«Задержанная» и «возвращённая»
литература
Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX - начале XXI в. стали:
- коммерциализация,
- отсутствие идеологических ограничений,
- огромное влияние западной массовой культуры.
Отечественные реалистические традиции в литературе развивали:
В. Астафьев ("Прокляты и убиты"),
В. Распутин ("В одном сибирском городе"),
В. Белов ("Повседневная жизнь русского Севера"),
Ю. Бондарев ("Без милосердия").
Событием к культурной жизни стало возвращение в страну А. И. Солженицына.
В. Распутин
В. Астафьев
Ю. Бондарев
В. Белов
А. И. Солженицын
Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты:
А. Битов "Улетающий Монахов",
Д. Пригов ("Пятьдесят капелек крови"),
В. Пелевин ("Чапаев и пустота", "Generation П", "Avion Pa", "Жизнь насекомых"),
В. Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"),
Л. Петрушевская ("Квартира Коломбины").
Они отказались от социальности и морализма в творчестве. Для произведений постмодернистов характерна цитатность. Новое дыхание обрели детективный жанр и "русское фэнтези".
А. Битов
В. Пьецух
В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.
В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием города. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д.
Храм Христа Спасителя, восстановленный в 2000 г.
В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и неоднозначной популярностью пользуются работы скульптора З. Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего негативное отношение художественных критиков, и Монумента Победы на Поклонной горе.
Воплощением идеи "минимонументализма" стал памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге Р. Габриадзе и В. Бухаева.
Памятник Петру Первому.
Скульптор З. Церетели
Памятник Чижику-Пыжику
В начале XXI в. заметно ослаб интерес к театру. Сократилось посещение библиотек. В современной России книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки. Россияне охотнее посещают кинотеатры, ходят на концерты. В конкуренции за зрителя победили телевидение и Интернет, в котором люди находят необходимую информацию.
Конец ХХ – начало XXI в. – время динамического развития исторических и культурных процессов. В условиях кардинальных реформ и развития рыночной экономики отечественная культура призвана сохранить и развивать общечеловеческие ценности.
«Задержанная и возвращённая литература»
«Гласность», а затем и полная отмена политической цензуры, «демократизация», «плюрализм», провозглашенные сверху как новые нормы общественной и культурной жизни, привели к переоценке ценностей и в жизни и в литературе.
«Задержанная литература».
Толстые журналы начали активную публикацию произведений советских писателей, написанных в семидесятые годы и ранее, но по идеологическим соображениям тогда не напечатанных.
Так были опубликованы романы:
- «Дети Арбата» А. Рыбакова,
- «Новое назначение» А. Бека,
- «Белые одежды» В. Дудинцева,
- «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др.
Лагерная тема, тема сталинских репрессий — рассказы В. Шаламова, проза Ю. Домбровского широко публикуются в периодике. «Новый мир» напечатал и «Архипелаг ГУЛаг» А. Солженицына.
1988 г. — «Новый мир», спустя тридцать лет после создания, напечатал опальный роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» с предисловием Д.С. Лихачева. Внимание критиков и читателей было приковано исключительно к ним. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров, приближаясь к миллионным отметкам. «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» конкурировали в публикаторской активности.
Еще один поток литературного процесса второй половины восьмидесятых годов составили произведения русских писателей 20-30-х годов. Впервые в России именно в это время были опубликованы «большие вещи» А. Платонова - роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», другие произведения писателя.
А. Платонов
Публикуются обэриуты (ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде), Е.И. Замятин и другие писатели XX века. Тогда же наши журналы перепечатывали холившие в самиздате и опубликованные на Западе такие произведения 60-70-х годов, как «Пушкинский дом» А. Битова, «Москва - Петушки» Вен. Ерофеева, «Ожог» В. Аксенова и др.
В. Аксенов
Вен. Ерофеев
«Возвращенная литература» - «литература русского зарубежья»
Произведения В. Набокова, И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, М. Алданова, А. Аверченко, Вл. Ходасевича и многих других русских писателей возвратились на родину.
Характер литературного процесса определяет «задержанная», «возвращенная» литература. Не представляя современный срез литературы, именно она влияет на читателя в наибольшей степени, определяя его вкусы и пристрастия. Именно она оказывается в центре критических дискуссий.
Критика, также освобожденная от сковывающих пут идеологии, демонстрирует широкий диапазон суждений и оценок.
Впервые мы оказываемся свидетелями такого феномена, когда понятия «современный литературный процесс» и «современная литература» не совпадают.
В пятилетие с 1986 по 1990 год современный литературный процесс составляют произведения прошлого, давнего и не столь отдаленного.
