СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Загадочное семечко

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по биологии по определению семян овощных культур

Просмотр содержимого документа
«Загадочное семечко»

Загадочное семечко


Автор: Кузнецова Елена Павловна.

Место работы: МБУДО СЮН г. Димитровграда Ульяновской области.

Должность: педагог дополнительного образования .


Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные ( наглядные материалы и демонстрационный опыт), игры, наблюдения (проведения замеров семян).

Занятие разработано для детей 10 – 12 лет второго года обучения по программе «Растениеводство» объединения «Юный агроном».


Цель: обобщение, углубление и детализация знаний учащихся о семенах овощных растений.

Задачи: формировать представления о развитии  растений из семян; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умения и навыки работы в команде, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы; развивать логическое и творческое мышление; способствовать развитие интереса к дальнейшему изучению выращивания овощей из семян.

Оборудование на 10 детей: стакан воды, марля, кусочек теста, йод, коллекция семян (6шт.), линейка (10шт.), семя подсолнечника, краткая характеристика семян овощных растений (10шт.), смесь из 5 видов семян (2шт.), блюдечко (12шт.), фото семян капусты, огурца, тыквы, моркови, томата, бобов, фото растений: томат, огурец, кабачок, тыква, укроп, перец их плоды и семена, семена - загадка.

ХОД ЗАНЯТИЯ


1 этап. Организационно-подготовительный и диагностический.

Создание благоприятного микроклимата с настроем детей на познавательную деятельность. Беседа по пройденным темам о семенах.

Мотивация к изучению новой темы: надо помочь бабушке определить семена , которые выпали из пакетиков с названиями.

2 этап. Основной.

СЕМЕНА ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР

В природе существуют семенной и вегетативный способы размножения растений. Большинство овощных растений раз­множают семенами. В качестве посадочного материала овощ­ных растений с точки зрения ботаники могут быть: семена (капуста, горох), односемянные плоды (салат, шпинат), двусе­мянные плоды (морковь, петрушка) и соплодия (свекла). Принадлежность семян к определенному роду и виду опре­деляют по внешним признакам: величине, форме, окраске по­верхности, запаху и т. д., пользуясь при этом специальными определителями. Однако у растений одного ботанического се­мейства семена по величине, форме и окраске иногда бывают весьма сходны между собой. В этом случае применяют другие способы определения, например, окрашивание некоторыми химическими реактивами или при помощи микроскопических исследований. Знание семян и умение различать их по внешним признакам необходимы агроному потому, что с морфологическими признаками семян связаны биологические и хозяйственные особенности овощных культур.





МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЯН

Зрелое семя любого овощного растения состоит из трех ос­новных частей: а) зародыш, который имеет все основные органы будущего растения - первичный корешок, почечку, одну или две семя­доли и зачаточный стебелек; б) запасные питательные вещества, которые используются в процессе прорастания семени. Запасы питательных веществ в семенах растений семейства Тыквенные, Бобовые, Крестоц­ветные и Сложноцветные расположены в семядолях. У расте­ний семейства Зонтичные, Пасленовые, Лилейные, Гречиш­ные и Злаковые запасные вещества находятся в эндосперме. У растений семейства Маревые - в перисперме; в) оболочка (кожура). У овощных культур семейства Зонтич­ные, Маревые, Гречишные, Сложноцветные и Злаковые обо­лочка семени одновременно является и плодовой оболочкой. У овощных растений этих семейств условно называют семена­ми (т. е. посевным материалом) не настоящие чистые семена, а сухие плоды. У растений семейства Крестоцветные, Лилейные и Бобовые посевной материал (семена) состоит из настоящих семян, вы­нутых из сухих плодов. Поэтому они имеют только одну се­менную оболочку. У растений семейства Тыквенные и Пасленовые посевной материал тоже является настоящими семенами, взятыми из со­чных мясистых плодов.

Проведем опыт, чтобы доказать, что в состав семян входят органические вещества.
1. Докажем, что в состав семян входят углеводы. Для этого возьмем кусочек теста, положим его в марлю. Края марли завернем так, чтобы получился мешочек. Опустим мешочек с марлей в стаканчик с водой. Вода стала мутной. В мутную воду капнем раствор йода. Вода стала темно-синей. Значит, в состав семени пшеницы входит углевод – крахмал.
2. Докажем, что в состав семян входят белки. Для этого развернем марлю. На марле осталась клейкая масса. Значит, в состав семян пшеницы входи  растительный белок – клейковина.
3. Докажем, что в состав семян входят жиры. Для этого на листе бумаги раздавим семена подсолнечника. Мы видим, что на бумаге осталось масляное пятно. Значит, в состав семени входит растительный жир – масло.

Раздается коллекция семян. Изучаем семена вместе. Обращается внимание на схожие семена по внешнему виду.

Похожие семена: редиса и редьки, огурца и дыни, томата и баклажана, капусты и брюквы, моркови, петрушки, укропа.


Делимся на 2 команды, придумываем их название.


Познавательная игра: «Чье это семя?» на определение семян овощных культур по описанию, по фото, используя коллекцию семян.

