателя транспортера составляет 60%. Определите напряжение в электрической сети.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом;

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями)

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

Максимальный балл

3

 Задание 26 

Кусок олова мас­сой m = 200 г с на­чаль­ной тем­пе­ра­ту­рой T0 = 0 °C на­гре­ва­ют в тигле на электроплитке, включённой в сеть по­сто­ян­но­го тока с на­пря­же­ни­ем U = 230 В. Амперметр, включённый по­сле­до­ва­тель­но с плиткой, по­ка­зы­ва­ет силу тока I = 0,1 А. На ри­сун­ке приведён по­лу­чен­ный экс­пе­ри­мен­таль­но гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры T олова от вре­ме­ни t. Считая, что вся теплота, по­сту­па­ю­щая от электроплитки, идёт на на­грев олова, опре­де­ли­те его удель­ную теплоёмкость в твёрдом состоянии.

 

Критерии проверки:

Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния задания

Баллы

Приведено пол­ное пра­виль­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

1) верно за­пи­са­но крат­кое усло­вие задачи;

2) за­пи­са­ны урав­не­ния и формулы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо и до­ста­точ­но для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном ре­ше­нии — закон Джоуля-Ленца и урав­не­ние теп­ло­во­го ба­лан­са для про­цес­са на­гре­ва­ния олова в твёрдом состоянии);

3) вы­пол­не­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му ответу, и пред­став­лен ответ. При этом до­пус­ка­ет­ся решение«по частям» (с про­ме­жу­точ­ны­ми вычислениями)

3

Правильно за­пи­са­ны не­об­хо­ди­мые формулы, про­ве­де­ны вычисления, и по­лу­чен ответ(верный или неверный), но до­пу­ще­на ошиб­ка в за­пи­си крат­ко­го усло­вия или пе­ре­во­де еди­ниц в СИ.

ИЛИ

Представлено пра­виль­ное ре­ше­ние толь­ко в общем виде, без каких-либо чис­ло­вых расчётов.

ИЛИ

Записаны урав­не­ния и формулы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо и до­ста­точ­но для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным способом, но в ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­на ошибка

2

Записаны и ис­поль­зо­ва­ны не все ис­ход­ные формулы, не­об­хо­ди­мые для ре­ше­ния задачи.

ИЛИ

Записаны все ис­ход­ные формулы, но в одной из них до­пу­ще­на ошибка

1

Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла

0

Максимальный балл

3















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!