Владимир Войнович
В 1973 году Владимир Войнович отказался подписать официальное письмо советских писателей с критикой Александра Солженицына и Андрея Сахарова. В 1974 году был исключен из Союза писателей СССР.
В 1975 году первая и вторая части "Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина" были выпущены отдельным изданием в Париже (Франция). Вскоре в Москве состоялась встреча Войновича с сотрудниками Комитета государственной безопасности, в ходе которой, по словам писателя, его пытались отравить. Данные события и их "авторское расследование" легли в основу документальной повести "Дело №34840" (1994).
В январе 1980 года Владимир Войнович направил в редакцию газеты "Известия" письмо, в котором выразил негативное отношение к коллективам и отдельным людям, "которые уже приняли или еще примут участие в травле лучшего человека нашей страны - Андрея Дмитриевича Сахарова". В декабре того же года писатель вместе с супругой и дочерью по приглашению Баварской академии изящных искусств выехал в ФРГ сроком на один год. В июне 1981 года указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен советского гражданства. В 1981-1990 годах проживал в ФРГ (получил немецкое гражданство) и США, сотрудничал с радиостанцией "Свобода".
В 1985 году Войнович выпустил в США книгу очерков "Антисоветский Советский Союз", в 1986 году - роман-антиутопию "Москва 2042".
Во время перестройки, к концу 1980-х годов, отношение власти к Войновичу смягчилось, его произведения вновь стали появляться на страницах советских изданий. Так, в 1988-1989 годах в журнале "Юность" был опубликован роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". В 1989 году издательство "Московский рабочий" выпустило сборник повестей Войновича. В августе 1990 года писателю было возвращено советское гражданство, после чего он вернулся на родину.
Владимир Дудинцев
В 1956 году был опубликован роман «Не хлебом единым». Произведение, опубликованное в журнале «Новый мир» имело оглушительный успех. В романе повествуется о безуспешных попытках провинциального инженера Лопаткина продвинуть свое изобретение, которое способно ускорить жилищное строительство в разрушенной военной стране, и сделать его дешевле и эффективнее. Однако чиновники безразличны к изобретению честного и мужественного инженера, они из собственных корыстных побуждений поддерживают заведомо негодный проект, представленный столичным профессором. Сюжет произведения был ярким обращением к наболевшим проблемам современности. Точное описание деталей, тонкое наблюдение и описание психологических характеристик соответствуют лучшим традициям русской реалистической прозы.
Дудинцева обвинили в клевете. А после того выхода в 1959 году сборника «Повести и рассказы», и издания в 1960 году журнале философско-аллегорической «Новогодней сказки», в которой речь шла о ценности каждого мгновения жизни, которые часто тратятся впустую либо убиваются стремлением к ложным целям, публикации произведений Владимира Дудинцева были фактически запрещены.
В 1987 году, после начала «перестройки», Дудинцев получил возможность печатать свои произведения. В это время был издан роман Владимира Дудинцева «Белые одежды», который сразу вошел в историю современной русской литературы. Над своим знаменитым произведением Дудинцев работал на протяжении многих лет. Роман «Белые одежды» основан на рассказе о противостоянии в советской науке периода 1940-1950 годов ученых-генетиков и сторонников Т. Д. Лысенко, «академика-агронома», который утверждал, что при соответствующем уходе из ржи можно вырастить пшеницу. В произведении повествуется о том, как генетики тайком продолжают ставить свои опыты. В романе «Белые одежды» темой Святого Себастьяна воплощено актуальное в русской литературе периода 1960-1990-х годов соотнесение современности с мифологией, историей и религией
Александр Бек
Творческое становление А.А. Бека пришлось на 40-е годы XX века. Повесть А. Бека «Волоколамское шоссе» была написана и опубликована впервые в журнале «Знамя» (1943, № 5, 6), первое название ее было «Панфиловцы на первом рубеже (повесть о страхе и бесстрашии)». Вторая публикация повести была осуществлена в 1944 году в журнале «Знамя» (№ 5, 6) и называлась «Волоколамское шоссе» с подзаголовком «Вторая повесть о панфиловцах». Третья повесть вышла в 1960 году в журнале «Новый мир»» (№ 2, 3) под заглавием «Несколько дней» с подстрочным примечанием: «Повесть «Несколько дней» является продолжением книги «Волоколамское шоссе»». Наконец, четвертая повесть напечатана в журнале «Новый мир» в 1960 году (№ 12) под названием «Большой резерв генерала Панфилова» с подстрочным примечанием: «Повесть «Резерв генерала Панфилова» завершает книгу «Волоколамское шоссе»».