СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задержанная и возвращенная литература.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задержанная и возвращенная литература.»

«Задержанная» и «возвращённая» литература

«Задержанная» и «возвращённая»

литература

Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX - начале XXI в. стали: коммерциализация, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры. Отечественные реалистические традиции в литературе развивали: В. Астафьев (

Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX - начале XXI в. стали:

  • коммерциализация,
  • отсутствие идеологических ограничений,
  • огромное влияние западной массовой культуры.

Отечественные реалистические традиции в литературе развивали:

В. Астафьев ("Прокляты и убиты"),

В. Распутин ("В одном сибирском городе"),

В. Белов ("Повседневная жизнь русского Севера"),

Ю. Бондарев ("Без милосердия").

Событием к культурной жизни стало возвращение в страну А. И. Солженицына.

В. Распутин В. Астафьев Ю. Бондарев В. Белов А. И. Солженицын

В. Распутин

В. Астафьев

Ю. Бондарев

В. Белов

А. И. Солженицын

Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты: А. Битов

Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты:

А. Битов "Улетающий Монахов",

Д. Пригов ("Пятьдесят капелек крови"),

В. Пелевин ("Чапаев и пустота", "Generation П", "Avion Pa", "Жизнь насекомых"),

В. Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"),

Л. Петрушевская ("Квартира Коломбины").

Они отказались от социальности и морализма в творчестве. Для произведений постмодернистов характерна цитатность. Новое дыхание обрели детективный жанр и "русское фэнтези".

А. Битов

В. Пьецух

В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса. В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием города. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д. Храм Христа Спасителя, восстановленный в 2000 г.

В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.

В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием города. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д.

Храм Христа Спасителя, восстановленный в 2000 г.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и неоднозначной популярностью пользуются работы скульптора З. Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего негативное отношение художественных критиков, и Монумента Победы на Поклонной горе. Воплощением идеи

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и неоднозначной популярностью пользуются работы скульптора З. Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего негативное отношение художественных критиков, и Монумента Победы на Поклонной горе.

Воплощением идеи "минимонументализма" стал памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге Р. Габриадзе и В. Бухаева.

Памятник Петру Первому.

Скульптор З. Церетели

Памятник Чижику-Пыжику

В начале XXI в. заметно ослаб интерес к театру. Сократилось посещение библиотек. В современной России книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки. Россияне охотнее посещают кинотеатры, ходят на концерты. В конкуренции за зрителя победили телевидение и Интернет, в котором люди находят необходимую информацию. Конец ХХ – начало XXI в. – время динамического развития исторических и культурных процессов. В условиях кардинальных реформ и развития рыночной экономики отечественная культура призвана сохранить и развивать общечеловеческие ценности.

В начале XXI в. заметно ослаб интерес к театру. Сократилось посещение библиотек. В современной России книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки. Россияне охотнее посещают кинотеатры, ходят на концерты. В конкуренции за зрителя победили телевидение и Интернет, в котором люди находят необходимую информацию.

Конец ХХ – начало XXI в. – время динамического развития исторических и культурных процессов. В условиях кардинальных реформ и развития рыночной экономики отечественная культура призвана сохранить и развивать общечеловеческие ценности.

«Задержанная и возвращённая литература»   «Гласность», а затем и полная отмена политической цензуры, «демократизация», «плюрализм», провозглашенные сверху как новые нормы общественной и культурной жизни, привели к переоценке ценностей и в жизни и в литературе. «Задержанная литература».  Толстые журналы начали активную публикацию произведений советских писателей, написанных в семидесятые годы и ранее, но по идеологическим соображениям тогда не напечатанных. Так были опубликованы романы: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Новое назначение» А. Бека, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др. Лагерная тема, тема сталинских репрессий — рассказы В. Шаламова, проза Ю. Домбровского широко публикуются в периодике. «Новый мир» напечатал и «Архипелаг ГУЛаг» А. Солженицына.

«Задержанная и возвращённая литература»

«Гласность», а затем и полная отмена политической цензуры, «демократизация», «плюрализм», провозглашенные сверху как новые нормы общественной и культурной жизни, привели к переоценке ценностей и в жизни и в литературе.

«Задержанная литература».

Толстые журналы начали активную публикацию произведений советских писателей, написанных в семидесятые годы и ранее, но по идеологическим соображениям тогда не напечатанных.

Так были опубликованы романы:

  • «Дети Арбата» А. Рыбакова,
  • «Новое назначение» А. Бека,
  • «Белые одежды» В. Дудинцева,
  • «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и др.

Лагерная тема, тема сталинских репрессий — рассказы В. Шаламова, проза Ю. Домбровского широко публикуются в периодике. «Новый мир» напечатал и «Архипелаг ГУЛаг» А. Солженицына.

1988 г. — «Новый мир», спустя тридцать лет после создания, напечатал опальный роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» с предисловием Д.С. Лихачева. Внимание критиков и читателей было приковано исключительно к ним. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров, приближаясь к миллионным отметкам. «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» конкурировали в публикаторской активности.

