СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Заглянём в кладовые земли» Школа России. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Задачи:

Образовательная:  дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам. 

Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. 

Тип урока: урок- исследование.

Планируемые результаты:

Личностные:    готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: учить  различать составные части гранита, а также горные породы и минералы, получить  возможность научиться составлять собственную коллекцию.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

 коллективная, индивидуальная,  парная

Средства обучения: учебник "Окружающий мир" для 2 класса (автор – Плешаков А. А. ),  коллекция полезных ископаемых , презентация в программе PowerPoint, тест.   Основные понятия,   изучаемые  на уроке: полезные ископаемые, горные породы, минералы.

Оборудование: Образцы полезных ископаемых, учебники, листы с заданиями.

Просмотр содержимого документа
««Заглянём в кладовые земли» Школа России. 2 класс»

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме:

«Заглянём в кладовые земли» Школа России.

УЧИТЕЛЬ: Ширинова А.А.

Учебный предмет: окружающий мир

Автор УМК: А.А. Плешаков.

Класс : 2

Тема урока:  ЗАГЛЯНЁМ В КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ.

Цель урока: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Задачи:

Образовательная: дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам. 

Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. 

Тип урока: урок- исследование.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: учить различать составные части гранита, а также горные породы и минералы, получить возможность научиться составлять собственную коллекцию.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

коллективная, индивидуальная, парная

Средства обучения: учебник "Окружающий мир" для 2 класса (автор – Плешаков А. А. ),  коллекция полезных ископаемых , презентация в программе PowerPoint, тест.

Основные понятия, изучаемые на уроке: полезные ископаемые, горные породы, минералы.

Оборудование: Образцы полезных ископаемых, учебники, листы с заданиями.





Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.


Цель этапа: побудить учащихся к активной деятельности на уроке.


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок, где вы сможете побывать в роле ученого- исследователя.

сотрудничество.


Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные:

Умение слушать.

Этап мотивации


Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к изучению нового материала.

Ваша задача, сейчас слушать внимательно, чтобы отгадать загадки.

Как можно объединить эти слова, что нам сегодня предстоит исследовать?

Мел, песок, глина, гранит - это полезные ископаемые.


Ученики отгадывают загадки.



Полезные ископаемые.



Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;


Этап актуализации знаний


Цель этапа: постановка проблемы и поиск решений.

Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы

пишите на доске, уголь – всё это горные породы.

Из горных пород, называемых рудами, добывают

различные металлы.

Все горные породы, полезные для человека,

так и называются – полезные ископаемые. Почему

ископаемые?

Многие из полезных ископаемых находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.







Предположения детей.









Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Открытие новых знаний.

Цель этапа:

стимулировать:

- интерес к природным богатствам;

- ввести понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение»

Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли.

Вода горных рек несет с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички.

Они опускаются на дно моря. Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются

в горные породы — песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озер, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки.

За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода — известняк.

Мел, которым вы пишете, — это и есть известняк.

Вы, конечно, не раз видели мелкие озера или болота, вокруг которых растет лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озер и болот много миллионов лет назад и пролежавших там все это время, образовался каменный уголь. А золотисто-желтый янтарь — это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму — огненную жидкость.

По глубоким трещинам в Земле раскаленная магма поднимается к поверхности и вырывается наружу.

В таких случаях происходят вулканические извержения.

Из вулкана вылетают камни и изливается магма.

На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из нее образуется базальт — очень прочная горная порода. Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы. Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

До сих пор мы говорили о твёрдых породах.

Но есть горные породы жидкие, например, нефть и газообразные – природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут

поиск полезных ископаемых.

Мы с вами выяснили, что такое горные породы и как они образуются. Нам встречалось слово минералы. Что это такое и чем минералы отличаются от горных пород?

Возьмите обычную поваренную соль или рассмотрите простой карандаш, стержень которого составляет графит. Есть среди минералов и редкие: серебро, золото, алмазы.

Большинство драгоценных камней – минералы. Наиболее почётное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.

Есть среди минералов такие, которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы.

Известняки залегают в земле громадными слоями.

К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Чтобы отличить известняк от других камней, надо капнуть на него несколько капель уксуса – послышится шипение и начнёт выделятся газ.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мелких частиц. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок незаменим в стекольном производстве. Глина – тоже очень широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А кроме того, из разных сортов глины получают фарфор и фаянс. Название «гранит» происходит от слова «гранум», что значит «зерно».

Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраски. Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идёт на возведение фасадов больших зданий, монументов.



Слушают учителя.












































Ответы детей:

Минералы окружают нас повсюду.

Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые.

С минералами мы сталкиваемся ежедневно.


Рассматривают карандаш.










Проводим опыт с известняком и уксусом.

Познавательные умения: - раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение»;

Коммуникативные:

Умение слушать.

Практическая работа «Состав гранита»


Цели: исследовать образцы минералов и горной породы – гранита;

- определить состав и свойства гранита.


Предлагаю приступить к исследованию.

Задание 1) Рассмотрите кусочек гранита.

Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

Задание 2) Рассмотрите образцы полевого шпата, кварца и слюды.

Эти минералы, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит.

К неживой природе относятся горные породы

и минералы. Одна из горных пород – гранит.

Он состоит из полевого шпата, кварца и слюды.

Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых.

Одни используются в строительстве (песок глина, гранит), другие – как топливо (каменный уголь, торф, нефть газ), из третьих выплавляют металлы.


Рассматривают экспонаты коллекции. Пытаются объяснить, что каждый минерал придает граниту (цвет, прочность, блеск).

Сравнивают образцы минералов.


Личностные: оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов;

Предметные:

- различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение;

- определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;


Физкультминутка

Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью


Солнышко, солнышко, золотое зернышко…



Поют и выполняют движения.


Выполнение действий по образцу.


Работа с учебником

Цель:

Открываем учебник на стр.46-47. Наша задача прочитать статью «Моя коллекция», а затем ее обсудить.

Вопросы:

1) Что такое гранит?

2) Из чего он состоит?

3) Где можно встретить горные породы?

4) Как человек использует богатства земных кладовых?

Фронтальная беседа:

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.



Ориентируются на страницах учебника.


Отвечают на поставленные вопросы.






Рассказывают о глине, песке, торфе , мраморе, нефти, каменном угле, металлах. (материал из приложения 3).

Остальные добавляют известные сведения о полезных ископаемых.


Предметные:

- различать горные породы и обосновывать своё мнение;

- определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;



Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.


7. Закрепление пройденного материала


Цели :-познакомить с полезными ископаемыми;

- дать объяснение выражению «полезные ископаемые»;

- узнать использование и применение полезных ископаемых.


Теперь, дорогие ученые-исследователи, после исследований, нужно сделать какие-то выводы. Ваша задача пройти тестирование, которое лежит у вас на столах. Всем желаю удачи.

Тест:

1. К какой природе относятся горные породы и минералы?

а) живой

б) неживой

с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?

а) драгоценный камень

б) ценное топливо

в) горная порода

г) минерал

3. Из чего состоит гранит?

а) полевой шпат, кварц, слюда

б) уголь, железо

в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?

а) встречаются только в горах

б) легко увидеть в горах

в) можно заметить только с большой высоты

5. Где можно увидеть горные породы в равнинной местности

а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек

б) в лесу

в) в болоте

г) в бескрайних полях

6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?

а) для еды

б) в строительстве, для изготовления украшений

в) для постройки лодок, кораблей.

Проходят тестирование.




Правильные ответы:

1. К какой природе относятся горные породы и минералы?

А) неживой



2. Что такое гранит?

В) горная порода




3. Из чего состоит гранит?

А) полевой шпат, кварц, слюда



4.Почему горные породы так называются?

Б) легко увидеть в горах


5. Где можно увидеть горные породы в равнинной местности

А) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек



6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?

Б) в строительстве, для изготовления украшений

Регулятивные:

Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины.




Итог урока. Рефлексия.



Учитель: - Оцените свои достижения на уроке.

(красный смайлик - что-то не понял, что-то не получилось

Жёлтый смайлик - понял, но не всё

Зелёный смайлик – всё понял, всё получилось)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? 
- Как вы думаете, нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?


Самооценка.










Ответы на вопросы.

Познавательные:

Оценка процесса и результата деятельности.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные:

Уметь выражать свои мысли.

Личностные:

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.






















Самоанализ открытого урока во 2 Г классе.

Учитель начальных классов

МБОУ Одинцовская гимназия № 14

Ширинова Анастасия Андреевна

Тема урока:  ЗАГЛЯНЁМ В КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ.

Цель урока: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Планируемые результаты:

Предметные: учить различать составные части гранита, а также горные породы и минералы, получить возможность научиться составлять собственную коллекцию.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение»;

Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины;

Регулятивные: умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно. Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Урок прошел в запланированном темпе, были логически выполнены и завершены все его структурные элементы.

Я считаю, что урок получился результативным, так как в ходе урока были реализованы все поставленные мною задачи, как дидактические, так воспитательные и развивающие. Все дети работали активно, отвечали на поставленные вопросы, справились со всеми заданиями.

Выбор структуры урока обусловлен целями и задачами урока. В связи с этим урок насыщен разнообразными видами работы (фронтальная, индивидуальная, практическая). Так как дети имеют повышенный интерес к уроку окружающего мира и достаточные для работы знания, то выдвинутые при планировании урока задачи соответствовали способностям класса и продвинули их на новую ступеньку развития.

Практическая работа с гранитом  укрепила природоведческие знания детей.

Доброжелательная обстановка также способствовала активизации мыслительной деятельности.

Время на уроке было использовано рационально, вовремя проведена физкультминутка. Много было наглядного и дополнительного учебного материала.

Считаю, что на данном уроке реализовывались такие принципы развивающего обучения:

принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип осознания процесса учения, принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием учащихся.

Вывод: урок прошел организованно, дети были активны, материал урока усвоен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!