Заглавная буква в именах собственных.
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
2) продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
5) прививать любовь к родной стране.
Ход урока
Организационный момент
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять,
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Поприветствуем друг друга улыбкой и пожелаем друг другу удачи.
II. – Определение темы урока .
– Прочитайте предложение, записанное на доске:
Никита Ковалев читал книгу о городах России: Костроме, Новосибирске, Курске, Кирове.
– Почему так много слов написано с заглавной буквы?
Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше
Всех букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
имя улицы,
города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак!
Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок?
III.Минутка чистописания.
– Запишите сочетания букв и предложение.
Больше дела, меньше слов.
– Объясните значение пословицы.
III. Словарная работа
- Познакомимся с новым словом из словаря. Постарайтесь его узнать в этой записи:
Собака- домашнее животное семейства псовых, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжках (на Севере) словарь Ожегова
Со-ба-ка - 3 слога, 3 гласных, 3 согласных.
Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки, вставьте пропущенное слово собака. Объясните данные выражения.
….лает, а караван идёт.
…на сене.
…съесть.
Маленькая … до старости щенок.
Как кошка с … живут (о постоянно ссорящихся людях).
- Такие выражения называются фразеологизмами.
IV. Физкультминутка (для глаз) .
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где крыльцо и где окно,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
V. Работа по теме урока.
1. На доске запись:
У забора сидит пёс.
У забора сидит пёс (Б,б)арбос.
-Что написано на доске?
-Что общего в предложениях?
-Какое различие можно назвать в предложениях?
-Какой можете сделать вывод?
Агния Львовна Барто часто писала стихи про девочку Таню. Сергей Михайлович Михалков писал про дядю Степу и его сына.
И однажды утром рано
Мы услышим в тишине:
«Космонавт Егор Степанов
С Марса шлет привет Луне».
– Выпишите только имена собственные.
– Сделайте вывод. (Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы. Названия планет пишем с заглавной буквы.)
– А еще названия каких планет вы знаете?
– С творчеством каких поэтов мы познакомились?
– А кто из писателей писал рассказы для детей о природе? (Виталий Валентинович Бианки, Михаил Михайлович Пришвин.)
– Как называется наш областной город?
– Названия каких еще городов вы знаете?
– Как надо еще писать названия городов? (Слово «город» – имя нарицательное, пишем с маленькой буквы, Ростов-на-Дону – имя собственное, пишем с заглавной буквы.)
– Какие реки протекают через этот город?
– Названия каких еще рек вы знаете?
– Назовите клички животных. (Кошка Мурка, собака Булька, корова Зорька.)
А сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию, имя и отчество.
VI. Физминутка
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка
Поросёнок Гришка,
Красивые Синички.
Как напишешь клички?
VII. Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.
-Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.
(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.
Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.
В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.
Самопроверка, самооценка
VIII. Подведение итогов урока.
- Дополните одну из фраз:
Сегодня на уроке
я узнал…
я понял…
мне было интересно…
мне было трудно…
IX. Рефлексия.
- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, положите в корзину розовый цветочек.
- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, прикрепите синий цветочек.
- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, прикрепите оранжевый цветочек.
- Очень приятно, что преобладают красные и синие цветочки. Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.
- Спасибо за урок!