Игровое задание: Кто быстрее переберет смесь из различных овощных семян по фракциям?

Загадки о семенах

1. Цветок - крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод.

(горох)

2. Даже в день укоса, кустик ниже проса, зато семя одно - ста просинкам равно

(бобы)

3. Без окошек и дверей - полна горница людей (огурец)

Правильно подобрать друг к другу 2 половинки пословиц.

У кого весной простой,

у того амбар пустой.

Всякое семя

знает свое время.

Что посеешь,

то и пожнешь.

День прозевал,

урожай потерял.

Где сорняки растут,

там хлеба вянут.

Урожай собирай,

а сеять собирайся.

От худого семени

не жди доброго племени.

Чьими семенами не могут быть семена на фото?


капуста * горох * брюква


Чьими семенами не могут быть семена на фото?



Арбуз * дыня * огурец


Чьими семенами не могут быть семена на фото?



Кабачок * перец * тыква


Чьи семена на фото?

перец * редька * морковь

Чьи семена на фото?



Салат * укроп * томат

Чьи семена на фото?

Бобы * баклажан * лук








КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЯН ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ



1. Семена капусты. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.), шаровидные, гладкие, темно-коричневые. Запас­ные питательные вещества размещены в семядолях. Покровы - одна семенная оболочка. Семена капусты различных разно­видностей почти неразличимы. Их трудно отличить от других крестоцветных. Отличить семена разновидностей капусты можно по их микроскопическому рисунку. Се­мена капусты имеют, более светлую окраску, чем у брюквы.

2. Семена редиса. Настоящие, крупные (60-110 шт. в 1 г). Округло-яйцевидные, иногда с плоскими вдавленностями. Гладкие. Красновато-серые. Семядолей две. Запасные пита­тельные вещества размещены в семядолях. Покровы - одна се­менная оболочка. По наружному виду семена трудноотличимы от семян редьки.

3. Семена редьки такие же, как у редиса. Цвет более красно­ватый и меньше вдавленностей.

4. Семена репы. Настоящие, мелкие (в 1 г 600-900 шт.). Ша­ровидные, гладкие, светло-коричневые, семядолей две.

5. Семена брюквы. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.). Шаровидные, гладкие, темно-коричневые.

6. Кресс-салат имеет небольшой плод-стручок – округло - яйцевидной формы с крылышками, растрескивающийся в про­дольном направлении. В каждом из двух отделений плода на­ходятся по 1-2 семени. Семена настоящие, светло-красно-ко­ричневые, имеют высокую всхожесть и сохраняют ее в течение 3-4 лет.

7. Семена моркови. Ботанические плоды двусемянки, око­лоплодники, сросшиеся с семенами. Семянки соединены меж­ду собой карпофорами. Мелкие (в 1 г 600-900 шт.). Плод име­ет овальную форму, поверхность продольно-ребристая. На ребрах густо расположены тонкие, острые шипики. Семена зе­леновато-серые, шипики беловатые. Семядолей две. Покровы: верхний - околоплодник, нижний - семенная оболочка (срос­шиеся). Богаты эфирными маслами. Издают специфический пряный запах.

8. Семена петрушки. Ботанические плоды двусемянки. Се­мянки соединены между собой карпофорами. Мелкие (в 1 г600-900 шт.). Плод двусемянка имеет яйцевидную форму. На верхушке плода два крючкообразных усика. Поверхность про­дольно-ребристая. Ребра крутые, беловатого цвета, без шипиков. Семена имеют зеленовато-коричневый цвет. Покровы - сросшиеся плодовая и семенная оболочки. Богаты эфирными маслами, имеют специфический запах.

9. Семена укропа. Ботанические плоды двусемянки. Мел­кие (в 1 г 600-900 шт.). Форма одной семянки - плоский ши­рокоовальный, в середине утолщенный диск, более вытяну­тый, чем у пастернака. На поверхности имеются продольные, мелкие, частые ребрышки. Цвет в середине диска темно-се­рый, кромки желтоватые. Обладают резким пряным запахом. Остальные признаки сходны с признаками пастернака.

10. Семена столовой свеклы. Ботанические плоды (соплодия-клубочки). Каждый плодик, раскрывающий коробочку, срастается с древеснеющим околоцветником, образуя ложный плод. Несколько ложных плодиков еще срастаются друг с дру­гом, образуя твердое соплодие-клубочек. В соплодии может быть от 2 до 8 отдельных раскрывающихся при созревании ко­робочек. Семена-клубочки свеклы крупные (в 1 г 10-60 шт.). Форма округлая, поверхность морщинистая. Цвет серый с раз­личными оттенками, иногда зеленовато-серый. В каждой ко­робочке одно семя. Зародыш семени серповидно изогнутый, имеет две семядоли. Запасные питательные вещества находят­ся в перисперме. Покровы каждого семени состоят из семен­ной, плодовой оболочек и одревесневшего околоцветника.



11. Семена лука репчатого. Настоящие, средние (в 1 г 150-350 шт.), форма угловато-сегментная, граненая, с более заос­тренным основанием. Гладкие, блестящие, черные (чернушка).

