Задания – тренажер по теме «Мхи»
Подготовка к егэ.
1. Мхи не заняли господствующего положения на Земле, так как
1. они медленно растут
2. у них ограниченный ареал
3. у них отсутствует механическая ткань
4. у них в онтогенезе преобладает гаметофит
2. Какое растение относят ко мхам
1. плаун булавовидный
2. ламинарию
3. «исландский мох»
4. кукушкин лён
3. Мхи:
1. имеют мочковатую корневую систему
2. имеют стержневую корневую систему
3. не имеют корня
4. лишены корневого чехлика
4. Высшие растения, в отличии от низших:
1. имеют семена, покрытые плодом, который образуется из завязи цветка
2. имеют тело, разделённое на органы
3. способны к фотосинтезу
4. имеют специализированные генеративные органы – цветки
5. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:
1. водорослей
2. папоротников
3. псилофитов
4. Хвощей
6. Спорами размножается:
1. кипарис
2. ольха
3. ромашка
4. Сфагнум
7. Мхи относятся к высшим растениям, потому что:
1. они размножаются спорами
2. у них есть хлорофилл
3. их тело состоит из ризоидов, стебля и листьев
4. они хорошо приспособлены к жизни на суше
8. После оплодотворения у кукушкиного льна развиваются
1. споры
2. коробочки со спорами
3. зелёные нити
4. листостебельные растения
9. Из споры мха вырастает:
1. коробочка со спорами
2. зелёное растение с листьями и стеблем
3. предросток (зелёная нить)
4. Заросток
10. Выберите три правильных ответа из шести.
Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:
А) корни отсутствуют
Б) имеется хорошо развитая корневая система
В) размножаются семенами
Г) размножаются спорами
Д) цветки мелкие, невзрачные
Е) для размножения нужна вода
11. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.
А) образование предростка
Б) оплодотворение при наличии воды
В) прорастание споры
Г) развитие на предростке женских и мужских растений мха
Д) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских – яйцеклеток
Е) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами
12. У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег? А) водорослей Б) моховидных В) хвощевидных Г) голосеменных
13. Половое поколение преобладает в цикле развития А) папоротникообразных Б) цветковых В) голосеменных Г) мохообразных
14. Что из перечисленного является спорофитом у кукушкина льна? А) коробочка на ножке Б) зеленое листостебельное растение В) зеленая нить – предросток Г) отдельная спора
15. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в А) образовании торфа Б) отложении каменного угля В) обогащении атмосферы кислородом Г) создании органических веществ из неорганических
16. К какой группе организмов относят зеленые растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение? А) мохообразные Б) папоротникообразные В) голосеменные Г) плауновидные
17. Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений? А) они не освоили наземно-воздушную среду обитания Б) они произошли от водорослей В) они не имеют корней и размножаются спорами Г) они не дали начало более высокоорганизованным растениям
18. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как А) у них нет корней Б) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями В) они образуют органические вещества из неорганических Г) у них есть воздухоносные клетки
19. Из высших растений корней нет у А) Цветковых Б) Хвойных В) Мхов Г) Папоротников
20. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются) А) заросток в виде зелёной пластины Б) предросток в виде зелёных нитей В) растения с листьями Г) семена будущего растения
21. По какому признаку такие разные по строению организмы, как мох сфагнум и берёза, относят
к царству Растения?
1) они имеют клеточное строение
2) их клетки содержат наружную мембрану, ядро и цитоплазму
3) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4) их клетки содержат хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
22. По каким признакам моховидных отличают от других растений? А) в процессе их развития происходит чередование поколений Б) размножаются спорами В) имеют листья, стебель и ризоиды Г) способны к фотосинтезу
23. У зелёных мхов, в отличие от водорослей, А) клетки имеют большое и малое ядра Б) оплодотворение происходит при наличии воды В) слоевище разделено на ткани и органы Г) осуществляется половое и бесполое размножение
24. Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов? А) ризоиды – выросты на стебле Б) крупные мёртвые клетки В) коробочки со спорами Г) клетки тонкой покровной ткани
25. Какие растения относятся к отделу Мохообразные? А) обитающие на суше и размножающиеся семенами Б) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами В) все растения влажных мест обитания Г) все травянистые растения
26. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии А) корневища с придаточными корнями Б) клеток с хлоропластами В) мертвых клеток Г) ризоидов
27. Какой признак характерен для мхов? А) придаточные корни развиваются от стебля Б) споры образуются в коробочке В) у них отсутствует побег Г) опыление предшествует оплодотворению
28. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у А) водорослей Б) моховидных В) хвощевидных Г) папоротниковидных
29. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы? А) плауновидных Б) хвощевидных В) моховидных Г) папортниковидных
30. Половое и бесполое поколения (гаметофит и спорофит) развиваются на одном растении у
1) моховидных
2) хвощевидных
3) плауновидных
4) папоротниковидных
31. Какие из перечисленных растений были предками высших растений?