1988 г. — «Новый мир», спустя тридцать лет после создания, напечатал опальный роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» с предисловием Д.С. Лихачева. Внимание критиков и читателей было приковано исключительно к ним. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров, приближаясь к миллионным отметкам. «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» конкурировали в публикаторской активности.

Еще один поток литературного процесса второй половины восьмидесятых годов составили произведения русских писателей 20-30-х годов. Впервые в России именно в это время были опубликованы «большие вещи» А. Платонова - роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», другие произведения писателя. А. Платонов

Еще один поток литературного процесса второй половины восьмидесятых годов составили произведения русских писателей 20-30-х годов. Впервые в России именно в это время были опубликованы «большие вещи» А. Платонова - роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», другие произведения писателя.

А. Платонов

Публикуются обэриуты (ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде), Е.И. Замятин и другие писатели XX века. Тогда же наши журналы перепечатывали холившие в самиздате и опубликованные на Западе такие произведения 60-70-х годов, как «Пушкинский дом» А. Битова, «Москва - Петушки» Вен. Ерофеева, «Ожог» В. Аксенова и др. В. Аксенов Вен. Ерофеев

Публикуются обэриуты (ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде), Е.И. Замятин и другие писатели XX века. Тогда же наши журналы перепечатывали холившие в самиздате и опубликованные на Западе такие произведения 60-70-х годов, как «Пушкинский дом» А. Битова, «Москва - Петушки» Вен. Ерофеева, «Ожог» В. Аксенова и др.

В. Аксенов

Вен. Ерофеев

«Возвращенная литература» - «литература русского зарубежья»  Произведения В. Набокова, И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, М. Алданова, А. Аверченко, Вл. Ходасевича и многих других русских писателей возвратились на родину.

«Возвращенная литература» - «литература русского зарубежья»

Произведения В. Набокова, И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, М. Алданова, А. Аверченко, Вл. Ходасевича и многих других русских писателей возвратились на родину.

Характер литературного процесса определяет «задержанная», «возвращенная» литература. Не представляя современный срез литературы, именно она влияет на читателя в наибольшей степени, определяя его вкусы и пристрастия. Именно она оказывается в центре критических дискуссий. Критика, также освобожденная от сковывающих пут идеологии, демонстрирует широкий диапазон суждений и оценок. Впервые мы оказываемся свидетелями такого феномена, когда понятия «современный литературный процесс» и «современная литература» не совпадают. В пятилетие с 1986 по 1990 год современный литературный процесс составляют произведения прошлого, давнего и не столь отдаленного.

Характер литературного процесса определяет «задержанная», «возвращенная» литература. Не представляя современный срез литературы, именно она влияет на читателя в наибольшей степени, определяя его вкусы и пристрастия. Именно она оказывается в центре критических дискуссий.

Критика, также освобожденная от сковывающих пут идеологии, демонстрирует широкий диапазон суждений и оценок.

Впервые мы оказываемся свидетелями такого феномена, когда понятия «современный литературный процесс» и «современная литература» не совпадают.

В пятилетие с 1986 по 1990 год современный литературный процесс составляют произведения прошлого, давнего и не столь отдаленного.

Владимир Войнович В 1973 году Владимир Войнович отказался подписать официальное письмо советских писателей с критикой Александра Солженицына и Андрея Сахарова. В 1974 году был исключен из Союза писателей СССР. В 1975 году первая и вторая части

Владимир Войнович

В 1973 году Владимир Войнович отказался подписать официальное письмо советских писателей с критикой Александра Солженицына и Андрея Сахарова. В 1974 году был исключен из Союза писателей СССР.

В 1975 году первая и вторая части "Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина" были выпущены отдельным изданием в Париже (Франция). Вскоре в Москве состоялась встреча Войновича с сотрудниками Комитета государственной безопасности, в ходе которой, по словам писателя, его пытались отравить. Данные события и их "авторское расследование" легли в основу документальной повести "Дело №34840" (1994).

В январе 1980 года Владимир Войнович направил в редакцию газеты "Известия" письмо, в котором выразил негативное отношение к коллективам и отдельным людям, "которые уже приняли или еще примут участие в травле лучшего человека нашей страны - Андрея Дмитриевича Сахарова". В декабре того же года писатель вместе с супругой и дочерью по приглашению Баварской академии изящных искусств выехал в ФРГ сроком на один год. В июне 1981 года указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен советского гражданства. В 1981-1990 годах проживал в ФРГ (получил немецкое гражданство) и США, сотрудничал с радиостанцией "Свобода".

В 1985 году Войнович выпустил в США книгу очерков "Антисоветский Советский Союз", в 1986 году - роман-антиутопию "Москва 2042".