Зародыш имеет одну семядолю серповидно изогнутую и погруженную в эндосперм. Покровы - черная се­менная оболочка.


12. Семена томата. Настоящие, средней величины (в 1г 200-250 шт.). Плоские, округлые, слегка вытянутые к основа­нию. Поверхность ворсистая (как бы опушенная), цвет серова­то-матовый. Покров состоит из одной семенной оболочки.

13. Семена баклажана. Настоящие, средней величины (в 1 г 100-500 шт.). Плоские, чечевицеобразные или неправильно дискообразные, с выемкой, углублением около основания. Гладкие, розовато-желтые.

14. Семена перца. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.), плоские, округлые, с носиком, похожим на отверстие у основания, гладкие, желтовато-белые (светло-кремовые).

15. Семена огурца. Настоящие, крупные (в 1 г 10-60 шт.), форма плоская, овальная. Основание круто заостренное. Глад­кие. Цвет белый. Зародыш имеет две сильно развитые семядо­ли. Покров состоит из одной оболочки. Иногда встречается в виде тонкой, прозрачной пленки остаток перисперма.

16. Семена дыни. Настоящие, крупные (в 1 г около 10 шт.). Овальные у основания, менее симметричные, чем огуречные. Гладкие. Цвет желтовато-белый, с большей желтизной, чем огуречные.

17. Семена арбуза. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1 - 10 шт.) форма семян плоская, с небольшой объемистостью к основанию, носик небольшой, туповатый. Поверхность гладкая, блестящая. Окраска чаще черная, темно-коричневая (встречаются серова­тые с черным ободком). Остальные признаки такие же, как у семян огурца.

18. Семена тыквы. Настоящие, очень крупные (в 1 г 2-10 шт.). Плоские, широкие, овально-вытянутые, к основанию слабо за­остренные. Гладкие. Окраска желтовато-белая или белая. У боль­шинства семян края как бы спаяны ободком. Остальные призна­ки такие же, как у семян огурца. Семена кабачка мельче, более вытянутые, менее широкие и более тупые с концов.

19. Семена гороха. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-10 шт.) Шаровидные, гладкие и морщинистые, желтовато-белые и дру­гих окрасок. Зародыш имеет две сильно развитых толстых семя­доли. Покров семени состоит из одной семенной оболочки. При прорастании семядоли на поверхность почвы не выбрасываются.

20. Семена бобов. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-2 шт.). Форма почковидная. Поверхность гладкая, чаще черная, бурая, синеватая. Остальные признаки такие же, как у семян го­роха. При прорастании семядоли выбрасываются на повер­хность почвы.

21. Семена фасоли. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-5 шт.). Форма чаще почковидная, уплощенная. Поверхность гладкая, мозаичной окраски и расцветок. При прорастании семян у мно­гих сортов фасоли семядоли остаются в земле. Остальные при­знаки такие же, как у гороха.

22. Семена салата. Ботанические плоды семянки, очень мелкие (в 1 г 1000-2000 шт.). Форма сильно вытянутая, семена, заостренные к основанию. В поперечном разрезе имеют округ­лый вид. Поверхность покрыта частыми продольными бороз­дками. Окраска темно-коричневая и белая. На верхушке име­ется летучка. Зародыш имеет две развитые семядоли. Покров - кожистый околоплодник, не сросшийся с семенем.






Соедини правильно стрелкой название овоща и описание его семени.

Настоящие, крупные (в 1 г 10-60 шт.), форма плоская, овальная.

Основание круто заостренное. Глад­кие. Цвет белый.

Зародыш имеет две сильно развитые семядо­ли. горох

Покров состоит из одной оболочки. Иногда встречается в виде

тонкой, прозрачной пленки остаток перисперма.

*

Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-10 шт.) Шаровидные,

гладкие и морщинистые, желтовато-белые и дру­гих окрасок. арбуз

Зародыш имеет две сильно развитых толстых семя­доли.

Покров семени состоит из одной семенной оболочки.

.*

Ботанические плоды двусемянки. Форма одной семянки

- плоский ши­рокоовальный, в середине утолщенный диск.

На поверхности имеются продольные, мелкие, частые ребрышки. огурец

Цвет в середине диска темно-се­рый, кромки желтоватые.

Обладают резким пряным запахом.

*

Настоящие, очень крупные (в 1 г 1 - 10 шт.)

форма семян плоская, с небольшой объемистостью к основанию, укроп

носик небольшой, туповатый. Поверхность гладкая, блестящая.

Окраска чаще черная, темно-коричневая .



Соедини вместе овощное растение, его плод и семена (томат, тыква, огурец, кабачок, укроп, перец).



3 этап. Итоговый.

Подведение итогов игры. Рефлексия. Оценить свою работу и работу соперников, наградив всех эмблемой. Определение загадочного семени.

Домашнее задание: помочь определить семена.

Определение перспектив при дальнейшем изучении данной темы.



ЛИТЕРАТУРА


1.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.

2.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос, 1999.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!