1) цианобактерии
2) бурые водоросли
3) красные водоросли
4) зелёные водоросли
32. У каких растений в процессе эволюции впервые появились зачатки проводящей ткани и эпидермиса?
1) мхов
2) плаунов
3) риниофитов
4) Папоротников
33. По какому признаку мхи относят к царству растений?
1) В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.
2) Мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез.
3) Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.
4) Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями.
34. Мхи обитают только в сырых местах, так как они
1) низкорослые растения
2) имеют плохо развитые проводящие ткани
3) хорошо выносят тень
4) имеют фотосинтезирующие ткани
35. Какой буквой обозначено бесполое поколение мха кукушкин лён?
36. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?
А) Папоротниковидные Б) Голосеменные В) Плауновидные Г) Моховидные
37. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: 1) Гаплоидная , 2) Диплоидная. А) Спора Б) Протонема (зелёная нить) В) Листостебельное растение Г) Коробочка Д) Гаметы Е) Зигота
38. Установите правильную последовательность в смене стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. 1) образование спорофита 2) образование зеленой нити (протонемы) 3) формирование взрослого гаметофита 4) образование спор 5) оплодотворение
39. Установите соответствие между характеристикой и группой растений:
1) зеленые водоросли, 2) моховидные А) не имеют тканей Б) не имеют органов В) имеют коробочки со спорами Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки Д) спорофит развивается на гаметофите Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы
40. Выберите три варианта. Мхи, как и покрытосеменные растения 1) имеют клеточное строение 2) содержат в зародыше две семядоли 3) образуют плоды и семена 4) содержат в клетках хлорофилл 5) способны к фотосинтезу 6) имеют мелкие невзрачные цветки
41. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен.
ПРИЗНАК ГРУППА РАСТЕНИЙ
1) Низшие 2) высшие
А) тело представляет собой таллом, или слоевище
Б) имеют вегетативные и генеративные органы
В) имеют светочувствительный глазок
Г) имеют разнообразные ткани
Д) живут главным образом в водной среде
Е) включают одноклеточные организмы
42. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
1) являются фототрофами
2) не имеют тканей
3) не имеют цветка
4) размножаются спорами
5) имеют ризоиды
6) образуют половые клетки
43. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны:
ПРИЗНАКИ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ
1) Зелёные водоросли 2) Листостебельные мхи
А) Из зиготы вырастает спорофит.
Б) Отсутствуют ткани и органы.
В) На гаметофите развивается коробочка на ножке.
Г) Органы размножения развиваются на верхушках побегов.
Д) Имеются одноклеточные и многоклеточные формы.
Е) У большинства видов тело представлено слоевищем.
Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев мха кукушкина льна и его спор? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Споры кукушкина льна образуются на спорофите путем мейоза, у них гаплоидный набор хромосом. Из споры путем митоза развивается гаметофит мха – растение со стеблем и листьями. Все клетки гаметофита гаплоидные.
Какие признаки характерны для моховидных растений?
1) Нет корней, вместо них – ризоиды. 2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами. 3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке).
Какова роль мхов в природе?
1) Звено в цепи питания. 2) Одними из первых начинают расти на голых скалах, участвуют в образовании почвы. 3) Сфагновые мхи могут привести к заболачиванию.
Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
1) Наличие покровной ткани для защиты от высыхания. 2) Наличие ризоидов для поглощения воды из почвы. 3) Наличие примитивной проводящей системы. 4) Наличие механической ткани
По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.
Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые). 1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.) 2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.) 3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами. 4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.
Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Первыми из растений сушу освоили мхи. У мхов, по сравнению с водорослями, 1) появились ткани – покровные, проводящие, механические и т.п.; 2) появились органы – листья, стебель, ризоиды; 3) споры распространяются по воздуху.
Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции в связи с широким распространением на суше? Приведите не менее трёх примеров.
1) Возникли ткани – покровные, проводящие, механические и т.п.
2) Возникли органы – корень, стебель, листья.
3) Процесс размножения стал независим от воды, спермии достигают яйцеклетки в процессе опыления.
Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.
Гаметы кукушкина льна образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза. Набор хромосом у гамет одинарный.
Споры кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите путем мейоза. Набор хромосом у спор одинарный.