Во время перестройки, к концу 1980-х годов, отношение власти к Войновичу смягчилось, его произведения вновь стали появляться на страницах советских изданий. Так, в 1988-1989 годах в журнале "Юность" был опубликован роман "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". В 1989 году издательство "Московский рабочий" выпустило сборник повестей Войновича. В августе 1990 года писателю было возвращено советское гражданство, после чего он вернулся на родину.

 Владимир Дудинцев В 1956 году был опубликован роман «Не хлебом единым». Произведение, опубликованное в журнале «Новый мир» имело оглушительный успех. В романе повествуется о безуспешных попытках провинциального инженера Лопаткина продвинуть свое изобретение, которое способно ускорить жилищное строительство в разрушенной военной стране, и сделать его дешевле и эффективнее. Однако чиновники безразличны к изобретению честного и мужественного инженера, они из собственных корыстных побуждений поддерживают заведомо негодный проект, представленный столичным профессором. Сюжет произведения был ярким обращением к наболевшим проблемам современности. Точное описание деталей, тонкое наблюдение и описание психологических характеристик соответствуют лучшим традициям русской реалистической прозы.

Владимир Дудинцев

В 1956 году был опубликован роман «Не хлебом единым». Произведение, опубликованное в журнале «Новый мир» имело оглушительный успех. В романе повествуется о безуспешных попытках провинциального инженера Лопаткина продвинуть свое изобретение, которое способно ускорить жилищное строительство в разрушенной военной стране, и сделать его дешевле и эффективнее. Однако чиновники безразличны к изобретению честного и мужественного инженера, они из собственных корыстных побуждений поддерживают заведомо негодный проект, представленный столичным профессором. Сюжет произведения был ярким обращением к наболевшим проблемам современности. Точное описание деталей, тонкое наблюдение и описание психологических характеристик соответствуют лучшим традициям русской реалистической прозы.

Дудинцева обвинили в клевете. А после того выхода в 1959 году сборника «Повести и рассказы», и издания в 1960 году журнале философско-аллегорической «Новогодней сказки», в которой речь шла о ценности каждого мгновения жизни, которые часто тратятся впустую либо убиваются стремлением к ложным целям, публикации произведений Владимира Дудинцева были фактически запрещены.

В 1987 году, после начала «перестройки», Дудинцев получил возможность печатать свои произведения. В это время был издан роман Владимира Дудинцева «Белые одежды», который сразу вошел в историю современной русской литературы. Над своим знаменитым произведением Дудинцев работал на протяжении многих лет. Роман «Белые одежды» основан на рассказе о противостоянии в советской науке периода 1940-1950 годов ученых-генетиков и сторонников Т. Д. Лысенко, «академика-агронома», который утверждал, что при соответствующем уходе из ржи можно вырастить пшеницу. В произведении повествуется о том, как генетики тайком продолжают ставить свои опыты. В романе «Белые одежды» темой Святого Себастьяна воплощено актуальное в русской литературе периода 1960-1990-х годов соотнесение современности с мифологией, историей и религией

Александр Бек Творческое становление А.А. Бека пришлось на 40-е годы XX века. Повесть А. Бека «Волоколамское шоссе» была написана и опубликована впервые в журнале «Знамя» (1943, № 5, 6), первое название ее было «Панфиловцы на первом рубеже (повесть о страхе и бесстрашии)». Вторая публикация повести была осуществлена в 1944 году в журнале «Знамя» (№ 5, 6) и называлась «Волоколамское шоссе» с подзаголовком «Вторая повесть о панфиловцах». Третья повесть вышла в 1960 году в журнале «Новый мир»» (№ 2, 3) под заглавием «Несколько дней» с подстрочным примечанием: «Повесть «Несколько дней» является продолжением книги «Волоколамское шоссе»». Наконец, четвертая повесть напечатана в журнале «Новый мир» в 1960 году (№ 12) под названием «Большой резерв генерала Панфилова» с подстрочным примечанием: «Повесть «Резерв генерала Панфилова» завершает книгу «Волоколамское шоссе»».

Александр Бек

Творческое становление А.А. Бека пришлось на 40-е годы XX века. Повесть А. Бека «Волоколамское шоссе» была написана и опубликована впервые в журнале «Знамя» (1943, № 5, 6), первое название ее было «Панфиловцы на первом рубеже (повесть о страхе и бесстрашии)». Вторая публикация повести была осуществлена в 1944 году в журнале «Знамя» (№ 5, 6) и называлась «Волоколамское шоссе» с подзаголовком «Вторая повесть о панфиловцах». Третья повесть вышла в 1960 году в журнале «Новый мир»» (№ 2, 3) под заглавием «Несколько дней» с подстрочным примечанием: «Повесть «Несколько дней» является продолжением книги «Волоколамское шоссе»». Наконец, четвертая повесть напечатана в журнале «Новый мир» в 1960 году (№ 12) под названием «Большой резерв генерала Панфилова» с подстрочным примечанием: «Повесть «Резерв генерала Панфилова» завершает книгу «Волоколамское шоссе»».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!